Как Оплачивается Труд Педагога
Содержание
Опубликованы разъяснения об оплате труда педагогов в период пандемии и расчёте отпусков
Согласно опубликованному и подписанному замминистра Виктором Басюком письму Министерства просвещения России от 22 мая 2020 года зарплата педагогов в нерабочие дни сохраняется полностью со всеми выплатами, нахождение в школе только ради часов – неправомерно, а ведение табелей в обычной форме не является необходимым. Письмо содержит целый ряд ответов на типичные вопросы учителей.
Об оплате нерабочих дней, объявленных главой государства в период пандемии
Как говорится в письме, объявленные согласно Указам Президента РФ нерабочими днями периоды с 30 марта по 30 апреля и с 6 по 8 мая имеют особый статус и не относятся к случаям освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты, о которых упоминается в пункте 5 о Положении об особенностях порядка исчисления средней зарплаты. В эти дни за работником сохраняется зарплата, которую бы он получил, если бы отработал их полностью (со всеми положенными выплатами). То есть речь не идёт о среднем заработке. Иными словами, сохраняемая за эти дни зарплата учитывается при расчёте среднего заработка.
По поводу оплаты нерабочих дней и сохранения за работниками премий Минпросвещения сообщило, что за нерабочие дни работники должны получить предусмотренную трудовым договором зарплату. Её размер должен соответствовать той величине, которую работник получил бы, если бы полностью отработал эти дни – со всеми надбавками и премиями.
Об изменении работодателем условий оплаты труда при переводе на дистанционную форму работы
Перевод педагогических и других работников образовательных организаций на дистанционную форму работы в условиях пандемии не может являться основанием для изменения условий оплаты труда, определённых при тарификации.
Также не является основанием для изменения условий оплаты труда работников педагогической сферы наступление каникулярного периода, или периодов отмены (приостановки) занятий (деятельности учебного заведения по реализации программы образования, присмотру и уходу за детьми) для учеников в отдельных классах (группах), или в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям.
Что предпринять, если руководитель заставляет отрабатывать 36 часов в школе в период отсутствия процесса обучения?
Согласно содержанию письма на учителей не распространяется норма о 36-часовой продолжительности рабочей недели, поскольку рабочее время учителя складывается из нормируемой его части в виде фактического объёма учебной нагрузки и части рабочего времени по выполнению иных видов работ, входящих в должностные обязанности учителей в соответствии с квалификационной характеристикой (при этом оно не имеет временной конкретизации), а также дополнительной работы за дополнительную плату, выполнение которой по времени не конкретизировано. Стоит отметить, что схожие разъяснения имеются в письме Минобрнауки РФ от 26 ноября 2015г. № 06-1706.
Таким образом, требование руководителя образовательной организации о ежедневном присутствии в ней учителя в свободные от выполнения обязанностей часы (в том числе в пределах 36 часов в неделю) неправомерно.
О начислении отпусков не отработавшим шесть месяцев педагогическим работникам
Согласно письму Минпросвещения в упомянутой ситуации работодатель не имеет права исчислять отпуск пропорционально проработанному времени, как это и предусматривалось для работников педагогической сферы до введения в действие ТК РФ (до 1 февраля 2002 года), так как у работника возникает право на весь отпуск, а не на его часть.
Однако работодатель может предоставить отпуск неполной продолжительности в случаях, когда об этом просит сам работник. Речь идёт, к примеру, о просьбе работника разделить отпуск на части (предусмотрено ст. 125 ТК РФ).
Пропорционально проработанному времени исчисляется только денежная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении и оплата отпуска, который был предоставлен с последующим увольнением (предусмотрено ст. 127 ТК РФ).
О ведении учёта рабочего времени
Как отмечается в письме, с 1 января 2013 года унифицированные формы по учёту труда и его оплаты обязательными к применению не являются.
Работодатели имеют право самостоятельно устанавливать порядок отражения в табеле учёта рабочего времени нерабочих дней с учётом, что данные периоды оплачиваются в обязательном порядке.
К примеру, для того чтобы сохранить получаемую учителем зарплату и исключить получение предписаний при проверках, нерабочие дни могут быть зафиксированы в табеле как рабочие с отсылкой к Указам Президента РФ.
