Дата Исполнительного Производства Что Значит
Содержание
Исполнительное производство
Добиться принудительного исполнения требований решения суда поможет исполнительное производство.
Само существование процедуры направлено именно на то, чтобы выигравшая сторона имела способ добиться реального исполнения решения суда. А не на бумаге.
Государство создало аппарат должностных лиц, в чьи полномочия включено право осуществлять исполнительные действия и давать обязательные указания.
Исполнительное производство имеет свои основания, принципы и стадии. Регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 228-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Как возбуждается исполнительное производство
Основанием для исполнительного производства, то есть принудительного исполнения, станет один из следующих документов (исполнительный документ):
- исполнительный лист, который получает сторона, выигравшая дело. После вступления решения в силу;
- вступивший в законную силу судебный приказ;
- соглашение об уплате алиментов или его копия, удостоверенные нотариально в соответствии с законодательством РФ;
- выданные комиссиями по трудовым спорам в соответствии с ТК РФ удостоверения;
- акты о взыскании сумм обязательных платежей с индивидуального предпринимателя, выданные Пенсионным фондом РФ или Фондом социального страхования РФ;
- акты иных органов власти, осуществляющих контрольные функции, когда такие требования самим должником не исполнены и на расчетных или иных счетах должника денежных средств для списания недостаточно (обязательно должны быть приложены справки банковских или иных кредитных организаций);
- вступившие в силу постановления судов и органов государственной власти о привлечении к административной ответственности;
- иные судебные и несудебные акты, в т.ч. постановления судебного пристава, определения суда об обеспечении иска.
К исполнительным документам закон предъявляет определенные требования, установленные ст. 13 Закона. Заинтересованное лицо может предъявить их к исполнению только в течение определенного периода. Для судебных актов – в течение 3 лет с даты вступления в силу, удостоверения комиссии по трудовым спорам – 3 месяцев и т.п.
Органы исполнительного производства
Заинтересованной стороной исполнительного производства является взыскатель. И только он может начать исполнительное производство. Ни суд, ни третье лицо (кроме представителя при наличии в доверенности такого права).
Именно взыскатель направляет в уполномоченную организацию – Федеральную службу судебных приставов – соответствующий исполнительный документ.
И не только сам документ, но и отдельное заявление о возбуждении исполнительного производства.
Именно на должностных лиц ФССП РФ возложены функции принудительного исполнения. Требования таких должностных лиц обязательны для всех государственных и негосударственных органов, организаций и физических лиц. Полномочия судебных приставов регламентированы специальным законом «О судебных приставах».Есть случаи, когда взыскателю для исполнения вышеуказанных документов необязательно обращаться к приставам. Он может сам обратиться с исполнительным документом к одной из следующих организаций:
- банк (иная кредитная организация). Требование должно основываться на взыскании с должника в пользу взыскателя денежных средств или об их аресте. Одновременно с исполнительным листом в банк предоставляется информация о взыскателе (установочные и паспортные данные с указанием регистрации по месту жительства и фактическом проживании, ИНН), о должнике (наименование, ОГРН, ИНН, место госрегистрации и юридический адрес), реквизиты банковского счета взыскателя, куда надлежит перечислить денежные средства;
- участник рынка инвестиций, который ведет самостоятельно реестр ценных бумаг, или держатель реестра таких бумаг. Требование должно быть обусловлено необходимостью списания ценных бумаг на счет взыскателя. Сведения о взыскателе и должнике указываются в обязательном порядке;
- работодатель, иная организация, которая выплачивает должнику пенсию, стипендию, любые иные периодические платежи. При этом в пользу взыскателя может взыскиваться самостоятельно сумма, не превышающая 25 000 руб., также взыскатель предоставляет сведения о себе и должнике, а также реквизиты своего счета.
Процедура исполнения решений иностранных судов имеет свои особенности.
