Деятельность органов внутренних дел по раскрытию экономических преступлений

Содержание

Профилактика преступлений органами внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

Деятельность органов внутренних дел по раскрытию экономических преступлений

Авторы: Трунцевский Ю.В., Ищук Я.Г.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности нашей страны являются экономическое развитие, обеспечение экономической безопасности (далее – ОЭБ) и противостояние влиянию коррупционных угроз.

Стратегия национальной безопасности РФ определяет национальные приоритеты, к которым относится государственная и общественная безопасность, обеспечиваемая в том числе выявлением, предупреждением и пресечением экономических преступлений.

Соответственно, противодействие коррупции и ОЭБ являются актуальным и приоритетным направлением деятельности ОВД, которые должны решать задачи по предупреждению и устранению угроз, связанных с экономической и коррупционной преступностью, в свете современных тенденций экономической и геополитической ситуации.

Однако выработка, реализация, нормативно-правовое регулирование государственной политики как одно из направлений деятельности ОВД в данных сферах в нормативных правовых документах не конкретизированы и вызывают проблему выполнения не свойственных МВД России функций.

Так, базой для развития и осуществления национальной политики в области ОЭБ на всех уровнях управления (государственном и муниципальном) является Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.

, в реализации которой МВД РФ принимает участие, в том числе в лице Главного управления и территориальных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее – ЭБиПК) территориальных органов МВД РФ.

В настоящее время правовое ОЭБ как упорядоченная структура правового регулирования общественных отношений в экономической области противодействия угрозам национальным интересам Российской Федерации имеет «пробельности», что отрицательно сказывается на укреплении национальной безопасности нашей страны.

Исходя из того что безопасность и защита национальных интересов в экономической области являются приоритетными направлениями политики государства, то приоритетное значение придается:

– созданию эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и усилению государственного регулирования в экономической сфере, ее правовому обеспечению (устранению «пробельности» норм), а также принятию необходимых мер по преодолению последствий кризисов и др.;

– совершенствованию и поддержанию отлаженного механизма функционирования и взаимодействия всех институтов государственной власти, строгой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России, установлению четкого функционального распределения полномочий между государственными органами;

– противодействию коррупционной преступности и легализации преступных доходов, в первую очередь профилактическими средствами, путем реализации уголовной политики по направлениям – создание действенной системы правоохранительного контроля, совершенствование мер административного, гражданского и уголовно-правового воздействия.

Так, в России сформирована комплексная государственная система профилактики правонарушений, включающая органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ, контролирующие правоохранительные органы, общественные организации, бизнес, то есть всех без исключения субъектов власти, экономики, управления и представителей общественности. Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» самостоятельным направлением профилактики правонарушений закреплено ОЭБ (п. 11 ч. 1 ст. 6).

МВД РФ относится к числу субъектов профилактики правонарушений согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного Закона. МВД РФ является ключевым органом, реализующим исполнительно-распорядительные полномочия, осуществляющим противодействие экономической преступности в государстве.

В его составе имеются специальные структурные подразделения, входящие в систему противодействия экономической преступности. В частности, в составе МВД России образовано Главное управление ЭБиПК (далее – ГУ ЭБиПК).

ГУ ЭБиПК реализует концептуальные положения уголовной политики и осуществляет правовое регулирование в сфере ОЭБ государства, в том числе и противодействия коррупции. При этом перечень задач, функций и используемых методов работы изложен в Положении о ГУ ЭБиПК.

Полномочия сотрудников подразделений ЭБиПК по предупреждению преступлений закреплены в Приказе МВД России от 17 января 2006 г. N 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

Практика проводимых ОВД мероприятий по профилактике экономических и коррупционных преступлений показывает незаинтересованность сотрудников в работе, направленной на приоритетное применение профилактических мер, поэтому оперативные работники подразделений ЭБиПК нередко «доводят» выявленную преступную деятельность до стадии совершения преступления и только после этого осуществляют пресечение преступлений с задержанием их участников.

Необходимо отметить, что ведомственный подход к определению и содержанию профилактической деятельности подразделений ГУ ЭБиПК отсутствует.

Ведомственные нормативные акты «размыто» регламентируют профилактическое направление, в них специально не определены цели и задачи, методы и средства профилактической работы, содержание и структура «профилактического мероприятия», виды профилактических мероприятий. Указанные недостатки обусловлены следующим:

во-первых, в доктрине криминологии не сформировалось единого представления о системе профилактики, осуществляемой ОВД в рассматриваемой сфере, особенно с помощью оперативно-разыскных сил и средств;

во-вторых, представление о роли и содержании профилактики преступлений в сфере экономики в уголовной политике, ведомственных задачах длительное время упрощалось и предусматривало лишь перечень типовых превентивных методов без учета специфики отдельных отраслей хозяйствования, их субъектов, современных векторов развития общества и государства, что в целом не обеспечивало эффективность уголовно-превентивных и организационных мер воздействия на детерминанты экономической преступности.