Источник: Сетевое издание «Навигатор образования»
Источник: https://vogazeta.ru/articles/2020/6/11/economics/13443-opublikovany_razyasneniya_ob_oplate_truda_pedagogov_v_period_pandemii_i_raschyote_otpuskov
Подборки из журналов бухгалтеру
Источник: журнал «Главбух»
Так как время каникул учащихся для педагогов нередко является рабочим, рассмотрим нюансы оплаты труда в этот период.
Работа во время каникул
Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся (воспитанников) и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников, являются для педагогов рабочим временем (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69).
В пунктах 4.1–4.
6 данного Положения указано, что педагоги на каникулах ведут педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки или педагогической работы), которая определена им до начала каникул, и необходимого для выполнения работ времени. При этом за педагогическими работниками сохраняется заработная плата.
Согласно пункту 2.3 Положения, другая часть работы педагогов, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками.
Такой труд регулируется графиками, планами работы и может включать, к примеру:
- обязанности по участию в работе педагогических, методических советов, проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
- организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям);
- подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
- периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины;
- дополнительно возложенные обязанности, непосредственно связанные с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
Учителя, индивидуально обучающие детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулы привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения, установленного им до начала каникул.
Режим рабочего времени
Режим работы всех сотрудников регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера. При этом надо учесть следующие важные моменты.
Согласно статье 333 Трудового кодекса РФ, для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности или специальности продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогам с учетом особенностей их труда определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти
Так, приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 учителям 1–11 (12) классов учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные и коррекционные), установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) 18 часов в неделю.Продолжительность рабочего времени в период каникул по общему правилу не меняется. Изменение (увеличение) рабочего времени допускается для выполнения методических работ, в случае если они запланированы графиками и планами работы. Если методические работы заранее не запланированы, то выполняться они должны в пределах нормы часов, установленной педагогам до начала каникул.
Режим рабочего времени педагогов, принятых на работу во время каникул, определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей.
Для учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулы режим рабочего времени определяется в пределах времени, установленного по занимаемой должности.
Преподаватели учреждений начального и среднего профессионального образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, в период каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий семинаров мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий
Оплата труда во время каникул
В приложении 2 к Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ, на 2015–2017 годы установлены особенности оплаты труда отдельных категорий педагогов.
Так, указано, что установленная учителям при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.
Тарификация учителей производится один раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебными планами на каждое полугодие предусматривается разное количество часов на предмет (или дисциплину).
Оплата труда за время работы во время каникул у педагогических работников и лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в том числе занятия с кружками, начисляется исходя из зарплаты, которая была установлена при тарификации, предшествующей началу каникул.
И. Егорова,
юрист
Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/44014-kak-nachislyaetsya-oplata-truda-za-rabotu-pedagogov-vo-vremya-kanikul.html
В россии изменят систему оплаты труда учителей
https://ria.ru/20200113/1563348395.html
В россии изменят систему оплаты труда учителей
Министерство просвещения России готовит поправки в Трудовой кодекс, которые поменяют структуру оплаты труда школьных учителей. Об этом, как пишет «Российская… РИА Новости, 13.01.2020
2020-01-13T02:19
2020-03-03T18:51
россия
социальный навигатор
сн_образование
министерство просвещения россии (минпросвещения россии)
ольга васильева
общество
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdn21.img.ria.ru/images/152342/91/1523429122_0:210:2001:1335_1400x0_80_0_0_c7ccd01e22b2242a35a7149577d0d292.jpg
https://ria.ru/20191206/1562051907.html
https://radiosputnik.ria.ru/20191206/1562052471.html
https://radiosputnik.ria.ru/20191206/1562063374.html
chebak7510
криков на тысячу, а поднимут на рубль
233
saf-irehn
За то, что детки ,Ваши,изуверы, вытворяют с педагогами, им по тюьмам сидеть надо, а не в школу ходить. А учителям зарплату уровнять необходимо. Во всех регионах ставка должна быть одинаковая.
