Как защитить своего ребенка от издевательства в школе
Содержание
Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка от насилия
Редакция экстерната «Фоксфорда» поговорила о проблеме буллинга с практикующим психологом. Елена Трушина рассказала, чем опасен школьный буллинг, ичто делать, если ребёнка травят в школе или он сам проявляет агрессию.
Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт
Что такое буллинг
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил, и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:
- словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
- распространения слухов и сплетен;
- бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).
Кто участвует в буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: буллеры (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник, и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую травматизацию.В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием.
Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
- беспричинные боли в животе и груди,
- нежелание идти в школу и плохая успеваемость,
- нервный тик, энурез,
- печальный вид, беспокойство, тревожность,
- нарушенный сон, кошмары,
- длительное подавленное состояние,
- участившиеся простуды и другие заболевания,
- склонность к уединению, нежелание общаться,
- проблемы с аппетитом,
- излишняя уступчивость и осторожность.
Что делать родителям
Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыд, гнев, боль и бессилие, и из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.
Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок.
Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.
После этого вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог:
- «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вы на его стороне, и вместе вы справитесь с проблемой.
- «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
- «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии, и вина лежит не на жертве, а на агрессоре.
- «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
- «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они вовремя смогли попросить о помощи в случае школьного насилия.
Что делать учителю
Проблема буллинга в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.
Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию.
Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка, и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах.
Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.
Но к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.
Что делать ребёнку
Ребёнок, в силу возраста, не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики буллинга в школьной среде:
- Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
- Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
- Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
- Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля и отклонять предложения поучаствовать в ней.
- Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку, бесспорно, нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем, если сделать это своими силами невозможно.
Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.
Если вы столкнулись с проблемой буллинга, вам поможет перевод ребёнка на семейную форму получения образования. Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» поможет организовать обучение, а наши психологи — справиться с любыми психологическими трудностями.
Обратите внимание на другие наши полезные статьи о психологических проблемах подростков и способах с ними справиться:
Детская депрессия: из-за чего возникает, как распознать и что делать
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ: 6 способов помочь подростку справиться со стрессом
Источник: https://zen.yandex.ru/media/externat_foxford/shkolnyi-bulling-pochemu-odni-deti-traviat-drugih-i-kak-zascitit-svoego-rebenka-ot-nasiliia-5e1b03c4028d6800ad2e7d6d
Синдром изгоя: что делать, если над ребенком издеваются в школе
В современной школе проблема буллинга, или травли, стоит остро — по разным оценкам в различных детских группах ее жертвами становятся до 50% детей. Психолог Вячеслав Аманацкий объясняет, кто может стать жертвой травли в классе и как с этим бороться.
По мнению психологов, буллинг — это системная болезнь класса, вызванная тем, что при отсутствии четкой цели, способной сплотить коллектив, дети вынуждены сами искать то, что способно их объединить.
Часто объединяющим фактором становится именно травля другого, поэтому для белорусской школы, в которой обучение зачастую сводится к получению фиктивных оценок и посещению «обязательных» мероприятий, проблема буллинга стоит особенно остро.
Как выбирают жертву
Принято считать, что жертв буллинга выбирают по объективным причинам — должен быть какой-то повод. Действительно, ребенка могут дразнить за то, что он очкарик. Или рыжий. Или прыщавый. Или самый умный. Или самый глупый. Самый молчаливый. Самый навязчивый…
По сути, объектом насмешек может стать любая особенность ребенка. Существуют ли дети вообще без особенностей? Если да, то причиной издевательств может стать тот факт, что этот мальчик, в отличие от других, «самый обычный». Жертву могут дразнить даже за «отсутствующую» особенность — порой кличку «жирный» получает далеко не самый упитанный ребенок в классе.
«В начальной школе я носила брекеты. Помогло. Но кривозубой меня перестали называть только в лицее» (Нина).
По результатам исследований, жертвы травли более чувствительны к насмешкам, ярче («забавнее») реагируют на издевательства. Однако, скорее всего, это не причина буллинга, а ее закономерный результат. Если ребенок уже стал изгоем, советы «не обращай внимания» или «им надоест, они отстанут» принесут только вред. Не надоест и не отстанут. Напускная невозмутимость только раззадорит мучителей.
Стать жертвой травли может абсолютно любой ребенок. И чаще всего причина не в особенностях детей, а в случайном стечении обстоятельств.
Виды буллинга
Основных видов травли четыре. И в большинстве случаев они чередуются и дополняют друг друга.