Кроме того, в литературе справедливо отмечается отсутствие должной криминологической подготовки специалистов правоохранительных органов, в связи с чем сотрудники ГУ ЭБиПК не обладают необходимыми знаниями и умениями по проведению профилактических мероприятий. В настоящее время опыт такой подготовки уже апробируется в образовательных организациях системы МВД РФ, к примеру применение комплексного подхода при проведении итоговой аттестации.

Анализ действующего законодательства, в частности Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

N 3-ФЗ «О полиции», Положения об МВД РФ и других нормативных актов, позволил представить следующую структуру системы профилактики экономических преступлений ОВД, включающую: формы и методы; систему и виды оперативно-профилактических мероприятий, в том числе с учетом конкретных отраслей экономики; меры индивидуальной профилактики преступлений; ведомственный контроль в сфере экономики; меры по обеспечению деятельности ОВД по профилактике экономических и коррупционных преступлений и иных правонарушений (кадровое, организационно-методическое, финансовое и научно-методическое обеспечение).

Таким образом, определенная правовая база для ОЭБ силами МВД России имеется, однако, следуя логике построения системы правовых актов, данное направление деятельности должно вытекать из положений, закрепленных в нормативных правовых актах более высокого уровня, однако в Положении об МВД РФ данное полномочие не закреплено.

Нормативное закрепление участия ОВД в выработке и реализации государственной политики в области ОЭБ и противодействия коррупции в части их профилактики обеспечит повышение эффективности деятельности ГУ ЭБиПК, для чего необходимо:

– на заседаниях координационных совещаний руководителей правоохранительных органов рассматривать вопросы о принятии мер профилактического характера против экономических и коррупционных преступлений, принятии межведомственных комплексных планов, отражающих профилактические мероприятия в указанной сфере;

– добиваться взаимодействия и координации усилий всех субъектов, участвующих в профилактике экономических и коррупционных преступлений. Повышению эффективности профилактики преступлений препятствуют недостатки согласованности и координации действий правоохранительных органов;

– обобщать имеющийся в подразделениях ГУ ЭБиПК передовой опыт взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов в рамках проведения комплексных оперативно-профилактических операций или мероприятий, разрабатывать межведомственные методические рекомендации;

– активизировать работу по подбору квалифицированных источников оперативной информации, способных эффективно освещать и влиять на криминогенные процессы и явления, происходящие на объектах первоочередной оперативной заинтересованности.

Как показывает практика, объекты, вызывающие оперативный интерес, нередко не имеют надежного прикрытия, а источники оперативной информации, состоящие на связи, не в должной мере обладают необходимыми разведывательными способностями и возможностями для оценки замышляемых экономических преступлений;

– активнее поощрять сотрудников ГУ ЭБиПК, которые добиваются высоких результатов в проведении профилактических мероприятий как одного из индикаторов системы оценки профилактической работы.

Исходя из того что в работе сотрудников ГУ ЭБиПК имеются существенные недостатки в части профилактики преступлений в экономической сфере, результаты такой их деятельности должным образом не могут быть оценены, ввиду отсутствия соответствующих методик, которые позволяют установить соответствие мер по борьбе с профилактическими мерами в рассматриваемой области, оценить их эффективность.

В критерии и показатели оценки деятельности личного состава подразделений ГУ ЭБиПК необходимо включить следующее: меры по организации и учету результатов профилактической деятельности подразделений ГУ ЭБиПК (административная практика; оценка проводимых профилактических мероприятий, оперативных профилактических мероприятий (акций и рейдов); рассмотрение жалоб и обращений граждан; работа со средствами массовой информации; законодательные инициативы; направление в органы предварительного расследования информационно-аналитических материалов для подготовки представлений об устранении причин и условий совершения экономических и коррупционных преступлений; информирование хозяйствующих субъектов о выявленных фактах совершения экономических и коррупционных преступлений, с предложениями по их нейтрализации; взаимодействие с контролирующими органами, правоохранительными органами, осуществляющими ОРД, а также с общественными организациями правоохранительной направленности).

Для реализации указанного направления необходима согласованная, научно обоснованная ведомственная правовая основа, создание которой должно основываться прежде всего на базисной норме, являющейся фундаментом реализации профилактического направления по линии ГУ ЭБиПК.

В связи с этим считаем необходимым дополнить п. 11 Положения об МВД РФ о полномочиях МВД России абз. 18.

1 следующего содержания: «участвует в выработке и реализации государственной политики в области обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в части, касающейся профилактики, выявления, пресечения и раскрытия преступлений».

Литература

1. Борин Б.В. Понятие оперативно-розыскной профилактики преступлений / Б.В. Борин, Я.Г. Ищук // Пробелы в российском законодательстве. 2017. N 3. С. 381 – 386.

2. Гладких В.И. Экономическая безопасность Российской Федерации: к вопросу о понятии, структуре, угрозах, противодействии / В.И. Гладких // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2006. N 14. С. 76 – 84.

