В чем отличие злоупотреблением должностными полномочиями от взятки

Содержание

Злоупотребление и превышение должностных полномочий: понятия и их отличия с примерами. Ответственность по статье 285 УК РФ

В чем отличие злоупотреблением должностными полномочиями от взятки

Лица, наделенные органами государственной или муниципальной власти определенными должностными полномочиями, должны соблюдать установленный устав или регламент выполнения ими своих должностных обязанностей. При его нарушении речь идет о превышении или злоупотреблении должностных полномочий.

Злоупотребление должностными полномочиями: понятие

Для защиты интересов государственной службы, а также прав и законных интересов граждан в уголовное законодательство введена ответственность за злоупотребление должностными полномочиями.

Под ним понимается использование лицом своих полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстных или личных интересов и которое повлекло нарушение прав и интересов граждан или общества.

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо из числа государственных и муниципальных служащих, сотрудники правоохранительных органов всех уровней (сотрудники полиции, Следственного комитета, прокуратуры и пр.). Также ответственность предусмотрена для лиц из числа руководителей коммерческой организации.

Злоупотребление имеет три отличительные черты:

  • лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам госслужбы и наносит вред структуре, в которой он служит;
  • результатом является серьезное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества и государства в целом;
  • между совершенным деянием и последствием имеется причинная связь.

Злоупотребление должностными полномочиями может проявляться в виде конкретных действий или бездействия. Например, сокрытие преступления, использование государственного имущества в личных целях, нарушение финансовой дисциплины и пр.

Наличие последствий в виде нарушения интересов определенного лица или группы лиц является обязательным атрибутом. Только после существенного нарушения в результате злоупотребления преступление считается оконченным. Если последствия отсутствуют, то нет и состава преступления.

В ходе рассмотрения дела судья должен установить:

  • каким образом было нарушено конкретное право или интерес;
  • насколько существенным было это нарушение;
  • количество потерпевших;
  • размер имущественного, морального или фактического вреда;
  • привели ли действия должностного лица к перерыву или остановке работы учреждений;
  • были ли нарушены конституционные права.

Субъективная сторона злоупотребления полномочиями заключается в наличии у виновного прямого или косвенного умысла, а также мотива.

Мотивировать совершение преступления могут корыстные мотивы лица (желание получить материальную выгоду или избежать расходов: например, переоформление в свою собственность служебной квартиры без должных оснований и пр.) или иная личная заинтересованность (например, месть, тщеславие, дружеские мотивы, зависть и пр.).

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения

Граждане, которые пострадали от работы должностных лиц, обычно не видят особой разницы между превышением и злоупотреблением полномочиями. Вместе с тем, эти два правонарушения отличаются друг от друга.

Приведем несколько примеров злоупотребления должностными полномочиями, которые позволят выявить их важные отличительные черты.

Пример №1. Начальник тюрьмы использовал труд заключенных для строительства собственного дома. Он по роду службы имел право организовывать работу заключенных, но не вправе делать это в личных корыстных целях (чтобы сэкономить на стоимости строительства).

Пример №2. Уполномоченный сотрудник ГИБДД выдал своему знакомому права за 15 тыс.р., хотя тот не сдал экзамен. Он злоупотребил своим полномочиями и действовал с материальными мотивами.

Разница между злоупотреблением и превышением должностными полномочиями состоит в следующем.

Злоупотребление должностными полномочиями Превышение
Лицо может действовать или бездействовать Речь может идти только об активных действиях
Субъект действует в рамках своих полномочий Субъект выходит за рамки своих полномочий
Должна быть доказана личная выгода лица в ущерб интересам компании Цель преступника не имеет значения

Злоупотребление должностными полномочиями и халатность

Злоупотребление следует отличать и от такого понятия, как халатность. Халатность – это недобросовестное или небрежное исполнение возложенных обязанностей. Т.е. если при злоупотреблении речь идет о полномочиях, то при халатности – об обязанностях.

