Как Открыть Детский Дом Семейного Типа

Содержание

Постановление о человечности: как реформа детдомов должна изменить жизнь сирот

Как Открыть Детский Дом Семейного Типа

Постановление правительства РФ «О деятельности организаций для детей-сирот», подписанное в мае 2014 года, запустило в стране масштабную реформу сиротских учреждений.

В стране их насчитывается более 1300, почти все они — государственные, частных — менее десятка. Есть и своя специфика: так, все организации делятся на образовательные, медицинские и социальные, в зависимости от подведомственности.

По данным на конец 2018 года, в них содержится примерно 73 тысячи детей.

О том, почему реформа детских домов была необходима и удалось ли ей за это время сделать жизнь воспитанников лучше, ТАСС рассказала руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

Почему назрели изменения

Изменения системы устройства детей в коллективные учреждения идут во всем мире примерно с 60-х годов. Если бы не распался СССР, мы бы это сделали еще в начале 90-х.

В 50–60-х годах появились исследования психологов и социологов о том, как влияет на ребенка его проживание в условиях коллектива.

Самое большое количество исследований связано с детьми раннего возраста, потому что проживание в коллективной среде оказывает на них самое пагубное воздействие.

Мы видим по выпускникам сиротских учреждений, насколько сложно и часто не очень успешно складывается их судьба. И эта ситуация не связана с качеством обслуживания, плохой едой или с угрюмым персоналом.

Прежде всего, она связана с тем, что у ребенка раннего возраста есть потребность в конкретном заботящемся взрослом, она абсолютно естественна, не связана с культурой, это, скорее, биологическая потребность.

Когда она не удовлетворяется, это приводит к довольно разрушительным последствиям для личности ребенка.

Многие не задумываются, что когда мы были маленькими, мы усваивали много разных вещей, которые мы реализуем во взрослой жизни: как устроены отношения в семье, как папа общается с мамой в нашей семье, в семье друзей, как устроен быт в доме, как заботятся или не заботятся о детях, каким образом взрослые зарабатывают деньги.

Условия жизни детского дома — это искусственная среда, далекая по всем своим признакам от того, как живут люди

Ребенок начинает подстраиваться под эту среду, учиться в ней взаимоотношениям, правилам. Внутри этой среды нет человеческих, личностных отношений, таких, какие есть в семье.

Потому что это рабочая среда, в ней профессиональные отношения.

У людей там нет эмоциональной близости, это было бы странно, если бы ее проявляли воспитатели на рабочем месте, — обнимали друг друга, целовали, жаловались на жизнь, садились в обнимку, смотрели телевизор.

Понятно, что ничего подобного в учреждении не может быть. Там нет такой понятной разницы между семейной, внутренней средой и внешней средой окружающего мира, какая есть в любой семье.

Люди уходят на работу, приходят домой, к ним приходят гости. Вся система координат усваивается ребенком не по рассказам, а через свою жизнь и переживания.

Когда нет такого опыта, социализация дается с большим трудом.

Простой пример: когда ребенок живет в семье, он знает, что его родители уходят на работу и возвращаются с работы домой. Это правильный порядок жизни. Там они зарабатывают деньги, на них покупают продукты, вещи, игрушки, приносят их домой.

Ребенок созревает, видя всю эту историю, и будет делать так же сам. Ребенок, который живет в детдоме, видит зеркальную картину — взрослый приходит к нему на работу, а уходит от него домой. Взрослый зарабатывает уходом за ним.

Эти вещи разрываются в его сознании.

Что меняет реформа

Она меняет цели и задачи и тип функционирования детских домов. Вместо казарм постоянного содержания мы делаем из них временные центры, устроенные по семейному типу. Ведь, по сути, то, как были устроены детские дома до реформы, вредило ребенку. Именно задача снизить вред стояла перед подобной реформой во всех странах мира, и наша страна не исключение.

Когда мы начали предлагать в Совете при Правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере предложения по реорганизации детских домов, мы опирались на существующий международный и российский опыт.

Доказано, что коллективное проживание не полезно для детей. Нужно сделать по-другому — организовывать семейно-воспитательные группы и семейные детские дома.  

Решение этой проблемы не только в изменении системы детских домов, а в первую очередь в изменении политики устройства в нее детей. То есть самое главное — не допускать устройства ребенка в коллективное учреждение

Это возможно, если мы выстраиваем работу с его кровной семьей. Мы оказываем помощь людям, чтобы они не отказывались от детей и чтобы у них детей не изымали в ситуациях, когда они не причиняют детям сознательного вреда, а просто не справляются с тяжелыми обстоятельствами. Надо развивать поддержку и семейному устройству, чтобы мы наконец начали подбирать ребенку семью, а не семье ребенка.

Эта идея заложена в несколько пунктов постановления — ребенок размещается в учреждение, только если органы опеки не нашли никакой возможности устроить ребенка даже на предварительную опеку (это такая опека, когда человек может не собирать много справок, достаточно паспорта и осмотра жилья). То есть опека должна сначала поискать близких и знакомых ребенка, и только если это не получается, она должна отправить его в детский дом. Пока это мало где заработало на практике. Чаще всего опека не очень охотно ищет родственников и знакомых, а сразу везет в детдом.

Важный пункт — план развития жизнеустройства ребенка, который каждые полгода опека должна пересматривать вместе с детским домом.

В этом плане должно быть зафиксировано, какие действия предприняты, чтобы ребенка вернуть в кровную семью, устроить в семью родственников или устроить в замещающую.