3. Есаян А.К. О понятии и признаках схем совершения финансовых преступлений / А.К. Есаян, Ю.В. Трунцевский // Юридический мир. 2008. N 2. С. 67 – 69.

4. Ищук Я.Г. Закон о полиции как гарант антикоррупционного стандарта / Я.Г. Ищук // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 3. С. 11 – 14.

5. Кислый О.А. Правовое регулирование деятельности подразделений собственной безопасности МВД России / О.А. Кислый // Государственная служба и кадры. 2017. N 2. С. 124 – 127.

6. Корнилович Р.А. Сборник задач для подготовки государственного итогового междисциплинарного экзамена / Р.А. Корнилович [и др.]. Рязань: Московский ун-т МВД РФ им. В.Я. Кикотя, 2017. 217 с.

7. Петренко А.В. Система предупреждения экономических преступлений органами внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук / А.В. Петренко. М., 2011. 218 с.

8. Петросян О.Ш. О первоочередных мерах, предпринимаемых в органах внутренних дел, по борьбе с коррупцией / О.Ш. Петросян, Ю.В. Трунцевский, А.К. Есаян // Российский следователь. 2008. N 17. С. 38 – 40.

9. Смольянинов Е.С. Правовые основы реализации уголовной политики в сфере охраны безналичных средств платежной системы России от преступных посягательств / Е.С. Смольянинов // Труды Академии управления МВД России. 2017. N 4. С. 62 – 66.

10. Соловьев В.С. Вопросы обеспечения криминологической безопасности социального сегмента сети Интернет / В.С. Соловьев // Уголовная политика и культура противодействия преступности: Материалы Международной научно-практической конференции: В 2 т. / Пред. ред. кол. К.В. Вишневецкий [и др.]. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2017. Т. II. 312 с.

11. Трунцевский Ю.В. О проблемах правового регулирования взаимоотношений государства и бизнеса / Ю.В. Трунцевский // Юридический мир. 2011. N 4. С. 20 – 25.

12. Чистотина О.Н. Взаимодействие органов внутренних дел с общественностью по противодействию коррупции / О.Н. Чистотина // Социально-экономические и правовые меры борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Рязань, 28 марта 2018 г.). Рязань, 2018. С. 318 – 328.

13. Шегабудинов Р.Ш. Основные формы профилактики преступлений экономической и налоговой направленности / Р.Ш. Шегабудинов // Вестник Московского университета МВД России. 2010. N 8. С. 190 – 194.

14. Шкабин Г.С. Обнаружение умысла и провокация преступления: проблемы правомерности проведения оперативно-разыскных мероприятий / Г.С. Шкабин // Евразийский юридический журнал. 2016. N 11(102). С. 214 – 216.

Деятельность органов внутренних дел по раскрытию экономических преступлений

Деятельность органов внутренних дел по раскрытию экономических преступлений

негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных экономических и налоговых преступлений или облегчающие их совершение;Объектами предупредительной деятельности органов внутренних дел являются.

Предупреждение преступлений органами вутренних дел

Предупредительная деятельность органов внутренних дел осуществляется также через взаимодействие с иными специализированными контролирующими государственными органами.

Так, в целях содействия стабилизации обстановки на потребительском рынке и обеспечения взаимодействия министерств и ведомств России по вопросам защиты прав потребителей создан Межведомственный совет но защите прав потребителей, который возглавляет председатель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). В состав совета входят и представители Министерства внутренних дел.

Вместе с тем, большая работа, включая сбор, и анализ весомого массива финансовой информации, ложится на плечи соответствующих финансовых организаций (например, кредитных организаций), выполняющих другие функции помимо выявления фактов разнообразных операций, совершенных с помощью денежных средств, имеющих преступный характер.

На ДЭБ МВД России возлагается организация разработки и исполнения программ, комплексных планов, целевых операций, направленных на активизацию профилактической деятельности. Он же координирует деятельность других служб, привлекаемых к проведению операций по предупреждению и пресечению тяжких преступлений, относящихся к компетенции подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. Одним из направлений деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями является контроль за осуществлением предпринимательской деятельности. Оперативно розыскная деятельность органов внутренних дел это? Для выполнения возложенных на них обязанностей органам внутренних дел, в том числе подразделения по экономическим преступлениям, при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, предоставлены необходимые права (п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции»): Особая роль органов внутренних дел в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности обусловлена рядом обстоятельств. Органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, охрану общественного порядка, борьбу с административными правонарушениями в сфере экономической деятельности, незаконным оборотом наркотических средств и другими негативными явлениями, на фоне которых формируется экономическая преступность.

Деятельность следственных аппаратов органов внутренних дел по расследованию экономических преступлений

Планирование расследования строится на правовых, научных и фактических основах.

Проверка информации о преступлении в сфере экономической деятельности имеет своей особенностью то, что основное внимание проверяющего сосредотачивается на изучении поступивших материалов. Это могут быть акты ревизий, документальных и иных проверок, специальных расследований, заключения аудиторов и т. д.