отличительная черта халатности в том, что это преступление совершается по неосторожности. Т.е. лицо, хотя и наносит вред другому гражданину или обществу, но делает это неосознанно и не имея на то личной заинтересованности. Тогда как при злоупотреблении должностным лицом всегда движет определенный личный мотив, т.е. преступление совершается умышленно.

Правовое регулирование

Злоупотребление должностными полномочиями грозит лицу уголовной ответственностью. Данное правонарушение квалифицируется по 285 ст. Уголовного кодекса.

Ответственность за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой компании в своих интересах, при наличии ущерба наступает по ст.201 УК РФ.

В качестве отягчающих факторов злоупотребления должностными полномочиями могут выступать:

  • совершение правонарушения лицом на государственной должности или главой местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК);
  • совершение деяния, имеющего тяжкие последствия: например, крупные аварии, остановку транспорта, смерть, тяжкий вред здоровью и пр. (ч. 3 ст. 285 УК).

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Ответственность по ч.1 ст.285 УК РФ предполагает следующие меры наказания за превышение должностными полномочиями:

  • штраф в размере до 80 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 6 мес.;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • принудительные работы на срок до 4 лет;
  • арест на срок 4-6 месяцев;
  • лишение свободы до 4 лет.

Если это деяние было совершено лицом, занимающим госдолжность или главой органа местного самоуправления, то ответственность наступает по 2 части соответствующей статьи, и она является более суровой:

  • штраф в размере 100-300 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 1-2 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без него;
  • лишение свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без него.

Деяния, имеющие тяжкие последствия, по части 3 ст.285 УК РФ могут грозить нарушителю лишением свободы на срок до 10 лет.

Заявление о злоупотреблении должностными полномочиями

В случае совершения должностным лицом преступления в виде злоупотребления должностными полномочиями (например, в виде домогательства) необходимо подать заявление на него в компетентные органы власти. Это может быть прокуратура, Следственный комитет, ФСБ и пр.

Заявление может быть подано лично, либо направлено по почте. В нем необходимо указать:

  • наименование инстанции, в которую оно подается с адресом и индексом;
  • должностное лицо, которому оно направляется;
  • ФИО заявителя;
  • адрес регистрации заявителя, его контактный телефон и электронная почта;
  • наименование документа «Заявление о преступлении»;
  • в тексте должна содержаться просьба о возбуждении уголовного дела по факту злоупотребления полномочиями со ссылкой на 285 ст.УК РФ;
  • обстоятельства преступления: в чем выразилось злоупотребление, какие права истца нарушены, дата совершения деяния, доказательства.

Завершать текст заявления должна фраза следующего содержания: «Об ответственности за заведомо ложный донос по ст.306 УК РФ мне известно», далее ставится дата и подпись.

В качестве приложений к заявлению выступают документы, подтверждающие указанные сведения: ксерокопия паспорта, материалы медицинского освидетельствования, оперативной работы, данные видеосъемки и пр.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней, и по нему выносится решение о возбуждении уголовного дела или об отказе. Неправомерный отказ можно обжаловать.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/prevyshenie-polnomochij/otvetstvennost-4.html

Отграничение взяточничества от смежных составов преступлений (стр. 2 из 4)

В чем отличие злоупотреблением должностными полномочиями от взятки

В уголовно-правовой литературе уделялось немало внимания вопросам отграничения взяточничества от других преступлений.[4]

Эти вопросы возникают только там, где получение и дача взятки имеют определенные сходные признаки с другими преступлениями.

В частности, рассматриваемый состав преступлений, имеет сходные признаки со следующими преступлениями:

а) Злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

б) Коммерческий подкуп (ст. 204 УК).

в) Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ).

Отграничение взяточничества от злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Зачастую получение взятки связано со злоупотреблением должностными полномочиями, которое представляет собой использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, когда деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

В основу решения должно быть положено общее правило конкуренции уголовно-правовых норм. Поскольку получение взятки есть специальный вид должностного злоупотребления, содеянное квалифицируется по ст.290 УК РФ.

В практическом плане отграничения взятки от злоупотребления должностными полномочиями представляет определенную сложность, так как признаки составов этих преступлений в значительной мере совпадают.