Это новая история, где-то это происходит формально, где-то действительно пересматривают каждые полгода вопрос, почему ребенок все еще находится в учреждении.

Впервые какие-то ограничения ситуации передачи ребенка по заявлению появились только в этом постановлении, сейчас это требует еще больших изменений, потому что в учреждениях сейчас очень много детей находится по заявлению родителей.

Раньше любая семья могла отдать ребенка в детдом — потому что было  широкое определение, что такое тяжелая жизненная ситуация, кроме того, могли поместить, чтобы получить образовательные, социальные и медицинские услуги.

Никакого ограничения на сроки никогда не было, не было и задачи работать с семьей над изменением ситуации.

За каждым ребенком стоит своя история. Иногда это трудная ситуация в семье, где нужна была помощь, но единственный вариант помощи, которую предложили, — разместить ребенка по заявлению.

Очень много детей с инвалидностью, вроде как на получении «социальной услуги в стационарной форме» всю жизнь живут в детских домах — интернатах, потом переходят в психоневрологические интернаты, родители очень часто не навещают детей, никак не участвуют в их жизни.

В результате у нас очень много детей не потому, что у них трудная ситуация и у родителей не было другого варианта, а потому что им никто другой вариант не предложил.

И сегодня в рамках законодательства уже нельзя просто так ребенка сдать. У нас появился формат трехстороннего соглашения, в котором прописаны четкие сроки, причины размещения ребенка, ответственность и обязанность родителей его навещать, участвовать в его воспитании.

И требования к организациям предоставить родителям разнообразные виды помощи, чтобы их сложная ситуация разрешилась и они могли своего ребенка забрать домой. Где-то это стало инструментом реального сокращения сроков пребывания детей, но чаще это пока формальный документ. Это все — новые требования, новые инструменты.

Нужно не только время, но и обучение кадров и контроль над тем, чтобы это исполнялось.

Создание благоприятной среды

Постановление закончило ситуацию с перемещением ребенка внутри детдома из группы в группу. Раньше это было повсеместно. Для малышей особенно это была острая травма и стресс. В домах ребенка были перемещения каждые полгода.

Из дома ребенка он перемещался в детский дом, потом в интернат, то есть постоянно менял сначала группы, потом учреждения. В результате ребенок после выхода из детдома не умеет устанавливать постоянные отношения, не умеет беречь свое место в жизни.

Удивляются, почему у него бардак, он все продал и пропил, но это то, как мы создали ему эту личную историю, вырастив среди бесконечных потерь и перемещений.

Перемещения внутри учреждений в основном везде прекратились. Остались перемещения между учреждениями. Хотя постановление требует не перемещать ребенка, однако сохранились разные типы учреждений, которые подчиняются разным ведомствам, и это вынуждает учреждения перемещать детей.

Например, в четыре года из дома ребенка его вынуждены передавать дальше, в детский дом или интернат — у дома ребенка нет прав держать детей старше четырех лет. Мы вышли с новой инициативой изменить постановление так, чтобы мы перестали отправлять детей по этапу учреждений и пока ребенок находится под государственной опекой, создали для него стабильную спокойную среду.

Сама та среда теперь должна быть устроена по квартирному типу, в условиях приближенных к семейным, — прямо с такой формулировкой в постановлении. То есть ребенок, по сути, должен быть как бы в отдельной квартире с бытом, очень близким к обычному. Чтобы ребенок мог готовить, мог со взрослыми ходить в магазин, мог иметь свое личное пространство и свои личные вещи.

Должны появиться постоянные взрослые у ребенка. Постоянные воспитатели, у которых есть функция индивидуальной работы с детьми — наставничества

Акцент теперь на социализации, на выходе во внешний мир и участие в жизни наравне с другими детьми. Теперь ребенок не может, как это было раньше, учиться внутри детдома. В конце 80-х у нас большая часть детских домов была школами-интернатами, совмещая проживание и обучение.

У ребенка не было повода выйти за забор и соприкоснуться с обычным миром. Это претерпело существенные изменения. Ребенок должен учиться вне детдома, ходить на мероприятия. Внутри он может продолжить обучение, если невозможно учиться снаружи. Но мы сейчас меняем эту трактовку, делаем ее более конкретной.

Потому что эта невозможность во многих учреждениях трактуется как нежелание что-то делать.

Еще важный пункт — детей должны навещать их родственники, знакомые, близкие взрослые. Организации обязаны обеспечить общение ребенка с теми, с кем он был знаком до попадания в учреждение.

Детские дома не привыкли к этому, они пускали только опеку, максимум маму, а теперь какие-то знакомые. В ряде учреждений это начали практиковать.

По сути, мы из закрытых учреждений должны сделать учреждения открытые.

Где и что изменилось по итогам мониторинга

Сегодня в организациях для детей-сирот созданы более человеческие условия. Мы были с мониторингом в некоторых учреждениях с разницей в год-два и видим большую разницу. Когда приезжали в первый раз, были неустроенные комнаты на 15 человек, через год из нее сделали две, группы стали меньше, человеческая жизнь появилась внутри. Но этот процесс не находится в точке финала, это начало пути.

Есть регионы-лидеры — Москва, Тюменская область, есть аутсайдеры. Проблема не в регионах, а в разницах между учреждениями, — между учреждениями здравоохранения, образования и соцзащиты.

Учреждения системы соцзащиты оказались самыми отстающими — это детские дома — интернаты для детей с умственной отсталостью, куда много лет отправляли детей, которых в советской системе считали необучаемыми. Они обычно на отшибе, они огромные, с коридорной системой, в них самые тяжелые дети.