При рассмотрении их, прежде всего, надлежит выяснить, есть ли признаки уголовно наказуемого деяния, достаточные для возбуждения уголовного дела.

В процессе проведения ревизии следователь должен периодически получать информацию от ревизора и сопоставлять ее с материалами расследования преступления (предварительной проверки).

Своевременное получение такой информации позволяет уточнить поставленные перед ревизором задачи, а также скорректировать план раскрытия и расследования преступления (предварительной проверки).

На некоторые подлежащие выемке документы могут указать потерпевшие, свидетели, а также оперативные работники и следователи, ранее расследовавшие подобные преступления.

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Для установления преступника на последующем этапе работы по раскрытию преступления необходимо использовать следующую поисковую информацию: дает поручения и указания оперативным сотрудникам и работникам других служб о производстве розыскных и поисковых мероприятий; против интересов службы в коммерческих и иных организациях 4300 3185 2848 -10,62) анализ и изучение состояния криминогенной обстановки в сфере экономики путем мониторинга экономической преступности. На основе полученных данных разрабатываются предложения по защите сферы экономики от преступных посягательств, а также проекты нормативных правовых актов, направленных на активизацию борьбы с экономической и налоговой преступностью;

Характеристика профилактики экономических преступлений органами внутренних дел

Кроме того, такого рода профилактические меры относятся к компетенции контролирующих органов, так как именно они являются инициаторами проверок.

К сожалению, при выявлении фактов нарушения финансового, налогового и других отраслей законодательства они не всегда вовремя информируют правоохранительные органы, искусственно продлевая срок, в течение которого возможно погашение ущерба, нанесенного в результате нарушения данного законодательства, или вынесение решения вопроса в арбитражный суд.

Контроль за исполнением ранее внесенных представлений и информации по профилактике преступлений в сфере экономики.

Систему профилактики экономических преступлений ОВД можно представить в виде следующих элементов: Лица, в отношении которых необходимо индивидуальное профилактическое воздействие с постановкой их на учет, выявляются, как правило, из числа следующих субъектов: Профилактическая работа, осуществляемая сотрудниками подразделений экономической безопасности, в этом случае направлена на решение следующих задач: Лица, являющиеся потерпевшими от преступления (физическое, юридическое лицо и т. д.);Успешность расследования преступлений в сфере экономической деятельности во многом зависит от целенаправленности поиско- во-познавательной деятельности следователя, от правильного и четкого определения предмета расследования — круга обстоятельств, подлежащих установлению по делу.

Органы раскрытия и расследования преступлений

Деятельность данных органов регулируется ФЗ от 5 июля 1995 г «Об оперативно-разыскной деятельности». Осуществляется данная деятельность гласно и негласно.

Указания начальника дознания и прокурора обязательны для дознавателя,он их может обжаловать вышестоящему руководителю дознания или вышестоящему прокурору.

Руководство дознания осуществляет начальник соответствующего органа дознания, который обладает определенными процессуальными полномочиями по руководству дознания.- следователи ФСКН (федеральной службой за контролем по обороту наркотиков) (3) Органы предварительного следствия,их виды,задачи и полномочия .

Особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики

Особенность доказывания по уголовному делу состоит в том, что выводы об обстоятельствах преступления делаются на основании собранных фактических данных, которые должны быть получены в установленном законом порядке и надлежащим образом закреплены в протоколах, других процессуальных документах и сохраненных вещественных доказательств. Без этого собранные в ходе расследования данные не имеют силы судебных доказательств.

По своей природе мошенничество совершается всегда открыто, и поэтому начало работы по раскрытию этого преступления осуществляется преимущественно по заявлениям потерпевших.

Рассмотрим наиболее типичные способы совершения данного преступления:

  • — отсутствие в документах необходимых реквизитов;
  • — нечеткость печатей, штампов;
  • — несоответствие реквизитов, указанных в документах, фактическим данным о предприятии или лице;
  • — разночтения в текстах различных экземпляров одного документа;
  • — подчистки, исправления и т. д.

Особенности расследования экономических преступлений

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предварительного расследования НА МВД России, г. Нижний Новгород

Способ маскировки, сокрытия преступления (использование организационно-правовых форм, форм законной экономической деятельности и т. д.);

подготовительных действий, предшествовавших преступлению;Лица, являющиеся потерпевшими от преступления (физическое, юридическое лицо и т. д.);Характер последствий преступления (наличие материального ущерба, причинение вреда здоровью и т. д.);

Деятельность подразделений и служб ОВД по предупреждению преступлений и административных правонарушений в сфере экономики

Процессуально-правовое направление — нормы, регламентирующие порядок выявления объектов профилактики преступлений, применения мер воздействия, взаимоотношений субъектов и объектов профилактической деятельности и т. д.

Практика показывает, что специальные меры, непосредственно направленные на устранение, нейтрализацию, блокирование причин и условий рассматриваемых преступлений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда противодействуют перерастанию менее опасных финансовых и хозяйственных правонарушений в уголовно наказуемые деяния.