Физические издевательства могут варьироваться от «невинных» тычков до самого жестокого избиения. В представлении родителей именно они являются наиболее опасными. Однако физическое насилие заметно — и это повышает шансы того, что ребенку в итоге помогут.
Поэтому, чтобы не оставлять улик, мучители могут использовать эмоциональный, или психологический буллинг. Как и в случае физического насилия, диапазон психологического воздействия очень широк — от распускания грязных слухов про жертву до коллективного игнорирования.
Эмоциональный буллинг часто путают с обычной непопулярностью в классе. Однако невнимание и презрение — абсолютно разные вещи. С непопулярным ребенком общаться неинтересно, с отверженным — опасно: можно оказаться на его месте.«На день святого Валентина у входа в школу раздавали сердечки с номерами, чтоб каждый нашел себе пару. Кто найдет — тому конфеты. Получилось, что у мальчика из моего класса был один номер со мной. Узнав об этом, он демонстративно порвал свое сердечко» (Мария)
«Серая мышка» может привлечь внимание интересным увлечением, учебными успехами, новыми гаджетами. Затравленному это принесет только вред. Его положение схоже со статусом задержанного из криминальных сериалов — все, что он сделает, будет использовано против него.
«Новый телефон? Родители хотят, чтоб ты чувствовал себя менее ущербным?». «Какое красивое платье! Обидно, что на тебе оно висит как на пугале».
Это — словесная травля. Обесценивание. И обесценить можно абсолютно все. Если мальчик займется плаванием, все станут спрашивать, не жмет ли ему «купальник». Займется боксом — будут на каждой перемене «учить держать удар». Если девочка вместо очков станет носить линзы, одноклассницы очень «расстроятся», заявив, что очки хотя бы скрывали ее «кривоносость».
Словесная травля легко превращается в кибербуллинг — издевательства в интернет-пространстве.
Для современных детей информационное пространство куда более реально, чем для их родителей — но интернет-травля к тому же происходит онлайн.
Нельзя отдохнуть от хулиганов дома — ребенка могут преследовать практически круглосуточно, поддерживая жертву во взвинченном состоянии до следующего учебного дня.
В погоне за статусом
Как показывает практика, вовлеченным в травлю оказывается весь класс.
В роли зачинщика обычно выступает главный хулиган класса, но им может стать даже круглый отличник, находящийся на очень хорошем счету у учителей и дирекции. Особенностью зачинщика является высокая и часто неадекватная самооценка.
Он полностью удовлетворен общением и считает, что его статус среди одноклассников высок — ведь чтобы не стать новой жертвой, другие дети подобострастно «уважают» зачинщика.
Результаты анонимных исследований, однако, показывают: преследователь — это последний человек, с которым большинство детей на самом деле хотело бы общаться.
Также зачинщик считает себя слишком добрым (!), и эта иллюзия не исчезает даже в том случае, если агрессору непосредственно указывают на его жестокие действия. Классическое оправдание зачинщика — «если бы не я, жертве было бы куда хуже».Однако травля — это не конфликт между зачинщиком и жертвой. В конфликте силы примерно равны. В случае травли наблюдается значительный дисбаланс, который достигается за счет помощников преследователя.
Как и предводитель, они имеют крайне низкий реальный статус в классе. Но, в отличие от зачинщика, c его приспешниками водиться никто не хочет в открытую, что делает их еще более жестокими. В конечном счете именно помощники принимают непосредственное участие в травле, тогда как их босс лишь разрабатывает план унижения жертвы.
При буллинге нарушается нормальное развитие жертвы: снижается самооценка, возникают тревожность и депрессивные мысли. Однако привычка преследователей решать все вопросы силой — это тоже нарушение адаптации. Как показывает практика, повзрослев, эти дети составляют основной контингент тюрем в большинстве стран мира. В конечном счете буллинг приносит вред и им.
У жертвы порой есть и защитники. Чаще всего ими становятся эмоционально зрелые дети, которые искренне сопереживают изгою и готовы вмешаться в ситуацию, если насилие переходит всяческие границы. Их участие (даже обычная эмоциональная поддержка) очень значимо, но есть и обратная сторона — если жертве нужны «адвокаты», это может стать еще одним поводом для насмешек.
Помощники жертвы обладают одним из самых высоких статусов в классе — именно он помогает защитникам время от времени вступаться за жертву, не становясь в свою очередь объектом травли.
Однако большая часть класса остается сторонними наблюдателями, не поддерживая буллинг, но и не препятствуя ему. Порой бездействие вызвано тем, что они боятся оказаться на месте жертвы. Однако наблюдатели могут даже одобрять травлю, так как постоянные издевательства над другим учеником поддерживают самооценку «немых» участников травли.