У них чаще всего не было коммуникации с внешними школами, дети даже не учились внутри. Они там просто сидели. Из такого места сделать рывок в сторону того, что написано в постановлении, очень сложно. У них самая тяжелая ситуация, потому что разрыв огромный.

Но все зависит исключительно от инициативы двух человек — руководителя учреждения и руководителя отрасли на уровне региона. Если эти два человека заинтересованы, то будет почти все. Если один из них — то будет половина.

Если ни один, то не будет ничего. Возможности законодательство предоставило очень широкие. Как идти по этому пути — это задача региональная.

А те ограничения федерального характера, которые мешали в полной мере реформироваться, мы сейчас хотим как раз предложить поменять.

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила: «Реформирование этой системы во всех сферах деятельности — и в здравоохранении, и образовании, и социальной защите — происходит.

Можно сказать, что верхний уровень реформирования пройден, но на самом деле есть более сложные и содержательные проблемы, которые нам предстоит обсудить и дать соответствующие поручения с точки зрения изменений в законодательство».

Кристина Соловьева

Источник: https://tass.ru/obschestvo/6115339

Детдома, НКО и приемные семьи о реформе системы защиты детей

Как Открыть Детский Дом Семейного Типа

В 2012 году в России начались масштабные изменения в работе системы защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Они предполагают закрытие существующих детских домов и развитие разных форм семейного устройства. Что о реформе думают чиновники, руководители детских домов, НКО и приемные семьи выяснили социологи Питерской Вышки.

Необходимость реформ

Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству детей, оставшихся без попечения родителей: 2,4% от всего детского населения. Около 80% этих детей имеют статус «социальных сирот», то есть у них есть живые родители, которые по тем или иным обстоятельствам не принимают участия в их жизни.

Российская система защиты детей долгое время была объектом критики со стороны специалистов за свою неспособность поддерживать семью в трудной жизненной ситуации и ориентацию на институциональные формы заботы. Вместо материальной и практической помощи родителям, оказавшимся в тяжелых условиях, государство практиковало изъятие детей из семей и передачу их в детские дома и школы-интернаты.

С середины 2000-х годов российская государственная политика взяла курс по охране семьи. Одним из направлений работы обозначили улучшение положения детей, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на то, что необходимость реформы присутствовала в политической повестке, долгие годы система защиты детей оставалась без значительных изменений.

И только в 2012 году была принята «Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы», с которой и началась реформа деинституционализации заботы.

Идеалом новой системы стало проживание ребенка в кровной семье при поддержке социальных сервисов. Если это было невозможно, детей передавали в учреждения семейного типа или приемные семьи.

Начался процесс реорганизации детских домов в «центры поддержки семьи», целью которых стала помощь в устройстве воспитанников в биологические или приемные семьи, организация обучающих и поддерживающих сервисов для родителей.

Практическая реализация новых программ дала свои плоды: если в 2000 году 27% сирот находились в госучреждениях, то в 2014 году в них проживало только 12% детей. Более того, с 2005 года доля детей, устроенных в семью, увеличилась более чем в 10 раз — с 2% до 20%.

Социологи Лариса Шпаковская и Жанна Чернова из НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Мери Кулмала из Хельсинского университета собрали мнения и проанализировали позиции ключевых игроков реформы, от действий которых зависит, в каких направлениях происходит изменение системы защиты детей.

Детские дома: забота о «сложных»

Новая реформа предполагает сокращение количества детских домов и школ-интернатов, поэтому сотрудники государственных учреждений видят в ней угрозу увольнения.

Отстаивая свои интересы, они пытаются подчеркнуть необходимость своей работы, определяя зону компетенции госучреждений как заботу о «сложных» детях: инвалидах, подростках, родных братьях и сестрах, которые по закону должны жить вместе.

Большинство детей, находящихся сегодня в интернатах, действительно относятся к категории «сложных». Семьи берут их неохотно, поскольку не могут обеспечить должного ухода и воспитания.

Напротив, госучреждения обладают опытом, знаниями и достаточной материальной базой для заботы о таких детях, поэтому представители государства настаивают, что институциональное участие по-прежнему остается востребованным.

Под благосостоянием ребенка сотрудники интернатов понимают физическое благополучие и развитие. Госучреждения гарантируют сбалансированное питание, проведение необходимых медицинских процедур, чистоту и гигиену.

О работе с детьми воспитатели рассказывают через призму профессиональной заботы: гордятся их достижениями, освоением новых навыков и знаний (часто выраженных в цифрах и показателях), участии и победах детей в соревнованиях и конкурсах.

Новые идеалы, заданные реформой, заставляют их задуматься, как совместить принципы семейной заботы с профессиональным подходом.

Для адаптации к новым правилам детдомам приходится перестраивать здания и проводить переобучение персонала.

Во-первых, жилые комнаты превращают в помещения квартирного типа, а отношения между сотрудниками и подопечными пытаются привести к подобию семейных: создают малокомплектные группы, закрепляют за ними постоянных воспитателей, водят детей из одной «семьи» в одни и те же школы и поликлиники:

«Создаются условия в детском доме, группы семейного типа, где дети разновозрастные, по 8 человек в группе.

В такие группы мы поставили стиральную машинку, у нас есть «начальник стиральной машинки», он знает, что делать; блинницу, тостеры; проводятся различные праздники, чаепития, как в семье.