Стадии исполнительного производства
Исполнительное производство состоит из 3 стадий:
- Возбуждение исполнительного производства. Инициируется оно направлением самим взыскателем. Он определяет, в какое именно подразделение направить документы. Исходя из места совершения исполнительных действий, т.е. местожительства должника или нахождения его имущества. Если они ему вдруг неизвестны, достаточно обратиться на имя главного судебного пристава (начальник службы в субъекте РФ). В течение 3 дней с даты поступления указанных документов судебный пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, копия которого направляется должнику. Должник имеет право в течение 5 дней с даты получения такой копии добровольно удовлетворить требования взыскателя.
- Принудительное исполнение акта, осуществление исполнительных действий. Стороны исполнительного производства обладают правами и обязанностями при реализации судебным приставом своих полномочий, в т.ч. подать жалобу на действия судебного пристава-исполнителя.
- Завершение исполнительного производства. Оканчивается оно в идеале фактическим исполнением должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа. Есть и негативные для взыскателя способы прекращения исполнительного производства: возвращение исполнительного листа (ст. 46 Закона), ликвидация должника или признание его банкротом и т.п.
Таким образом, только в рамках исполнительного производства должностные лица могут совершать действия, которые будут способствовать принудительному исполнению судебных решений.
Источник: https://iskiplus.ru/ispolnitelnoe-proizvodstvo/
Исполнительное производство: понятие и порядок возбуждения
Вступивший в законную силу (а в случаях обращения к немедленному исполнению — и не вступивший в законную силу) судебный акт должен быть исполнен обязанным лицом — должником.
Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу которого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение.
Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства.
Исполнительное производство является составной частью механизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет цель, субъектный состав, объект, содержание, основания возбуждения и завершения.
Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу. Процесс по защите права не оканчивается вынесением решения и вступления его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса.
Ряд ученых выделяет исполнительное производство в отдельную стадию (см., напр., Мохов А.А., Воронцова И.В., Семёнова С.Ю. Гражданский процесс (гражданское процессуальное право) России: учебник / отв. ред. А.А. Мохов. — М.: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2017).
Однако существует мнение, что исполнительное производство как самостоятельная стадия существовало по ранее действовавшему процессуальному законодательству.
А в связи с реформированием порядка исполнения судебных решений, принятием Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а затем и поправок в ГПК исполнительное производство как самостоятельная стадия гражданского процесса существовать перестала.
Тем не менее, тесная связь между гражданским процессуальным и гражданским исполнительным правом сохраняется. Исполнительное производство является продолжением процессуальной формы защиты субъективных интересов.
Вопросы исполнительного производства, отнесённые к компетенции судов, разрешаются в соответствии:
- с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов,
- с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции,
- с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.
См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 | «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов посредством использования механизмов государственного принуждения.
Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).
Принудительному исполнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве, и в соответствии с исполнительными документами, подлежат лишь решения о присуждении (исполнительные решения), выносимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к совершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.
Правила, регулирующие исполнительное производство, носят универсальный характер, обеспечивая принудительную реализацию субъективного материального права или интереса и в тех случаях, когда вопрос об их защите являлся предметом несудебных юрисдикционных органов. Таким образом, исполнительное производство обслуживает не только гражданское судопроизводство, но и другие ветви судебной системы Российской Федерации, например, арбитражные суды, а также деятельность иных органов (нотариата, третейского суда и т.д.).Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов.
Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве, устанавливает перечень исполнительных документов, требования, предъявляемые к ним, и правовые последствия нарушения этих требований, меры принудительного исполнения и основания их применения, четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления.
Важно отметить, что Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентирует порядок принудительного исполнения не только актов судов общей юрисдикции, но также актов иных органов.
Цели и задачи исполнительного производства указаны в ст. 2 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Цели исполнительного производства:
- защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
- обеспечение исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Задача исполнительного производства:
- правильное и своевременное исполнение судебных акты, актов других органов и должностных лиц и иных исполнительных документов в случаях, предусмотренных законом.
