Закон о регулировании земельных отношений
Содержание
Закон о земле в Российской Федерации
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Правила использования земельных участков для определённых целей физическими и юридическими лицами, а также для реализации государственных программ о развитии территорий устанавливаются Земельным кодексом, принятым под номером 136-ФЗ.
Что представляет собой закон?
Федеральный закон № 136-ФЗ “Земельный Кодекс Российской Федерации” был принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года и одобрен Советом Федерации 10 октября того же года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 25 октября 2001 года.
Настоящий закон регулирует отношения, связанные с использованием и защитой земель Российской Федерации как основы для жизни и деятельности различных народов, которые проживают на территории РФ.
В сферу деятельности законодательства не попадают имущественные земельные отношения и экологические аспекты использования геологических ресурсов, так как данные сферы регламентируются соответствующими законами.
Последние изменения в ФЗ №101 об обороте земель сельскохозяйственного назначения читайте тут:Земельный Кодекс Российской Федерации состоит из 103 статей и 18 глав, устанавливающих следующие положения:
- Гл. 1 состоит из общих положений, описывающих основные принципы законодательства, сферу его действия, участников земельных отношений, также полномочия различных органов власти в установленной области;
- Гл. 1.1 описывает порядок образования земельных участков, включая особенности возникновения прав на данные территории, а также их сохранение и передачу;
- Гл. 2 устанавливает правила охраны земель;
- Гл. 3 предусматривает различные виды собственности на землю;
- Гл. 4 определяет основания для ограничения использования чужими земельными участками;
- Гл. 5 описывает порядок возникновения прав на землю;
- Гл. 5.1 устанавливает особенности предоставления земель, которые находятся в собственности государства;
- Главы 5.2 — 5.6 предусматривают обмен, установление сервитута, перераспределение, безвозмездную передачу и особенности использования земельных участков, которые находятся в собственности государства;
- Гл. 6 определяет права и обязанности собственников, а также арендаторов и пользователей;
- Гл. 7 устанавливает порядок лишения прав собственности на земельные участки или их ограничения;
- Гл. 7.1 предусматривает особенности изъятия земель для государственных нужд;
- Гл. 8 описывает порядок компенсации убытков земельных собственников, арендаторов и пользователей при определённых обстоятельствах;
- Гл. 9 определяет правила защиты прав на землю и рассмотрения споров;
- Гл. 10 устанавливает земельные налоги;
- Гл. 11 описывает правила государственного мониторинга за территориями, и ведения кадастрового учёта;
- Гл. 12 предусматривает порядок осуществления государственного надзора в установленной области;
- Гл. 13 определяет административную, уголовную и дисциплинарную ответственность за нарушение земельного кодекса, а также особенности компенсации вреда;
- Гл. 14 устанавливает правила назначения и использования земель для сельскохозяйственных нужд;
- Гл. 15 предусматривает порядок назначения и эксплуатации земельных участков для населённых пунктов;
- Гл. 16 описывает особенности территорий для особого пользования, включая промышленные, энергетические, транспортные, оборонные и другие нужды;
- Гл. 17 устанавливает правила определения особо охраняемых земель, заповедников и рекреационных зон;
- Гл. 18 описывает земли лесного и водного фондов, а также особые территории запаса, которые находятся в государственной собственности и не подлежат использованию без наличия особых причин.
Земельные территории охраняются с целью предотвращения и ликвидации последствий загрязнения почвы, её истощения, деградации и другого негативного воздействия, которое может привести земли к негодности для использования. Также предпринимаются охранные меры для рационального использования земельных ресурсов и улучшения их плодородия.
Для реализации целей по охране земли, собственники, а также лица, арендующие и использующие земельные участки, должны проводить следующие мероприятия:
- воспроизводство плодородных свойств земель, предназначенных для сельского хозяйства;
- защита от эрозии, заболачивания, иссушения, загрязнения вредными веществами и промышленными отходами;
- защита от зарастания сорняками, кустарниками и деревьями сельскохозяйственных угодий и поддержание уровня мелиорации.
