Ведомственный процессуальный контроль на стадии возбуждения уголовного дела
Содержание
Ведомственный процессуальный контроль на стадии возбуждения уголовного дела
Между тем очевидна необходимость расширения прав прокурора по проверке законности и обоснованности процессуальных действий, осуществляемых на стадии возбуждения уголовного дела; и соответственно обязанностей должностных лиц, осуществляющих такую деятельность по представлению прокурору необходимых документов. Часть 5 ст. 148 УПК РФ предусматривает право на обжалование отказа в возбуждении уголовного дела, о чем должно быть разъяснено заявителю. В силу ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации и п. 1 ч. 1 ст.
37 УПК РФ прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (учетно-регистрационной дисциплины) во всех органах дознания и предварительного следствия. То есть предметом прокурорского надзора является соблюдение закона на всех этапах стадии возбуждения уголовного дела.
Вынесенное следователем, руководителем следственного органа постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть отменено и руководителем (вышестоящим руководителем) следственного органа.
В этом случае соответствующий руководитель следственного органа отменяет незаконное постановление и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
Использование результатов орд в стадии возбуждения уголовного дела? Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
4) лично изучать каждый материал до направления прокурору и заявителю копий постановления о принятом решении о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела;Основная задача руководителя следственного органа на первоначальной стадии уголовного судопроизводства заключается в своевременном предупреждении, выявлении, пресечении и устранении нарушений установленного уголовно-процессуальным законом порядка приема, регистрации, проверки и разрешения заявлений, сообщений о преступлениях следователем и (или) руководителем следственного органа, а также в принятии мер по восстановлению нарушенных прав граждан, участвующих в первоначальной стадии уголовного судопроизводства.Противоположной приведенной точке зрения является позиция о том, что руководитель следственного органа уполномочен отменять незаконные или необоснованные постановления следователя и нижестоящего руководителя следственного органа без какого-либо ограничения во времени Никифоров С. А. Отмена постановления о возбуждении уголовного дела // Законность. — 2011. — № 1. — С. 40-42.. Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Правовой статус потерпевшего в стадии возбуждения уголовного дела? Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах.
Прокурорский надзор, судебный и процессуальный ведомственный контроль в уголовном судопроизводстве
Согласно ст. 29 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является
Осмотр производит: дознаватель, следователь или иное должностное лицо, ведущее расследование, в присутствии понятых, за исключением случаев, предусмотренных ст. 170 УПК РФ. Осмотр местности или помещений в некоторых случаях производит также суд (ст. 287 УПК РФ).
В этом случае участие понятых не требуется.
соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также Выемка отличается от обыска тем, что для ее производства должно быть точно известно, где и у кого находятся подлежащие изъятию объекты (ч. 1 ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения (ст. 165 УПК РФ).
Уголовный процесс — Руденко Т
Прокурорский надзор и ведомственный контроль в стадии возбуждения уголовного дела.
Постановление прокурора, вынесенное в связи с пересмотром решения органа дознания или следователя о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, может быть обжаловано вышестоящему прокурору.
В случае если дело возбуждено без законных поводов и оснований, прокурор ϲʙᴏим постановлением отменяет постановление следователя или органа дознания, отказывая в возбуждении дела, либо прекращает дело, если по нему были произведены следственные действия.
На определение суда или постановление судьи о возбуждении уголовного дела прокурор может принести частный протест в кассационном порядке, а после вступления его в законную силу — в порядке надзора (ст. ст. 331, 371 УПК РСФСР).
Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия, данные в связи с возбуждением уголовных дел, будут для них обязательными.
Лекция 6
в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые — не регистрируются и не рассматриваются;
Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.
Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение.
На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности: Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела.
Поводом для возбуждения уголовного дела служит установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.
Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.
Представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т. д.
Прокурорский надзор и ведомственный контроль в уголовном судопроизводстве
Ведомственным контролем принято называть деятельность руководителя следственного органа, начальника органа дознания по организационному и процессуальному контролю и руководству подчиненными следователями, дознавателями. Некоторые авторы полагают, что большинство их полномочий выходит за рамки процессуального контроля и может быть признано, по существу, процессуальным руководством подчиненными работниками.