Для обоих преступлений характерно: посягательство на один и тот же объект; совершение их с субъективной стороны только с прямым умыслом; единый субъект преступления — должностное лицо.

Однако в признаках состава есть и некоторые различия:

— корыстная цель при получении взятки — обязательный признак, при должностном злоупотреблении — альтернативный;

— состав должностного злоупотребления сконструирован в законе как материальный (для его наличия необходимо наступление последствий — существенного нарушения правоохраняемых интересов), состав получения взятки — формальный.

Основные же различия этих преступлений в практическом плане состоят в следующем.

При злоупотреблении должностными полномочиями закон имеет в виду только такое действие (бездействие) должностного лица, которое вытекало из его полномочий и было связано с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Указанное действие при получении взятки является лишь одним из вариантов возможного поведения должностного лица наряду со способствованием таким действиям (бездействию) за соответствующую выгоду имущественного характера в силу должностного положения (использование должностного положения в широком смысле).

Да и вообще эти действия находятся за рамками состава получения взятки.

Что касается общего покровительства или попустительства по службе, то поведение должностного лица квалифицируется как получение взятки, если оно является следствием принятия выгоды имущественного характера.

Если же должностное лицо оказывает покровительство или попустительство по службе другому лицу с использованием своих должностных полномочий из иной личной заинтересованности, то содеянное квалифицируется как злоупотребление должностными полномочиями.

Немаловажное значение при отграничении получения взятки от злоупотребления должностными полномочиями имеет определение содержания выгоды, получаемой должностным лицом за использование должностных полномочий.

В частности, получение должностным лицом выгоды нематериального характера за действия (бездействие), связанные с использованием должностных полномочий, исключает его ответственность за получение взятки. При наличии существенного нарушения правоохраняемых интересов, подобное поведение должностного лица может быть квалифицировано как злоупотребление должностными полномочиями.

Таким образом, более широкий спектр выгод, извлекаемый должностным лицом из использования должностных полномочий, характерен именно для злоупотребления должностными полномочиями.

Существенное значение для разграничения получения взятки и злоупотребления должностными полномочиями имеет содержание умысла виновного.

Если сознанием виновного охватывается тот факт, что материальные ценности передаются ему незаконно и за определенное поведение в пользу дающего их, а также то, взяткодатель осознает факт передачи им незаконного вознаграждения и именно за действия (бездействие) должностного лица в его пользу, налицо получение взятки. Если же такое сознание у должностного лица отсутствует, то его действия квалифицируются как злоупотребление должностными полномочиями.

Так, по конкретному делу Президиум Верховного Суда РФ переквалифицировал действия осужденного с ч.2 ст.173 УК РСФСР (ч.3 ст.290 УК РФ) на ч.1 ст.170 УК РСФСР (ч.1 ст.285 УК РФ), указав следующее. Старший инспектор Скворцов, задержав Б. Данцигера, потребовал от него деньги под предлогом необходимости уплаты штрафа и присвоил их.

Президиум Верховного Суда РФ указал, что при таких данных действия Скворцова, получившего деньги под видом штрафа, следует квалифицировать как злоупотребление служебным положением, а не получение взятки, поскольку он, являясь должностным лицом, из корыстной заинтересованности умышленно использовал свое служебное положение вопреки интересам службы, причинив существенный вред охраняемым законом правам и интересам граждан.[5]

Необходимо отметить, что ответственность за получение взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.

Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по части второй статьи 290 УК РФ и соответствующей статье УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств и т.п.)[6]

Как пояснила Судебная коллегия Верховного суда РФ в одном из своих Определений, действия лица квалифицируются по совокупности преступлений как получение взятки и злоупотребление должностными полномочиями, если последнее образует самостоятельный состав преступления [7] Так, например, в случаях, если взяткополучатель является должностным лицом, в обязанности которого входит контроль за оборотом предметов, изъятых из оборота, то содеянное необходимо дополнительно квалифицировать по ст. ст. 285 и 286 УК, поскольку взяткодатель совершает еще и злоупотребление должностными полномочиями, и превышение власти[8].

