Административный надзор по решению суда не вступило в силу
Содержание
Обжалование решений по административным делам: процедура, особенности | Правоведус
Исполнение решения суда начинается с момента вступления его в законную силу, после подачи истцом административного искового заявления.
При этом, поскольку административные дела непосредственно связаны с нарушением прав физических и юридических лиц вследствие осуществления властных полномочий, в большинстве случаев необходимо ходатайствовать об исполнении решения суда немедленно.
Исходя из указанного факта, Кодекс административного судопроизводства РФ предусматривает сокращенные сроки для обжалования по некоторым делам, поэтому за сроками следует следить особенно внимательно. Судебные решения по административным делам обжалуются в три стадии:
- апелляционное обжалование;
- кассационное обжалование;
- обжалование решения в порядке надзора.
Рассмотрим каждую стадию обжалования наиболее подробно.
Апелляционное обжалование по административным делам
При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц.
Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу.
Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ.
Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю.При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле.
Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции.
Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.
Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.
Апелляционная жалоба по административному делу
Данная жалоба может быть подана лицами, которые непосредственно участвовали в деле, а также их представителями. Кроме того, апелляционную жалобу по административным делам вправе подать лица, чьи права были затронуты решением суда, даже если они не являются участниками дела. Апелляционная жалоба по административным делам должна содержать:
- наименование судебного органа, куда она адресована;
- полные данные о заявителе, с указанием ФИО и адреса проживания или местонахождения;
- полные сведения других лиц, принимающих участие в рассмотрении дела, в том числе ФИО или наименование организации, а также адрес проживания или местонахождения;
- наименование судебного органа первой инстанции, рассматривающего дела по существу и вынесшего решение;
- суть принятого судом первой инстанции решения;
- указать требования – в жалобе должно быть подробно описано, с чем именно не согласен заявитель, приведены соответствующие аргументы и доказательства, подтверждающие правомочность его намерений обжаловать приговор; требования в жалобе должны быть четко сформулированы – отменить решение суда, изменить решение суда полностью или в его части, принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение;
Важно! Основания для отмены решения суда установлены статьей 310 КАС РФ, рекомендуем перед составлением жалобы их основательно изучить и выбрать одно соответствующее конкретной ситуации.
- к жалобе обязательно прикладываются доказательства и ходатайства, а также иные документы и материалы, имеющие отношение к делу;
- документ подписывается заявителем либо его представителем (в этом случае к жалобе прикладывается нотариальная доверенность на представителя);
Важно! Апелляционная жалоба и все приложенные к ней документы предоставляются вместе с копиями по числу лиц участвующих в деле.
Жалоба предоставляется заявителем в письменной форме в суд, который вынес решение по административному делу в первой инстанции, при этом документ адресуется по подсудности в вышестоящую судебную инстанцию.
То есть, если дело рассматривалось в районном суде, жалобу следует адресовать суду субъекта РФ и т.д.
Подача жалобы несет незначительные судебные расходы для заявителя, для физических лиц госпошлина составляет 150 рублей, для организаций – 3000 рублей.
Кассационное обжалование по административным делам
Обжаловать в кассационном порядке можно уже вступившие в законную силу судебные решения по административным делам, которые прошли стадию апелляционного обжалования. Кассационная жалоба подается в срок до 6-ти месяцев после вступления в законную силу решения суда первой инстанции.
При пропуске срока подачи жалобы вместе с ней заявитель может ходатайствовать о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока. Кассационная жалоба подается одной из сторон по административному делу либо иными лицами, чьи права были затронуты судебным решением либо прокурором, если представитель прокуратуры участвовал в административном деле.
Жалоба подается заявителем или его представителем непосредственно в суд кассационной инстанции, а так как по правилам подсудности большая часть административных дел рассматривается районными судами, кассация, как правило, подается в Президиум суда субъекта РФ.
Исключением являются ситуации, когда в ходе апелляционного обжалования суд оставляет жалобу без удовлетворения, но при этом приводит иные мотивы в обоснование обжалуемого решения, с которыми заявитель не согласен – с кассационной жалобой он обращается в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ.