В своей основе эта система многоступенчата, многосубъектна, она характеризуется спецификой задач, решаемых в порядке прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля, и, соответственно, разнообразием процессуальных форм и методов их решения.
Вместе с тем в законодательной и правоприменительной практике до сих пор не проведено четкого разграничения понятий «надзор» и «контроль», которые близки по своему смысловому значению, но все-таки не синонимы и обладают определенными различиями.
Увеличение количества нарушений закона, выявляемых и устраняемых прокурорами в ходе надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, а также частота удовлетворения поступающих прокурорам жалоб свидетельствуют как об активизации надзорной деятельности последних, так и о недостаточной эффективности ведомственных механизмов контроля за процессуальной деятельностью прежде всего следователей и дознавателей. Гарантии соблюдения принципа законности в деятельности по уголовному преследованию предполагают наличие функционально различных по своему содержанию, но общих по цели прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля. Уголовно процессуальный кодекс рф стадии возбуждение уголовного дела? Преимущества прокурорского надзора перед судебным контролем заключаются в его непосредственной близости к органам расследования, обеспечивающей возможность оперативно реагировать на нарушения уголовно-процессуального закона, тем более после возвращения прокурору некоторых прежних полномочий Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения: Подследственность и ее виды
Подследственность в уголовном судопроизводстве РФ — это совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного следствия или дознания. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с рассмотрением судом жалоб заявителей на решения и действия (бездействие) на стадии возбуждения уголовного дела. Практическая значимость базовых положений диссертации, подготовленных на их основе научных публикаций, предложений заключается в возможности их применения в законотворческой и ведомственной нормотворческой деятельности Российской Федерации, в учебных и практических пособиях, методических рекомендациях, обзорах, в научно-исследовательской работе и учебном процессе, в непосредственной деятельности должностных лиц органов предварительного расследования, прокуроров, судей, адвокатов. в) придание юридической силы правомерным решениям и действиям дознавателя, следователя, прокурора;В соответствии со ст.
В первую очередь это относится к обеспечению конституционных прав граждан, привлекаемых к участию в уголовном судопроизводстве.
Ведомственным контролем принято называть деятельность руководителя следственного органа, начальника органа дознания по организационному и процессуальному контролю и руководству подчиненными следователями, дознавателями.
Некоторые авторы полагают, что большинство их полномочий выходит за рамки процессуального контроля и может быть признано, по существу, процессуальным руководством подчиненными работниками.
Другие материалы по теме:
- Правовые последствия освобождения от уголовной ответственности по амнистии
- Кто имеет право на возмещение морального вреда причиненного преступлением
- Понятие предмета преступления и потерпевшего в уголовном праве
- Ответственность осужденных к лишению права занимать определенные должности
- Ходатайство с места работы для детского сада в связи с выходом на работу
Источник: https://urist-onlain.ru/grazhdanskij-kodeks/vedomstvennyj-processualnyj-kontrol-na-stadii.html
прокурорский надзор и ведомственный контроль на стадии возбуждения уголовного дела
Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов.
Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского
Одна из причин недостатков контрольной деятельности руководителей органов дознания — отсутствие закона, регулирующего их процессуальные полномочия.
Правда, имелись ведомственные акты, регламентировавшие процессуальную деятельность этих органов: (Примерное положение об организации работы специализированных подразделений дознания милиции общественной безопасности (местной милиции), утвержденное приказом МВД РФ от 16 октября 1992 г.
«О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно»; Письмо Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Следственного комитета МВД России от 9 сентября 1993 г. «О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел».
Но они противоречили принципу законности, тому, что порядок производства по уголовным делам определяется только уголовно-процессуальным законом (ст. 1 УПК РСФСР). К сожалению, нет статьи, посвященной процессуальным полномочиям начальников органов дознания, в новом УПК РФ. Благо, что в УПК РБ (ст. 38), РК (ст. 66), РУ (ст.
