Конвенция 1968 о неприменении сроков давности к военным преступлениям

Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Конвенция 1968 о неприменении сроков давности к военным преступлениям

Принята резолюцией 2391 (XXIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1968 года

Преамбула

Государства — участники настоящей Конвенции,

ссылаясь на резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 3 (I) от 13 февраля 1946 г. и 170 (II) от 31 октября 1947 г. о выдаче и наказании военных преступников, на резолюцию 95 (I) от 11 декабря 1946 г.

, подтверждающую принципы международного права, признанные Уставом Международного нюрнбергского военного трибунала и приговором этого Трибунала, и на резолюции 2184 (XXI) от 12 декабря 1966 г. и 2202 (XXI) от 16 декабря 1966 г.

, в которых ясно осуждаются как преступления против человечества нарушение экономических и политических прав коренного населения, с одной стороны, и политика апартеида, с другой,

ссылаясь на резолюции 1074 D (XXXIX) от 28 июля 1965 г. и 1158 (XLI) от 5 августа 1966 г. Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества,

отмечая, что ни в одной торжественной декларации, акте или конвенции, касающихся судебного преследования или наказания за военные преступления и преступления против человечества, не содержится положения о сроке давности,

считая, что в соответствии с международным правом военные преступления и преступления против человечества относятся к самым тяжким преступлениям,

исходя из убеждения, что эффективное наказание за военные преступления и преступления против человечества является важным фактором в деле предупреждения таких преступлений, защиты прав человека и основных свобод, укрепления доверия, поощрения сотрудничества между народами и обеспечения международного мира и безопасности,

отмечая, что применение к военным преступлениям и преступлениям против человечества внутренних правовых норм, касающихся срока давности в отношении обычных преступлений, является вопросом, вызывающим серьезную озабоченность мирового общественного мнения, так как оно препятствует судебному преследованию и наказанию лиц, ответственных за такие преступления,

признавая необходимость и своевременность утверждения в международном праве, посредством настоящей конвенции, принципа, согласно которому не существует срока давности в отношении военных преступлений и преступлений против человечества, а также обеспечения повсеместного применения этого принципа,

согласились о нижеследующем:

Статья I

Никакие сроки давности не применяются к следующим преступлениям, независимо от времени их совершения:

a) военные преступления, как они определяются в Уставе Международного нюрнбергского военного трибунала от 8 августа 1945 г. и подтверждаются резолюциями 3 (I) от 13 февраля 1946 г. и 95 (I) от 11 декабря 1946 г. Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, а также, в частности, «серьезные нарушения», перечисленные в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.;

b) преступления против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время, как они определяются в Уставе Международного нюрнбергского военного трибунала от 8 августа 1945 г. и подтверждаются в резолюциях 3 (I) от 13 февраля 1946 г. и 95 (I) от 11 декабря 1946 г.

Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступление геноцида, определяемое в Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены.

Статья II

В случае совершения какого-либо из преступлений, упомянутых в статье I, положения настоящей Конвенции применяются к представителям государственных властей и частным лицам, которые выступают в качестве исполнителей этих преступлений или соучастников таких преступлений, или непосредственно подстрекают других лиц к совершению таких преступлений, или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершенности, равно как и к представителям государственных властей, допускающим их совершение.

Статья III

Государства — участники настоящей Конвенции обязуются принять все необходимые внутренние меры законодательного или иного характера, направленные на то, чтобы в соответствии с международным правом создать условия для выдачи лиц, указанных в статье II настоящей Конвенции.

Статья IV

Государства — участники настоящей Конвенции обязуются принять в соответствии с их конституционной процедурой любые законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения того, чтобы срок давности, установленный законом или иным путем, не применялся к судебному преследованию и наказанию за преступления, указанные в статьях I и II настоящей Конвенции, и чтобы там, где такой срок применяется к этим преступлениям, он был отменен.

Статья V

Настоящая Конвенция открыта до 31 декабря 1969 г.

для подписания любым государством — членом Организации Объединенных Наций или членом любого из ее специализированных учреждений или членом Международного агентства по атомной энергии, любым государством — участником Статута Международного Суда, а также любым другим государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций стать участником настоящей Конвенции.

Статья VI

Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты депонируются у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья VII

Настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства, указанного в статье V. Документы о присоединении депонируются у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья VIII

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после депонирования у Генерального секретаря Организация Объединенных Наций десятой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединится к ней после депонирования десятой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после депонирования им его ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья IX

1. После истечения десятилетнего периода со дня вступления в силу настоящей Конвенции просьба о пересмотре настоящей Конвенции может быть выдвинута в любое время любым государством — участником Конвенции путем письменного уведомления, направленного на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

2. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций принимает решение о том, какие меры, если таковые необходимы, следует провести в связи с такой просьбой.

Статья Х

1. Настоящая Конвенция хранится у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций препровождает заверенные копии настоящей Конвенции всем государствам, указанным в статье V.

3. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет все государства, указанные в статье V, о нижеследующем:

a) о подписании настоящей Конвенции и о сдаче на хранение в соответствии со статьями V, VI и VII ратификационных грамот или документов о присоединении;

b) о дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со статьей VIII;

c) о сообщениях, полученных в соответствии со статьей IX.

Статья XI

Настоящая Конвенция, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, датирована 26 ноября 1968 г.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, надлежащим образом для этого уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Источник: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/warcrimes_limit.shtml

Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям

Конвенция 1968 о неприменении сроков давности к военным преступлениям

Государства — участники настоящей Конвенции,

ссылаясь на резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 3 (I) от 13 февраля 1946 года и 170 (II) от 31 октября 1947 года о выдаче и наказании военных преступников, на резолюцию 95 (I) от 11 декабря 1946 года, подтверждающую принципы международного права, признанные Уставом Международного Нюрнбергского военного трибунала и приговором этого Трибунала, и на резолюции 2184 (XXI) от 12 декабря 1966 года и 2202 (XXI) от 16 декабря 1966 года, в которых ясно осуждаются как преступления против человечества нарушение экономических и политических прав коренного населения, с одной стороны, и политика апартеида, с другой,

ссылаясь на резолюции 1074 D (XXXIX) от 28 июля 1965 года и 1158 (XLI) от 5 августа 1966 года Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества,

отмечая, что ни в одной торжественной декларации, акте или конвенции, касающихся судебного преследования или наказания за военные преступления и преступления против человечества, не содержится положения о сроке давности,

считая, что в соответствии с международным правом военные преступления и преступления против человечества относятся к самым тяжким преступлениям,

исходя из убеждения, что эффективное наказание за военные преступления и преступления против человечества является важным фактором в деле предупреждения таких преступлений, защиты прав человека и основных свобод, укрепления доверия, поощрения сотрудничества между народами и обеспечения международного мира и безопасности,

отмечая, что применение к военным преступлениям и преступлениям против человечества внутренних правовых норм, касающихся срока давности в отношении обычных преступлений, является вопросом, вызывающим серьезную озабоченность мирового общественного мнения, так как оно препятствует судебному преследованию и наказанию лиц, ответственных за такие преступления,

признавая необходимость и своевременность утверждения в международном праве, посредством настоящей Конвенции, принципа о том, что не существует срока давности в отношении военных преступлений и преступлений против человечества, а также обеспечения повсеместного применения этого принципа,

согласились о нижеследующем.

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г.

От имени СССР Конвенция подписана 6 января 1969 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР 11 марта 1969 г. N 3667-VII с заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 22 апреля 1969 г.

Конвенция вступила в силу 11 ноября 1970 г.

Текст Конвенции опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, 1971 г., N 2, ст. 18, в сборнике «Действующее международное право» т. 3

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

31-12-2003 Информация по правовым вопросам

Вопрос о сроке давности следует рассмотреть, исходя из того, что пресечение серьезных нарушений международного гуманитарного права имеет исключительное значение для его соблюдения. Это тем более важно, что некоторые нарушения, квалифицируемые как военные преступления, ввиду своей тяжести представляют собой посягательство, направленное против интересов всего международного сообщества.

Понятие срока давности охватывает две реалии. Во-первых, это — освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности: истечение определенного периода времени после совершения правонарушения является препятствием для возбуждения уголовного преследования и предания суду.

Во-вторых, это — освобождение от наказания в связи с истечением срока давности: истечение определенного периода времени является препятствием к приведению в исполнение назначенного уголовного наказания.

Вопрос о сроке давности следует рассмотреть, исходя из того, что пресечение серьезных нарушений международного гуманитарного права имеет исключительное значение для его соблюдения.

Это тем более важно, что некоторые нарушения, квалифицируемые как военные преступления, ввиду своей тяжести представляют собой посягательство, направленное против интересов всего международного сообщества.

Срок давности в национальных правовых системах

В большинстве правовых систем освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности предусматривается для малозначительных правонарушений. В случае тяжких преступлений, во многих правовых системах срок давности не является препятствием к возбуждению преследования.

Такая позиция характерна, в частности, для систем англосаксонского права. В континентальных правовых системах (базирующихся на кодексах) срок давности, предусматриваемый для тяжких преступлений, значительно более продолжителен, чем для малозначительных правонарушений, либо исключается вовсе.

Менее распространено освобождение от наказания в связи с истечением срока давност и.

Оно не признается в правовых системах англосаксонского типа, в то время как другие системы налагают на возможность такого освобождения строгие ограничения.

Для наиболее тяжких преступлений, как правило, устанавливается очень продолжительный срок давности. В отношении определенных правонарушений, а также в отношении особо опасных преступников и рецидивистов, сроки давности не применяются.

Неприменимость срока давности к военным преступлениям в международном праве

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. не содержат никаких указаний относительно срока давности для военных преступлений.

26 ноября 1968 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности. Эта Конвенция предусматривает неприменимость срока давности как для привлечения к уголовной ответственности так и для исполнения наказания.

Она касается военных преступлений, в число которых входят серьезные нарушения Женевских конвенций и преступления против человечности, совершаемые как в мирное, так и в военное время, в том числе апартеид и преступление геноцида.

Эта Конвенция имеет обратную силу в том смысле, что она отменяет любой срок давности, истекший в соответствии с тем или иным законом либо другой нормой.

На региональном уровне существует также Конвенция Совета Европы от 25 января 1974 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности. Она вступила в силу 27 июня 2003 г.

и также предусматривает неприменимость срока давности как для привлечения к уголовной ответственности, так и для исполнения наказания.

Однако данная конвенция касает ся только преступлений, предусмотренных Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.

Согласно Конвенции, неприменимость срока давности к военным преступлениям распространяется на:

серьезные нарушения Женевских конвенций или

любые аналогичные нарушения законов войны, действующих во время вступления в силу Конвенции 1974 г., и обычаев войны, действующих в это время, которые не являются серьезными нарушениями Женевской конвенции,

» когда соответствующее конкретное нарушение носит особо серьезный характер либо по фактическим обстоятельствам и преднамеренному характеру, либо по масштабам предвидимых последствий » .

https://www.youtube.com/watch?v=Z0A43EUFM2o

Кроме этого, Конвенция предусматривает для государства-участника возможность путем заявления распространить действие данной Конвенции на любые нарушения международного права, которые Договаривающиеся государства рассматривают как имеющие аналогичный характер по отношению к преступлениям против человечности и военным преступлениям, определенным в Конвенции.

Конвенции ООН и Совета Европы не придают неприменимости срока давности статуса нормы, которая подлежала бы прямому применению в праве государств-участников. Последние должны принять соответствующие законодательные меры в рамках своей правовой системы.

Римский статут 1998 г. Международного уголовного суда (МУС) гласит, что » в отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, не устанавливается никакого срока давности » (ст. 29). Таким образом, неприменимость срока давности распространяется на военные преступления, преступления против человечности, преступление геноцида и преступление агрессии.

Государства, желающие воспользоваться принципом д ополнительности и сохранить за своими судебными органами компетенцию по осуществлению правосудия в отношении преступлений. определенных в Статуте, должны установить в своем внутреннем законодательстве неприменимость срока давности к указанным преступлениям.

Международное обычное право

Ряд факторов способствуют признанию обычного характера неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности:

растущее число государств, установивших в своем внутреннем законодательстве неприменимость срока давности для этих преступлений;

кодификация соответствующего понятия в статье 29 Статута МУС. Составители Статута видят в нем важнейшее средство предотвращения безнаказанности таких правонарушений;

рост числа участников Конвенции ООН и Конвенции Совета Европы.

www.icrc.org

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям

11 ноября 1970 года вступила в силу Международная конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, одобренная Генассамблеей ООН 26 ноября 1968 года.

Индивидуальная ответственность лиц, совершивших преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности, установлена рядом международно-правовых актов (декларации, договоры, соглашения); ответственность за некоторые виды военных преступлений (убийство военнопленных, насилие над мирным населением) — также уголовным законодательством отдельных стран.

В Сент-Джеймсской (Великобритания) декларации (1942) предусматривалось наказание путем организованного правосудия тех, кто виновен и ответственен за эти преступления, независимо от того, совершены ли последние по их приказу, ими лично или при их соучастии в любой форме.

Московская декларация правительств СССР, США и Великобритании (1943) предупреждала военных преступников, что союзные державы «наверняка найдут их даже на краю света и передадут их в руки обвинителей с тем, чтобы могло совершиться правосудие».

В декларации, наряду с выдачей военных преступников для суда и наказания в те страны, где они совершали свои преступления, устанавливалась ответственность главных военных преступников, чьи преступления не были связаны с определенным географическим местом.

Окончательно вопрос об ответственности главных военных преступников получил разрешение в заключенном в Лондоне 8 августа 1945 года соглашении между СССР, США, Великобританией и Францией.

В Потсдамских соглашениях (июль-август 1945 года) вновь было подтверждено, что военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду.

11 декабря 1946 года Генеральная Ассамблея ООН подтвердила принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в приговоре трибунала.

Развитием международно-правовых норм о защите жертв войны стали четыре Женевские конвенции, подписанные на Дипломатической конференции 12 августа 1949 года и два Протокола к ним (1977). Но ни в одном из этих актов не говорилось о применении срока давности к военным преступникам.

В связи с тем, что в ФРГ в середине 1960-х годов неоднократно ставился вопрос о том, что военные преступники не могут более преследоваться за истечением давностных сроков, 23-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН 26 ноября 1968 года приняла Конвенцию о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества.

Конвенция является одним из основных документов международного гуманитарного права, наряду с Женевскими конвенциями.

Конвенция не определяет сама военные преступления и преступления против человечества, но ссылается на их определение в Уставе Международного Нюрнбергского военного трибунала и Женевских конвенциях. Данная Конвенция устанавливает недопустимость применения срока давности к указанным преступлениям.

Согласно статье I Конвенции, срок давности не применяется к военным преступлениям и преступлениям против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время.

Под действие Конвенции подпадают не только непосредственные исполнители таких преступлений (в военное или мирное время), но также и соучастники, подстрекатели и представители государственной власти, допустившие совершение этих преступлений.

От имени СССР Конвенция подписана 6 января 1969 года, ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 11 марта 1969 года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Источник: https://42garmoniya.ru/konvencija-o-neprimenenii-sroka-davno/

Прощения не будет

Конвенция 1968 о неприменении сроков давности к военным преступлениям

За военные преступления и преступления против человечества придется отвечать

Делегаты Гаагской конференции 1899 года. wikipedia.org

Анализ войн XIX и ХХ веков показал, что для сохранения мира и безопасности нужно поставить пределы, которые цивилизованные люди и страны не должны переступать.

Смягчить нравы войны

Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, которую приняли 26 ноября 1968 года, предшествовал целый ряд резолюций Генассамблеи ООН начиная с 1946-1947 годов.

В них осуждались как военные преступления, так и преступления против человечества (crimes against humanity) в форме массовых нарушений экономических и политических прав коренного населения, а также политики апартеида.

Международное право рассматривает их как самые тяжкие злодеяния и исключает применение к ним национальных юридических норм по сроку давности. Её сторонами стали 55 государств (СССР — одним из первых), исключая страны Запада.

Военными преступлениями предложено считать преступления, определенные уставом Нюрнбергского военного трибунала и Женевскими конвенциями 1949 года о защите жертв войны.

Это: a) преступления против мира — планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, б) нарушения законов или обычаев войны.

К преступлениям против человечества отнесены изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации, проявления политики апартеида и геноцида.

Читайте по теме Виновными названы исполнители, соучастники или подстрекатели таких деяний, будь то представители государственных властей или частные лица. Для их выдачи государства-подписанты обязаны принимать все необходимые меры, включая законодательные.

Впервые о военных преступлениях заговорили на мирных Гаагских конференциях 1899 (её инициировал император Николай II) и 1907 годов.

На них были приняты международные конвенции о законах и обычаях войны в интересах гуманизации способов её ведения.

Для примера: запрещалось ставить подводные автоматические мины и метать снаряды с воздушных шаров. Продолжению дискуссии помешала разразившаяся Первая мировая война.

В 1915 году Россия создала Чрезвычайную следственную комиссию, занявшуюся изучением преступлений австро-венгерских, германских, турецких и болгарских войск.

Применение удушливых газов, разрывных пуль, добивание после сражения раненых противника, истязание их, ограбление, посягательства на жизнь, здоровье, честь и имущество невоюющего населения.

В том же мрачном мартирологе — геноцид армян, гибель «Лузитании».

Хотя война явилась закономерным итогом развития империализма, история главную ответственность за её развязывание возлагает на Германию. К сожалению, суда над императором Вильгельмом II не последовало.

Вторая мировая, в которой Германия вновь выступила агрессором, пополнила реестр военных преступлений особым вкладом.

Это было связано с характером агрессии против СССР, которую режим Гитлера вел как битву на истребление славян.

Нюрнбергский трибунал — первый суд над агрессорами

Преступления творились как по отношению к мирному населению, так и к советским военнопленным. Свыше 57 процентов их умирали от голода — вдесятеро больше, чем в Первую мировую войну. Устав Нюрнбергского трибунала квалифицировал это в качестве военного преступления.

Как и борьбу против партизан «не методами комбатантства», как сознательное уничтожение городов, памятников, объектов культуры.

Как феномены злодейства, запечатленные в блокаде Ленинграда, пепле белорусской Хатыни, рвах Бабьего Яра, руинах Лидице, душегубках лагерей смерти Освенцима, Майданека, Бухенвальда, Дахау, Саласпилса.

Нюрнбергский процесс. 20 ноября 1945 года — 1 октября 1946 года. РИА Новости/ Евгений Халдей

Масштабы злодеяний немецко-фашистских войск на захваченной территории нашей страны выявились с первого года войны.

Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов в ноте от 1942 года сообщает о всеобщем ограблении населения, захвате земли, вывозе в Германию личного имущества граждан и собственности государства, полном разрушении городов и деревень, оставляемых вермахтом под напором Красной Армии.

Этот перечень продолжают насильственный увод в Германию на принудительные работы миллионов советских граждан, ликвидация русской культуры и национальных культур народов СССР, кровавое насилие, пытки, казни и массовые убийства мирных жителей.

Британский премьер Уинстон Черчилль считал, что нацистская верхушка заслуживает казни без суда. Однако лидер СССР Иосиф Сталин настоял на юридической процедуре наказания виновников. В 1943 году правительства Советского Союза, США и Великобритании в совместной декларации предупредили, что для свершения правосудия найдут военных преступников даже на краю света.

Зверства, военные преступления и человеконенавистническую расистскую сущность германского нацизма показал Нюрнбергский процесс. Японских военных преступников осудил Международный военный трибунал для Дальнего Востока в 1946-1948 годах в Токио.