Таким образом, при квалификации необходимо выяснить, является ли злоупотребление полномочиями самостоятельным составом преступления.

Отграничение взяточничества от коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ)

Коммерческий подкуп имеет много общих признаков с получением и дачей взятки, что, несомненно, ставит вопросы о правильном их разграничении. Принципиальное отличие составов рассматриваемых преступлений состоит в особенностях их субъектов, что соответственно определяет и иной объект посягательства.

Субъектом получения взятки является должностное лицо, выполняющее соответствующие функции в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Субъектом же ответственности за получение незаконного имущественного вознаграждения при коммерческом подкупе является, в соответствии с примечанием 1 к ст.

204 УК РФ, лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительныеили административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от форм собственности, а также в некоммерческой организации, не являющимся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Таким образом, новый УК РФ установил ответственность особого круга лиц, ранее не выделявшихся в качестве специального субъекта, не являющихся должностными лицами в смысле примечания к ст.285 УК РФ.

Соответственно, если незаконное имущественное вознаграждение передается должностному лицу государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, то содеянное представляет собой дачу взятки. В случае же передачи материальных ценностей лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, налицо коммерческий подкуп.

Таким образом, различие в субъектах определяет и различие в объектах взяточничества и коммерческого подкупа. В первом случае вред причиняется общественным отношениям, обеспечивающим нормальное (законное) функционирование государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, а во втором — аппарата коммерческих и иных организаций.

Необходимо иметь в виду, что получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 159 УК РФ. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами[9].

Источник: https://mirznanii.com/a/29658-2/otgranichenie-vzyatochnichestva-ot-smezhnykh-sostavov-prestupleniy-2/

Отличие получения взятки от злоупотребления должностными полномочиями

В чем отличие злоупотреблением должностными полномочиями от взятки

2.4 Отличие получения взятки от злоупотребления должностными полномочиями
Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями предусмотрена ст.

285 УК РФ, согласно которой таковым признается уголовно наказуемо использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Одним из главных отличий злоупотребления должностными полномочиями от получения взятки является то, что при злоупотреблении должностными полномочиями должностное лицо выполняет свои служебные полномочия, а при получении взятки действия (бездействие) взяткополучателя могут как быть в рамках служебных полномочий, так и выходить за эти рамки1.

Большое значение для квалификации злоупотребления должностными полномочиями также имеет мотив преступления, который является обязательным признаком. Согласно ст.

285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями должно быть совершено из корыстной или иной личной заинтересованности. В соответствии со ст.

290 УК РФ в составе преступления наказуем уже сам факт получения взятки, и при этом законодатель не принимает во внимание мотив ее получения.

Необходимо отметить, что состав преступления сконструирован согласно ст.285 УК РФ как материальный, то есть преступление считается законченным с момента наступления общественно опасных последствий.

К таковым законодательство относит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии со ст.

290 УК РФ состав преступления сконструирован как формальный, то есть для наступления уголовной ответственности имеет значение сам факт получения взятки, а не наступление общественно опасных последствий.

Необходимо подчеркнуть, что такие преступления, как злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки, достаточно часто взаимосвязаны. Рассмотрим это на примере. Так, Калининградским областным судом был осужден гражданин К.

согласно части 1 ст.285 и п.»б» части 4 ст.290 УК РФ. Гражданин К.

был признан виновным в том, что будучи инспектором таможенного поста из корыстной заинтересованности злоупотребил своими должностными полномочиями и неоднократно получал взятки.

Например, гражданин К. в ходе досмотра автомашины И.

— гражданина Литовской Республики — выявил недостоверное декларирование валюты, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации в сумме 11 000 немецких марок. Гражданин К. предложил гражданину И.

поделиться и получил от него взятку в размере 4000 немецких марок. В другой раз гражданин К. в аналогичной ситуации получил взятку размером в 200 долларов США.

При анализе содеянного можно сделать вывод, что гражданин К., обладая должностными полномочиями по досмотру автомашин, использовал их из корыстной заинтересованности (получение крупных сумм денег, личное обогащение). Кроме того, очевидно, что в результате действий гражданина К.