По своему содержанию кассационная жалоба мало чем отличается от апелляционной, в ней также необходимо указать – наименование судебного органа, свои данные и данные других участников дела и все основные сведения по делу, а также требования и доказательства, на которые, впрочем, следует обратить особое внимание, как на существенное нарушение судами норм процессуального и материального права. К кассационной жалобе помимо доказательных документов обязательно прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу, которые можно получить в канцелярии суда, вынесшего соответствующий акт. При подаче кассационной жалобы оплачивается государственная пошлина в том же размере, что и при подаче апелляции. В соответствии со ст. 322 КАС РФ в суде кассационной инстанции жалобу рассматривают в срок, не превышающий 1 месяц, если административное дело не было истребовано, не более 2-х месяцев при истребовании дела с момента поступления дела в суд кассационной инстанции. В Верховном Суде РФ жалоба рассматривается в срок не более 2-х месяцев без истребования дела и не более 3-х месяцев при истребовании дела. В случае истребования дела и с учетом его сложности Председателем Верховного Суда РФ или его заместителя сроки рассмотрении кассационной жалобы могут быть продлены, но не более чем на два месяца. По итогам рассмотрения жалобы судебным органом сначала принимается решение – передать ли документ на рассмотрение суда или отказать в передаче. В случае принятия положительного решения жалоба рассматривается на судебном заседании коллегиальным составом суда с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле. Решение принимается большинством судей, о результатах сообщается в день заседания. По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе:
- оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу без удовлетворения;
- отменить обжалуемый судебный акт полностью либо в его части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе суда;
- отменить обжалуемый судебный акт полностью или в его части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
- оставить в силе только один из принятых по делу судебных актов;
- отменить или изменить обжалуемый судебный акт и принять новый судебный акт по делу, не передавая дело на новое рассмотрения, если была допущена ошибка в применении или толковании норм материального права;
- оставить жалобу без рассмотрения по существу при наличии оснований, перечисленных в части 1 статьи 321 КАС РФ.
Обжалование по административным делам в порядке надзора
Производство в суде надзорной инстанции по административным делам предусмотрено статьями главы 36 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Так, при неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования решения суда, заявитель вправе отменить ранее вынесенное решение в порядке надзора. Надзорная жалоба подается в Президиум Верховного Суда РФ лицами, участвующими в деле и теми, чьи права были нарушены оспариваемым судебным актом.
Срок подачи надзорной жалобы – 3 месяца с момента вынесения последнего судебного решения по делу, то есть кассационного определения.
надзорной жалобы также идентично апелляции и кассации, однако, помимо наименования суда, сторон, реквизитов всех имеющихся судебных решений и требований, необходимо указать одно из оснований для отмены этих актов либо все сразу.К таким основаниям относятся: нарушение прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами и нормами; нарушение публичных интересов и прав неопределенного круга лиц; нарушение в единообразии применения и толкования правовых норм и другое. При этом в некоторых случаях следует привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов.
Важно! Государственная пошлина при подаче надзорной жалобы по административным делам определяется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.
Надзорная жалоба в Верховном Суде РФ рассматривается в срок не выше 2-х месяцев без истребования дела и в срок, не превышающий 3-х месяцев, если необходимо истребовать дело с момента, когда дело поступит в ВС РФ.
Сроки рассмотрения жалобы в порядке надзора по административным делам могут быть продлены, но не более чем на 2 месяца, Председателем ВС РФ или его заместителем, в случае истребования дела с учетом его сложности.
По итогам рассмотрения жалобы в порядке надзора, суд вправе принять следующее решение:
- оставить жалобу без рассмотрения, а обжалуемое судебное решение без изменения;
- отменить обжалуемое судебное решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение;
- отменить обжалуемый судебный акт и прекратить производство по делу;
- изменить один или несколько судебных актов, принятых по делу;
- оставить жалобу без рассмотрения по существу.
Надзорная инстанция является фактически завершающей стадией в вопросах обжалования судебных решений по административным делам. В дальнейшем судебный акт можно обжаловать только в международных инстанциях или по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/administrative/obzhalovanie-resheniy-po-administrativnyim-delam/
Административный надзор
В РФ принят федеральный закон № 64 от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», регулирующий вопросы административного надзора за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы.
Указанный надзор заключается в том, что контролирующие органы наблюдают за тем, чтобы лицо, которое вышло из мест лишения свободы, соблюдало ограничения его прав и свобод, установленные судом, а также выполняло обязанности, которые предусмотрены законом.