Четыре Женевские конвенции 1949 года развили международно-правовые нормы о защите жертв войны и исключили применение срока давности за военные преступления — и весьма предусмотрительно, потому что уже через 20 лет после окончания войны власти ФРГ стали поднимать вопрос о прекращении преследования военных преступников за истечением длительного периода с момента их совершения.

Тогда-то и появилась на свет Конвенция ООН 1968 года.

Читайте по теме «Её поддержали не очень много государств, — поясняет эксперт в области международного права, доцент МГИМО, кандидат юридических наук Александра Скуратова. — Но основные положения документа отражены в Римском статуте Международного уголовного суда, одобренном 120 странами. Он принят в 1998 году. Россия подписала этот международный договор, но не ратифицировала».

Ползучая ревизия итогов «ялтинского мира»

Почему? Потому что стало ясно, что суд не оправдывает возложенных на него надежд и далек от подлинно независимой позиции международного правосудия. В ноябре 2016 года президент России Владимир Путин подписал распоряжение об отказе нашей страны участвовать в нем.

«Что касается конвенции, то мы периодически видим результаты её работы в нашей стране, на пространстве СНГ, в странах Европы, особенно в Израиле, — констатирует член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.

— Появляются фигуранты, которых квалифицируют как военных преступников. Но, к сожалению, в последнее время наметилась нехорошая тенденция.

Начинается пересмотр подходов в государствах Прибалтики, где регулярно организуются «марши ветеранов ваффен-СС».

В Польше сносят памятники советским воинам.

Вооруженный переворот на Украине произошёл как следствие мобилизации давно готовившихся боевых отрядов неонацистов-бандеровцев и под откровенными нацистскими лозунгами.

Теперь в соседней стране официально героизируют Степана Бандеру и других лидеров запрещенной в России УПА, которые активно пособничали гитлеровским захватчикам, уничтожали евреев и других «неарийцев».

Глава Конституционного суда РФ Валерий Зорькин видит в этом демонстративное игнорирование согласованных в Нюрнберге принципов оценки преступлений против мира и безопасности человечества.

Попустительское отношение стран Запада к попыткам возрождения идеологии нацизма — ещё одно доказательство их отказа от духа ялтинских соглашений 1945 года, фактически — ревизии итогов Второй мировой войны.

Рано или поздно на основании конвенции правоохранительные органы России многим предъявят серьёзные претензии. Доказательная база собирается постоянно.

Но отвечать всё равно придется. Франц Клинцевич предупреждает: «Каждому из молодых националистов и нацистов, особенно из числа живущих на территории Украины, у которых руки в крови, следует помнить об этой конвенции. И знать, что рано или поздно на её основании правоохранительные органы России многим предъявят серьёзные претензии. Доказательная база собирается постоянно».

Вопрос: можно ли отнести убийства лидеров ДНР к военным преступлениям? «В Донбассе ситуация сложная, но, конечно, это военное преступление, — отвечает он. — Тем более что совершены теракты. Люди живут на своей территории.

Они юридически определили её статус, создали органы власти, в том числе и военного управления, обязали их функционалом.

И те, кто извне внедряется и проводит диверсионные акты, физически уничтожает жителей региона, естественно, попадают в разряд военных преступников».

Международное право и глобальные СМИ

Время не лечит боль от военных преступлений. Следственный комитет РФ в 2015 году возбудил дело против участника расправы над жителями деревни Хатынь 94-летним Владимиром Катрюком. Он избежал выдачи благодаря потворству властей Канады, страны его проживания.

Через несколько дней после открытия дела каратель скончался. Можно сказать, благополучно, в своей постели. «То усомнятся в их преступлениях, то возникнет разговор об их возрасте, немощи, болезнях… — комментирует сенатор. — Да не важно, больной он или старый.

Если доказано, что это военный преступник, он должен быть казнён. В этом суть неотвратимости наказания».

Нацистский преступник Владимир Катрюк, обнаруженный центром Симона Визенталя в Канаде. FA Bobo/PIXSELL/PA Images

Вооруженные конфликты не утихают: 60-е годы прошлого века — Вьетнам, 90-е — Руанда и Балканы, 2008 год — война Грузии против Южной Осетии, 2011 год — «группы стран — друзей Ливии» против режима Муаммара Каддафи, с 2014 года террористы свергают законную власть в Сирии.