Среди субъектов предупреждения преступлений органы внутренних дел занимают специальное место, определяемое их предназначением, компетенцией, реальными возможностями (информационными, кадровыми, материально-техническими, организационными и методическими).

Наряду с непосредственной предупредительной деятельностью органы внутренних дел оказывают иным субъектам предупреждения преступлений информационную, организационную и методическую помощь.

Специальные меры предупреждения преступлений, совершаемых в сфере экономики, подразделяются на меры, направленные на предупреждение преступлений в сфере экономики.

Деятельность органов внутренних дел по выявлению экономических преступлений? Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры предупреждения преступлений и других экономических правонарушений.

Методика расследования экономических преступлений

Следователь, орган дознания не в состоянии решить эту задачу без помощи специалистов.

Следователь Карачаево-Черкесии раскрыла около сотни экономических преступлений

Предварительные данные на этот счет они обычно передают следствию, основываясь на результатах обследования места происшествия, проведенного ими опроса потерпевших, очевидцев происшедшего, иных лиц, располагающих полезной для дела информацией. Окончательные выводы о непосредственной причине происшествия обычно делаются по результатам судебных экспертиз.

Если расследуется преступление, совершенное из корыстных побуждений, необходимо выяснить:

предоставление следователю материалов предыдущих проверок и расследований, проведенных контрольно-надзорными органами в отношении проверяемых предприятий и лиц. При всем различии уголовно-правовых характеристик и квалификации преступные нарушения правил разрешенной экономической деятельности входят в одну родственную в криминалистическом отношении группу преступлений.

Цель, задачи и место инструментов органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности

независимая оценка эффективности деятельности правоохранительных органов;

Задачи правоохранительного обеспечения, экономической безопасности выделяли разные авторы. Все они направлены на достижение стратегической цели обеспечения экономической безопасности. Мы сгруппировали задачи правоохранительного обеспечения экономической безопасности на стратегические и оперативно-тактические (рис. 1).

— ОВД располагают соответствующими кадровыми и организационно-техническими возможностями.

— ОВД осуществляют практически все виды правоохранительной деятельности: оперативно-разыскную работу, следствие и дознание, охрану общественного порядка, борьбу с административными правонарушениями;- традиционным восприятием МВД России основной массой населения как главной правоохранительной силы государства.

209-1 (Умышленное нарушение требований законодательства о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем);Под обращениям правоохранительных органов понимаются постановления следователей или прокуроров, а также требования, поручения или просьбы руководителей органов прокуратуры, МВД Украины, СБУ, подразделений налоговой милиции ГНС в Украине. Первоначальная проверка не может быть ориентирована на удостоверение факта преступления (это не входит в число ее задач), равно как и его признаков, поскольку по логике закона они должны содержаться в поводе.Отсюда изначальная загадка рассматриваемой стадии уголовного процесса, отягченная термином «достаточные основания», не выдержанным с позиций логики. ———————————

Карев Д. С., Савгиров Н. Деятельность органов внутренних дел по раскрытию экономических преступлений? М. Возбуждение и расследование уголовных дел. М.: Высш. шк., 1967.

Профилактика преступлений в экономической сфере и деятельность органов внутренних дел по борьбе с экономической преступности

Существует множество мер, от социальных и политических до уголовно-правовых, широко применяемых в борьбе с преступностью. Вначале рассмотрим уголовно-правовые меры в конкретном направлении, а именно в «предупреждении преступности в сфере экономической деятельности.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Итак, свод статей Уголовных кодекса является сдерживающей силой предупреждения – профилактики преступлений.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

К правовым мерам профилактики относятся деятельность органов Министерства юстиции РФ по совершенствованию законодательства и участие в законотворческой деятельности, работа по созданию единый системы правовой информации.

Читайте другие статьи на сайте:

Источник: https://urist-onlain.ru/razreshenie-na-ispolzovanie/dejatelnost-organov-vnutrennih-del-po-raskrytiju.html

Расследование экономических преступлений — какой орган занимается этим

Деятельность органов внутренних дел по раскрытию экономических преступлений

По итогам 2017 года одним из самых часто совершаемых преступлений в России стало мошенничество — количество возбужденных уголовных дел по соответствующим статям превысило 200 тысяч, уступая пальму первенства только традиционно распространённым в нашей стране кражам и преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств. Сумма уголовных дел, возбужденных по ст. 159, а также по смежным ст.ст. 159-1 – 159-6 УК РФ превышает общее количество уголовных дел, возбужденных по более чем пятидесяти статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

При анализе статистики по уголовным делам по ст. 159 и смежным статьям 159-1 – 159-6 УК РФ бросается в глаза тот факт, что большая часть возбужденных уголовных дел не доходят до суда, кроме того, значительная часть дел возбуждается в отношении предпринимателей, причем далеко не всегда законно.