был нанесен ущерб охраняемым законом интересам государства (нарушение таможенных правил, перемещение крупных сумм валюты без декларирования через таможенную границу Российской Федерации). Следовательно, суд абсолютно верно квалифицировал содеянное помимо ст.290 УК РФ еще и согласно ст.

285 УК РФ.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Введение
Общественная опасность коррупции общеизвестна. Она оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни общества и влечет негативные экономические, социальные и политические последствия. В докладе Счетной палаты РФ об итогах социально-экономического развития России за январь-сентябрь 2005 г., представленный в Правительство РФ, констатировалось, что сложившаяся в стране экспортно-сырьевая модель экономического развития (несмотря на чрезвычайно высокий уровень мировых цен на энергоресурсы) исчерпала свои возможности по обеспечению экономического подъема страны. По мнению Счетной палаты, есть три главные причины негативных тенденций в экономике: коррупция, безответственность и непрофессионализм чиновников1.

В Уголовном кодексе РФ нет состава преступления, который бы назывался коррупция.

Обзор уголовного законодательства зарубежных государств (в основном европейских) позволяет сделать вывод о том, что под коррупцией (этот термин употреблялся там тоже не во всех уголовных кодексах) понимается сочетание двух известных российскому законодательству преступлений. Это злоупотребление должностными полномочиями, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности, и взяточничество.

Наиболее распространенным преступлением в сфере коррупции является взяточничество. В обществе складывается убеждение, что за вознаграждение можно решить любые проблемы. Наступает разочарование в демократии.

Распространяются взгляды о необходимости возврата к диктатуре. По данным аналитического фонда ИНДЕМ, ежегодный оборот взяток составляет порядка 40 млрд долл.2.

Эта сумма в основном складывается из взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей (деловая коррупция) а затем и у граждан (бытовая коррупция).

В докладе названного фонда «Динамика российской коррупции: 2001-2005 годы» отмечалось, что в этот период в три раза увеличился масштаб коррупционного давления чиновников на население (бытовая коррупция: 2001 г. — 25,7%, 2005 г. — 35%, в два раза (в долларовом исчислении) увеличился размер средней взятки)1.

Согласно данным статистики, 70 миллиардов долларов в России ежегодно уходят на «дорогие подарки» и «денежные поощрения» чиновников. Берут практически все и везде. Причем налоговое ведомство, по оценкам экспертов, в списке взяточников занимает третье место2.

Динамика развития коррупции в стране впечатляет. Размер средней взятки в деловом мире за четыре года вырос более чем в 13 раз и составил 135,8 тыс.

долларов, среднегодовой взнос предпринимателя на прокорм чиновников — почти в 11 раз (243,75 тыс. долларов).

Объем коррупционного рынка увеличился более чем в девять раз и составил в абсолютном выражении 316 млрд долларов, что перекрыло доходы федерального бюджета в 2,66 раза3.

Взяточничество относится к преступлениям, латентность которых чрезвычайно высока. По оценке исследователей (они называют ее самой оптимистичной), в России регистрируется не более 1% взяточничества от действительного количества этих преступлений4.

Взяточничество поразило все сферы общества. Попытки государства изжить его, проводя такие громкие кампании, как «Чистые руки» или «Оборотни в погонах», к желаемому результату, к сожалению, не приводят. Взяточничество остается серьезной проблемой. Любой руководитель фирмы или главный бухгалтер может подтвердить, что почти каждая налоговая проверка заканчивается дачей взятки проверяющим.

В конце января 2005 года генпрокурор России Владимир Устинов заявил, что «коррупция в стране достигла опасно высокого уровня».

А в феврале премьер-министр Михаил Фрадков, выступая на отчетной коллегии МВД, обнародовал неутешительную статистику. Он отметил, что в 2004 году было выявлено более семи тысяч фактов взяточничества.

Однако и столь внушительное количество преступлений «не отражает истинных масштабов коррупции»1.

Бизнесмены России почти 99% взяток «несут» в исполнительную власть. Лидерами по объему взяток являются: нефинансовые контрольные и надзорные органы — 34,6%; лицензирующие органы — 34,2%.