Принципы исполнительного производства (ст. 4 ФЗ):
- законности;
- своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
- уважения чести и достоинства гражданина;
- неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
- соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Не подлежат принудительному исполнению:
- Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реализуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами; копия установительного решения служит основанием для регистрации или оформления соответствующих фактов, правоотношений.
- Решения по делам особого производства, а также решения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений (например, решения суда об оспаривании гражданином решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы).
Некоторые определения судов общей юрисдикции также подлежат исполнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве (например, определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений суда).
Возбуждение исполнительного производства
Ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства.
Основания для возбуждения исполнительного производства:
- наличие исполнительного документа и заявления взыскателя;
- без заявления взыскателя, когда суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю;
- без заявления взыскателя при вынесении в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.
В заявлении могут содержаться
- ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также
- ходатайство об установлении для должника ограничений, предусмотренных Федеральным законом;
- известные взыскателю сведения о должнике.
К заявлению могут прилагаться, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Федерального закона.
Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в 5-дн. срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.
Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-дн. срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
О добровольном исполнении
Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель
Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.
Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Отказ в возбуждении исполнительного производства
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ispolnitelnoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbuzhdeniya
Ст. 47 ч. 1 п. 6 Закона «Об исполнительном производстве» — что означает?
› Исполнительное производство
Способ окончания исполнительного производства напрямую зависит от имущественного положения должника, а также от его желания оплатить имеющуюся задолженность.
Однако имеются ситуации, когда окончание исполнительного производства не зависит от инициативы судебного пристава-исполнителя и связано с изменением правового положения должника.
Одна из таких ситуаций — ликвидация должника-организации.
Процедура ликвидации юридического лица предусмотрена ст.61 — 64 Гражданского кодекса РФ и подразумевает под собой прекращение деятельности организации без перехода кому-либо её прав и обязанностей.
При ликвидации юридического лица создаётся ликвидационная комиссия или назначается ликвидатор, которые решают все вопросы, связанные с прекращением деятельности компании, включая выплату имеющейся задолженности.
Действия судебного пристава при ликвидации должника
О том, что должник находится в состоянии ликвидации судебный пристав может узнать несколькими путями:
- от сторон исполнительного производства;
- от налоговой службы. Запрос в ИФНС входит в число стандартных запросов, направляемых сразу после возбуждения исполнительного производства. В выписке из единого государственного реестра юридических лиц, прилагаемой к ответу на запрос судебного пристава, как правило имеется вся необходимая информация относительно должника, включая текущее состояние юридического лица.
Если в отношении организации, находящейся в процедуре ликвидации, имеются возбуждённые исполнительные производства, они подлежат окончанию в соответствии с п.6 ч.1 ст.47 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Оригиналы исполнительных документов в этом случае направляются в ликвидационную комиссию, которая в дальнейшем будет осуществлять выплаты по исполнительным документам, исходя из очерёдности погашения задолженности и имеющихся у юридического лица средств.
После окончания исполнительного производства вся ответственность за расчёты со взыскателями лежит на ликвидаторе.
В соответствии с п.6 ст.
96 ФЗ «Об исполнительном производстве» после направления исполнительного документа ликвидатору и окончания исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя сохраняется право на осуществление проверки правильности выплат по исполнительным документам, которые направлены в ликвидационную комиссию. Это касается исполнительных документов, исполнение которых имеет периодический характер.
При окончании исполнительного производства, судебный пристав должен снять все аресты и ограничения в отношении имущества должника. Это необходимо для того, чтобы у ликвидатора не возникало сложностей с его реализацией при осуществлении выплат кредиторам.
Итак, получив сведения о нахождении должника в процедуре ликвидации пристав:
- оканчивает исполнительное производство;
- направляет оригинал исполнительного документа в ликвидационную комиссию;
- уведомляет об этом стороны исполнительного производства;
- снимает запреты и ограничения в отношении имущества.