135
россия
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn21.img.ria.ru/images/152342/91/1523429122_0:210:2001:1335_1400x0_80_0_0_c7ccd01e22b2242a35a7149577d0d292.jpg
https://cdn25.img.ria.ru/images/152342/91/1523429122_0:0:1781:1335_1400x0_80_0_0_0d1679524a1ad565104806141ecf6565.jpg
https://cdn23.img.ria.ru/images/152342/91/1523429122_175:0:1510:1335_1400x0_80_0_0_08ff441ef77b601129242e7520595973.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, социальный навигатор, сн_образование, министерство просвещения россии (минпросвещения россии), ольга васильева, обществоМОСКВА, 13 янв — РИА Новости. Министерство просвещения России готовит поправки в Трудовой кодекс, которые поменяют структуру оплаты труда школьных учителей. Об этом, как пишет «Российская газета», сообщила глава ведомства Ольга Васильева.
По ее словам, идет работа над тем, чтобы 70 процентов фонда оплаты труда гарантированно уходило на оклады, а остальные 30 процентов выделялись на различные надбавки. В настоящее время, как отметила министр, эту пропорцию соблюдают не всегда. Субъекты сами решают, как начислять оклады и премии. Очень часто реальные цифры далеки от приоритетного значения 70 на 30.
Кроме того, по словам министра, в ближайшее время в Трудовой кодекс будут внесены поправки, которые позволят использовать единую модель формирования структуры оплаты труда. Уточняется, что базовые гарантии будут действовать на федеральном уровне.
Васильева указала, что новые школьные стандарты должны снизить нагрузку на учителей более чем на треть. По ее словам, педагоги должны вести только четыре документа: рабочая программа по предмету, календарно-тематический план, электронный журнал, электронный дневник.
Повысить зарплаты учителям
Министерство просвещения ранее направило в Минтруд предложения по возможным сценариям повышения зарплат учителей. Это следует из письма замглавы Минпросвещения Виктора Басюка, опубликованного в минувшем декабре на сайте комитета Госдумы по образованию и науке.
Кроме того, Минпросвещения совместно с Общероссийским профсоюзом образования провело мониторинг оплаты труда учителей.
Он показал, что во всех регионах, кроме Москвы, Калужской и Ивановской областей, где зарплата рассчитывается на основе стоимости человеко-часа, для учителей установлены минимальные оклады при работе на одну ставку — 18 уроков в неделю.
Согласно мониторингу, оклады педагогов в разных регионах сильно разнятся — от 3,6 тысячи рублей в Мордовии до 22,3 тысячи рублей в Приморье.
Общая система оплаты
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов в разговоре с «Известиями» ранее заявил о необходимости создать общую для всей страны систему оплаты труда учителей.
Парламентарий отметил, что в некоторых регионах базовый оклад за норму педагогической нагрузки примерно в два раза меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), и назвал эту ситуацию недопустимой.
При этом каждый специалист реализует единый федеральный государственный образовательный стандарт.
Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов в разговоре с RT призвал «крайне внимательно» отнестись к вопросу создания общей для всей страны системы оплаты труда учителей, подчеркнув, что сегодня наблюдается существенный разрыв между заработными платами среди регионов.
Депутат также предложил установить единую систему поощрений для педагогов.
Источник: https://ria.ru/20200113/1563348395.html
Зарплата учителя в России: как формируется и от чего зависит
Заработная плата учителя имеет не самую простую систему расчета. Существует базовая часть, компенсационные выплаты и выплаты за квалификацию и стаж. В этой статье отвечаем на основные вопросы.
В этой статье мы рассказываем:
- Из чего складывается зарплата учителя
- Как производится расчет заработной платы учителя
- Про тарифные сетки НСОТ и ЕТС
- Что говорят педагоги в разных регионах
Какая зарплата у учителей?
Профессия педагога всегда была одной из самых уважаемых в разных странах, в том числе и в России. В советское время она хорошо оплачивалась и, в общем, все прекрасно понимали, что учитель – «это звучит гордо». Для примера: в 1987 году при средней зарплате по стране 190 рублей учитель получал 230 рублей, директор школы – чуть больше 300 рублей. В ссузах и вузах ставки были еще выше.