Фискальное взимание налогов и налоговый контроль поглощает 22,0% рынка. Из них налоговая инспекция — 18,3%; пожарная инспекция — 5,9%, санэпидемслужба — 5,6%.

Самую высокую цену «услуг» имеют суды и другие правоохранительные органы2.

Среди задержанных по подозрению в получении взяток около 5 процентов составляют чиновники высокого ранга: работники министерств и ведомств, сотрудники таможенных органов, главы администраций районов.

Коррупционная система управления привела к тому, что чиновники считают получение взяток нормой жизни. Со слов председателя фонда «ИДЕМ» Георгия Сатарова, сумма «откатов» госчиновникам в год сравнима с доходами федерального бюджета3.

Взяточничеством в современной России поражены многие сферы управленческой деятельности. Это самое распространенное преступление. Субъектами получения взяток являются до 50% и более работников (должностных лиц) отдельных отраслей государственного управления. Так, по данным МВД России, структура привлеченных к ответственности коррумпированных лиц выглядит следующим образом:

-работники министерств, комитетов и структур на местах — 42,7%;

-сотрудники правоохранительных органов — 25,8%;

-работники кредитно-финансовой системы — 11,3%;

-работники контролирующих органов — 3,8%;

-работники таможенной службы — 2,5%;

-депутаты органов представительной власти — 2,2%;

-прочие — 11,4%1.

Самую большую опасность для государства и общества представляет коррупция в верхних эшелонах власти, или, как ее называют, коррупция правящей элиты. Правоохранительные органы не всегда имеют возможность провести объективное расследование в отношении этих лиц, даже если оно осуществляется под личным контролем Генерального прокурора РФ.

Для нашей страны уже вошло в обиход мнение, что публичные услуги предоставляются исключительно за вознаграждение коррумпированным претендентам, а не терпеливым и законопослушным гражданам.

Кроме того, многие предприниматели, зная высокую цену услуг предоставляемых за взятки государственными и муниципальными должностными лицами, видят для себя выход из положения в уходе в теневой сектор экономики.

Тем самым государство несет значительные убытки по недополучению налогов, а разгул взяточничества препятствует нормальному развитию рыночных отношений, привлечению инвестиций и приходу новых субъектов предпринимательства.

Взяточничество угрожает основанной на верховенстве закона стабильности демократических институтов, равенству и социальной справедливости, нормальному экономическому развитию государства, моральным устоям общества и демократическим институтам и становится причиной глубоких экономических деформаций.

Вряд ли правильно считать, что взятка наносит удар по коррумпированному должностному лицу. Оказываясь в руках у чиновника, совершившего преступление, предусмотренное ст. 290 УК, взятка неизбежно «бьет» по авторитету власти, которую он же и представляет.

Предательство интересов власти и службы проявляется в «административном самоубийстве» должностного лица. Даже в глазах взяткодателя мздоимец из представителя государства, официального радетеля за его интересы трансформируется в уголовника.

Следствием подобного превращения является разрушение публичной власти на участке его деятельности по защите интересов личности, общества, государства1.

Кроме того, взяточничество причиняет огромный ущерб престижу страны на общемировом уровне. Взяточничество является одной из причин нежелания зарубежных предпринимателей работать на российском рынке, оттока инвестиций.

Именно взяточничество является одним из самых существенных препятствий для развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране. Как следствие — экономическая стагнация, финансовые потери всех участников рынка.

Часто случается, что взяточничество связано с другими преступлениями, в том числе с теми, которые относятся к тяжким или особо тяжким.

К ним могут относиться иные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (например, служебный подлог), преступления экономического характера (незаконное предпринимательство, нарушение таможенных правил, уклонение от уплаты налогов), преступления против собственности (хищение имущества, мошенничество), преступления против правосудия (незаконное содержание под стражей, вынесение заведомо неправосудного приговора).

Как отмечает в своей работе И.М.