Лица, которые повинны в ухудшении качественных свойств земли обязаны рекультивировать её, ликвидировав все негативные последствия и восстановив её первоначальное состояние.
Основные положения ЗК РФ
Закон о земле основывается на следующих принципах:
- охрана земли и её ресурсов как основы для жизнедеятельности человека;
- защита земель как самого важного компонента окружающей среды, а также основы для развития сельского и лесного хозяйства;
- приоритетная защита почв как основного элемента, влияющего на здоровье человека;
- участие граждан, общественных объединений, а также религиозных организаций при принятии решений об обретении прав на землю в допустимых законодательством рамках;
- приоритетная охрана земель целевого назначения;
- платное использование земельных участков;
- разделение земельных территорий на категории по целевому назначению;
- соблюдение гражданских и общественных интересов;
- разделение государственной собственности, муниципальной, и субъектов Российской Федерации.
Регулирование земельных отношений разделяется на узконаправленные законодательства.
Последние изменения, внесенные в закон о земле
В ходе последней редакции закона о землепользовании, состоявшейся 31 декабря 2017 года, были внесены поправки в пункт 6 статьи 56.3, регулирующей порядок изъятия земельных участков для государственных нужд.
В результате редакции положение, предусматривающее изъятие земли для осуществления федеральных проектов, было расширено условием, устанавливающим обязательный критерий об обозначении планируемого строительства в территориальных документах двух и более федеральных субъектов.
Статья 56.3 определяет следующие условия, при которых государство может изымать земельные участки для своих нужд:
- Земли могут быть реквизированы для федеральных нужд только при необходимости осуществления государственной программы территориального развития, объекты которой определены в документации о развитии определённых территорий муниципиев и регионов;
- Также изъятие территорий для государственных и муниципальных нужд может обуславливаться следующими потребностями:
- создание заповедников и других природных охраняемых зон;
- для выполнения условий международного договора;
- для осуществления работ, связанных с использованием недр, при наличии соответствующей лицензии о недропользовании;
- для сноса и реконструкции аварийного дома;
- Земли изымаются независимо от права собственности и условий их использования;
- При реквизировании земли для строительства объектов федерального или муниципального значения, планируемый проект должен быть отражен в документах о территориальном развитии двух и более субъектов Российской Федерации.
Решение об изъятии принимается в течение 3 лет с момента утверждения проекта о строительстве объектов федерального или муниципального значения в соответствии с государственной политикой развития территорий.
Скачать действующую редакцию Земельного кодекса РФ
Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 136-ФЗ от 25.10.2001 “Земельный кодекс Российской Федерации” рекомендуется скачать текст законодательства с актуальными изменениями по ссылке.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-zemle-v-rossijskoj-federacii/
Законодательство в сфере земельных отношений
Земельное законодательство – это самостоятельная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения.
В юридической науке выделяют следующие задачи земельного законодательства:
- утверждение положений о роли государства в регулировании земельных отношений;
- отражение многообразия интересов, направленных на одни и те же участки и территории, обеспечение баланса этих интересов;
- учет региональных аспектов регулирования земельных отношений на всей территории России.
Замечание 1
Разработка и принятие специальных земельно-правовых норм опираются как на принципы земельного законодательства, так и на общие институты базовых отраслей законодательства: конституционного, гражданского, уголовного и административного.
Структура земельного законодательства России
В структуру действующего в нашей стране земельного законодательства входят:
- Конституция РФ;
- Земельный кодекс РФ;
- федеральные законы;
- указы Президента России;
- постановления Правительства России;
- нормативные акты субъектов Федерации;
- акты органов муниципальной власти.
- Курсовая работа 450 руб.
- Реферат 280 руб.
- Контрольная работа 250 руб.
Кроме того, сделки с земельными участками, как с объектами недвижимого имущества, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ.В основе земельно-правового регулирования находятся конституционные нормы.
Они определяют общий подход к земле как к природному ресурсу и объекту недвижимости, а также достоянию народов, проживающих на территории России.