Какие исполнительные листы не направляются ликвидатору
Имеется ряд исполнительных документов, которые не подлежат направлению ликвидатору. К ним относятся исполнительные листы:
- о признании права собственности;
- об истребовании имущества из чужого незаконного владения;
- о применении последствий недействительности сделок;
- о взыскании задолженности по текущим платежам.
В этих случаях исполнительное производство не подлежит окончанию по ст 47 ч 1 п 6 Закона об исполнительном производстве и продолжается его принудительное исполнение судебным приставом.
Пример
По рассматриваемому вопросу можно сделать следующие выводы:
- если в отношении организации-должника инициирована процедура ликвидации, то исполнительное производство подлежит окончанию, а исполнительные документы направляются ликвидатору или в ликвидационную комиссию;
- при окончании исполнительных производств, пристав снимает все аресты и ограничения в отношении имущества;
- категории исполнительных производств, которые не оканчиваются при ликвидации, определены в ч.4 ст.96 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
- при обращении взыскателя о нарушениях при выплате ликвидатором задолженности, судебный пристав вправе произвести проверку правильности перечислений.
Ст. 47 ч. 1 п. 6 Закона «Об исполнительном производстве» — что означает? Ссылка на основную публикацию
Источник: https://zakon-zakon.com/ispolnitelnoe-proizvodstvo/st-47-ch-1-p-6-chto-oznachaet
Все что вам надо знать о сводном исполнительном производстве
Опыт показывает, что взыскатели порой имеют весьма туманное представление о сводном исполнительном производстве. Это неудивительно, так как сводное исполнительное производство — объект весьма специфичный и лучше всего его можно понять, когда ведешь его сам.
Но поскольку не у всех есть возможность и необходимость вести сводное исполнительное производство лично, давайте разбираться вместе.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что наиболее распространенной ошибкой является понимание сводного исполнительного производства как некого нового исполнительного производства, которое возникает, вместо объединенных в него исполнительных производств. Из этой ошибки появляются требования в жалобах: «окончить сводное исполнительное производство» и т.п.
На самом деле, сводное исполнительное производство это не новое единое исполнительное производство. В сводном исполнительном производстве объединенные исполнительные производства по-прежнему остаются самостоятельными – они самостоятельно могут быть окончены,прекращены, приостановлены при наличии законных оснований.
К сводному исполнительному производству присоединяются новые исполнительные производства, из сводного исполнительного производства исключаются исполнительные производства, в случая их окончания или прекращения.
Если, например, по какому-то самостоятельному исполнительному производству отзывается взыскателем исполнительный документ, то данное исполнительное производство оканчивается и со сводным исполнительным производством ничего не происходит, никаких отдельных специальных постановлений не выносится.
Сложней ситуация, когда оспариваются действия и заявитель жалобы просит приостановить сводное исполнительное производство. Здесь много зависит от конкретных фактических обстоятельств дела. Если оспаривается арест имущества в пользу всех взыскателей, то возможно приостановление всего сводного исполнительного производства.
Если же оспаривается что-то касающееся конкретного исполнительного производства (например – законность выдачи исполнительного документа, зачет встречных однородных требований между должником и взыскателем), то приостановление всего сводного исполнительного производства нарушит права других взыскателей на получение присужденного с должника.
В данном случае должно быть приостановлено конкретное исполнительное производство, в рамках которого оспариваются те или иные процессуальные действия.
Причем исполнительное производство может также быть приостановлено как полностью, так и в части (например, в части передачи на реализацию арестованного имущества, оценка которого оспаривается).
Приостановление исполнительного производства полностью или в части предусмотрено статьями 39 и 40 Закона об исполнительном производстве.
В каких случаях исполнительные производства подлежат объединению в сводное исполнительное производство
Исполнительные производства могут объединяться в сводное исполнительное производство по должнику или взыскателю (статья 34 Закона об исполнительном производстве).
То есть, если имеется несколько исполнительных производство по взысканию с одного должника в пользу нескольких разных взыскателей, то данные исполнительные производства подлежат объединению в сводное исполнительное производство (такому производству присваивается индекс – СД).