Сичинаева — поиск уголовно-правовых формул для разрешения проблемы взяточничества можно сравнить с поиском жизни в космосе или созданием вечного двигателя — практически все исследователи отмечают, что решить данную проблему в ближайшие годы невозможно, но необходимо внести изменения в действующее банковское, финансовое, таможенное и налоговое законодательство. Способствовать борьбе со взяточничеством может и введение обязательного декларирования доходов физическими лицами по итогам календарного года1.

Взяточничество существует и в негосударственных организациях.

Сотрудник организации (коммерческой или общественной) тоже может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. К примеру, кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых — изъять деньги и исчезнуть.

Нет необходимости приводить еще и еще раз аргументы в подтверждение актуальности этой проблемы для современного российского общества. Актуальность проблем, освещенных в работе, и не нуждается в специальном обосновании.

Коррупция и взяточничество приблизилось к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов.

Однако, учитывая то обстоятельство, что в структуре коррупционных преступлений по-прежнему доминирует взяточничество, являющееся, по сути, ядром коррупции, моя дипломная работа посвящена изучению понятия, толкования, проблем квалификации взяточничества – этого наиболее опасного и распространенного вида коррупционных преступлений.

Актуальность изложенных проблем, представляющих научный и практический интерес, недостаточная разработанность ряда теоретических и практических сторон проблем квалификации получения взятки предопределили выбор темы дипломной работы, ее цели и задачи.

Таким образом, с целью глубокого изучения данной проблемы я выбрала тему дипломной работы: «Получение взятки, понятие проблемы квалификации».

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

2.3 Особо квалифицирующие виды получения взятки
Особо квалифицирующие виды получения взятки определены частью 4 ст.290 УК РФ, согласно которой таковыми являются деяния, совершенные при наличии следующих признаков:

— группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

— неоднократно;

— с вымогательством взятки;

— в крупном размере1.

Источник: https://dogmon.org/diplom-po-ugolovnomu-pravu.html?page=15

Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий

В чем отличие злоупотреблением должностными полномочиями от взятки

В российском уголовном праве есть две сходные, но, тем не менее, абсолютно разные статьи – злоупотребление должностными полномочиями и их превышение. Нередко действия должностных лиц трактуются неверно – злоупотребление полномочиями заявляется как их превышение и наоборот.

В данной статье мы расскажем, какие существуют различия между преступлениями, как отличить одно деяние от другого, а также их основные признаки.

Злоупотребление и превышение должностных полномочий: определяемся с понятиями

Когда идет речь о должностных правонарушениях и различиях между ними, важно понимать, кто выступает субъектом преступления, в чем выражается объективная и субъективная стороны. Далее мы рассмотрим подробно каждое из данных деяний.

Злоупотребление должностными полномочиями

Согласно Уголовному кодексу (ст. 285) объектом преступления выступает должностное лицо – то есть, государственный служащий, представитель местной или федеральной власти, чиновник, руководитель государственных предприятий и т.д.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что указанное лицо действует против интересов службы в собственных корыстных целях, используя имеющиеся полномочия.

При этом обязательным условиям для трактовки деяния по данной статье должно иметь место существенное ущемление прав и свобод граждан, нарушение интересов компаний, общества или государства.

Субъективная сторона преступления, она же обязательный признак злоупотребления должностными полномочиями – это корыстный мотив, действия в личных целях, в интересах родственников или приближенных лиц.

Если разбирать более подробно, то признаками злоупотребления должностными полномочиями могут считаться действия, которые привели к подрыву авторитета власти на местах, создали препятствия для предпринимательской деятельности, привели к нарушению общественного порядка, помехам в работе государственных органов, были прикрытием для незаконных действий (например, хищений бюджетных средств и т.д.). Для того чтобы оценить, насколько существенным был ущерб от действий должностного лица, учитывается тяжесть последствий для государства, государственной организации, отдельных лиц, подсчитывается суммарный материальный ущерб.

Превышение служебных полномочий

Как и в предыдущем случае, в качестве субъекта преступления, квалифицируемого по ст. 286 УК РФ, может выступать исключительно должностное лицо – представитель власти, руководитель государственной компании, другой госслужащий, наделенный определённым кругом полномочий.