Все ещё не являются редкими случаи, когда правоохранительные органы используют уголовное судопроизводство, в частности статьи УК РФ по преступлениям в сфере экономики в незаконных целях: бизнес преследуется с целью улучшения статистических показателей, получения каких-либо преференций от предпринимателей, а также устранения фирмы по заказу конкурентов.

Не лучшим образом обстоят дела и при проведении проверок сообщений о совершении преступлений в сфере экономики: сроки проверок нарушаются, нередко фактически составляя от нескольких месяцев до года, выносятся незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении по подследственности, а злоумышленники тем временем уничтожают доказательства, успевают скрыться, выполнить иные действия, которые впоследствии препятствуют производству по делу при его возбуждении. Все это подрывает доверие предпринимателей и простых граждан к органам, призванным защищать их права, препятствует реализации основных назначений уголовного судопроизводства, а именно защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, обеспокоенный таким положением дел, предложил создать в России спецслужбу, которая занималась бы расследованием преступлений в экономической сфере. Титов убежден, что такая служба поможет решить сразу две задачи.

Во-первых, снизится давление на бизнес, поскольку расследование экономических преступлений будет независимым, а во-вторых, повысится качество расследования преступлений в сфере экономической деятельности.

Уполномоченный при президенте РФ заявляет, что уровень специальной подготовки сотрудников следственных органов, занимающихся расследованием экономических преступлений, крайне низкий, что не позволяет им корректно выполнять свою работу.

Борис Титов также отметил, что подобные спецслужбы есть уже в некоторых зарубежных странах, например, в Италии и Казахстане. И опыт работы спецслужб только положительный.

Кто раскрывает и расследует экономические преступления сейчас в России?

В настоящее время основной объём работы по раскрытию и пресечению преступлений в сфере экономики выполняют профильные подразделения МВД РФ, а именно Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции в структуре МВД, а на местах — управления и отделы.

Внутри каждого подразделения есть свои отделы, оперативно-розыскные части и отделения, занимающиеся раскрытием  экономических преступлений в определенном отраслевом направлении: в сферах ТЭК и химии, машиностроения и металлургии, торговли, сельского хозяйства и т.д.

По наиболее резонансным делам, а также при наличии угрозы государственным интересам и безопасности к раскрытию экономических преступлений привлекаются сотрудники Службы экономической безопасности ФСБ России, имеющей в своём составе управления по контрразведательному обеспечению предприятий промышленности (Управление «П»), транспорта (Управление «Т»), кредитно-финансовой сферы (Управление «К»), МВД, МЧС, Минюста (Управление «М»), по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотических средств (Управление «Н»), Организационно-аналитическое управление, Административную службу.

Что касается расследования уголовных дел в сфере экономики, в отношении них законом не установлена единая монополия следствия какого-либо одного правоохранительного органа: данной категорией дел занимаются и следователи Следственного комитета РФ, и следователи органов внутренних дел, и следователи органов федеральной службы безопасности. Подследственность определяется в каждом конкретном случае исходя из того, по какой именно статье УК РФ осуществляется производство, а также с учётом общих правил, закреплённых в ст. 151 УПК РФ. Так, расследованием уголовных дел по ст. 159 и ст.ст. 159-1 – 159-6 УПК РФ и многим другим статьям занимаются следователи органов внутренних дел; налоговые составы и некоторые иные преступления в сфере экономики, включая преступления против интересов службы в коммерческой организации отнесены к подследственности следователей Следственного комитета РФ; расследованием дел по ст. 189 (незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий), по ч. 2 ст. 200-1 (контрабанда наличных денежных средств) занимаются следователи органов федеральной службы безопасности. Кроме того, по большому количеству преступлений в сфере экономики, включая мошенничество и его отдельные виды, расследование может производиться следователем того подразделения, которое его выявило.

Таким образом, мы видим, что в современных условиях раскрытие и расследование преступлений в сфере экономики рассредоточено между различными правоохранительными органами, и, если на стадии раскрытия преступления, при проведении проверки сообщения о преступлении существуют специализированные подразделения в виде управлений и отделов экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ и Службы экономической безопасности федеральной службы безопасности, то на стадии расследования таких органов не существует.

Нужны ли спецслужбы по расследованию экономических преступлений в России?

Создание спецслужбы по расследованию экономических преступлений — спорный вопрос. С одной стороны, данный орган, не входящий в систему МВД, мог бы действовать автономно и независимо, руководствуясь только законом.

С другой стороны, скорее всего, государство не изобретет ничего нового — спецслужба будет аналогом существующей ныне УЭБиПК (ОЭБиПК)  МВД РФ с наделением ее дополнительными полномочиями по осуществлению предварительного следствия и созданием ещё одного вида следственных подразделений.

Кроме того, для реализации этой идеи придется принять не только новый закон, но и изменить десятки уже действующий нормативно-правовых актов, начиная с УПК и заканчивая ФЗ «О полиции». Такая перестройка может породить множество нестыковок и пробелов в законодательстве.