Если же имеются несколько исполнительных производств в отношении разных должников в пользу одного взыскателя, то данные исполнительные производства также объединяются в сводное (такому производству присваивается индекс — СВ).
Объединению по взыскателю чаще всего на практике может производиться при взыскании солидарного долга с заемщика, поручителей, залогодателя и т.п. в пользу одного взыскателя (кредитора).Здесь объединение исполнительных производств в сводное помогает эффективно контролировать взысканную сумму с солидарных должников, чтобы не было превышение общей взысканной суммы с солидарных должников в пользу взыскателя.
В сводное исполнительное производство объединяются исполнительные производства только имущественного характера (часть 1 статьи 34 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, исполнительное производство, обязывающее должника совершить определенные действия (например, — ремонт) или воздержаться от их совершения (например,- не препятствовать в пользовании имуществом), к сводному исполнительному производству не присоединяются.
Процессуально в сводное исполнительное производство объединяет исполнительные производства судебный пристав-исполнитель своим постановлением.
Если исполнительные производства находятся в разных территориальных отделах одного субъекта РФ, то место ведения определяет главный судебный пристав субъекта путем вынесения постановления.
На практике, это будет тот отдел, где предстоит совершить большую часть исполнительных действий (обращение взыскания на имущество и т.п.). Если исполнительные производства находятся в разных субъекта РФ, то место их ведения определяет главный судебный пристав РФ руководствуясь теми же принципами.
Зачем объединяют в сводное исполнительное производство?
Объединение производится в следующих целях:
(1) процессуальная экономия;
(2) Возможность обращения взыскания на имущество на общую сумму долга по всем исполнительным производствам в отношении одного должника или в пользу одного взыскателя с нескольких должников;
(3) распределение взысканных сумм между взыскателями разной очередности удовлетворения требований (статья 111 Закона об исполнительном производстве).
Рассмотрим каждую цель в отдельности.
Процессуальная экономия
В случае объединения исполнительных производств в сводное, нет необходимости в описательной части процессуальных документов (актов, постановлений и т.д.) перечислять все исполнительные производства и суммы взыскания по каждому исполнительному производству. В каждом процессуальном документе делается ссылка – по сводному исполнительному производству № 12525/45/-СД.
Иными словами, суть сводного исполнительного производства заключается в том, что при взыскании с одного должника в пользу нескольких взыскателей судебный пристав производит действия не по каждому исполнительному производству в отдельности, а по сводному исполнительному производству в целом.
Возможность обращения взыскания на имущество на общую сумму долга
В случае объединения в сводное исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель может (и обязан) наложить арест на имущество должника на общую сумму долга по сводному исполнительному производству и обратить впоследствии взыскание. Аналогично, постановление об обращении взыскания на денежные средства на счетах должника выносятся на всю сумму долга по сводному исполнительному производству.
Распределение взысканных сумм между взыскателями разной очередности удовлетворения требований
Статьей 111 Закона об исполнительном производстве установлена строгая очередность удовлетворения требований взыскателям, в случае если взысканной суммы с должника недостаточно для погашения всех требований взыскателей.
В первую очередь погашаются требования по взысканию алиментов, вторую – заработная плата, в третью – налоги и внебюджетные фонды, в четвертую – все остальные взыскатели (подробней см. статью закона).
Если в сводном исполнительном производстве находятся взыскатели одной очередности, например четвертой, то распределение взысканной суммы будет производиться пропорционально сумме долга.
Например, у должника три взыскателя, у первого взыскателя требование 1000 руб., у второго 2000 руб., у третьего 7 000 руб. Общий долг 10 000 руб. С должника взыскано 100 руб. Первому взыскателю будет перечислено 10 руб.
, второму 20 руб., третьему 70 руб.Сводные исполнительные производства не очень любят профессиональные взыскатели (коллекторы), так как они активно помогают судебному приставу-исполнителю в розыске и аресте имущества должника, и получаются, что они работают фактически на всех взыскателей.