39) этот вопрос урегулирован.
К примеру, по УПК РК начальник органа дознания контролирует своевременность и законность действий дознавателей и вправе: 1) проверять находящиеся в их производстве дела; 2) давать указания о производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о передаче дела (материалов) от одного дознавателя к другому; 3) поручать дознание нескольким дознавателям; 4) возбуждать уголовное дело и лично проводить дознание, приняв при этом дело к своему производству либо выполняя отдельные процессуальные действия.
Курс уголовного процесса
Вынесенное следователем, руководителем следственного органа постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть отменено и руководителем (вышестоящим руководителем) следственного органа.
В этом случае соответствующий руководитель следственного органа отменяет незаконное постановление и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями , устанавливая срок их исполнения.
Прокурорский надзор и ведомственный контроль на стадии возбуждения уголовного дела
Начальник следственного отдела в пределах своей компетенции может, в частности, поручить следователю проверить наличие оснований для возбуждения уголовного дела по поступившему заявлению или сообщению о преступлении, передавать первичные материалы от одного следователя другому, давать указания по существу проверки, а также принятии мер к предотвращению или пресечению преступления, по закреплению его следов. Кроме того, начальник следственного отдела может как участвовать в проверке заявлений или сообщений, проводимой следователем (например, в получении объяснений от граждан или должностных лиц), так и лично рассматривать и разрешать первичные материалы, выносить по ним соответствующие решения.
Прокурорский надзор и судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела
Представляется, что постановление о возбуждении уголовного дела на данном этапе уголовного процесса может быть отменено не только полностью, но и частично. Например, уголовное дело возбуждено одновременно по составам преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ и в отношении конкретных лиц.
Действующий закон не препятствует отмене постановления о возбуждении уголовного дела по одному из составов, а также в отношении одного или нескольких лиц Колоколов Н.А. Приказы Генерального прокурора РФ в механизме уголовно-процессуального регулирования // Уголовный процесс. — 2006. — № 4. — С. 48-49..
Ведомственный контроль и надзор прокурора за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела
На базе полученной информации у обучаемых возникает потребность в дополнительных сведениях. Порядок их представления тот же. Для оживления ситуации допускается инициативная передача посредником некоторых сведений.
Например, об осложнениях в течении болезни у пострадавшего, наличие его дополнительного заявления о непривлечении к ответственности и др. Маневрирование информацией должно быть заранее продумано.
Однако порой удается добиться положительного эффекта, когда посредник начинает импровизировать, подыгрывать курсантам, меняя исходные данные по ходу игры. Для того, чтобы не потерять контроль за работой каждого коллектива, посредник записывает какую информацию выдает группе.
Собранный материал группа надлежащим образом оформляет. Все документы, независимо от их содержания, составляются под копирку в двух экземплярах. Координирует работу старший группы. Следует посоветовать ему не увлекаться частными задачами, а следить за развитием ситуации в целом.Главный вопрос, который должен быть разрешен под его руководством — выбор правильного решения и вынесение соответствующего постановления. Старшему группы необходимо проследить, чтобы были составлены уведомления заинтересованным лицам о принятом решении.
Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела
Кроме того, что прокурор, не согласившись с решением органа дознания, вправе таким образом дезавуировать данное решение, он вправе также в любой момент истребовать из любого поднадзорного органа дознания и любого поднадзорного следственного подразделения, а также у нижестоящего прокурора поступивший повод к возбуждению уголовного дела и доследственные материалы его проверки либо отказной материал и отказать в возбуждении уголовного дела либо возбудить любое уголовное дело, которое подследственно поднадзорным ему следователям прокуратуры, органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел, а также органам дознания, принять его к своему производству, поручить расследование своему заместителю, помощнику, следователю прокуратуры или другого ведомства (по подследственности), сопроводив свое поручение необходимыми письменными указаниями, либо создать своим постановлением для расследования данного дела следственную группу; отменить постановление следователя, органа дознания или нижестоящего прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, возбудить уголовное дело и дать ему дальнейшее движение, указанное выше;
Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
Принятие некоторых процессуальных решений также требует непосредственного согласия прокурора. Например, прокурор утверждает решение следователя, дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.