Между тем, следует вспомнить, что подобный опыт уже имел место быть в нашей правовой системе. Так, с 1992 по 2003 год в России существовала Федеральная служба налоговой полиции, у которой были свои оперативные подразделения и самостоятельный следственный аппарат.

Сотрудники налоговой полиции были ориентированы на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование налоговых преступлений, а также ряда специальных составов, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере экономики.

После выполнения стратегической задачи по наполнению бюджета налогами, воспитания бизнеса в духе необходимости уплаты налогов посредством реализации превентивной функции уголовного судопроизводства, эффективность работы сотрудников налоговой полиции упала, аппарат закостенел, оброс коррупционными связями с теневым бизнесом, в результате чего руководством государства было принято решение о прекращении деятельности данного специализированного правоохранительного органа.

Полагаю, что любой вновь созданный отдельный орган по раскрытию и расследованию экономических преступлений ждёт судьба упразднённой Федеральной службы налоговой полиции.

По нашему мнению, больший эффект принесет совершенствование структуры и работы существующих подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (УЭБиПК, ОЭБиПК МВД, СЭБ ФСБ), корректировка действующего законодательства и налаживание более эффективного взаимодействия оперативных подразделений со следственными органами.

Например, в современных условиях назрела необходимость обеспечения более оперативного доступа сотрудников ОЭБиПК к различным базам финансовых и кредитных учреждений, налоговых и регистрирующих органов, в целях повышения квалификации следователей, расследующих преступления в сфере экономики, необходимо проводить их регулярное обучение, в том числе новым методам расследования экономических преступлений, также необходимо пересмотреть правила о подследственности данной категории дел. Кроме того, имеет смысл продолжить работу в части изменения уголовных норм, устанавливающих ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Так, давно назрела необходимость распространения ответственности по ч. 5-7 ст. 159 УК РФ на любые действия в сфере предпринимательской деятельности, не связанные исключительно преднамеренным неисполнением договорных обязательств. Одновременно следует законодательно определить в примечании к ст. 159 УК РФ действия, совершенные в сфере предпринимательской деятельности; существующего определения предпринимательской деятельности в гражданском законодательстве, также разъяснений на этот счёт Верховного суда РФ оказывается недостаточным, органы следствия и суды зачастую в своих процессуальных решениях определяют деятельность, обладающую всеми признаками предпринимательской, как не связанную с осуществлением таковой, что влечёт неправильную квалификацию и более суровую уголовную ответственность, также незаконное избрание меры пресечения в виде заключения под стражу.  Также необходимо принять меры к исключению на практике случаев нарушения процессуальных сроков проверки сообщения о преступлении: по делам в сфере экономики проверки зачастую проводятся в срок до года, при том что установленный максимально возможный с учётом продления срок составляет 30 суток. Для формального соблюдения процессуальных сроков сотрудниками полиции используется практика повторной регистрации материала в КУСП, вынесения необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, незаконного направления по подследственности. Следует отметить, что законодательство в указанной части довольно-таки логично и понятно, для того, чтобы добиться соблюдения закона в части сроков проверки достаточно более активной позиции прокуратуры, а также более внимательного отношения к данной проблеме со стороны руководства МВД РФ.

Что делать предпринимателям, в отношении которых возбуждено уголовное дело?

И хотя в УПК РФ был внесен ряд поправок, направленных на защиту бизнесменов, не стоит обольщаться — следственные органы по-прежнему изыскивают незаконные способы возбуждения уголовных дел, расследование которых может тянуться месяцами и годами. Один из ярчайших примеров — двухлетнее расследование по делу предпринимателя Валерия Чабанова, который на протяжении всего этого периода находился в СИЗО. Естественно, ни о каком сохранении бизнеса в этом случае речь идти не может.

Надеяться на помощь «бесплатного» адвоката не нужно — большинство из них относятся к своей работе формально и не вникают в особенности каждого дела. Более того, такие защитники, как правило, слабо ориентируются в налоговом праве, бухгалтерском учете и иных вопросах экономического характера, а поэтому не могут организовать качественную защиту своего Доверителя.

Поэтому, если вы стали фигурантом уголовного дела, либо в отношение Вас совершенно экономическое преступление, следует немедленно заручиться поддержкой уголовного адвоката.

Лучше, если это будет специалист, досконально разбирающийся в финансовом и налоговом праве, уголовно-процессуальном законодательстве, имеющий большой стаж работы и хорошую деловую репутацию.

Именно такие адвокаты готовы оказать вам всю необходимую помощь в АК «Судебный адвокат»!

Источник: https://www.advo24.ru/publication/rassledovanie-ekonomicheskikh-prestupleniy-v-rossii-mogut-vesti-spetssluzhby.html

Отдел управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией: методика расследования и способы противодействия

Деятельность органов внутренних дел по раскрытию экономических преступлений

Экономические преступления наносят серьёзный ущерб гражданам, хозяйствующим субъектам и государству. За правонарушения этого вида предусмотрена уголовная ответственность. Для расследования экономических преступлений в структуре МВД создан специальный отдел.