У нас один ребенок за это отвечает, другой за то, и все-таки, когда в группе меньше детей, воспитателям есть возможность уделить каждому особое внимание. Стараемся, чтобы меньше менялись педагоги, привыкли к двум и вот они уже». (Директор детского дома, 2016)

Во-вторых, здания перестраивают и для выполнения новых функций детских домов как центров временного пребывания, социальной адаптации и постинтернатного сопровождения воспитанников.

Распространенной практикой стала организация социальных гостиниц для выпускников. Еще одной линией модернизации стало обучение сотрудников.

Переквалификация позволяет учреждениям перестраиваться и осваивать новые направления работы:

«Она [директор] сказала, сделаю все возможное, приложу все усилия, чтобы сохранить весь коллектив.

Мы никого не сократим из сотрудников, будем перестраиваться, будет социальная гостиница, будет оказывать другие услуги, может кому-то придется переучиваться, курсовую подготовку проходить, но обязательно я сохраню весь контингент — народ сразу успокоился». (Сотрудник специального коррекционного детского дома, 2016)

Некоммерческие организации: посредничество и экспертиза

Реформа деинституционализации открыла окно возможностей для деятельности НКО, которые активно включились в налаживание работы системы социальной защиты.

Третий сектор предлагает свое понимание благополучия ребенка, в основе которого лежит создание психологического комфорта.

Физическое развитие, коррекция поведения и образовательные достижения, о которых постоянно говорят государственные структуры, являются не чем иным, как результатом жизни ребенка в комфортных для него условиях.

НКО остро нуждаются в материальной поддержке, но обладают другими ресурсами: международной экспертизой, актуальными знаниями и опытом их применения в российском контексте.

Представители третьего сектора предлагают рассматривать заботу о детях-сиротах как социальный сервис, предоставлять который могут разные субъекты: государственные, частные, некоммерческие.

По их мнению, государство должно контролировать основные ресурсы — финансирование, инфраструктуру — но некоторые услуги может передать на аутсорсинг. Так приемные семьи и интернаты семейного типа смогут сами выбирать, кто будет лечить и учить их детей.

Свою основную роль НКО видят в медиации взаимодействия между разными участниками системы: приемными и биологическими родителями, биологическими семьями и изъятыми детьми, НКО и государственными институтами и так далее. Например, руководитель одной из московских некоммерческих организаций описывает цели своего фонда как достижение широких системных изменений через обучение государственных специалистов:

«Обучая людей, можно вызвать некое давление, потому что когда люди понимают, что то, как они делали всегда, это было, может быть, не самым лучшим ни для детей, ни для них […].

А наша задача в том, чтобы собраться на группу [обучающихся], для этого не нужна ни Европа, ни начальство, ни изменять законодательство.

Отменить какие-то болезненные для детей практики — для этого ничего не нужно, просто перестать так делать и все». (Руководитель НКО, Москва, 2018)

Приемные семьи: взаимопомощь и любовь

Приемные семьи считают, что жизнь в семье гарантирует благополучие ребенка. По их мнению, только родители, занимаясь повседневной заботой, знают о настоящих потребностях своих детей. Только родители обладают специфической компетенцией, которой нет ни у государства, ни у третьего сектора — любовью.

Приемные семьи требуют автономии и гарантии неприкосновенности, они устали от постоянного контроля со стороны государства. Родители выступают за ликвидацию всех форм институциональной заботы в отношении детей: право на существование заслуживают только приемные и профессиональные патронатные семьи.

Государственным институтам отводится функция финансовой поддержки, а НКО могут оказывать практическую помощь и делиться знаниями. У семей должна быть свобода выбора, с кем из участников системы заботы о детях они будут работать.

В идеале государственные и некоммерческие организации должны стать равнозначными конкурентами на рынке социальных услуг.

Пока, в условиях дефицита необходимой поддержки, приемные родители объединяются в онлайн и оффлайн сообщества для взаимопомощи.

Такие группы вызывают доверие, поскольку знают проблемы приемных семей «изнутри», но, в отличие от государства, предлагают мягкую поддержку, а не внешний надзор.

Родительские сети предоставляют материальную, юридическую, психологическую помощь, предлагают пути решения часто встречающихся проблем.

«Другие родители помогали и морально, и обменом вещей. Когда в самом начале у нас появилась девочка, то нам помогали вещами, одеждой […]. Ну и конечно советами, как лучше, как удобнее. Они уже прошли через это, у них уже опыт был, и они делились всем, чем могли. А мы рады были принять. И благодарны им за это». (Приемная мама одного ребенка, 2015)

Адаптация к новому

Проанализировав позиции основных групп, включенных в систему защиты детей, исследователи сделали вывод: сейчас реформа находится на этапе адаптации и имплементации новых идей. Одним акторам изменения даются сложно, другие надеются на расширение зон своего влияния. Социологи выделили несколько ключевых направлений развития реформы:

Меняя идеологию и осваивая новые форматы деятельности, государственные интернатные учреждения остаются значимым поставщиком заботы о детях. Более того, они начали составлять конкуренцию профильным НКО, которые из-за недостатка финансовых и административных ресурсов вынуждены ограничивать поле своей работы.

Роль НКО как экспертов-носителей новейшего международного знания остается востребованной, что дает им возможность влиять на выработку политики в сфере помощи детям без попечения родителей.

Границы автономии приемных семей представляют собой наиболее очевидные линии напряжения внутри системы: и государство, и третий сектор опасаются безответственности, некомпетентности и меркантильности со стороны родителей. На этих страхах основываются ограничения независимости семей, в результате которых могут появиться законодательно оформленные правила деятельности приемных родителей.