Сколько стоит написать твою работу
Незаконным признается постановление, вынесенное с нарушением как уголовно-процессуального, так и материального права. Незаконным, в частности, постановление может быть признано, если в нем отсутствуют дата его вынесения или подпись лица, его составившего, если оно вынесено не уполномоченным на то должностным лицом, основывается на недопустимых доказательствах и др.
Прокурорский надзор и ведомственный контроль в механизме обеспечения законности решений об отказе в возбуждении уголовного дела Текст научной статьи по специальности — Государство и право
Представляется, что незначительные изменения формулировок закона помогут правоприменительной практике снять возникшие «шероховатости» данного приказа, что, безусловно, поднимет эффективность контроля и надзора за принимаемыми решениями на стадии возбуждения уголовного дела об отказе в возбуждении уголовного дела.
Прокурорский надзор в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования
Процесс осуществления тщательного прокурорского надзора за тем, насколько точно приводятся в действие законодательные акты органами расследования, являет собой базовое содержание деятельности прокуратуры в досудебном производстве.
Как правило, прокурор выполняет роль надзирателя в механизме стабилизирования уголовных и процессуальных отношений в целях выявления и устранения нарушений, которые могли быть допущены следователем, либо дознавателем в ходе самого расследования уголовного дела.
Последний момент имеет место с целью абсолютной защиты прав всех тех, кто участвует в уголовном процессе, а также, в целях формирования целостной системы применения действующего законодательства.
Сущность надзора, исходящего от прокурора
Определение 1
Понятие прокурорского надзора на стадиях возбуждения уголовного дела, а также, предварительное расследование, заключается в том, что прокурор обязан обнаружить грубые нарушения со стороны граждан на этапах проверки заявлений о преступлении, производстве предварительного расследования, формулирования требований прокурора, которые направлены лично главному руководящему лицу органа следствия.
Данные формулирования гласят о срочной необходимости проработки нарушений федеральных законодательных актов, отмены самим прокурором неправомерных решений органа дознания и полного восстановления прав граждан.
Предмет надзора прокурора
Под предметом прокурорского надзора, обычно, подразумевают следующие пункты:
- единообразное и абсолютное исполнение норм УПК, всех федеральных законов, ведомственных актов органов, которые отвечают за предварительное расследование по регистрации, детальному рассмотрению и разрешению моментов сообщений о преступлениях;
- установление и разоблачение всех лиц, которые совершали преступление;
- обеспечение системы прав и законных гражданских интересов, тех лиц, которые вовлечены в досудебное производство.
Субъекты прокурорского надзора
Субъекты, которые относятся к надзору прокура вмещают:
- генерального прокурора Российской Федерации;
- прокуроров, которые пребывают в прямом подчинении генерального прокурора РФ;
- абсолютно всех заместителей вышеуказанных лиц;
- другие должностные лица органов прокуратуры, которые участвуют в уголовном расследовании и имеют полномочия, указанные в законе о прокуратуре (и.31 ст.5 УПК).
Полномочия, предусмотренные для прокуроров
Юридическая литература предлагает рассматривать правовые формы прокурорского надзора как комплекс прав и полномочий прокуроров во время осуществления надзора за работой органов, которые отвечают за предварительное следствие и допрос.
Также, данное понятие подразумевает порядок и реализацию вышеуказанных форм.
Обычно, момент применения средств права надзора приводит к появлению уголовно-процессуальных отношений между прокурором и органами дознания, предварительного следствия и должностными лицами, которые имеют право участвовать в расследовании уголовного дела.
Определение 2
Под полномочиями подразумеваются закрепленные в законе права и обязанности прокурора.
Замечание 1
К слову, идентичным с понятием надзорного права прокурора, считают понятие рассмотрения руководителем следственного органа поступившие от прокурора требование устранить нарушение федерального закона. Если речь идет об органе дознания, либо о начальнике самого подразделения дознания, здесь вступает в роль понятие исполнения письменного указания прокурора.
Опиши задание
Права прокурора при ведении надзора на этапе возбуждения уголовного дела
Учитывая условия, которые описывает часть 2 статьи 21 УПК, в момент, когда признаки преступления стают абсолютно явными, следователь, орган дознания и сам дознаватель должны строго соблюдать правила по предусмотрения мер, устанавливающих события и абсолютное изобличение виновного в содеянном.
Замечание 2
Опираясь на п.1 ч.2 ст.37 УПК прокурор полноправно может проверять как исполняется федеральный закон при приеме, регистрации и разрешении сообщений о содеянных преступлений.
В случае, когда преступление было обнаружено самим прокурором, он обязан внести изменения в вопросах о переходе материальной базы, которая касается подследственности, в орган дознания, либо в орган первоначального следствия. Основательная передача всех материалов прокурорской проверки делается на основании конкретного постановления прокурора.
Действия прокурора в случае распространения информации о преступлении в СМИ
Именно по поручению прокурора специальный орган дознания проверяет сообщение о преступлении, которое попало в средства массовой информации. В таком случае, редакция обязана передать органу дознания по требованию прокурора документы и материалы, которые подтверждают факт сообщения о преступлении, а также данные о лицах, которые эту информацию предоставили.
Замечание 3
Только случаи, когда лицо поставило условие неразглашения данной информации, предполагают отказ в предоставлении даных. Если проводятся документальные проверки, либо ревизии при проверке сообщений о преступлении, прокурор имеет право продлить срок проверки до 30 дней (ч.3 ст. 223 УПК)
Когда первоначальная проверка завершена, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, а также следователь, вправе возбудить уголовное дело (ч. 1 ст.146 УПК). Идентичная версия постановления должна быть направлена прокурору. В таком случае, согласие прокурора на первоначальное возбуждение уголовного дела вовсе не требуется.
В вышеуказанном моменте, исключение составляют случаи, когда дела уголовного характера возбуждаются главой подразделения дознания, либо лицом, которое проводит допрос, когда человек находится в психическом состоянии при котором защита своих прав является невозможной. Тут уголовное дело возбуждается начальником подразделения дознания или дознавателем по согласию прокурора.
Действия прокурора в случае дел частно-публичного характера
Дознание не проводится по делам, которые напрямую касаются частно-публичного обвинения. Дела такого сегмента, как правило, относятся к деятельности следователя Следственного комитета РФ.
Замечание 4
Предусматриваются случаи, когда лицо находится в состоянии, которое предполагает невозможность защищать свои права и интересы, орган дознания вправе возбудить уголовное дело и провести следственные действия, которые не терпят отложения. Закон не требует согласия прокурора на возбуждения уголовного дела частно-публичного характера начальником определенного органа дознания.
Действия прокурора в случае отказа открывать уголовное дело
Когда имеет место категоричное нежелание заводить уголовное дело, копия документа, в котором помещено постановление следователя или дознавателя должна быть доставлена прокурору в течении суток с момента его фиксирования.
После признания незаконным следовательского постановления, либо постановления руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, в обязанности прокурора входит внесение правок в соответствующее постановление. Последнее вместе со всеми материалами проверки отсылается главному руководящему лицу органа следствия для последующего решения вопроса об отмене незаконного постановления, которое вынес следователь.
Замечание 5
К слову, незаконное постановление, которое создал орган дознания, об отказе возбуждать уголовное дело, подлежит самостоятельной отмене прокурором. Вынесенное прокурором постановление, а также все материалы предварительной проверки, в обязательном порядке, направляются начальнику органа подразделения для подальшего строго исполнения.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Не получается написать работу самому?
Доверь это кандидату наук!
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/prokurorskij-nadzor-v-stadijah-vozbuzhdenija-ugolo/