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по уголовным делам г. Екатеринбург поможет в вопросе обжалования административного надзора, его снятия: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!
Решение об установлении административного надзора
Решение об установлении административного надзора принимается районным судом. Для того, чтобы суд принял такое решение, ОВД обращается в суд с административным иском по правилам КАС РФ об установлении административного надзора в отношении конкретного лица. Производству по таким делам в КАС РФ посвящена целая 29 глава.
Также в суд может обратиться исправительное учреждение в отношении лица, которое только освобождается.
Максимальный срок административного надзора
Максимальный срок надзора зависит от того, какое по тяжести и по составу преступление было совершено лицом, в отношении которого устанавливается надзор.
Если лицом было:
- совершено тяжкое или особо тяжкое преступление;
- имелся рецидив преступлений;
- лицо совершило два и более преступления по статьям, которые предусмотрены в законе, касающиеся преступлений с наркотическими, психотропными веществами,
Административный надзор может быть установлен от 1 года до 3-х лет, НО этот срок не может превышать срок погашения судимости, который установлен законом.
Если лицом было совершено:
- умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
- преступление, связанное с половой неприкосновенностью и половой свободой несовершеннолетнего;
- имелся опасный или особо опасный рецидив;
- совершено преступление по статьям, которые перечислены в п.3 ч.2 ст. 3 закона № 64, связанные с убийством по мотивам политической, расовой ненависти, с террористическими актами и другими подобными преступлениями;
- если лицо находилось под надзором и в этот период совершило преступление, за которое ему было назначено наказание в виде лишения свободы и было направлено для отбывания наказания,
Административный надзор устанавливается на срок, который установлен законом для погашения судимости.
Если лицо совершило в возрасте старше 18 лет преступление, связанное с половой неприкосновенностью несовершеннолетнего, который не достиг 14 лет, и которое является педофилом, при этом его вменяемость не исключается, надзор устанавливается на срок, на который ему назначены принудительные меры медицинского характера, НО при этом такой срок не может быть меньше срока погашения судимости, который установлен законом.
Максимальный срок для погашения судимости установлен 10 лет после того как лицо отбыло наказания, соответственно, с учетом вышеуказанных положений закона № 64, максимальный срок на который может быть установлен надзор равен 10 годам, все зависит от тяжести совершенного преступления.
ВАЖНО: стоит отметить, что не всегда может быть установлен надзор, если лицо, например, совершило тяжкое преступление. Более подробно о том, в каких случаях устанавливается надзор, смотрите ниже в разделе «как избежать надзора после освобождения».
Как снять надзор после освобождения?
После освобождения лицу может быть установлен надзор на определенный срок. Можно ли до истечения срока, на который установлен надзор, снять его? Можно. Закон 64 предусматривает возможность прекращения административного надзора досрочно при совокупности определенных факторов:
- заявление подается в суд ОВД — поднадзорным лицом или его представителем;
- до обращения в суд должно истечь не менее половины срока административного надзора;
- в течение срока, когда лицо находится под надзором, оно должно добросовестно соблюдать ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризоваться.
Суд рассматривает заявление о досрочном прекращении надзора и если приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения заявления, то выносит соответствующий судебный акт.
ИНТЕРЕСНО: читайте, как убрать судимость из базы данных ИЦ по ссылке
Как избежать надзора после освобождения?
Как мы уже знаем надзор устанавливается при совершении определенных преступлений, а также с учетом того, имелся ли рецидив.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в части 3 статьи 3 закона 64 говорится, что надзор в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за то, что совершил:
- ♦ тяжкое или особо тяжкое преступление;
- ♦ имеющий рецидив преступлений;
- ♦ умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
- ♦ два и более преступления по перечисленным в законе статьям, касающихся преступлений с наркотическими, психотропными веществами
устанавливается только в том случае, если:
- лицо, когда отбывало наказание в виде лишения свободы, признавалось злостным нарушителем порядка отбывания наказания;
- лицо отбыло наказание, судимость у него не снята и не погашена, и оно совершает в течение 1 года 2 и более административных правонарушения против порядка управления или совершенные правонарушения посягают на общественный порядок и безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность или совершены по ч.7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ.