В современной истории состоялось два международных трибунала — по Руанде и бывшей Югославии. В 1999 году перед Гаагским трибуналом предстал президент Сербии Слободан Милошевич, обвинённый в военных преступлениях.

В гаагской тюрьме он и умер. Его процесс тоже наводит на мысль о ползучем пересмотре итогов «ялтинского мира».

Ведущие мировые СМИ представляли сербов единственными виновниками конфликта, списывая на их счёт все жертвы и провокации во время развала Югославии.

«Рано или поздно история даст оценку этому, — надеется Франц Клинцевич.

— Что было? Подразделения военнослужащих США без объявления войны, без санкций ООН занимались ликвидацией лидеров югославских республик, уничтожением военных и гражданских объектов, проводили обстрелы и зачистки.

В Югославии погибли тысячи людей, имели место факты геноцида сербов. В свете этого всё, что связано с судом над Милошевичем как военным преступником, шито белыми нитками».

Нередко заказчиками процессов выступают те, кого самих нужно судить. До сих пор не получили адекватную оценку действия американских военных во время войны во Вьетнаме. Там были, вообще-то говоря, чудовищные вещи, считает сенатор.

Применялась тактика выжженной земли, испытывались оружие и химические вещества. После опыления дефолиантами на огромных территориях высыхали реки и кроны деревьев. Чтобы оставить партизан без укрытия, американцы все превращали в мертвую зону.

Вели ковровое бомбометание, уже не говоря об использовании запрещенных боеприпасов и видов оружия, фосфорных бомб, напалма.

Читайте по теме Вьетнамская политическая авантюра Вашингтона унесла более четырех миллионов жизней. Разве может быть срок давности для такой трагедии? СССР ставил вопрос об её юридической оценке, но она не состоялась. Если не считать проведения в 1966 году общественного трибунала в Лондоне, инициированного философом Бертраном Расселом.

Двойные стандарты и неотвратимость наказания

Такое же военное преступление — вторжение в 2003 году в Ирак коалиции США и союзников на основании «ошибочных данных» о наличии у Саддама Хуссейна бактериологического оружия массового поражения. Государственность Ирака разрушена, сотни тысяч иракцев погибли, виновники не наказаны.

Никто не говорит и о преступлениях США в ходе Афганской войны. «Борис Громов на днях в разговоре со мной напомнил, что афганское правительство обращалось к советскому руководству с просьбой о введении войск более 20 раз.

Оно состоялось на основании Договора о дружбе и взаимопомощи, — рассказывает сенатор, сам участник афганской операции.

— В ходе её Советский Союз построил для афганцев сотни предприятий, дорог, мостов, домов, больниц, создавал учебные заведения».

Диаметрально противоположно ведут себя США, по сути, посадившие целую страну на производство наркотиков. В бытность советских войск в Афганистане, отмечает мой собеседник, всего три предприятия выпускали наркотики в медицинских целях.

С приходом американцев возникло 1676 таких заводов. Пострадали не только сами афганцы. Ядовитое зелье хлынуло в сопредельные государства и Россию, что сказалось на заметном росте его потребления и наркотрафика.

Одно время, вспоминает он, из Киргизии и других стран Центральной Азии в Афганистан прилетали тяжелые самолеты для вывоза наркотиков.

Чтобы вы понимали масштаб бедствия… То есть наркотики уже давно стали инструментом, с помощью которого США пытаются породить и усилить деструктивные процессы в других государствах. Такова их сознательная политика. И это является очень серьёзным преступлением.

Так если не все в этом мире происходит по правилам, в чем ценность этих правил и установлений? Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества обязана работать, убеждён Франц Клинцевич. Пусть преступники ходят и оглядываются, пока над ними дамокловым мечом висит неотвратимость наказания. Рано или поздно суд народов состоится. 

Источник: https://www.pnp.ru/social/proshheniya-ne-budet.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.