Кроме того, в Конституции РФ закреплено положение о равенстве всех форм собственности на землю: государственной, муниципальной и частной.
Системообразующее значение для земельного законодательства имеет Земельный кодекс РФ.
Он не только содержит ряд основных специальных норм о земле, изложенных в определенной последовательности, но и служит звеном, обеспечивающим связь и взаимодействие нормативных актов иных отраслей законодательства, касающихся регулирования земельных отношений. Прежде всего, это Гражданский, Уголовный, Лесной и Водный кодексы, федеральный закон «О недрах», иные нормативные правовые акты.
Другая не менее существенная функция, которую выполняет Земельный кодекс РФ, заключается в том, что данный документ закрепляет связанные между собой нормы, образующие конкретные правовые средства воздействия на определенные земельные отношения.
Федеральные и региональные законы, нормативные акты органов местного самоуправления дополняют и конкретизируют положения Земельного кодекса РФ. Они принимаются в развитие земельного законодательства и регулируют оборот различных категорий земель.
Рисунок 1. Законодательство в сфере земельных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Роль законодательства в регулировании земельных отношений
Современное земельное законодательство формирует особые нормы о правах на землю, их возникновении, реализации и прекращении.
Роль земельно-правовых норм заключается во включении земли в общие имущественные отношения с обязательным учетом ее специфики.
Другая задача, решение которой возможно при существующей структуре земельного законодательства, – это учет особенностей правового воздействия на разные по своему характеру земельные отношения.
Замечание 2
Действующая в России система законодательства имеет ясно понимаемую внутреннюю логику и вполне адекватно отзывается на современные потребности развития земельного оборота, в том числе дает возможность реализации государственной политики в данной сфере.Специфические черты современного оборота земельных участков в РФ отражены в земельном законодательстве при помощи ряда специальных правовых норм, опирающихся на институты как гражданского, административного, так и земельного законодательства.
Общие нормы гражданского законодательства обеспечивают свободный оборот земельных участков и всегда выступают основанием для выстраивания отношений по приобретению или прекращению прав на землю.
Роль земельного законодательства в данном случае состоит в реализации основных направлений государственной политики в сфере регулирования оборота земель, в том числе в обеспечении земельными ресурсами менее защищенных участников рынка.
Совершенствование земельного законодательства
Перед государством в сфере регулированием земельных отношений стоит большое количество задач. Дальнейшее развитие рынка земли требует:
- завершения процедуры формирования и учета земельных участков;
- упорядочения учета земельных участков как объектов правовых отношений;
- обеспечения прозрачности и непротиворечивости информации об установленном правовом режиме и о правах на земельные участки.
Это основа гарантий прав собственников и лиц, приобретающих земельные участки.
Совершенствование необходимо и при регламентации отношений оборота и аренды земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При законодательном регулировании охраны и использования земли следует отличать эти функции управления от предоставленных органам власти полномочий в сфере распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Замечание 3
Рынок земли служит объективно необходимым элементом современной системы хозяйствования. Однако во всех странах формирование рынка земли характеризовалось определенными трудностями, оно было предметом особого внимания государства. Это вполне объяснимо, если помнить о том, что предметом купли-продажи выступает особый товар, который дан природой и не воспроизводим.
Среди причин кризисно-депрессивного состояния аграрного сектора нашей страны ряд специалистов называют недостаточное развитие рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, обусловленное пробелами в действующем российском законодательстве. В первую очередь, речь идет об отсутствии четкой регламентации при осуществлении гражданами и юридическими лицами законодательно закрепленного за ними права свободной купли-продажи земельных участков.
Но анализ действующей в России законодательно-нормативной базы показывает, что она не только не препятствует проведению сделок купли-продажи земельных участков, но и предоставляет достаточные механизмы для их заключения.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/gosudarstvennoe_regulirovanie_zemelnyh_otnosheniy/zakonodatelstvo_v_sfere_zemelnyh_otnosheniy/