С учетом указанного, чтобы обозначенной категории лиц избежать надзора после освобождения следует не допускать нарушений при отбывании наказания и после освобождения.
Обжалование административного надзора
При установлении судом лицу административного надзора, путем принятия соответствующего решения, лицо вправе обжаловать такое решение суда, если считает его незаконным и нарушающим его права.
Суд разъясняет при оглашении решения суда право на обжалования, а также в самом решении суда, в какой срок и куда можно обжаловать решение суда.
Помощь адвоката по административному надзору
Если у Вас возникли вопросы, связанные с административным надзором, Вы можете обратиться за помощью к нашим адвокатам по уголовным делам, которые
- ► проконсультируют по вопросам административного надзора
- ► разъяснят положения действующего законодательства, регулирующего порядок установления, продления, прекращения надзора
- ► подготовят процессуальные документы, такие как возражения на заявление об установлении административного надзора, заявление о прекращении надзора и другие
- ► могут представлять Ваши интересы в суде
- ►окажут иную юридическую помощь по Вашей проблеме
Отзыв о нашем уголовном адвокате
© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»
А.В. Кацайлиди
Источник: https://katsaylidi.ru/blog/administrativnyj-nadzor/
Дело № 10-КГПР12-6 от 26.12.2012 — Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело №10-КГПР12-6
от 26 декабря 2012 года
председательствующего Хаменкова В.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 31 января 2012 года, которым отменено решение Омутнинского районного суда Кировской области от 21 декабря 2011 года и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления ФКУ ИК-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кировской области об установлении административного надзора в отношении Гутынина [скрыто].
установила:
заместитель начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Гутынина СВ., [скрыто] года рождения, подлежащего освобождению из ФКУ ИК-1, имеющего непогашенную судимость, осужденного за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. Администрацией исправительного
учреждения представлена характеристика на осужденного Гутынина СВ., лист учета поощрений и взысканий, согласно которым он характеризуется отрицательно, имеет 14 непогашенных взысканий.
Решением Омутнинского районного суда Кировской области от 21 декабря 2011 года заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области удовлетворено, в отношении Гутынина СВ.
на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, установлен административный надзор в виде: запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося для Гутынина СВ. местом жительства либо пребывания, с 22.
00 час. до 6.00 час; запрещения выезда за пределы [скрыто] района [скрыто] области безуведомления ОВД; обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 31 января 2012 года решение Омутнинского районного суда Кировской области от 21 декабря 2011 года отменено, в удовлетворении заявления ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области об установлении административного надзора и ограничений в отношении Гутынина СВ. отказано.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 года представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации с делом передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым отменить обжалуемое судебное постановление.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из материалов дела, приговором Яранского районного суда Кировской области от 4 мая 2010 года Гутынин СВ.
признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30 Уголовного кодекса Российской Федерации и пунктом «а» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое в соответствии со статьей 15 данного Кодекса относится к тяжким преступлениям, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок два года без штрафа и без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
На момент совершения указанного преступления Гутынин СВ. имел непогашенные и неснятые в установленном законом порядке судимости.Согласно представленным администрацией исправительного учреждения характеристике за отбытый период наказания, справке о поощрениях и взысканиях Гутынин СВ.
характеризуется отрицательно, в отношении него многократно применялись меры взыскания, за нарушение режима отбывания наказания, имеются 14 непогашенных взысканий, поощрений не имеет.
Установив таким образом, что Гутынин СВ. совершил тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений, суд принял решение об удовлетворении заявления ФКУ ИК-1 и установлении в отношении Гутынына административного надзора.
Отменяя такое решение и отказывая в установлении административного надзора в отношении Гутынина СВ., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда исходила из того, что в приговоре Яранского районного суда от 4 мая 2010 года отсутствуют сведения о наличии у Гутынина СВ.
непогашенной и неснятой судимости за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
Апелляционный суд посчитал, что поскольку приговором суда вид рецидива не определён, и Гутынин не признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, у суда первой инстанции не было оснований для установления в отношении данного лица административного надзора.
Однако с таким выводом Судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, за совершение преступления при рецидиве преступлений.
В отношении вышеуказанного лица административный надзор устанавливается, в том числе, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (пункт 1 части 3 статьи 3 названного Федерального закона).