IQ

Авторы исследования:

Автор текста: Мальченко Ксения Валерьевна, 25 июня, 2019 г. Социология дети семья сироты

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/289823442.html

Как Открыть Детский Дом Семейного Типа

Как Открыть Детский Дом Семейного Типа

▪ медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

▪ сведения о родителях (копия свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

▪ На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются — дети), в условиях семьи.

отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

Какие необходимы документы для создания семейного детского дома

▪ документы о закреплении за несовершеннолетним ранее занимаемой им жилой площади (о праве собственности на жилое помещение и (или) иное имущество); м) копия решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионное удостоверение, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении, и ценные бумаги (при их наличии);

▪ заверенные в установленном порядке копии документа об образовании и свидетельства о браке;

▪ сведения о родителях (копия свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей, с учетом положений пункта 2 настоящих Правил.

▪ медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

У меня появилась мечта

У меня появилась мечта. Я хочу создать частный детский дом. Сколько детей я возьму, пока не знаю, но не менее 12. Хочу знать все, что для этого нужно. Если вы мне поможете, с этим, буду вам очень признательна. СПАСИБО! Меня интересует, какие нужны документы для открытия частного детского дома, а причем тут Губернатор?

.1. Учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может не быть образовательным.

Сколько детей я возьму, пока не знаю, но не менее 12. Хочу знать все, что для этого нужно. Если вы мне поможете, с этим, буду вам очень признательна. СПАСИБО!

▪ Учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может не быть образовательным.

▪ Учреждение, куда может быть устроен ребенок, оставшийся без попечения родителей может быть только государственным или муниципальным образовательным учреждением.

Россия без сирот! Ликвидация детдомов

Получив нездоровых детей, неготовые к усыновлению семьи неизбежно начинают их возвращать обратно в детские дома.

Психологи уверяют, что если у ребенка 4 раза разрывается привязанность, она больше не возникает никогда.
как правило, небольшие детские дома, в которых ребятишки чувствуют себя как дома и воспитателей называют мамами.

В целях ускоренного избавления от сирот по всей стране позакрывали 120 детдомов. Причем добрую половину из них только за один год! Под ликвидацию попадают,

Количество детей в домах семейного типа сокращается искусственно. Туда перестают направлять «отказников», их везут в крупные дома.

Могут ли супруги, имеющие двух детей, оформить создание семейного дома

документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;

▪ На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы:

Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

▪ Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Прочитайте другие ответы юристов:

Источник: https://urist-onlain.ru/otvety/kak-otkryt-detskij-dom-semejnogo-tipa-9111.html

Семейный детский дом в россии зарплата — Юридический ликбез

Как Открыть Детский Дом Семейного Типа

Сколько платят за приемного ребенка в России? Слухов по этому поводу ходит очень много. Регулярно появляются статьи в газетах, журналах и виртуальных изданиях, посвященные десяткам и сотням тысяч рублей, якобы получаемых опекунами.

Некоторые журналисты уверенно утверждают, что люди берут детей из дома малютки только из-за денег. Те суммы, которые приписывают усыновителям, могут решить любые финансовые проблемы – долги, ипотека, новая машина…

Впрочем, есть и те, кто справедливо сомневаются, можно ли верить всем этим россказням.

Деньги: приход и расход

Можно долго пытаться посчитать деньги в чужом кошельке, да только вот извне все равно непонятно, насколько эти суммы сочетаются с бытом.

К примеру, при усыновлении инвалида опекун получает от государства до полумиллиона рублей, да только вот на эти деньги придется приобрести все оборудование, необходимое для полноценной жизни малыша.

И сэкономить не получится – социальная служба тщательно следит за соблюдением условий договоренности с государством. Власти не просто отдают ребенка из дома малютки, но и контролируют, чтобы его жизнь была на высоком уровне.

Стоит ли считать деньги в чужом кошельке? Некоторые граждане нашей страны, взявшие в свой дом нескольких сирот, в том числе инвалидов, регулярно сталкиваются с интересом СМИ.

Журналисты активно считают деньги, получаемые в таких семьях, да только вот редко при этом оценивают реальные траты.

А ведь новые родители дают не только жилье сиротам, уход и заботу, ну и дарят любовь, ощущение семьи, что невероятно важно для будущей социализации.

Пособие на приемного ребенка: как это работает

Фактически деньги, которые дает государство – это не собственность опекуна. Пособие детям-сиротам принадлежит им самим. Конечно, есть ограничения, связанные с совершеннолетием, поэтому средства перечисляют на имя опекуна. Но происходит это только с условием, что финансы будут потрачены на самого сироту, принятого в новую семью.

Впрочем, при оформлении приемной семьи можно получать средства, за которые не нужно писать отчеты. Правда, сделать это непросто, поэтому многие усыновители предпочитают не морочить себе голову и просто растят сирот в качестве опекунов. В некоторой степени их можно сравнить с управляющими детскими домами.

А сколько платят за приемного ребенка в детдоме? Оборот такого учреждения – до 45 миллионов. Правда, деньги, равно как и в случае с опекунами, идут только на подопечных, и за них придется отчитаться. Кстати говоря, слова про отчетность – не пустые.

Опекун должен хранить все чеки и регулярно сдавать их в социальную службу.

А в чем проблема?

Пока СМИ считают, как много денег могут получить опекуны, сами эти люди говорят, что вырастить ребенка из приюта – задача непростая. Нужно не просто предоставить жилье сиротам, но и обеспечить им достойные условия существования. И все бы ничего, да только дети бывают разные.