«У нас в классе была одна девочка. Сама в травле не участвовала. Но когда били „Сереженьку“, всегда подходила и молча с улыбкой смотрела. Выглядело жутковато» (Максим)
Дети, которые «ни при чем», тоже страдают от буллинга. Видя, на что способны их одноклассники, немые свидетели боятся, что уже завтра ветер в классе поменяется и роль жертвы придется играть им.
Такие дети, даже обладая способностями, стараются «не высовываться» на уроке и остаются на позиции середнячка.
Кроме того, роль свидетелей приводит их к патологической боязни публичного осуждения, которая может серьезно помешать самореализации во взрослой жизни.
Роль учителя
О роли учителя в школьной травле существуют два противоположных, но одинаково вредных мифа. Первый — учитель ничего не знает о буллинге, поэтому с него взятки гладки. Второй — учитель прекрасно понимает, что происходит в классе, и разберется без участия родителей.
Первый миф поддерживают сами учителя. Если мама ребенка придет в школу и пожалуется классному на травлю, в большинстве случаев тот сделает вид, что впервые об этом слышит. Однако, как показывают исследования, педагоги не только прекрасно осведомлены о травле, но и способны описать реальную структуру класса лучше, чем психологи, вооруженные самыми точными методиками.
Однако вопреки второму мифу менять ситуацию учителя не стремятся. Более того — порой педагоги сами участвуют в травле ребенка. Унизительно комментируют ответ жертвы. Ставят более низкую оценку. «Не замечают», как ребенка шпыняют в школьном коридоре. Казалось бы, мелочь, но агрессоры понимают — учитель «свой».
«Чтоб не убежал, они сдвигали парты и прижимали меня к стене. Однажды это заметила англичанка и отругала их за порчу школьного имущества. На меня ей было фиолетово» (Олег)
Подобное поведение в большей степени характерно для молодых педагогов.
В ситуации, когда зарплата учителя стремится к уровню бюджета прожиточного минимума, а о престиже профессии просто неудобно говорить, пассивное участие в травле жертвы — это один из немногих способов поднять свой авторитет у остальной части класса.Однако и опытные педагоги не гнушаются буллингом — ведь в отсутствие реальной цели травля жертвы действительно помогает сплотить детей. Учителя младших классов, способные сами обозначать жертву, используют угрозу унижений как дополнительную нагрузку к плохой оценке.
Иногда учителя настраивают против ребенка не только класс, но и родителей, которые пришли разобраться с ситуацией. Чаще всего это подается в красивой обертке: «Ваш ребенок такой умный (тонкий, ранимый, талантливый) — его неизбежно будут травить обычные дети». Верить этому нельзя — учитель не хвалит ребенка, учитель выгораживает себя.
Однако порой педагоги напрямую обвиняют родителей в том, что они не научили сына «взаимодействовать с коллективом». В этом случае учителю стоит напомнить, что коллектив — это группа, нацеленная на решение общественно полезных целей, например, обучения.
А класс, в котором основной целью является травля жертвы, не может называться коллективом.
«Наш классный руководитель хороший, он такого делать не будет», — думают многие. К сожалению, не факт. Даже хорошие учителя порой опускаются до травли. Часто неосознанно затравленный ребенок поневоле вызывает у многих педагогов отторжение.
«Больше всего я ненавидела, когда мама приходила с родительского собрания и говорила бабушке с дедушкой, как же „нам“ повезло с классной руководительницей.
А эта замечательная классная очень любила шутить на тему того, что деловой стиль одежды подходит всем, кроме меня, потому что на мне все как на корове седло» (Алина).
Однажды мама все-таки отпросилась со своего завода к «заслуженному учителю», который вел продленку. Маме было сказано «Ваша дочь — слишком упрямая, и ее надо ломать».
Разумеется, к мнению учителей можно, а в некоторых случаях нужно прислушиваться. Но для родителя на первом месте должны быть не интересы «коллектива», а чувства его собственного ребенка.
Что делать
Анжелика Василевская, TUT.BY
Универсальных рецептов того, как справиться с травлей в школе, не существует. Однако важно помнить: нет детей, которых травят, есть классы, в которых любой может подвергнуться издевательствам. Нельзя обвинять ребенка, называть его слабаком, подзуживая дать сдачи. Не поможет.
В лучшем случае жертву перестанут избивать — однако никто не помешает обидчикам обзываться или незаметно портить вещи ребенка. Но скорее всего, попытка отпора просто сорвет обидчикам всякие тормоза.
Совет не обращать внимания может помочь на стадии, когда класс только выбирает жертву — в этом случае есть шанс попасть в категорию наблюдателей (однако их роль тоже незавидна).Травля — это болезнь класса, и решать ее нужно системно. Если учитель адекватный — можно обратиться за помощью к нему. Но адекватный — не вежливый, не хороший предметник, а тот, который готов реально разобраться с проблемой.
Порой удается найти поддержку у других родителей. На вашей стороне могут быть мамы и папы других жертв, их защитников, порой — сторонних наблюдателей. Помощь может прийти и с самой неожиданной стороны — нередко родители зачинщиков приходят в ужас, когда узнают, чем их чадо на самом деле занимается в школе.
Если поддержка найдена, с классом придется работать комплексно. Как именно — хорошо расписано в статье психолога Людмилы Петрановской. Важно помнить: чем раньше удастся определить проблему и начать работу, тем больше шансов на успех. В младшей школе авторитет взрослого выше, а отношения в классе более пластичны.
Если решить проблему не получилось, лучше перейти в другую школу. Однако нельзя превращать это в бегство. «Где не будут бить» — плохой мотив. Нужна уважительная причина — перевестись в заведение с более высоким уровнем педагогов, или хорошим спортзалом, или эстетическим уклоном. Лучше всего, если ребенок сам выберет школу в соответствии со своими интересами.
«Не могу сказать, что в началке меня прямо травили, но помню, что отношение одноклассников было лучшим мотивом, когда поступала в гимназию» (Света)
К переводу следует подготовиться. Часто затравленные дети, попадая в новый класс, по привычке воспринимают даже самые доброжелательные шутки одноклассников как угрозу и избегают общения. Это не сделает ребенка изгоем — однако роль серой мышки тоже не самая завидная.
За помощью лучше обратиться к психологу — простые наставления вряд ли помогут. Можно обратиться к частному или государственному специалисту.
А можно — к психологу в той школе, в которую ребенок собирается перейти. Тянуть с визитом не следует: психологическая травма — не насморк, и за один сеанс не лечится.
Кроме того, хорошо, если психолог будет работать с ребенком и в период адаптации в новом коллективе.
Источник: https://news.tut.by/society/524870.html
Как защитить своего ребенка от травли в школе? Удачный опыт московской мамы — СОЗНАТЕЛЬНО.РУ
Наталья Цымбаленко: Самое важное, что я поняла в этой ситуации – во многом это моя вина: я долго не вмешивалась, слушала классную руководительницу и родителей, что «дети сами должны разобраться».
Забегая вперед – на конец января у нас в классе нет проблем с буллингом. Нет, потому что в ситуацию вмешались родители. Ну, то есть я.
Это анонс финалочки, а сейчас сам рассказ и своеобразная памятка для тех, чьи дети попадают в аналогичные ситуации.
Мой сын после младшей школы поступил в гимназию (на тот момент). Дети разные, кто-то активный, кто-то стеснительный – обычное дело. Быстро сформировался костяк класса, так называемых «крутых», которые, стали цепляться к «некрутым».
Ну, например, мой сын-пятиклассник приносил в школу лего и пластилин – «фу, некрутой». Это повод для насмешек, обзывательств. Имя сына – Петя, его стали обзывать «Педя», сын тушевался и не знал, что сказать в ответ. Он уходил от конфликтов, боялся драк и громких разборок – «некрутой».
Но, как я теперь (изучив множество литературы на тему буллинга) знаю, повод может быть абсолютно любой и, даже убрав якобы причину травли, буллинг не прекратится.
Какие есть способы решения конфликтных ситуаций в 11-12 лет? Он и несколько таких же мальчишек стали просить помощи у классного руководителя.
Реакция? Классная в разговорах с родителями рассуждает на тему, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам».
Родители зачинщиков все как один кричат в родительском чате, что их дите «святое», на них наговаривают, а «ваши сами спровоцировали».
Я верю педагогу, не вмешиваюсь. НО – нанимаю сыну персонального тренера по фехтованию/мечевому и рукопашному бою.И, знаете ли – сработало в части убрать боязнь конфликтов. Драться Петр теперь не боится и может. От него понемногу отстали. А от остальных «некрутых» нет.
И мало того, осенью прошлого года его лучший друг, с которым он сдружился на теме «некрутости» попадает в ситуацию уже денежного развода со стороны «крутых» одноклассников.
До этого в анамнезе класса у остальных «некрутых» одноклассников уже были истории с отъемом вещей (учебники, портфели прятали – и вроде как это не разбой, а шутка); порчей вещей; подкладыванию бутылки с мочой в портфель; стягиванию штанов в раздевалке, фотографированию и выкладыванию в соцсети. Классная все также не видела проблем. Ну, максимум проводила беседы на тему «давайте жить дружно».
И тут нашего лучшего друга Мишу дважды «разводят на деньги» одноклассники, обещая купить тому вейп и не покупая его. Ведь если хочешь быть крутым – ты должен курить вейп! Маме Миши «святые дети» просто хамят и рассказывают, что ее сын «гидроцефал». Мама ученика, взявшего деньги говорит еще прекраснее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп».
Ну, в общем ситуация великолепна. А тут еще один из одноклассников сына на своей странице вешает фотожабы на Петра, веселясь на тему того, что сын стал «качаться». И «Остапа понесло».
Действия
1. Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. Кто-то боялся вмешиваться в ситуацию, кто-то хотел просто перевести ребенка из школы. В итоге нас стало трое – три мамы, которые были готовы писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала все факты, убрала эмоции, вспомнила старый добрый канцелярит.)) И села писать заявление.
Факта, к которым я могла предъявить конкретные доказательства, осталось два.
– Переписка участников истории с вейпом и эккаунт одноклассника, где было видно, что он состоит в группах, торгующих вейпами, и, более того, сам их продает.
– Фотожабы на Петю и скрины с эккаунта, где эти фотографии были размещены.
2. Попросила классную о встрече с директором школы и родителями учеников, травящих других одноклассников. Классная впала в истерику, стала писать в родительском чате, что не справляется с руководством, отказывается от класса и т. д. Родители «святых детей» стали там же возмущаться уже в мой адрес и требовать линчевать за то, что довела классную.
3. Встречу с директором не назначили. Классная утверждала, что та очень занята. Но позовет психолога и соцработника. Ок. Мы (три мамы и мой муж) пришли. С настроем, что это для проформы.
Был отдельный трэш!)) Родители кричали уже на меня, хватали мои вещи со стола, переходили на личности. Лейтмотивом звучала миллион раз повторяющаяся фраза «Вы не докажете!».
Я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду запускать его официально. Представители школы делали круглые глаза и говорили – какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится. А потом произнесли сакраментальное: «Вы не докажете!».
Я честно посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придет по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в ее стенах торгуют курительными веществами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.
4. Утром я позвонила на телефон директора школы, указанный на сайте. И тут оказалось самое интересное – она была не в курсе. Ни собрания с родителями, ни ситуации в классе.
Ок, я это предвидела. Поэтому и позвонила.)) Сказала, что принесу заявление. Назначили время – когда.
5. Мое прекрасное произведение – заявление на 20-ти с лишним страницах я отправила по «е-мылу» на адрес школы, на адрес председателя Управляющего совета школы, отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет. Записала номера входящих.
6. Написала пост в соцсетях. Получила много дельных советов. Но и безнадежных историй тоже. Решила, что надо таки идти до конца.
Даже если потом мы решим уйти из школы, мы уйдем предварительно «раздав всем сестрам по серьгам», а не с культивированным чувством виктимного отношения к жизни.
Еще раз напишу, что это все мы проговорили с сыном. Он не хотел уходить из школы из-за Миши.
7. Написала маме ученика, рисующего фотожабы, что хочу встретиться до того, как подам на них в суд. Была послана со словами «Встретимся в суде!».
8. Восемь – восемь (!) человек встречалось со мной и мужем (ну, ладно, мама Миши тоже была) в кабинете директора. Помимо представителей школы, были еще председатель управляющего совета и представитель департамента образования. Школа включилась. Ну, сперва председатель управляющего совета задал мне очевидный вопрос: «А вы не хотите забрать своего сына?!».
Я честно запретила даже предлагать мне такие советы – этот кейс мы разберем с сыном до конца, а со школой еще и памятку напишем на тему буллинга. «Не надо памятку!» – взмолилась школа.)))
9.
Отдельно по двум фактам встречались с родителями, инспектором по делам несовершеннолетних (прекрасная девушка!!) и нами.
Деньги в итоге вернули, извинения принесли. Ученика, торгующего вейпами, поставили на учет. Бормотали: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд», – это на фотожабы.
На мой вопрос маме – понимает ли мама, что если я говорю, что пойду в суд, то это значит, я туда пойду, а не просто сотрясаю воздух, – кивали и угукали. И надо же – никто не хамил.))