В 90-е годы, с развалом Советского Союза и приходом рыночных отношений, система образования попала под удар одной из первых, в том числе и в плане финансирования. Это довольно быстро сказалось и на имидже учителей, и на отношении к ним их же учеников (все помнят обращенные к педагогу фразочки хамоватых старшеклассников типа «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»).
В 2000-е ситуация постепенно стабилизировалась, но зарплаты учителей и воспитателей по-прежнему далеки от идеала. И майские указы президента далеко не везде сработали как волшебная палочка-выручалочка.
Напомним, весной 2012 года Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым зарплаты бюджетников должны были к 2018 году увеличиться в три раза путем плавного повышения.
Кроме того, средняя зарплата учителя должна была стать не ниже средней зарплаты по региону.
НСОТ против ЕТС
С 1992 года в России труд педагогов оплачивался в соответствии с единой тарифной сеткой (ЕТС). Она предназначалась для всех работников бюджетной сферы. Согласно ЕТС существовало 18 разрядов, из которых наивысшим был 18-й.
Ровно десять лет назад – с 1 декабря 2008 года – в стране ввели новую систему оплаты труда (НСОТ), отменив ЕТС. Согласно новой системе, зарплата учителя теперь состоит из трех частей:
- оклад (устанавливается по уровню профессиональной квалификационной группы);
- компенсационные выплаты (доплата за совмещение должностей, интенсивность нагрузки, внеурочную работу, северные коэффициенты и пр.), они установлены действующим законодательством;
- стимулирующие надбавки (премии, выплаты за выслугу лет и т.д.), которые директор распределяет между сотрудниками. Важно! Если учитель работает по совместительству в нескольких учебных заведениях, он имеет право получать стимулирующие выплаты в каждом из них.
Реформа преследовала благие цели: школьное руководство может самолично распоряжаться фондом заработной платы, поощряя самых опытных и инициативных сотрудников. При этом федеральный зарплатный фонд увеличивается на 30 % — эти средства как раз направлены на выплаты стимулирующих надбавок. Но это все в теории.
В реальности же НСОТ встречает больше критики, чем похвалы. Распространено мнение, что реформа сыграла на руку лишь школьной администрации: зарплаты директоров выросли аж на 50 %, а вот рядовым учителям пришлось испытать сокращение зарплаты чуть не на 30 %. Виновато в этом нежелание руководства проводить стимулирующие выплаты.
К тому же большинство педагогов не понимают принципов, на которые опирается директор при распределении стимулирующих выплат. Недостаточная информированность, естественно, порождает недовольство.В общем, получилось по принципу, высказанному Виктором Черномырдиным в бытность его председателем правительства: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Из чего складывается зарплата учителя
Давайте разберемся, как рассчитывается зарплата учителя. Актуальный вопрос для любого педагога. Ставка заработной платы учителя в соответствии с новой системой оплаты труда формируется по следующей схеме. Базовый оклад умножается на сумму коэффициентов всех компенсационных выплат, в число которых входят доплаты за:
- классное руководство,
- проверку тетрадей,
- заведование кабинетом,
- внеурочную работу,
- категорию,
- количество учеников,
- большую нагрузку.
Это все можно представить в виде формулы. Зарплата учителя в школе = базовый оклад х (1 + сумма всех коэффициентов).
Еще больше увеличить педагогу оклад помогают стимулирующие выплаты. Они полагаются педагогу за:
- каждого ученика, который стал победителем или призером муниципальной, областной, всероссийской или международной олимпиады;
- отсутствие жалоб от родителей и коллег;
- отсутствие детских правонарушений и отсутствие или снижение количества учеников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
- высокие результаты ЕГЭ;
- использование в работе современных образовательных технологий;
- профессиональную дисциплину (своевременная подготовка и сдача отчетов, ведение журнала, личных дел учащихся).
Стимулирующая часть оклада сначала рассчитывается в баллах: за каждое достижение полагается определенное их количество. Стоимость каждого балла в рублях определяет руководство школы: средства из стимулирующего фонда делятся на число всех баллов, заработанных всеми педагогами за отчетный период.