Особенности ознакомления с материалами сводного исполнительного производства
На практике встречаются случаи отказа взыскателю ознакомиться со всеми материалами сводного исполнительного производства. При этом судебные приставы ссылаются на конфиденциальность данных по другим исполнительным производствам, где взыскатель не является стороной исполнительного производства.
Вопрос является весьма спорным, так как в соответствии со статьей 50 Закона об исполнительном производстве, только сторона имеет право знакомиться с материалами конкретного исполнительного производства. О сводном исполнительном производстве закон ничего не говорит.
Представляется, что взыскателю безоговорочно должен быть представлен доступ ко всем документам сводного исполнительного производства, которые затрагивают его права и законные интересы.
Например, это будут — акт описи и ареста имущества по сводному исполнительному производству, отчеты об оценке арестованного имущества и т.п. Что же касается персональных данных физических лиц взыскателей, то в представлении такой информации взыскателю по сводному исполнительному производству может быть отказано, так как данная информация никак не затрагивает его права законные интересы.
Несколько иного мнения придерживается судебная практика[1], из которой следует, что взыскатель может знакомиться с материалами всего сводного исполнительного производства без каких-либо ограничений.
Суд кассационной инстанции указал, что отсутствие в Законе об исполнительном производстве прямого указания возможности ограничения прав взыскателя по ознакомлению с материалами исполнительного производства в полном объеме, независимо от того, является ли исполнительное производство сводным или нет, апелляционный суд пришел к выводу, что взыскатель имеет право на ознакомление со всеми материалами исполнительного производства. При этом судебный пристав-исполнитель не должен дублировать свои действия, направленные на установление имущества должника и исполнение исполнительных документов, объединенных в сводное исполнительное производство[2].
Проблема множественности судебных приставов-исполнителей
Общей проблемой в службе судебных приставов является ведение в отношении одного и того же должника исполнительных производств разными судебными приставами-исполнителями. Исполнительные производства не объединяются в сводное исполнительное производство по разным объективным и субъективным причинам.
Например, должник ранее проживал по одному адресу, впоследствии переехал. Как результат исполнительные производства находятся на исполнении в разных отделах судебных приставов.
Кроме того, исполнительное производство может быть возбуждено и месту нахождения имущества должника (часть 1 статьи 33 Закона об исполнительном производстве).Здесь активно могут воздействовать на ситуацию взыскатели , направляя главному судебному приставу ходатайства об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производства. Однако это не всегда выгодно взыскателю (подробней см. выше)
Подведомственность судов при рассмотрении жалоб на судебных приставов при ведении сводных исполнительных производств
Еще одним важным аспектом сводного исполнительного производства является определение правил подведомственности рассмотрения жалоб на должностных лиц службы судебных приставов.
В Постановлении Пленума ВС РФ №50[3] разрешен вопрос о подведомственности рассмотрения споров, возникающих при исполнении сводных исполнительных производств.
В том случае, если в сводном исполнительном производстве имеются исполнительные документы, выданные как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами, то споры, затрагивающие все сводное исполнительное производство, рассматриваются в суде общей юрисдикции вне зависимости от того, каким судом выдан исполнительный документ (п. 4 Постановления).
Так, например, жалоба на арест имущества должника по сводному исполнительному производству в пользу всех взыскателей будет рассматриваться в суде общей юрисдикции.
Но в то же время вопрос правопреемства по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, будет рассматриваться арбитражным судом (ст. 48 АПК РФ).
Выводы
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что сводное исполнительное производство это условное производство, которое объединяет самостоятельные исполнительные производства по должнику или (и) взыскателю. Целями ведения сводного исполнительного производства является процессуальная экономия и контроль за распределением взысканных денежных средств в пользу всех взыскателей.
© А. Шарон 2017.
[1] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.11.2016 N Ф06-13506/2016 по делу N А57-16691/2015 [2] там жеИсточник: http://xn--80aaoauefvith0g.xn--p1ai/%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B2%D0%B0%D0%BC-%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BE-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BE-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD/