Зоны Охраны Искусственных Объектов Что Это
Содержание
Зоны с особыми условиями использования территории: признаки, виды и учет зон
Зоны с особыми условиями использования территории обозначаются специальными знаками информационного типа. За их повреждение, несанкционированный перенос, уничтожение предусматривается административная ответственность. Все виды зон с особыми условиями использования территории должны быть зарегистрированы и воспроизведены на всех картах.
Классификация
Зоны с особыми условиями использования территорий включают охранные участки:
- Объектов электросетевого комплекса.
- Магистральных трубопроводов.
- Объектов газоснабжения.
- Геодезических пунктов.
- Сетей и сооружений связи.
- Морских портов.
- Железных дорог.
- Стационарных пунктов, предназначенных для наблюдения за состоянием природы, уровнем ее загрязнения.
В рассматриваемую категорию входят также:
- Водо- и рыбоохранные местности, заповедники.
- Округа и зоны санитарной охраны лечебных природных ресурсов, курортов, оздоровительных местностей, водных объектов, предназначенных для хозяйственно-бытового, питьевого снабжения.
- Защитные участки сооружений, предприятий и иных объектов.
- Охранные территории культурно-исторических комплексов.
В соответствии с законами и нормативными актами в перечень зон с особыми условиями использования территории входят также:
- Лесопарковые участки.
- Прибрежные полосы водных (внутренних) путей РФ.
- Приаэродромные участки.
Специфика выделения
Зонами с особыми условиями использования территорий являются местности, пределы которых определены правилами и внутри которых действуют специальные регламенты. Выделение таких участков осуществляется с учетом различных факторов. В частности, установление зон с особыми условиями использования территорий производится в соответствии с:
- Возможностью сочетания в пределах одной местности разных видов планируемого и существующего режимов эксплуатации участков.
- Размещением функциональных зон и показателей их предполагаемого развития. Последние определяются в соответствии с действующим генпланом.
Цели
Рассматриваемые участки выделяются в соответствии с нормами федеральных законов. Землеустройство зон с особыми условиями использования территорий осуществляется для:
- Безопасности граждан.
- Создания условий для эксплуатации промышленных, энергетических, радиационных и ядерных опасных, транспортных объектов, пунктов хранения вредных веществ и материалов.
- Охраны природных, историко-культурных памятников, археологических комплексов.
- Устойчивого функционирования природных экосистем.
- Защиты ландшафтов от загрязнения.
Признаки зоны с особыми условиями использования территории
Как правило, наделы, входящие в их состав, не изымаются у правообладателей. Однако в их пределах могут вводиться специальные режимы, запрещающие либо ограничивающие те или иные типы деятельности, несовместимые с целями выделения таких местностей. Границы зон с особыми условиями использования территорий определяются по действующему законодательству.
Они подлежат описанию и внесению в госкадастр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территории создаются на местности, прилегающей к объектам, в отношении которых они образованы. При этом последние не входят в состав таких участков.
Создание зоны с особыми условиями использования территории предполагает определенные правовые требования и ограничения по эксплуатации объектов недвижимого/движимого имущества.
В отношении таких участков могут предусматриваться правила посещения, пребывания и проч. В этих требованиях и ограничениях выражается защитный или охранный режим. Площадь рассматриваемых участков обычно не совпадает с размерами объектов, для охраны которых или защиты от которых они создаются.Границы зон с особыми условиями использования территорий существенно шире. В случае их совпадения об этом должно прямо указываться в нормативном акте, на основании которого формируется участок. Объект охраны либо источник воздействия должен иметь свою отдельную границу.
Их площадь не входит в состав рассматриваемых участков, кроме случая их совпадения.
Определение
Принимая во внимание приведенные выше критерии, можно установить, что зоной с особыми условиями пользования территорией выступает местность, определяемая в соответствии с законодательством, имеющая свои пределы, описанные согласно предусмотренному в нормах порядку.
Она предназначается для охраны объекта или защиты от негативного воздействия на человека и природу, накладывает юридические требования к эксплуатации и ограничения, определяет правила посещения, нахождения, режим пребывания и проч.
При этом зона, как правило, не совпадает с границами охраняемого объекта или опасного источника.
Нюансы
Для отнесения местности в состав зоны с особыми условиями использования территории Росреестр оценивает наличие всех признаков, указанных выше. Исключение составляет обязательность описания и внесения в госкадастр. Это делается после отнесения местности в рассматриваемую категорию.
Исключения
Зоны с особыми условиями использования территории следует отличать от прочих участков с ограничениями. Создание первых, как отмечалось выше, осуществляется для охраны какого-либо объекта или обеспечения защиты от источника опасности.
Образование иных участков с ограничениями может не преследовать таких целей. К примеру, в состав зон с особым режимом не включаются особо охраняемые местности, защитные леса и иные аналогичные площади, где предмет/объект охраны составляет с ними единое целое.
На особо охраняемых участках охране подлежат различные природные комплексы. Это может быть непосредственно земля, недра, водные объекты, животный или растительный мир. При этом охрана осуществляется не каждого из них отдельно, а в совокупности.
Она и составляет особо охраняемую местность, которая, в свою очередь, выступает единым объектом по отношению к зоне с особым режимом эксплуатации.
Аналогичным образом рассматриваются и защитные леса. По сути, они представляют собой комплекс кустарников и деревьев. Объект охраны при этом – не конкретное насаждение, а вся площадь, занятая лесом.
Не выступают как зоны с особым режимом эксплуатации территории памятники культуры и истории. Они являются объектом охраны. А зоны с особым режимом устанавливаются на местности, сопряженной с ними.
Госкадастр
Законодательством предусматривается обязательный учет зон с особыми условиями использования территории. В госкадастр вносятся следующие данные:
- Индивидуальное обозначение. Это может быть номер, тип, вид, индекс и проч.
- Описание расположения границ.
- Названия органов государственной или муниципальной власти, по решению которых была создана местность.
- Реквизиты соответствующих постановлений, а также актов об изменении границ, источники официального их издания.
- ограничений по эксплуатации недвижимых объектов, расположенных в пределах местности.
Материалы градостроительной деятельности
Сведения о зонах с особым режимом отображаются:
- На картах, входящих в состав схем планирования и генпланов.
- В материалах по обоснованию проектов и на чертежах межевания.
- На картах зонирования, входящих в состав градостроительных регламентов правил застройки и землепользования.
Порядок внесения сведений в кадастр
В ФЗ №221, кроме положений, регламентирующих процедуру учета недвижимых объектов, есть нормы, предусматривающие правила отражения сведений о зонах с особым режимом использования. По ст. 1, ч. 1 указанного нормативного акта государственный кадастр представляет собой систематизированный свод данных о зарегистрированном недвижимом имуществе.
В него также вносится информация о границах России, регионов, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и местностей с особым режимом эксплуатации. Согласно ст. 46 (ч.
1) ФЗ №221, государственные, территориальные уполномоченные структуры власти обязаны предоставить информацию о зарегистрированных участках до даты вступления нормативного акта в действие. Состав сведений и правила направления материалов в орган по кадастровому учету определяются исполнительным госорганом, утвержденным правительством.
В законе также предусматривается срок, в который указанная информация и документы должны быть представлены. Он составляет не более 10 дней с даты принятия решения об установлении, изменении, отмены создания зоны с особым режимом.
Для таких зон документацией по территориальному планированию определяются границы и назначение. В Градостроительном кодексе не предусматривается обязанность создавать функциональные участки в соответствии с фактической эксплуатацией.
Это обуславливается тем, что планирование ориентировано не на закрепление существующего положения, а на развитие местности в будущем. В качестве ключевой цели зонирования выступает выделение в пределах городского поселения относительно однородных по техногенной нагрузке и природным особенностям участков.
Все инфраструктурные объекты подразделяются на три крупные группы:
- Промышленные зоны. К ним относят местности, в пределах которых располагаются предприятия.
- Селитебные зоны. В пределах этих участков распространена жилая застройка.
- Рекреационные зоны. На этих участках находятся зеленые массивы. Они могут предназначаться для рекреации после проведения комплекса мероприятий по благоустройству. В составе этих участков присутствуют городские сады, лесопарки, леса, скверы и проч.
Другие категории
Законодательство предусматривает также выделение территориальных зон. Но оно осуществляется в соответствии со сложившейся планировкой на местности. В составе территориальных зон присутствуют:
- Жилые массивы. В их пределах допускается различная максимальная этажность сооружений.
- Общественно-деловые зоны разного типа. Это могут быть участки коммерческих, деловых, коммунально-бытовых объектов, учреждений культуры, здравоохранения и проч.
- Производственные территории, зоны транспортной и инженерной инфраструктур.
- Сельскохозяйственные угодья, в том числе садоводства, дачи и проч.
- Рекреационные территории. В их составе находятся сады и парки, леса, водоемы, спортивные объекты.
- Территории особо охраняемых зон. Эти участки имеют важное историко-культурное, научное, экологическое, рекреационное, эстетическое, оздоровительное и прочее значение.
- Зоны специального использования. В их составе присутствуют кладбища, объекты для размещения промышленных и бытовых отходов, прочие объекты, расположение которых может обеспечиваться исключительно путем выделения отдельных участков.
- Прочие территориальные зоны. Они выделяются в соответствии с функциональными участками и спецификой эксплуатации наделов, а также объектов капстроительства.
К зонам, устанавливаемым в соответствии с законодательством, также относят и другие территории. В их состав входят, в частности, пригород и участки, предназначенные для размещения объектов капстроительства.
Заключение
Выше были рассмотрены основные признаки зон с особым режимом использования. При описании критериев следует обратить внимание на различие между двумя правовыми категориями. Речь, в частности, ведется об объектах охраны и непосредственно самой зоне с особым режимом.
К первым относят источники негативного влияния на человека и природу. Зона с особым режимом использования располагается вдоль такого объекта либо вокруг него. При этом опасный источник и участок, сопряженный с ним, существуют не как одно целое, а отдельно друг от друга.
Нормативными актами устанавливается обязанность уполномоченных муниципальных и госорганов предоставлять сведения обо всех зонах с особым режимом использования. Это правило распространяется и на местности, выделенные в рассматриваемую категорию до вступления в силу ФЗ №221.
Процедура постановки на учет таких зон предполагает внесение соответствующих сведений о них в госкадастр. Кроме этого, информация отражается в планировочной, градостроительной документации, схемах и чертежах, в картах. В составе зон с особым режимом могут находиться участки, принадлежащие гражданам на правах собственности.
В этом случае в правоустанавливающих документах указываются соответствующие ограничения.Источник: https://FB.ru/article/264362/zonyi-s-osobyimi-usloviyami-ispolzovaniya-territorii-priznaki-vidyi-i-uchet-zon
Формирование и учет ЗОУИТ
Зоны с особыми условиями использования территорий (далее ЗОУИТ) – это территории, в границах которых формируется определенный правовой режим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 3 августа 2018 г.
№ 340-ФЗ и № 342-ФЗ «O внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные корректировки, касающиеся отнесения зон с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) к объектам землеустройства и порядка внесения таких охранных зон в сведения Единого государственного реестра.
Закрепляется установление особых зон только через принятие уполномоченным органом соответствующего решения или на основании судебных тяжб.
Последствия отсутствия охранной зоны в ЕГРН
Несвоевременное внесение ЗОУИТ в кадастр (ЕГРН) чревато как финансовыми потерями для собственника земли, так и угрозой возникновения серьёзной аварии на участке. Лицо, планирующее провести ремонтные работы на территории, не будет знать об особенностях зоны, так как не сможет найти соответствующей информации о ней в ЕГРН. В таком случае, все убытки несёт владелец участка.
Обязанность установить санитарно-защитную зону на территории предприятий лежит на промышленных организациях.
Типы ЗОУИТ
Зоны с особыми условиями использования территорий делятся на несколько основных групп:
Охранные зоны газораспределительных сетей | Охранная зона электросетей | Охранная зона тепловых сетей |
Зоны магистральных трубопроводов | Зоны объектов связи (ВОЛС, ВОЛП) | Зоны культурных объектов |
Водоохранные и рыбоохранные зоны, зоны подтопления | Природные объекты | Санитарно-защитные зоны |
Что мы делаем
На подготовительном этапе составляется текстовое и графическое описание местоположения объекта, относительно которого необходимо сформировать охранную зону, определяется его площадь и границы. Для этого анализируются сведения Единого государственного реестра недвижимости, используются материалы Единой электронной картографической основы, собирается иной картографический материал, материалы дистанционного зондирования. Проводится геодезическая съемка с координированием объектов.По итогу работ составляется технический отчет, содержащий:
|
|
По подготовленным заранее материалам составляется каталог координат границ охранных зон и подготавливается план.План границ охранной зоны оформляется в виде, совмещенном с картографической основой, и отображает:
Вместе с этим запрашивается решение органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении границ охранной зоны и получение подтверждающего документа о внесении сведений об охранной зоне в ЕГРН. |
Охранная зона надземного газопровода низкого давления |
После подготовки плана границ охранной зоны все собранные документы отправляются на рассмотрение в ЕГРН. По итогу принятия решения сведения о границах вносятся в реестр.Зона с особым использованием территории считается установленной с даты внесения в документы ЕГРН сведений о ней. |
За подробной информацией по данному направлению работ, а также консультацией по решению именно Вашего вопроса, свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом: | |
оставляйте сообщение в онлайн-чате или заявку на сайтеобращайтесь по телефону 8 800 333 65 00пишите на group@datum-group.ru | ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ |
Источник: https://datum-group.ru/projects/formirovanie-i-uchet-osobykh-zon/
Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования, Комментарий, разъяснение, статья от 11 августа 2014 года
К.ю.н., доцент,профессор кафедры правовых дисциплинКазанского филиала ОУП ВПО «АТ и СО»Тихомирова Лариса Александровна
Ксожалению, действующее российское законодательство достаточноразрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходитк вопросам установления и регулирования правового режима зон сособыми условиями использования территорий.
Несмотря на то, чтокатегория «зоны с особыми условиями использования территории»раскрывается в Градостроительномкодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов(перечень которых остается открытым), а отдельные вопросыиспользования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ниГрадостроительный кодекс РФ, ниЗемельный кодекс РФ неустанавливают единых правил и требований в раскрытии общейхарактеристики таких зон.
Правовой режим таких зонрегламентируется не только градостроительным и земельнымзаконодательством, но и законодательством в областиэлектроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйстваи охранные зоны объектов по производству электрической энергии),законодательством в области промышленной безопасности (охранныезоны магистральных трубопроводов и охранные зоныгазораспределительных сетей), законодательством о железнодорожномтранспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения(санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством(водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранныезоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны изеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российскогозаконодательства.
Многоотраслевой характерзоны с особым условием использования территорий предопределяетособенности ее правового режима, порядка установления, определенияграниц, совокупности устанавливаемых требований.
Анализ нормативныхправовых актов, устанавливающих соответствующие требования,позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашлизаконодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствуетединообразие в установлении правового режима указанных зон, из-заправовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуреустановления таких зон возникают в правоприменительной практике.Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличииматериальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальныенормы. В результате получается, что обязательные для исполнениятребования существуют, а ответственность за их несоблюдениеотсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составыадминистративных правонарушений, предусматривающие административнуюответственность за нарушения правового режима санитарно-защитныхзон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зонобъектов по производству электрической энергии зон и др.
Внастоящем пособии использован общий подход в раскрытии правовогорежима существующих зон с особыми условиями использованиятерритории, с помощью которого можно выявить не только общее иособенное в регламентации указанных вопросов, но и существующиеправовые пробелы и возможные коллизии.
I.Общая характеристика зон с особыми условиями использованиятерритории
Ксожалению, действующее российское законодательство достаточноразрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходитк вопросам установления и регулирования правового режима зон сособыми условиями использования территорий.
Несмотря на то, чтокатегория «зоны с особыми условиями использования территории»раскрывается в Градостроительномкодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов(перечень которых остается открытым), а отдельные вопросыиспользования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ниГрадостроительный кодекс РФ, ниЗемельный кодекс РФ неустанавливают единых правил и требований в раскрытии общейхарактеристики таких зон.
Так, в соответствии сост.1Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиямииспользования территорий — это охранные, санитарно-защитные зоны,зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зонысанитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытовоговодоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемыев соответствии с законодательством РФ.
Как видим, правовоерегулирование зон с особыми условиями использования территорийимеет разноотраслевой аспект. На это также указывает п.3ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охранеокружающей среды», согласно которому порядок установления исоздании защитных и охранных зон регулируетсязаконодательством.
Правовой режим таких зонрегламентируется не только градостроительным и земельнымзаконодательством, но и законодательством в областиэлектроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйстваи охранные зоны объектов по производству электрической энергии),законодательством в области промышленной безопасности (охранныезоны магистральных трубопроводов и охранные зоныгазораспределительных сетей), законодательством о железнодорожномтранспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения(санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством(водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранныезоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны изеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российскогозаконодательства.
Многоотраслевой характерзоны с особым условием использования территорий предопределяетособенности ее правового режима, порядка установления, определенияграниц, совокупности устанавливаемых требований.
Всилу требований ст.56Земельного кодекса РФ особые условия использования земельныхучастков и режим хозяйственной деятельности в охранных исанитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю.
При этом ограничения правна землю устанавливаются актами исполнительных органовгосударственной власти, актами органов местного самоуправления,решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранныхзон.
Лицами, деятельностькоторых вызвала необходимость установления охранных,санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение правсобственников земельных участков, землепользователей,землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшениекачества земель, осуществляется возмещение убытков.
Всоответствии с ч.3ст.87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности ииного специального назначения в целях обеспечения безопасностинаселения и создания необходимых условий для эксплуатации объектовпромышленности, энергетики, особо радиационно опасных иядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов ирадиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могутвключаться охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особымиусловиями использования земель.
Земельные участки,которые включены в состав таких зон, у собственников земельныхучастков, землепользователей, землевладельцев и арендаторовземельных участков не изымаются, но в их границах может быть введенособый режим их использования, ограничивающий или запрещающий тевиды деятельности, которые несовместимы с целями установлениязон.
Порядок использованияотдельных видов земель промышленности и иного специальногоназначения, а также установления зон с особыми условиямииспользования земель данной категории, если иное не установленоЗемельным кодексом РФ,определяется:
-Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся вфедеральной собственности;
-органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанныхземель, находящихся в собственности субъектов РФ;
-органами местного самоуправления в отношении указанных земель,находящихся в муниципальной собственности.
Всоответствии со ст.52Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающейсреды» в целях обеспечения устойчивого функционированияестественных экологических систем, защиты природных комплексов,природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий отзагрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и инойдеятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
Вцелях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитаниярастений, животных и других организмов вокруг промышленных зон иобъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативноевоздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранныезоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах,микрорайонах городских и сельских поселений — территории, зеленыезоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимомприродопользования.
Анализ нормативныхправовых актов, устанавливающих соответствующие требования,позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашлизаконодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствуетединообразие в установлении правового режима указанных зон, из-заправовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуреустановления таких зон возникают в правоприменительной практике.Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличииматериальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальныенормы. В результате получается, что обязательные для исполнениятребования существуют, а ответственность за их несоблюдениеотсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составыадминистративных правонарушений, предусматривающие административнуюответственность за нарушения правового режима санитарно-защитныхзон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зонобъектов по производству электрической энергии зон и др.
Внастоящем пособии использован общий подход в раскрытии правовогорежима существующих зон с особыми условиями использованиятерритории, с помощью которого можно выявить не только общее иособенное в регламентации указанных вопросов, но и существующиеправовые пробелы и возможные коллизии. При этом сам правовой режимзоны с особыми условиями использования территорий предполагаетналичие следующих необходимых компонентов:
1) определенные цели ееустановления;
2) особый объектохраны;
3) особый субъектныйсостав, их правовой статус;
4) ее размеры играницы;
5) процедуру и порядок ееустановления;
6) размещениеопознавательных (информационных, защитных) знаков;
7) совокупностьтребований, связанных с осуществлением хозяйственной и инойдеятельности:
-особенности использования земельных участков;
-особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на еетерритории;
-запреты и ограничения;
8) юридическуюответственность за нарушение установленных требований.
2.1.Охранные зоны объектов электроэнергетики
Всоответствии с ч.2ст.89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного ибезаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектовэлектроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиямииспользования земельных участков независимо от категорий земель, всостав которых входят эти земельные участки.
Порядок установленияохранных зон для отдельных видов объектов и использованиясоответствующих земельных участков определяется ПравительствомРФ:
-Постановление Правительства РФ от24.02.
2009 N 160 «О порядке установления охранных зон объектовэлектросетевого хозяйства и особых условий использования земельныхучастков, расположенных на границах таких зон»;
-Постановление Правительства РФ от18.11.
2013 N 1033 «О порядке установления охранных зон объектов попроизводству электрической энергии и особых условий использованияземельных участков, расположенных в границах таких зон».
Надзор за соблюдениемособых условий использования земельных участков в границах охранныхзон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органомисполнительной власти, на который возложены функции по федеральномугосударственному энергетическому надзору. Согласно Положениюо Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомномунадзору, утв. ПостановлениемПравительства РФ от 30.07.2004 N 401, органом федеральногогосударственного энергетического надзора является Ростехнадзор.
2.1.1.Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства
Правовоерегулирование:
Источник: http://docs.cntd.ru/document/420217258
Зоны объектов культурного наследия
Правовой центр ДВА М готов предложить юридические услуги, связные со строительством и иной деятельностью в зонах с особыми условиями использования территории вокруг объектов культурного наследия (ОКН). А также с реставрацией и использованием самих объектов культурного наследия.
Представление интересов в суде | Подготовка юридических заключений |
Представительство в уполномоченных органах | Взаимодействие с проектировщиками и экспертами |
По вопросам:
- проверки земельного участка или объекта недвижимости на предмет его вхождения в защитную зону или зоны охраны объекта культурного наследия;
- установления и изменения границ и режима зон охраны объектов культурного наследия;
- организации и сопровождения изыскательских, проектных работ и экспертизы в области охраны объектов культурного наследия;
- согласования строительства в зонах охраны объектов культурного наследия;
- согласования реставрации и приспособления под современные нужды объектов культурного наследия;
- разрешения вопросов о статусе выявленных объектов культурного наследия.
Зоны охраны объектов культурного наследия
Зона охраны объектов культурного наследия — определенная территория, в границах которой для обеспечения нетронутости данных объектов устанавливается специальный режим использования участков земли.
Охрана объектов культурного наследия, в настоящее время, к сожалению, характеризуется сочетанием двух крайностей.
Иногда уничтожаются или «реставрируются» до неузнаваемости объекты, представляющие реальную культурную ценность.
А иногда объект, который является памятником лишь по формальным признакам, охраняется законом столь хорошо, что это препятствует нормальному использованию самого такого объекта и значительных смежных территорий, попадающих в зону охраны объекта культурного наследия. А их владельцы несут ощутимый ущерб.
Ситуация усугубляется тем, что до настоящего времени сведения об объектах культурного наследия (реестровых и выявленных) и связанных с ними защитных зонах и зонах охраны (как впрочем и об иных зонах с особыми условиями использования) практически отсутствуют в ЕГРН и документах территориального планирования, хотя задача по их внесению туда и декларируется законодателем. В связи с этим отдельную сложность представляет сбор соответствующих сведений из разрозненных источников.
Для целей охраны самого объекта и регулирования застройки вокруг него объекты культурного наследия подразделяются на:
- признанные относящимися к культурному наследию по итогам экспертизы и отнесённые в федеральный, региональный либо муниципальный реестры. От уровня реестра (степени значимости памятника) зависит уполномоченный на принятие связанных с его охраной решений орган;
- выявленные объекты культурного наследия. К данной категории относятся объекты, по которым не проведена экспертиза и не принято окончательное решение о включении в тот или иной реестр либо об отсутствии оснований для отнесения выявленного объекта к культурному наследию.
Зоны охраны культурного наследия
Защитная зона объекта культурного наследия
Данная зона устанавливается вокруг памятника после его внесения в реестр объектов культурного наследия соответствующего значения и до разработки проекта зоны охраны (т.е. не применяется к выявленным объектам культурного наследия).
Задача установления защитной зоны объекта культурного наследия – не допускать ухудшения состояния памятника и прилегающей территории до того, как будет установлен конкретный режим охраны памятника – разработаны и утверждены проекты территории и зон охраны ОКН. На это время вся градостроительная деятельность вокруг объекта культурного наследия фактически замораживается. Так защитная зона объекта культурного наследия имеет:
- значительный размер — от 100 до 300 метров во всех направлениях от контура памятника или общего контура ансамбля (в зависимости от нахождения памятника в населённом пункте или за его пределами, наличия установленных границ памятника, отнесения объекта культурного наследия к отдельно стоящим либо к ансамблям).
- максимально жёсткий режим ограничений градостроительной деятельности. А именно – в защитной зоне объекта культурного наследия полностью запрещается новое строительство, а также реконструкция объектов капитального строительства, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
В связи с этим интерес владельцев смежных земель, попавших в защитную зону ОКН, сводится к установлению вокруг памятника зон охраны, поскольку их границы и режим в большинстве случаев мягче, чем режим защитной зоны. Для органов охраны культурного наследия, напротив, проще максимально долго сохранять режим защитной зоны.
Территория и зоны охраны объекта культурного наследия
Для объекта культурного наследия должны быть разработаны проекты границ объекта и зон его охраны. Данными проектами утверждаются:
- Территория самого объекта культурного наследия. Практическая сложность здесь возникает для ансамблей усадеб, парков и т.д., которые могут не иметь однозначных границ, сохранившихся на местности. В этих случаях становится принципиально значимым вопрос о включении тех или иных территорий в границы объекта. Разрешается данный вопрос в рамках подготовки и экспертизы проекта границ на основании как архивных данных, так и текущего состояния местности. Соответственно, здесь может быть довольно широкий простор для усмотрения экспертов.