Затем число баллов умножается на их стоимость. Получившейся суммой поощряют педагога.
Фонд оплаты труда, из которого распределяются стимулирующие выплаты, формируется в образовательном учреждении в соответствии с нормативно-подушевым финансированием, которое зависит от количества учащихся и регионального показателя ученико-часа.
Стоимость ученико-часа в каждой школе устанавливается индивидуально. Так как зарплата учителя считается именно по ученико-часам, директор вынужден формировать большие классы. Количество детей умножается на количество часов и на установленную в школе стоимость ученико-часа.
Расчет заработной платы учителя
Как начисляется зарплата учителям, вам теперь уже известно. Если вы хотите самостоятельно рассчитать оплату своего труда, используйте калькулятор зарплаты учителя – 2018, который мы вам предлагаем ниже.
Квалификация:
- стаж: молодой специалист без опыта работы – 30%, от 3 до 5 лет – 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10 до 15 лет – 20 %, свыше 15 лет – 30 %. В зависимости от региона эти коэффициенты могут отличаться на 5–10 единиц. Учитывать ли стаж вообще, решает школьное руководство. Многие педагоги говорят о том, что сейчас появилась тенденция аннулировать этот пункт, чтобы вынудить пожилых учителей уйти: департаменты образования пытаются привлечь в школы молодые кадры;
- категория: вторая – от 10 до 40 %, первая – от 25 до 50 %, высшая – 40 до 60 %. Конкретные коэффициенты зависят от региона;
- образование: среднее специальное – 30 %, высшее – 50 %.
Компенсационные выплаты:
- учителя лицеев и гимназий – 15 %;
- работа в коррекционном учреждении для воспитанников с ОВЗ – 20 %;
- преподавание в школе-интернате – 15 %;
- преподавание в школе-интернате для детей-сирот – 20 %;
- обучение на дому больных детей, детей-инвалидов – 20 %;
- классное руководство в начальных классах (с 1-го по 4-й) – 15 %;
- классное руководство в средних и старших классах (с 5-го по 11-й) – 20 %;
- проверка тетрадей в начальных классах – 10 %;
- проверка тетрадей по русскому и родному языку, по литературе – 15 %;
- проверка тетрадей по математике, иностранному языку, черчению – 10 %;
- сложность или приоритетность предмета – 25 % (русский и иностранный языки, математика), 20 % (учителя начальных классов), 15 % (естественные науки, информатика);
- заведование учебным кабинетом, лабораторией – 10 %;
- работа с библиотечным фондом учебников – 20 %;
- руководство методическим объединением, предметной комиссией – 15 %;
- заведование учебными мастерскими – 35 %;
- заведование учебно-опытными участками – 15 %;
- обслуживание вычислительной техники – 15 %;
- руководство кружком по духовно-нравственному и правовому воспитанию – 20 %;
- работа с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (например, для учителей химии, информатики) – 12 %;
- народный, заслуженный учитель – 15 %;
- почетный работник общего образования РФ – 20 %.
Москва:
Зарплата московских учителей – предмет зависти многих коллег из регионов. В столице педагог имеет особый род стимулирующих выплат – городские надбавки.
Во-первых, 12 500 рублей в месяц за классное руководство (при условии, что в классе учится не менее 25 человек) – согласитесь, это существенно больше общепринятой надбавки в 15–20 %.
Во-вторых, ежемесячная доплата 10 000 рублей за развитие проекта Московской электронной школы и за использование материалов МЭШ на своих уроках.
Регионы:
Городские школы. Без сомнения, средняя зарплата учителя в любом регионе России ниже столичной. Даже несмотря на использование одинаковых коэффициентов, заработная плата учителя в Москве стоит особняком.Причина – изначально более низкий оклад и отсутствие «московских» городских доплат. Сам по себе базовый оклад устанавливается департаментом образования области или края. Минимальный размер – 3 749 рублей.
Сельские школы. Сразу скажем, что учителя сельских школ имеют право на несколько дополнительных выплат:
- работа в сельской школе – 25 %;
- одному из учителей школы с численностью учащихся до 50 человек за руководство школой – 50 %;
- заместителю руководителя по административно-хозяйственной части школы, школы-интерната, имеющей подсобное хозяйство – 20 %.