10. Класс (а я имею в виду и детей, и родителей) замер.
В таком, знаете ли, нейтралитете. Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться и, может, тогда с ним дружить будут». А что мы пойдем прекрасным бюрократическим путем писем и жалоб.
Все сразу научились культуре, одергивают желающих рисовать фотожабы, не достают окружающих. Ну, красота же? ))
11. Уже в этом году мне звонили из управы и сказали, что готовят ответ на мое заявление со списком проведенных мероприятий; звонил представитель депробра узнать, довольна ли я ситуацией в классе.
12. Поживем увидим, что будет дальше…
И вывод – ни один буллинг, ни одна травля не закончится, пока в нее не вмешаются взрослые, третьи силы. Пока травящие не поймут и не выхватят ответственности по полной. Поэтому – подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру.
Мне нравится нейтралитет. А на сколько его хватит – посмотрим. Главный мой меседж всем был таков: «Я не приходила в школу все эти три года – сделайте так, чтобы я и дальше не приходила!»
Источник: https://soznatelno.ru/kak-zashhitit-svoego-rebenka-ot-travli-v-shkole-udachnyj-opyt-moskovskoj-mamy/
Издевательства в школе | Как защитить ребенка
Жестокое обращение с детьми — это больше чем синяки и сломанные кости.
В то время как физическое насилие сразу становится заметным, другие виды жестокого обращения, такие как издевательства в школе, могут оставлять глубокие, долго незаживающие раны и эмоциональные шрамы.
Как узнать, что над ребенком издеваются в школе? Советы родителям, как защитить ребенка от издевательств? Что делать если ваш ребенок хулиган?
По статистике в среднем одного из шести детей запугивают каждую неделю в школе. Это только известные случаи. Намного больше случаев остающихся не замеченными, потому что дети боятся рассказывать о них, боятся искать помощи.
К сожалению, запугивание, жестокость — это часть сегодняшней школьной жизни. Где к одним применяется форменная травля, а другие являются теми, кто это делает. Это происходит, когда кто-то чувствует себя сильнее другого, желая иметь над ним какую-то власть.
А издевательства — средство этого добиться.
Как заметить, что над ребенком издеваются? Что делать, если он держит втайне, происходящее с ним в школе? Хорошо, если вы случайно узнаете, что кто-то над ним измывается. А если не узнаете? Поэтому будьте внимательными и проницательными. Обратите внимание на изменения в ребенке, например, его настроение, поведение. Вот характерные признаки на что следует обратить внимание:
- Нет желания ходить в школу с объяснениями что болен или плохо себя чувствует
- Беспокойства от необходимости идти в школу
- Агрессивность, особенно дома
- Убегает с уроков
- Заметны изменения сна (беспокойно спит)
- Изменения бодрствования (замкнутость, нет желания идти поиграть на улице)
- Дети, над которыми издеваются, имеют более высокий уровень стресса, тревоги, депрессии и болезней
- О других детях говорит со страхом или ненавистью
- Признаки физического насилия: ссадины, синяки, ушибы
- Пропажа личных вещей, которых ребенок не может объяснить
- Выпрашивание дополнительных денег с объяснением, что деньги, которые ему давали раньше, он потерял
- Частые головные боли или колики в желудке
Ребенка обижают в школе: советы родителям, как его защитить
Когда издевательства в школе происходят с нашим ребенком, что мы можем сделать, чтобы защитить его? Первое, что приходит на ум — это пойти и сразу самому разобраться. Как? Некоторые говорят: пойду и «порву обидчика, как Тузик тряпку», но вряд ли так решишь проблему. Это не всегда надежный выход. Давайте подумаем, как можно сделать это более правильно.
1. Стучитесь к сознанию учителей
Если вы подозреваете или есть подтверждение, что ваш ребенок подвергается насилию или травле — посетите школу. Не откладывайте это. Цель: выяснить знают ли учителя, что в школе, классе происходит настоящая травля детей.
Если знают, что предпринимают для защиты детей? Помните: учителя в состоянии контролировать и принимать меры по предотвращению дальнейшего насилия. Тесное сотрудничество родителей, учителей и детей может снизить вероятность издевательств над детьми в школе.
Успешное сотрудничество родителей и учителей — это защита для детей.
2. Ни в коем случае не игнорируйте проблему
Особенно это касается родителей мальчиков. Категорически неправильно: 1) думать, что сын сам разберется, если хочет вырасти мужиком; 2) делать вид, что ничего не происходит с ребенком.