Согласно части 2 этой же статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Принимая оспариваемое решение, апелляционный суд не учёл, что отсутствие в приговоре прямого указания на вид рецидива в соответствии с приведёнными выше нормами федерального закона не имеет правового значения, поскольку установление административного надзора законодатель связывает с наличием у лица непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.В силу статьи 18 Уголовного кодекса РФ рецидив преступлений признаётся опасным при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
В приговоре Яранского районного суда от 4 мая 2010 года достаточно данных о совершении Гутыниным СВ., имеющим ряд непогашенных и неснятых судимостей, преступления при опасном рецидиве преступлений, что могло служить поводом к установлению в отношении него административного надзора.
Таким образом, при принятии оспариваемого постановления судом апелляционной инстанции было допущено существенное нарушение норм материального права, без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав и публичных интересов, поскольку защита государственных и общественных интересов в соответствии со статьёй 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» является главной задачей административного надзора.
При таких обстоятельствах определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 31 января 2012 года подлежит отмене с оставлением в силе решения Омутнинского районного суда Кировской области от 21 декабря 2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворить.
Отменить определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 31 января 2012 года, оставив в силе решение Омутнинского районного суда Кировской области от 21 декабря 2011 года.
Источник: https://dogovor-urist.ru/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE/10-%D0%BA%D0%B3%D0%BF%D1%8012-6/
информационный портал, освещающий основные вопросы на тему административного и гражданского права
Появился административный надзор, призванный контролировать действия субъектов, вышедших из мест заключения, достаточно недавно, прежде всего, направлен он на отслеживание и мониторинг за освободившимися лицами. На такое лицо накладываются различные ограничения
Рассмотрим в данной статье административный надзор за осужденными после освобождения, изменения в 2019 году, а также его специфику и права структур, выполняющих контроль.
- 64 фз об административном надзоре;
- Кто попадает под надзор?
- Различия между надведомственным контролем и административным;
- Стадии проводимого надзора.
64 фз об административном надзоре
В 2011 году был принят ФЗ №64, регулирующий порядок исполнения административного надзора. Закон 64 «Об административном надзоре» был принят в связи с увеличением рецидивов со стороны лиц, ранее отбывших наказание. Поэтому было решено установить меры для осуществления надзора и контроля над людьми, которые уже освободились, но с них ещё не была снята судимость.
Основными задачами для осуществления и назначения надзора являются: 1. Предупреждение совершения повторного правонарушения; 2. Профилактические меры для защиты интересов государственного и общественного характера. На основании 11 статьи ФЗ 64 лицу, отбывшему наказание, были вменены обязанности определенного характера. А именно: 1.
Не менять место жительство без уведомления контролирующих органов; 2. Приходить по первому вызову для разъяснения причин в части нарушения режима; 3. При выезде за рамки района либо города уведомлять органы правопорядка. Среди дополнительных мер могут быть введены следующие правила: 1. Комендантский час.
В период времени с 22:00 до 6:00 необходимо находиться по месту проживания; 2. Поднадзорный не имеет право посещать определенные места (детские сады или развлекательные заведения); 3. В обязательном порядке в назначенный день нужно являться в контролирующий орган.
При этом каждое из этих ограничений в определенном случае может быть либо ослаблено, либо, наоборот, ужесточиться, принимает такие решения только начальник ОВД.
Кто попадает под надзор?
На основании Федерального закона под контроль попадают люди, которые освободились из мест лишения свободы, однако судимость с них еще не снята, в отношении реализации тяжелых и особо тяжелых преступлений. А также в части правонарушений умышленного характера и при повторении преступлений.
Наблюдение может быть установлено за лицами, осуждёнными за преступления в отношении малолетних лиц и на покушение на их половую свободу. И в отношении лиц, которые:
- Являлись опасными нарушителями порядка, определенного в тюрьмах;
- Совершившие после выхода на свободу в течение года несколько административных нарушений.
Надзор назначается в судебном порядке, в связи с этим лицо сразу ограничивается в походе в определенные места, могут его ограничить даже в визите мест многочисленного пребывания граждан. Поднадзорному необходимо либо 1 раз в месяц, либо несколько раз приходить в ОВД для регистрации.