Объективная сторона преступного деяния – совершение действий, которые выходят за рамки полномочий конкретного должностного лица, результатом которых стало нарушение интересов отдельных граждан, организаций или государства.

Примеры таких действий – принятие решений, которые входят в компетенцию другого должностного лица, выполнение единолично действий, которые требуют коллегиального утверждения, нарушение установленного порядка выполнения того или иного действия (например, игнорирование требований по обязательному согласованию решения с вышестоящими органами) и т.д.

Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями

Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:

  1. Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
  2. Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
  3. Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.

Помощь адвоката по уголовным делам о злоупотреблении и превышении должностных полномочий

Столкнуться с обвинениями в злоупотреблении или превышении служебных полномочий может практически каждый чиновник или руководящее звено государственных компаний – очень большой круг действий, даже вполне безобидных, могут трактовать как нарушение законодательства, потому нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Первое, что рекомендуется – это обратиться за помощью адвоката по уголовным делам. Это нужно сделать сразу же, как только появилась информация о возбуждении уголовного или при выдвижении обвинений. Даже если вы уверены, что не нарушали закон, все равно помощь адвоката по ст. 285 УК РФ будет незаменимой – он сможет быстро доказать вашу невиновность. А в случае, если все-таки правонарушение имело место, приложит все усилия для минимизации наказания – к примеру, добившись условного срока или штрафа вместо реального лишения свободы.

Заключение

Несмотря на некоторое сходство и двоякую трактовку, злоупотребление должностными полномочиями и их превышение – это два совершенно разных правонарушения, за которые предусмотрено различное наказание. Они имеют свои отличительные черты и характерные признак. Но по какой бы статье не было выдвинуто обвинение, грамотный адвокат поможет минимизировать наказание.

Источник: https://advokat-osherov.ru/blog/otlichie-zloupotrebleniya-ot-prevysheniya-dolzhnostnykh-polnomochiy/

Шпаргалка по уголовному праву. Особенная часть | Страница 28 | Онлайн-библиотека

В чем отличие злоупотреблением должностными полномочиями от взятки

Эти преступления отличаются от иных преступных посягательств специальными признаками:

– они совершаются специальными субъектами, исключение составляет ст. 291 УК РФ (дача взятки), где субъект общий;

– совершение общественно опасных деяний возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием своих служебных полномочий;

– они посягают на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления либо содержат реальную угрозу такого нарушения.

Виды этих преступлений:

– злоупотребление должностными полномочиями

(ст. 285 УК РФ);

– превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

– отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ);

– присвоение полномочий должностного лица (ст. 288

УК РФ);

– незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

– получение взятки (ст. 290 УК РФ);

– дача взятки (ст. 291 УК РФ);

– служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

– халатность (ст. 293 УК РФ).

Субъектом большинства преступлений этой группы может быть только должностное лицо.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.

Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности, может быть признано субъектом преступления при условии, если эти обязанности возложены на данное лицо в установленном законом порядке.

68. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ. ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

В качестве основного объекта преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект – права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Объективная сторона преступления – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства может выражаться в подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.

При решении вопроса о том, являются ли нарушения существенными, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т. п.

Субъективная сторона выражается в умысле (прямом или косвенном) и мотиве – корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъект – специальный (должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФ лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления.

Превышение должностных полномочий (ст. 286

УК РФ)

Объективная сторона – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

При отграничении злоупотребления властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочий следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Субъективная сторона – прямой или косвенный умысел и, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, нет мотива.

Субъект – должностное лицо.

69. ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ. ДАЧА ВЗЯТКИ

Объект преступления – общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Объективная сторона получения взятки – получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Под должностным положением следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

Под действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями.

Объективная сторона преступного деяния, предусмотренного ст. 291 УК РФ, заключается в даче должностному лицу лично или через посредника взятки.

Часть 2 ст. 290 УК РФ предусматривает ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), а ч. 2 ст. 291 – за дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий(бездействие).

Незаконные действия должностного лица – неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

28

Источник: https://litrus.net/book/read/59596?p=28

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.