Еще один бонус, не относящийся непосредственно к зарплате, но тоже материального характера, – это компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Что на самом деле
Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/zarplata-uchitelia-v-rossii-kak-formiruetsia-i-ot-chego-zavisit-5c092cc2998cfe00a955c844
Работа педагога на каникулах
Jun 15, 2017 · 6 min readФото с сайта Педакадемия.рф
В последнее время педагоги все чаще жалуются, что в каникулярный период их заставляют присутствовать на рабочем месте гораздо больше времени, нежели в рядовые будни. Насколько это законно и с чем связано?
Начнем с того, что согласно ФЗ «Об образовании в РФ» каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством и календарным учебным графиком. Каникулы относятся исключительно к академическим правам обучающихся, но не работников образовательных организаций (п. 11 ч. 1 ст. 34).
Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?
Существует ли нормативный акт, который регламентирует график работы педагога в каникулы?
С 14 июня 2016 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ № 536 от 11.05.2016 года , которым введено новое правовое регулирование режима труда и отдыха работников образования. Данный документ содержит в том числе нормы, касающиеся работы педагогов во время каникул.
Данный Приказ также устанавливает, что «периоды каникулярного времени, не совпадающие для педагогов и иных работников с установленными им ежегодными оплачиваемыми отпусками, являются для них рабочим временем».
Каков график работы педагога на каникулах?
Согласно законодательству режим рабочего времени на каникулах регулируется локальными нормативными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера и особенностей (п. 4.6. Приказа № 536).
Отметим, что в качестве таких локальных актов могут выступать как коллективный договор, так и специальный график.
Чтобы составить необходимый локальный акт, нужно иметь в виду следующее:
- режим работы педагога до и во время каникул может различаться. Однако продолжительность работы для педагогов устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени — не более 36 часов в неделю;
- продолжительность рабочего времени педагогов в каникулы не ограничивается установленными для них часами учебной нагрузки, а включает также время, необходимое для выполнения иных работ, вытекающих из должностных обязанностей педагога (ненормированная часть).
Что входит в ненормированную часть?
Ненормированная часть работы педагогического работника определяется с учетом его должностных обязанностей, а также дополнительных видов работ, выполняемых с его письменного согласия за дополнительную оплату.
Внимание! Ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы.
Отметим, что такая работа включает в себя участие в деятельности методических советов, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся и т.д.
Внимание! Педагоги, осуществляющие обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением в каникулярное время, осуществляют работу с учетом количества часов обучения таких детей, установленного им до начала каникул.
Таким образом, в продолжительность рабочего времени педагога входит как время, затраченное на выполнение педагогической работы, в соответствии с учебной нагрузкой, так и выполнение другой педагогической работы, которая не конкретизирована по количеству часов (не относится к учебной нагрузке, но вытекает из должностных обязанностей).
Например, если для педагога установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу право прекратить работу.
Внимание! Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется «с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты» (занятия в группе продленного дня, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися).
Однако руководителю следует минимизировать такие доработки, распределяя нормируемую часть так, чтобы у педагогов в каникулы были свободные дни.
Может ли педагог, выполнивший работу руководителя, не являться на работу?
Отсутствие работника на рабочем месте во время каникул, вопреки закрепленной локальными актами обязанности находиться на рабочем месте, может расцениваться как прогул.
Некоторые сотрудники ошибочно полагают, что во время каникул они не обязаны находиться в образовательном учреждении. Это не так, и вот почему.
Время каникул, не совпадающее с периодом отпуска, — это обычное рабочее время педагога. Поэтому отсутствие на работе дает руководителю право зафиксировать прогул.
Внимание! Однако если в образовательном учреждении не разработаны локальные акты, регулирующие порядок работы педагогов в каникулы, и не утверждены графики работы педагогов либо не конкретизировано место выполнения таких работ, то педагог вправе выполнять такие работы вне рабочего места.
Как оплачивается труд во время каникул?
В каникулярный период все педагоги, включая тех, кто работает с обучающимися на дому, обеспечиваются педагогической нагрузкой, им выплачивается заработная плата.