- Зоны охраны объекта культурного наследия: — Охранная зона. Отличается наиболее существенными ограничениями. В том числе в ней запрещается строительство, за исключением «применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия». — Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности. Устанавливается в отношении уже застроенной территории за пределами охранной зоны. В данной зоне в той или иной степени ограничивается новое строительство с тем, чтобы вновь возводимые или реконструируемые здания не угрожали сохранению объекта культурного наследия и не затрудняли его визуальное восприятие. — Зона охраняемого природного ландшафта. Устанавливается за пределами охранной зоны ОКН на незастроенных территориях, сохранивших свой природный ландшафт. В данной зоне запрещается или ограничивается строительство и иная влияющая на местность хозяйственная деятельность (рубка леса, добыча полезных ископаемых и т.д.) для сохранения ландшафта вокруг объекта культурного наследия.
При этом для объекта могут устанавливаться как все, так и часть из трех вышеуказанных зон охраны. Сколько-нибудь четких критериев по установлению перечня зон охраны, их границ и режима нет.
Они определяются при проектировании зон охраны специалистами (архитекторами, искусствоведами и т.д.
) исходя из общих принципов — сохранения объекта культурного наследия, обеспечения его визуального восприятия, сохранения или восстановления вокруг объекта аутентичного или, как минимум, резко не конфликтующего с ним окружения.
Очевидно, что данные критерии допускают достаточно широкие пределы для усмотрения в зависимости от компетенции и подхода конкретного специалиста. Принципиальное значение имеет и позиция должностных лиц органов по охране культурного наследия при установлении зон охраны.
Исходя из конкретной ситуации, интересы собственников как самого объекта культурного наследия, так и смежных участков и зданий могут сводиться к:
- уменьшению границ территории зон охраны объекта культурного наследия до разумных пределов;
- созданию в границах зон охраны объекта застройки (новой или реконструируемой), отвечающей одновременно как практическим задачам застройщика, так и требованиям охраны культурного наследия.
Например, новые объекты в зоне регулирования застройки могут создаваться в единой стилистике с сохраняемым объектом, размещаться таким образом, чтобы минимально ограничивать его визуальное восприятие и т.д.
В свою очередь сами объекты культурного наследия также могут реставрироваться с сохранением исторически ценных элементов и одновременным приспособлением под практические нужды. В отдельных случаях можно совместить создание новых площадей с восстановлением утраченных частей объекта культурного наследия (например, построить новые здания в габаритах и стиле когда-то имевшихся на этом месте).
Но все вышеперечисленные возможности могут быть реализованы лишь при грамотном подходе к установлению режима зон охраны объекта и эффективном взаимодействии с уполномоченными органами в области охраны культурного наследия. В противном случае складывается типичная, к сожалению, ситуация, когда и сам памятник, и окружающие объекты постепенно разрушаются, поскольку режим их охраны не позволяет привлечь инвестора.
Выявленные объекты культурного наследия
К выявленным объектам культурного наследия относятся те памятники, в отношении которых уполномоченным органом или заинтересованными лицами усматриваются признаки объекта культурного наследия, но ещё не принято решение о включении такого объекта в реестр ОКН федерального, регионального или муниципального значения либо об отказе во включении в реестры по итогам историко-культурной экспертизы.
Уполномоченные органы вправе отказать во включении выявленного объекта в реестр в связи с отрицательным заключением государственной историко-культурной экспертизы или недостоверностью сведений об объекте, послуживших основанием для его отнесения к выявленным объектам культурного наследия.
В отношении выявленного объекта до принятия по нему того или иного решения, в соответствии с режимом ограничения хозяйственной деятельности распространяется только на сам такой объект и его территорию, защитная зона вокруг выявленного объекта не устанавливается.
Источник: https://www.2m.ru/uslugi/voprosy-gradostroitelnoj-deyatelnosti/zony-s-osobymi-usloviyami-ispolzovaniya-territorii/zony-obektov-kulturnogo-naslediya
Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству
Определение, ограничения и возможное использование природоохранных зон регламентируется ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с принятыми 16 июля 2019 г. изменениями и дополнениями.
Согласно действующего нормативного акта, к этой категории относятся земельные и водные участки и воздушное пространство над ними, где расположены объекты с особым культурным, рекреационным, научным или оздоровительным значением.
Категории особо охраняемых объектов и зон
В зависимости от назначения и важности для государства все объекты делятся на несколько категорий (Ст. 94, глава XXVII Земельного Кодекса РФ).
1. Особо охраняемые территории. Включаются земли курортов и историко-культурного значения, природоохранные и рекреационные территории. Порядок перевода в статус таких земель определен Правительством на основе действующих ФЗ. Использование их в других целях строго ограничивается или полностью запрещается ЗК РФ.