Структуры по борьбе с экономическими преступлениями

Основная работа по расследованию правонарушений в сфере экономической деятельности в стране выполняется органами МВД и ФСБ. Работа этих органов регламентируется профильными законами, которые определяют рамки их деятельности.

Основным нормативным документом, определяющим права и обязанности входящего в состав МВД ЭБиПК (отдела экономической безопасности и противодействия коррупции), определен ФЗ №3, принятый в феврале 2011 года. Рамки оперативно-розыскной деятельности ограничены ФЗ №144, действующего в стране с 1995 года.

Расследования экономических преступлений, наносящих серьёзный ущерб государству, проводятся ФСБ.

В структуре главной службы безопасности страны создано специальное управление по борьбе с коррупцией и экономическим преступлениям. Оно действует в рамках ФЗ №40, принятого в 1995 году.

Представители этой службы привлекаются к расследованиям следующих экономических преступлений:

  • представляющих особую опасность для государства;
  • совершённых в отношении федеральной или региональной собственности;
  • имеющих межгосударственный масштаб;
  • нанёсших ущерб свыше 100 миллионов рублей.

Все остальные виды расследований проводятся МВД. Внутри этого министерства, помимо ЭБиПК, созданы структуры по борьбе с экономическими преступлениями:

Расследованиями налоговых преступлений с 2011 года занимается Следственный комитет.

Способы противодействия экономическим преступлениям

Самым эффективным способом борьбы с экономическими преступлениями является их профилактика. Она представляет собой комплекс мер, которые применяются в различных областях. В их числе:

  1. Экономические. Представляют собой выработку государственной политики в сфере денежного обращения, кредитно-финансовых отношений и правил ведения хозяйственной деятельности.
  2. Политические. Меры направлены на борьбу с коррупцией в органах государственной власти и незаконным предпринимательством.
  3. Правовые. Принятие законов, регламентирующих экономическую деятельность.
  4. Социально-психологические. Формирование в обществе нетерпимого отношения к нарушению законодательства в сфере экономики.

Профилактика преступлений всегда сопровождается оперативно-розыскными мероприятиями. Для выявления правонарушений в налоговой сфере проводятся документальные и материальные ревизии и проверки. Особая роль в выработке способов противодействия экономическим преступлениям принадлежит организации системы государственного контроля.

Современные технические устройства значительно расширяют возможности как для совершения экономических преступлений, так и для их предотвращения. Некоторые виды правонарушений в настоящее время находятся в режиме постоянного мониторинга, который осуществляется с помощью различных компьютерных программ.

Сообщить анонимно об экономических преступлениях можно, отправив анонимное сообщение на сайт ДЭБ МВД. Министерство финансов принимает сообщения в мобильном приложении WhatsApp.

Способы расследования экономических преступлений

Ход расследований в сфере экономики зависит от типа правонарушений, которые имеют свой алгоритм раскрытия преступления и сбора его доказательной базы. Вместе со специфическими особенностями есть и общие черты.

Расследование этого вида преступлений относится к области экономической криминалистики.

Она предусматривает использование не только стандартных методов ведения оперативно-розыскной деятельности, но и проведение финансовых, экономических и технических анализов.

Среди общих для всех инструментов расследования преступлений:

  • оперативно-розыскные мероприятия;
  • допросы и опросы;
  • изъятие документов и материалов.

До 90% доказательной базы экономических преступлений составляют финансовая и бухгалтерская документация, а также налоговая отчётность. На первоначальном этапе расследования проводится экспресс-анализ всей имеющейся информации о совершённом преступлении.

Одним из распространённых видов экономических преступлений являются хищения в сфере финансово-хозяйственной деятельности. Для выявления виновных лиц и способов хищения могут проводиться различные мероприятия. В их числе:

  • аудит;
  • контрольные закупки;
  • сверки расчётов с контрагентами и другие мероприятия.

Эффективным способом проверки достоверности данных о работе с поставщиками и заказчиками являются встречные проверки. Сложным для раскрытия видом экономического преступления является взяточничество. Расследование таких нарушений закона начинается с выявления схемы преступления. Важным моментом в его пресечении является взятие с поличным виновного лица.

Налоговые преступления выявляются в ходе камеральных и иных видов проверок финансовой и бухгалтерской отчётности хозяйствующих субъектов. Подобные проверки проводятся при умышленных банкротствах. Расследования преступлений, связанных с невозвратами кредитных и заёмных средств, всегда сопровождаются проверкой достоверности предоставленных заёмщиком данных.

Расследование легализации криминальных доходов включает в себя выявление преступной схемы. Аналогичные действия проводятся в отношении нелегального оборота:

  • драгоценных металлов;
  • алкоголя;
  • валюты.

Все методы и способы расследования должны проводиться в разрешённых Уголовно-процессуальным Кодексом рамках.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/protiv-sobstvennosti/ekonomicheskie/profilaktika-pravonarushenij.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.