Такой период являются рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством РФ. Поэтому наступление каникул не является основанием для уменьшения заработной платы.
Следовательно, если на указанный период неполное рабочее время сотруднику не устанавливалось, то заработная плата начисляется в общем порядке.
Внимание! Неполное рабочее время может устанавливаться только по соглашению работника и работодателя. В данном случае труд работника будет оплачиваться пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Отметим, что конкретные правила расчета оплаты труда зависят от типа образовательного учреждения.
За время работы в период каникул обучающихся оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.Следует отметить, что в этот период изменяется характер работы педагогов, а, следовательно, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).
Установленная заработная плата выплачивается ежемесячно, исходя из фактического количества часов учебной нагрузки в неделю, а также размера ставки заработной платы, предусмотренной за норму часов педагогической работы.
Внимание! Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджета субъекта, выделенного на проведение и подготовку экзамена (ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Как оплачивается переработка?
Согласно трудовому законодательству сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться локальными нормативными актами учреждения (ст. 152 ТК РФ).
Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха (ст. 153 ТК РФ).
К чему могут привлечь педагога в период каникул?
В каникулы педагоги, как правило, заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям.
Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, может использоваться также и для дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.
Администрация учреждения может привлечь педагогов к выполнению обязанностей в рамках их трудовой занятости к более содержательной деятельности (например, к работе организатором на выпускных испытаниях).
Является ли привлечение педагога к работе в пришкольном лагере законным?
Если сроки лагерной смены не совпадают со сроками отпуска педагога, то руководство учреждения вполне может его привлечь к работе в таком лагере. Как правило, это определено в трудовом договоре или в должностной инструкции. Отметим, что дополнительно данная работа не оплачивается.
Необходимо знать, что такой педагог может выполнять обязанности только в рамках своей трудовой деятельности. От работника в данном случае требуется письменное согласие на назначение его начальником лагеря или воспитателем.
Внимание! Педагогические работники могут работать в лагерях, находящихся в другой местности, исключительно только в период своего отпуска и на условиях дополнительного трудового договора.
Таким образом, во избежание лишних проверок, а также установления своих «местечковых» правил расчета рабочего времени педагога, руководителю организации следует заранее предусмотреть возможность рационального использования рабочего времени своих работников.
«,»author»:»Ðлина УлÑÑнова»,»date_published»:»2017-06-15T15:01:01.644Z»,»lead_image_url»:»https://miro.medium.com/max/1200/1*FMapQVilcE6C-pm8AjTg-Q.jpeg»,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»https://medium.com/direktoria-online/the-work-of-a-teacher-on-vacation-9bdfaf6abde9″,»domain»:»medium.com»,»excerpt»:»Ð пÑеддвеÑии леÑÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°Ð½Ð¸ÐºÑл Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¾Ð² волнÑÐµÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾ Ñежиме ÑабоÑÑ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑной оÑганизаÑии в ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод. ÐÑоÑедÑÑа⦻,»word_count»:1107,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}
Источник: https://medium.com/direktoria-online/the-work-of-a-teacher-on-vacation-9bdfaf6abde9
За что педагогам недоплачивают, а должны
Педагоги часто жалуются на низкую зарплату. Дело не только в том, что она ниже средней по региону, но в том, что педагогическим работникам не всегда полностью платят за работу, например, проверку тетрадей или классное руководство. Разбираемся, почему так происходит, куда спрятались выплаты и надбавки и как учитель может изменить свою оплату труда в 2019 году.
За что не платят?
Чаще всего преподавателям полностью оплачивают окладную часть — количество часов, которое ведет педагог. А компенсационные и стимулирующие выплаты иногда не доплачивают. Как делить фонд заработной платы на окладную часть, компенсационную и стимулирующую сказано в методических рекомендациях Министерства образования и науки.
Компенсационные выплаты. На 2019 год к ним относятся, например, классное руководство, проверка тетрадей учеников, работа во внеурочное время. Также могут дать надбавки за работу с плохо успевающими учениками, заполнение электронного классного журнала.