Подумайте, что ситуация, возможно уже критическая, вышла из-под контроля и он просто не в состоянии сам справиться.
А промедление родителей с помощью и поддержкой в этом случае может привести к плачевным результатам.
3. Не поощряйте ребенка учиться мстить обидчику
Ошибка думать, что, например, мой сын очень добрый поэтому над ним издеваются. Значит ему нужно научиться давать сдачи, постоять за себя. Такой подход может привести к еще большим проблемам.
Часто издевающиеся над другими не делают это в одиночку. Делают толпой, демонстративно. Поэтому месть обидчику может привести к еще большим издевательствам, побоям со стороны толпы.
Известны случаи, когда это даже заканчивалось летальным исходом.
4. Научите ребенка противостоять хулигану
Как отвечать, как возражать, как контролировать свои чувства: страх или гнев. Это один из наиболее важных навыков, которому вы можете его научить. Показывая хулигану или задире свой страх или гнев, ребенок способствует издевательствам и травле над собой. Но, показывая обидчику, что не боишься и решительно настроен, не идти на поводу у него, скорее всего, ты побудишь задиру отстать.
Но как ребенку противостоять задирам не показывая страха, когда его постоянно запугивают? Рецепт один — учиться, не реагировать на «провокацию» в виде насмешек, колкостей, подножек. Ведь цель этих провокаций — спровоцировать конфликт. Если отвечать на них, оскорблениями, слезами, дракой, это только усиливает желание хулигана продолжать так действовать.
Умение промолчать или остроумно ответить обезоруживает обидчика. В таких случаях трудно запугать того кто не реагирует на провокации. По «иронии жизни» замечен такой факт: научившись противостоять обидчику, ты учишь его, тебя уважать!
5. Объясните, что попросить помощь у родителей или учителей, это — не трусость, а благоразумие
В моей практике был ребенок, который не просил помощь отца, который всегда твердил, что сын должен расти мужиком и уметь сам разбираться с обидчиками. Однажды для ребенка это закончилось плачевно. Травма позвоночника.
Поэтому объясняйте ребенку, что важно искать помощи у взрослых. Заверяйте его, что вы открыты для помощи в любое время. Договоритесь, чтобы ребенок звонил вам, когда подозревает, что после уроков над ним могут издеваться.
Заверьте сына / дочь, что вы обязательно постараетесь помочь, защитив их.
Ребенок чувствует себя уверенней, когда знает, что родители стоят за него горой и всегда будут его поддержкой. Маловероятно, что будут издеваться над уверенным ребенком, который при этом не скрывает свою уверенность в поддержке родителей. Такой ребенок не вписывается в рамки «хулиган-жертва», поэтому таких оставляют в покое.Хорошее, открытое общение родителей с детьми уменьшает шансы хулиганов, задир издеваться над ребенком. Это увеличивает шансы ребенка вовремя получить родительскую помощь, если он стал жертвой хулигана.
6. Увлечение спортом, как одно из средств защиты
Это дает дополнительную уверенность ребенку в своей силе духа. Занимаясь спортом, ребенок ищет круг общения с аналогичными интересами. Таким образом, он учится: 1) не плясать под чужую дудку, не зависеть от мнения, поведения других; 2) учится социальным навыкам.
7. Поощряйте ребенка говорить о своих проблемах в школе
Объясните ему, что хотите знать о происходящем в школе, чтобы действовать в его интересах. Предложите вместе найти решение для борьбы с издевательствами. Выработать совместную стратегию, как он должен вести себя, сталкиваясь с травлей.
Пусть не стесняется вам рассказывать не только о себе, но и своих друзьях, если их обижают хулиганы. Поощряйте детей говорить со взрослыми, когда их запугивают, угрожают и не переживать о том, как сказать родителям об издевательствах в школе.
Иногда ребенок стыдится или боится рассказать об этом, имея даже хорошие отношения с родителями. Возможно, он не хочет приходить домой со своими проблемами и расстраивать родителей. Замечая это, говорите с ребенком.
Заверяйте ребенка, что любите его, хотите внимательно его выслушать и понять трудности ребенка. Искренне желаете ему помочь.
Заверяйте, что он вас не напрягает своей проблемой, наоборот, дает вам возможность позаботиться о нем.