Это объекты общенационального значения, могут находиться в муниципальной или государственной собственности. В исключительных случаях допускается включение в такие территории земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
2. Земли природоохранного значения. Имеют не столь жесткие ограничения, как вышеописанные.
К ним относится водоохранные территории водоемов и рек, районы нерестилищ рыб, леса с защитными функциями, пастбища и противоэрозионные полосы.
3. Рекреационные земли – участки, предназначенные для отдыха, туризма или спортивных занятий. На них строятся базы отдыха, спортивные сооружения, пансионаты, кемпинги, парки и лесопарки.
4. Историко-культурные зоны.
К ним относятся некоторые кладбища, земли под памятниками и архитектурными зданиями, объекты археологического значения. В зависимости от расположения и конкретного назначения могут разрешаться отдельные виды производства строительных работ, сельскохозяйственная деятельность запрещается.
5. Особо ценные земельные участки.
На их собственников возлагаются обязанности по их поддержанию в первозданном виде, сведения обязательно указываются в земельном кадастре и при регистрации прав на недвижимость. К ним относятся редкие природные ландшафты, геологические образования, ареалы обитания животных или растений из Красной книги РФ.
6. Земли лесного и водного фонда.
Используют для восстановления вырубленных или уничтоженных пожарами лесов, для строительства гидротехнических сооружений, Обеспечивающих питьевой водой населенные пункты. Правовые отношения регулируются профильными постановлениями, соответствующими кодексами и нормативными актами.
Порядок перевода природоохранных территорий в другую категорию прописан Федеральным законом и не может изменяться по решению местных органов или отдельных министерств.
Ограничения по строительству в природоохранных зонах
Каждый потенциальный застройщик должен понимать разницу между особо охраняемой природной территорией (ООПТ) и природоохранной зоной. В первой категорически запрещены все виды строительных работ, исключая необходимые случаи в целях государственной безопасности. Во втором случае перечень и жесткость ограничений зависит от степени защиты и технических характеристик возводимых объектов.
Природоохранные участки должны обозначаться специальными информационными табличками, устанавливают их владельцы, в том числе и физические и юридические лица. На них допускаются отдельные виды хозяйственной деятельности с учетом законодательных актов и решений органов местного самоуправления. Свои требования выдвигают Гражданский, Водный и Лесной кодексы РФ.
В большинстве случаев в этих пределах не запрещают проектирование, реконструкцию и строительство жилых и хозяйственных объектов при условии, что все они предусматривают наличие очистных и иных сооружений, обеспечивающих сохранность этих зон. Как обязательное условие нужно согласование с санитарно-эпидемиологическими службами.
Некоторые муниципальные советы устанавливают свои ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности в природоохранных зонах.
Застройщики должны получать разрешения и от них, для этого требуется предоставить для ознакомления проект и всю документацию.
При несоблюдении режимов поведения в таких зонах на застройщиков может подаваться иск в судебные инстанции, решение зависит от умения сторон доказывать свою правоту.
Встречаются случаи, когда местные власти выводят некоторые земельные участки из границ природоохранной зоны. Перед началом строительных работ застройщик должен самостоятельно проверить законность таких решений.
Дело в том, что изменения границ зон можно делать только с согласования с федеральными организациями, при его отсутствии может быть возвращен первоначальный статус со всеми вытекающими ограничительными последствиями.Местные власти свои действия должны согласовывать с:
• соответствующим федеральным органом по охране окружающей среды;
• соответствующим федеральным органом в области государственной безопасности;
Согласованию с вышестоящими федеральными органами подлежат и решения местных исполкомов по созданию природоохранных зон. Муниципальным властям запрещено самовольно менять назначение земли в границах населенных пунктов.
Специфические ограничения в водоохранных зонах
Эти земли имеют большое влияние на санитарное состояние водных объектов общего пользования, в связи с этим облагаются более жесткими требованиями. На территории категорически запрещено применение стойких пестицидов и гербицидов, нельзя устраивать скотомогильники и кладбища, возводить объекты промышленного назначения.
Строительство жилых помещений разрешается в случаях:
• наличия полного комплекса очистных сооружений;• соблюдения собственником недвижимости существующих санитарных норм;
• прохождение проектной документацией экологической экспертизы.
Источник: https://kadastr-plan.ru/poleznaya-informatsiya/prirodoohrannye-zony-zakonodatelstvo-i-ogranicheniya-po-stroitelstvu