И это неудивительно, ведь кого обычно сдают в приюты новоиспеченные родители? Тех, с кем могут быть сложности. Например, это дети, имеющие умственную отсталость или другие особенности здоровья физического и психического, обещающие проблемы уже в ближайшем будущем.

Опекуны, берущие таких малышей, готовы к трудностям повседневной жизни.

На что уходит ежемесячное пособие на содержание приемных детей? Кроме лекарств и питания, одежды и коммунальных услуг приходится тратить довольно много денег на поддержание дома в нормальном состоянии.

Многие дети с задержками развития страдают повышенной агрессией, а это означает, что они будут регулярно что-то ломать. Какие-то вещи можно получить в подарок, что-то придется покупать самостоятельно.

Сломали стол – нужен новый. Поломан шкаф – придется купить. Поломка дорогостоящих вещей (к примеру, компьютер, телевизор, стиральная машина) может проделать в бюджете семьи довольно большую прореху.

Поэтому фактически льготы для приемных родителей не ощущаются как улучшение финансового состояния. В лучшем случае удастся удержаться на уровне, на котором семья жила до появления малыша из детского дома.

Приемные дети: это важно

Надо сказать: несмотря на государственную программу финансовой поддержки, желающих получить приемного ребенка довольно мало. Те, кто решают взять малыша из детского дома, осознают, что пособие на приемного ребенка не покроет всех трат на содержание нового члена семьи. Опекуны, приемные родители обычно берут кого-то, желая помочь человеку, и это – самая сильная мотивация.

Сколько платит государство за приемного ребенка-инвалида в месяц? Сумма – от 25 тысяч рублей и меньше. Если опекуны не работают, тогда дополнительно доплачивают небольшие деньги.

Правда, конкретная величина выплат определяется не только болезнью ребенка, но и городом, в котором проживают приемные родители. Скажем, москвичи могут рассчитывать на большие суммы. С другой стороны, цены в столице заметно выше, чем в других городах.

Государство ежемесячно перечисляет в адрес приемного родителя некоторую сумму, которую можно оценивать как заработную плату, ведь уход за инвалидом из приюта – это труд.

Куда уходят деньги?

Казалось бы, вычет на приемного ребенка, единовременная выплата, ежемесячные пособия и льготы суммарно дают настоящую золотую гору. Но что выходит на практике? Сколько бы СМИ ни цеплялись к приемным родителям, утверждая, что те берут детей лишь ради денег, эти семьи богатством не отличаются. А все дело в лечении.

Некоторые приемные дети могут рассчитывать на бесплатную реабилитацию. Но вот лекарственные препараты придётся покупать из своего кармана. Есть довольно маленький список медикаментов, предоставляемых государством на безвозмездной основе, но он слишком узкий. Траты на препараты велики.

Только одна упаковка эффективного препарата, рассчитанная на 10-20 дней приема, может стоить 2-3 тысячи рублей. А таких медикаментов требуется не один и не два, а больше. Так и получается, что пособие на приемного ребенка уходит на медицинские препараты, и его даже на них иногда не хватает.

И о деньгах: сколько получим?

Итак, сколько платят за приемного ребенка сейчас? Выплаты делятся на несколько категорий. Есть федеральные. Они положены из государственного бюджета. На текущий год установлена сумма в 14 703,93 руб. Чтобы получить эти деньги, придётся подготовить пакет документов.

Среди них должны быть бумаги, подтверждающие, что дети либо лишены родителей, либо те не могут воспитывать их, а также собственноручно заполненное заявление и копия договоренности о передаче на воспитание чада в неродную семью. Все эти документы направляют в попечительские органы, ответственные за опеку ребенка.

Необходимо обращаться в государственные инстанции по месту жительства. По каждому новому принимаемому в семью малышу пакет документов готовят заново.

Дополнительно на определенные средства можно рассчитывать из областного бюджета. Сколько платят за приемного ребенка из этого источника? Суммы не впечатляют.

За первое усыновление можно получить 4 556 рублей, за второе немного больше – 6 074, за каждого следующего из бюджета области семье выделят 7 593 рубля. Чтобы получить эти деньги, также придется побороться с бюрократической машиной.

Обращаться нужно в ту же государственную инстанцию, ответственную за попечительство, опеку. Приемные родители пишут заявление на получение денег, прилагают копию договоренности о принятии ребенка в семью.

Есть ли что-то еще?

Из бюджета области можно получить сто тысяч рублей. Сумма выплачивается только один раз, в тот момент, когда семья усыновляет инвалида.

Чтобы получить эти деньги, нужно написать заявление в ответственную за приемных детей социальную службу, приложить документы, удостоверяющие личность родителя, документы, из которых следует, что он является гражданином нашей страны, а также официальные бумаги, подтверждающие проживание (постоянное либо большую часть времени) на территории этой области.

Также нужно приложить документы, удостоверяющие личность несовершеннолетнего усыновляемого инвалида или паспорт, если у него таковой уже имеется.

Также нужно предоставить документы, свидетельствующие, что усыновленный ребенок является инвалидом, судебные бумаги, легализующие усыновление, свидетельство о рождении ребёнка.

Каждый месяц – небольшая поддержка

Усыновившие ребенка опекуны могут рассчитывать на небольшую ежемесячную поддержку от государства. Называется эта выплата «оплата труда». Если чадо еще не достигло 12 лет, тогда за одного усыновленного полагается в месяц 7 200 рублей, при превышении этой возрастной границы власти будут платить ежемесячно восемь тысяч.