Запомните, что травля, насилие, для ребенка может быть гораздо тревожней, чем его успеваемость в школе
При этом важно быть очень осторожным, чтобы «не наломать дров», не сделав ребенку еще хуже. Тогда он может чувствовать себя беспомощным, неспособным противостоять обидчику. Так как издевательства в школе над ребенком вызывают у него страх и стресс, то чрезвычайно важно, чтобы дети не просто знали, а ЧУВСТВОВАЛИ, что ВЫ их поддерживаете и понимаете ситуацию.
8. Иногда полезно самим поговорить с задирами или их родителями
Спокойно, без криков, объясните им какие меры вы предпримите в следующий раз, если задира не прекратит издеваться над вашим ребенком. Пусть они точно знают, что вы будете бороться за безопасность своих детей. Пусть знают, что эта ситуация теперь уже под вашим личным контролем. Поэтому в их интересах прислушаться к вам, пойдя на сотрудничество.
9. Возможно, придется ограничить время присутствия ребенка в соцсетях
Чтобы ограничить возможность другим угрожать вашему ребенку, через онлайн. Невозможно запугать того кто не сидит в интернете.
Что важно помнить родителям, когда над их ребенком издеваются хулиганы
- Узнав об издевательствах над ребенком в школе, вы столкнетесь с двумя видами эмоций — вашего ребенка и собственной реакции.
Инстинктивно вы хотите защитить свое дитя, поэтому чьи-то издевательства над ним могут вызвать у вас бурю негативных эмоций: гнев, ярость, месть. Реакция ребенка может быть совершенно противоположной родительской, например — апатия, молчание, стыд.
- Научившись контролировать свои эмоции и понимая детские, вы сможете найти правильное решение и наилучшим образом помочь ребенку. Это поможет вам предотвратить травлю вашего ребенка.
Также вы подадите ему хороший пример, который поможет ему в будущем стать хорошим родителем для своих детей. Главное — действуйте, не медлите. Важно помочь ребенку, защитив его. В этом прямая обязанность родителей.
Что делать если ваш ребенок хулиган
Дети хулиганы? Может показаться, что это нечто устаревшее. Этого сегодня нет. Но, хулиганы живы и здоровы! Они на троллейбусных остановках; в классе вашего ребенка, или в школе; в соцсетях, смартфонах ваших детей. Издевательства, запугивания в школе становятся большей проблемой, чем раньше. Оно усугубляется еще такой проблемой, как киберхулиганство, кибериздевательства.
Хулиганы считают, что издевательства и травля над другими детьми предоставляет им признание. Но часто это является прямым путем к преступной деятельности в будущем или плачевным результатам для себя.
Признаки хулигана
- Ребенок считает, что большинство проблем успешно можно решить только насилием
- Проявляет агрессию по отношению к взрослым и детям
- Желание доминировать над другими детьми любыми возможностями
- Легко впадает в разочарование
- Показывает мало сочувствия к тем, кого обижают, или тем, кто испытывает проблемы
- Было замечено издевательство над животными
Применимо к этой статье хулиган — тот, кто запугивает, издевается над другими детьми. И вот представьте себе, что получаете со школы звонок от директора, который просит вас повлиять на своего отпрыска. Вы узнаёте, что ваш ребенок хулиган, обижает других. Ваша реакция? Кричать на ребенка, угрожать ему, «всыпать по самое не хочу» или просто проигнорировать? Согласитесь, что все эти варианты неверны и неэффективны.
Начните с себя
Помните, травля детей в школе, совершаемая вашим чадом не появляется случайно. Как правило, это может быть реакция на происходящее дома. Своего рода внутренний протест, выливающийся в издевательства над детьми.
Обычно хулиганами становятся дети, где в семьях неправильные методы воспитания, общения. Оскорбления, крики, ругань, побои — норма поведения родителей или одного родителя. Это становится нормой подражания для детей в таких семьях. Поэтому желая помочь ребенку исправить свое поведение, стоит начать с себя. Начать со своего поведения, общения.
Хорошее поведение в школе начинается с хорошего поведения и обстановки дома.
Поговорите спокойно с ребенком. Постарайтесь узнать у него, что происходит. Почему он так себя ведет? Объясните ему, что вам очень неприятно узнать о его поведении. Но вы готовы ему помочь измениться. Обещайте, что сами проведете изменения в своей семейной жизни. Никогда не забывайте о последствиях издевательств в школе над детьми хулиганами и задирами.
Заключение
Издевательства в школе над детьми могут привести к серьезным последствиям, затрагивающим чувства детской безопасности и самоуважения. В тяжелых случаях издевательства приводили к трагедиям, таких как самоубийство и убийства в школе.
Источник: https://semyadeti.ru/izdevatelstva-v-shkole.htm1