Это дополнительные функции учителя, но они связаны с его основной работой. Их обязаны оплачивать только если они указаны в трудовом договоре или дополнительном соглашении. Еще к компенсационным выплатам относят надбавку за стаж и квалификационную категорию. За высшую категорию в школе обязаны платить, а за первую — нет.
Некоторые школы платят, но заставить их нельзя.
Стимулирующие выплаты.
К ним относятся все выплаты за успешную работу педагогов: разработанные методические пособия, участие и победы учеников в конкурсах и олимпиадах, успехи учителей в воспитательной работе, научно-исследовательскую деятельность учеников и другое.
В каждой школе должно быть создано положение о стимулирующих выплатах и разработаны критерии. Педагог несколько раз в год в письменной форме докладывает о своих успехах и комиссия начисляет ему баллы. Бухгалтерия эти баллы переводит в рубли и начисляет выплату.
Почему не доплачивают стимулирующие и компенсационные выплаты?
Есть несколько причин: отсутствие нормативных актов в школе, слабый контроль со стороны педагогических работников, халатность администрации.
Отсутствие нормативных актов в школе. В школе должно быть положение об оплате труда, в нем должны быть перечислены виды компенсационных и стимулирующих выплат.
Если этого и других нормативных актов, связанных с оплатой, в школе нет, это обнаружится на первой проверке и директору грозит штраф.
Но от проверки до проверки некоторые школы умудряются жить без нужных нормативных актов.
Список работ, за которые преподавателю должны доплачивать, фиксируется в трудовом договоре или дополнительном соглашении. Если этого не сделано, это также нарушение.
Халатность администрации. Иногда все нормативные акты в порядке, но им никто не следует. Администрация забывает платить стимулирующие, не следует тому, что указано в трудовых договорах. Даже если это не намеренное нарушение, его нужно пресекать.
Слабый контроль педагога. Педагоги должны следить за тем, как ему начисляются выплаты. Если педагог не хочет разбираться, из чего состоит зарплата, как она начисляется, не хочет читать трудовой договор и допсоглашения, то любая ошибка администрации будет стоит ему денег.
Как решить проблему?
Все зависит от причин, по которым она возникла. Есть четыре основных решения: разговаривать с администрацией, обращаться в профсоюз или комиссию по урегулированию трудовых споров, обращаться в прокуратуру, читать документы, чтобы не было проблем в будущем.
Разговаривать с администрацией. Если работник подозревает, что его труд несправедливо оплачен, то нужно идти в администрацию.
Стоит вежливо высказать список претензий и объяснить свою точку зрения: мне не платят за заведование кабинетом, хотя я это делаю. Еще лучше — показать копию приказа о заведовании кабинетом.
Дальше администрация должна доказать свою правоту или признать ошибку.
Есть моменты, в которых администрация точно права. Например, классное руководство тянет на полноценную ставку, но доплачивают за него во многих регионах 2-3 тысячи рублей. Администрация с этим ничего не может сделать — бюджет ограничен. Но адекватный директор и бухгалтер объяснят на «цифрах», почему они не могут платить больше.
Обращаться в профсоюз. Если разговор с администрацией зашел в тупик, нужно идти в профсоюз. Туда же нужно обращаться, если педагог нашел ошибки в договорах или допсоглашениях. Почти во всех школах есть первичные профсоюзные ячейки. Если школьному председателю профсоюза не хватит ресурсов, он обратится за помощью в городскую ячейку.
Обращаться в прокуратуру. В прокуратуру стоит писать заявление, если администрация заподозрена в систематическом нарушении прав учителя. К заявлению можно прикрепить свидетельство председателя профсоюза. Бояться этого шага не стоит — это нормальная защита своих прав.
Читать документы. Часто проблема решается на предыдущих этапах. Но в будущем стоит внимательно читать договоры, дополнительные соглашения и локальные акты.
Если соглашаетесь на какую-то подработку, просите приказ, изучайте его и соотносите с трудовым договором.
Если в трудовом договоре нет каких-то пунктов, обращайтесь к председателю профсоюза, он поможет заключить дополнительное соглашение.
Источник: https://EduRegion.ru/k-zhurnal/kogda-pedagogu-nedoplachivayut/