Источник: https://pravolikbez.com/semeynyy-detskiy-dom-v-rossii-zarplata/

Детский дом семейного типа: муки и радости

Как Открыть Детский Дом Семейного Типа

Новость об очередном инциденте в детском доме семейного типа (ДДСТ) заставляет задуматься о том, а что, собственно, не так в этом королевстве альтернативной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей? Почему практически ежегодно и на регулярной основе достоянием общественности становятся случаи педофилии, жестокого обращения с детьми, самоубийств детей, выросших в ДДСТ?

Дарья Бурякина, TUT.BY

Наталья Поспелова — специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 28 лет работала в органах охраны детства Беларуси, из них 12 — в Национальном центре усыновления.

Автор более 100 методических и публицистических работ по проблемам социального сиротства и семейного неблагополучия. Одна из основателей республиканского портала по поиску семей для детей-сирот www.dadomu.

by и единственного в СНГ ежемесячного издания для замещающих родителей и специалистов органов опеки и попечительства — газеты «Домой!». Референт Белорусского общественного объединения замещающих семей «С надеждой».

Профессиональная специализация: альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот; споры родителей о воспитании детей; сопровождение семей, желающих принять или уже принявших детей-сирот на воспитание.

E-mail автора nastapos@mail.ru.

Первые ДДСТ появились почти 30 лет назад. Идею предложил Советский детский фонд имени Ленина.

Казенные институциональные учреждения, куда чаще всего помещали детей-сирот, доказывали свою несостоятельность: из детдомов и школ-интернатов, как правило, выходили молодые люди к жизни не приспособленные и социально уязвимые.

Несмотря на распространение и тиражирование идей важности и правильности коллективного институционального воспитания сирот, прогрессивная часть общества всегда искала пути и средства минимизировать негативные последствия учрежденческого воспитания на личность ребенка.

Когда на конец 1980-х — начало 1990-х годов прошлого столетия в ряде советских республик пришелся пик социального сиротства, Совет министров СССР в 1988-м отреагировал на это постановлением о создании детских домов семейного типа. Как тогда, так и теперь ДДСТ принимали на воспитание от 5 до 10 детей-сирот. В Беларуси первые ДДСТ открылись в 1989 году.

Однако уже к середине 1990-х стало понятно, что для их функционирования необходимы серьезные экономические вливания, энтузиазма родителей-воспитателей оказалось маловато.

Высказывались сомнения в целесообразности ДДСТ в свете большого числа детей-сирот у одного родителя-воспитателя (иногда число воспитанников доходило до 15 и больше).

Это приближало условия жизни детей в ДДСТ к детдомовским, лишенным семейственности, персонифицированного внимания.

Отсутствовали (впрочем, как и сейчас) четкие критерии оценки деятельности родителей-воспитателей и ДДСТ в целом, что на практике создавало и продолжает создавать сложности при проведении анализа положения детей в ДДСТ.

К примеру, воспитанники ДДСТ работают на приусадебном участке.

Это принудительный детский труд, эксплуатация беззащитных, «понабирали, а теперь наживаются» или это социальное закаливание, трудовое обучение и воспитание, привитие навыков, жизненно необходимых сиротам в самостоятельной жизни, когда «никто ничего за тебя не сделает»?

Так или иначе, но благодаря 280 ДДСТ в нашей стране на сегодняшний день без малого две тысячи детей растут в семейных, а не интернатных условиях.

И что самое важное: содержание детей в этой форме семейного устройства обходится налогоплательщикам дешевле, чем в приемной семье и существенно дешевле, чем в условиях детских интернатных учреждений.

Похоже, именно из-за этого ДДСТ (по сравнению с иными формами семейного устройства осиротевших) окружены наибольшим вниманием со стороны исполнительной и распорядительной власти.

На открытии ДДСТ непременно присутствует районное и областное руководство, высокопоставленные гости посещают семьи в преддверии тематических праздников. Так складывается картина неустанной заботы о детях, опаленных сиротством. Обратной стороной этой медали нередко становится эмоциональное выгорание родителей-воспитателей, вынужденных постоянно доказывать свое соответствие высокому вниманию. Порой — любой ценой.

«От пяти до десяти»: много или мало?

Говорят, где начинается цифра — заканчивается человечность. Попробуем выделить «плюсы» и «минусы» ДДСТ, очевидные не только с точки зрения социально-педагогического менеджмента этой формы семейного воспитания, но и с позиций общественного внимания.

ДДСТ позволяет одномоментно принять на воспитание осиротевших детей из одной многодетной семьи, в этом у него абсолютный приоритет перед другими формами семейного воспитания.

Не существует в природе усыновителей, готовых к одномоментному приему троих и более детей; даже опекунские семьи, создаваемые в подавляющем большинстве случаев родственниками, редко рискуют и если в замещающем семейном воспитании нуждаются родственники из многодетной семьи, принимают на воспитание, как правило, младшеньких, в результате чего старшие уходят либо в учреждения, либо в другие семьи… Одномоментный прием нескольких детей-родственников, утративших попечение родителей, в новую семью сохраняет связи братьев и сестер, купирует боль от потери родной семьи.

Еще одно немаловажное достоинство ДДСТ — сравнительная легкость административного контроля. Одно дело — выехать и проконтролировать 6−7 приемных семей, изучить в каждой стиль и методы воспитания, другое — посетить один ДДСТ и уже иметь представление о том, как и чем живут 7−10 детей.

Наверное, на этом перечень «административных» достоинств ДДСТ как формы семейного воспитания детей-сирот заканчивается.

Когда «дешево и сердито»

Сегодня средняя наполняемость белорусского ДДСТ — порядка 7 детей. Бывает, как видим, и больше: и 10, и 11. Постоянно случающиеся в ДДСТ инциденты (как со взрослыми, так и с детьми) позволяют сделать вывод о том, что ДДСТ как наиболее экономичная форма профессионального замещающего родительства является наиболее уязвимой.

ДДСТ — психологически перегруженная форма семейного устройства с точки зрения численности принимаемых на воспитание.

Ребенку, пережившему разлуку с родными, имеющему отягощенный анамнез жизни в неблагополучной семье, жизненно необходимо личное внимание новых взрослых, претендующих на роль базовых.

В условиях ДДСТ предоставить такое внимание взрослых (а не старших детей, «их заменяющих») — без титанических усилий невозможно.

Многолетние наблюдения показывают, что порой осиротевших детей из многодетной семьи, как ни парадоксально, лучше бы разделить, передав на воспитание в разные семьи с обязательством поддерживать контакты между братиками-сестричками. Старшим детям, взвалившим на себя, пока мама с сожителем пила, непосильную и недетскую ношу заменить младшим родителей, тоже надо побыть детьми…

Младшим надо выйти из-под дисфункциональной опеки старших, чтобы суметь наладить свои отношения с другими окружающими, ведь и за пределами семьи есть жизнь.

Рисунок Насти, 7 лет

ДДСТ — психологически перегруженная форма с точки зрения административного контроля за положением детей в ней. Людей, принявших сирот на воспитание, на местном уровне просто задергали.

Оно и понятно: как бы чего не вышло, отвечай потом за тех, кто «понабирали и наживаются»! В качестве ответной реакции ДДСТ превращаются в безотказных хэдлайнеров: мы и комиссию встретим, и свой дом-хозяйство-огород покажем (нам скрывать нечего! все напоказ!), и в конкурсе поучаствуем, и выставим свою семейную команду, и «приходите к нам, когда вздумается — мы гостям завсегда рады!». В результате до семейной автономности ДДСТ далековато, появляется заорганизованность, в силу которой жизнь в некоторых ДДСТ давно превратилась в будни пионерского лагеря круглогодичного пребывания. ДДСТ просто обязаны предоставлять многочисленным проверяющим красивую картинку. Иногда — любой ценой, в том числе — дисциплинируя детей недопустимыми методами, потому что ресурса (сил и времени) на поиск подходящего варианта дисциплинирования у взрослого просто не остается. Если поинтересоваться, проводятся ли местные и республиканские конкурсы на звание лучшей замещающей семьи в Англии или, к примеру, в Швеции, — то ответом будут круглые глаза тамошних специалистов.

ДДСТ — психологически перегруженная форма с точки зрения общественного внимания.

Многодетность как форма семейного уклада мало представлена в жизненной практике, не прописана в житейских стереотипах, своим размахом многодетность никак не впихивается в массовую урбанистическую культуру (посмотрите на серийное городское жилье: оно явно не для многодетной семьи…).

Искусственно созданная многодетность за счет воспитания под одной крышей детей из разных семейств, с разными (нередко противоречащими друг другу) потребностями, всегда была и еще долгое время будет притчей во языцех и травмирующим фактором с навязнувшим в зубах лейтмотивом «понабирали и наживаются».

Не хотелось бы обобщений. Родители-воспитатели — люди сплошь разные, как и дети, которых они приняли на воспитание.

Есть те, кто ценой невероятных усилий вытаскивает детей из неблагополучного небытия и приспосабливает к жизни в обществе на равных, а не в качестве скорбного потребителя госгарантий. Для них работа в ДДСТ — длиной в жизнь.

Есть другие: поработали, устали и разбежались, «ничего личного». Есть третьи: устали, не получили вовремя поддержки, не сдержались, оскандалились, переступили черту…

«Как часто мы заморачиваемся сырниками»

В одном столичном ДДСТ детей попросили назвать любимые блюда. Ответы замысловатостью не удивили: макароны, пельмени, сосиски. И дети сильно задумались о том, что такое сырники. Решили нарисовать. Рисунки впечатлили.

В этом месте по умолчанию растет ропот недовольства и пробивается пресловутый, уже неоднократно помянутый лейтмотив.

А давайте по-честному: в одно-двухдетной семье — как часто мы заморачиваемся с сырниками? А сколько их приготовление займет времени у родителя-воспитателя? На 8−9−12 человек?

Очередной неформатный инцидент с детьми из ДДСТ расследуют, как всегда, компетентно и непредвзято. Действиям родителя-воспитателя дадут надлежащую оценку. Но чтобы и в следующий раз после драки не махать кулаками, можно предложить следующее.

В многодетную замещающую семью (позволю так назвать ДДСТ) обязательно нужен помощник по хозяйству. Пример есть в опыте SOS-детских деревень. Тогда родителям-воспитателям можно будет и сырники печь, и на балалайках играть с терапевтическими целями.

На практике следует стремиться к низшей границе установленной численности детей, принимаемых на воспитание: «от пяти». Пять воспитанников, а не десять.

Очень важно создавать условия для развития и поддержки и тех, кто работает с детьми-сиротами, и тех, кто отслеживает положение детей в таких особенных семьях.

И, наверное, самое главное: не нужно спешить оценивать события, происходящие в ДДСТ, с точки зрения нормативной семейственности и нормативных педагогических установок. В ДДСТ это не работает.

Слишком особенный и неформатный путь проходят взрослые и дети навстречу друг другу в ДДСТ.

Источник: https://news.tut.by/society/605057.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.