В период проведения административного надзора суд может отменить административные ограничения либо добавить новые. Надзор назначается на период от 1 года, максимум до 3 лет, но не выше того срока, в течение которого судимость можно снять. Срок прохождения надзора начинается с момента постановки на учёт в ОВД, в том районе, в котором собирается проживать гражданин.
Далее решение вступает в законную силу. Исполнительными органами власти и другими инстанциям производится сбор данных об объекте надзора, чтобы принять целесообразное решение о возможности снятия наложенных ранее ограничений.
Исключением является нарушение, связанное с посягательством на половую свободу несовершеннолетних граждан, в отношении этих лиц преждевременное снятие ограничений применяться не может. Что касается срока осуществления надзора, то он полностью зависит от типа совершенного преступления. Согласно статье 5 ФЗ -64, срок не может составлять менее одного года и более трёх лет.
Также может быть применена формула, по которой из срока погашения судимости вычитается срок, который отбыл наказание объект административного надзора. Административный надзор может быть приостановлен по ряду причин: 1. находящийся под надзором объявляется в розыск; 2. При присвоении статуса поднадзорному «без вести отсутствующий»; 3.При аресте находящегося под надзором. Если данные причины исчезают, то надзор автоматически продолжает свое действие. Осуществляются меры по мониторингу за поднадзорным ОВД, порядок наблюдения определяется органами исполнительной власти. Окончание административного наблюдения может быть связано с рядом причин: 1.
Период административного надзора подошёл к концу; 2. Снята судимость; 3. Признание находящегося под надзором умершим; 4. Гибель поднадзорного.
Может также быть рассмотрена досрочная остановка административного контроля, решение признается судом на основании заявления самого объекта, либо его представителей, либо ОВД, осуществляющего наблюдение за ним в связи с добросовестным выполнением находящегося под надзором уставленных ограничений. Если он добросовестно выполнял все свои обязанности и имеет хорошие характеристики с мест работы и жительства. Недавно в статье 2 ФЗ-64 появился раздел, по которому судимость не может быть снята, пока осуществляется государственное наблюдение за лицом, отбывшим наказание. Поэтому пока ведётся усиленный мониторинг в отношении данного лица, судимость так и остаётся непогашенной. Образец заявления поднадзорного лица о досрочном прекращении административного надзора вы можете скачать здесь
Различия между надведомственным контролем и административным
Многие считают, что это два равноценных понятия, обозначающих одно и то же. Но между ними есть разница. Различия касаются, прежде всего, содержания этих двух понятий. Надведомственные органы обладают большей властью.
В их права входит не только контроль над деятельностью объектов, но также возможность контролировать целесообразность принятия соответствующих решений. А надзор, в свою очередь,касается конкретного лица.
Также надведомственные органы могут вмешиваться в различные сферы деятельности контролируемого объекта, а вот органы административного контроля могут только исполнять контролирующую функцию и наблюдать за исполнением предписаний.
Стадии проводимого надзора
Административный надзор представляет собой поэтапное выполнение действий, поэтому в целом его можно разделить на следующие этапы:
- Предварительный. На данном этапе происходит сбор и анализ данных об объекте. Разрабатываются меры, которые необходимо к нему применить;
- Текущий. В ходе этого этапа происходит наблюдение, инспектирование, происходит проверка за выполнением предписаний;
- Завершающий. В ходе этого этапа происходит вынесения решения о дальнейших действиях в отношении объекта, а именно, снятие или продление административного контроля.
Таким образом, административный надзор в целом можно рассмотреть как отдельный вид деятельности, направленный на соблюдении организации и законности проводимых мероприятий.
В такой деятельности отсутствует организационная подчинённость уполномоченных структур, при этом не имеющая право вмешиваться в деятельность поднадзорного объекта.
В основе административного регламента по надзору лежат действия уполномоченных структур, имеющих право посещать находящиеся под контролем объекты, организовывать проверки на объектах, запрашивать необходимую информацию, проводить анализ необходимости выдачи определенных разрешений для выполнения ограничительных мероприятий, выносить заключения. В настоящее время основной задачей государства является усовершенствование работы органов надзора, чтобы сократить случаи рецидива, для ускорения процесса социализации лиц, побывавших в местах лишения свободы. Ведь практика во всём мире свидетельствует, что при индивидуальной работе с ранее судимыми лицами возникновение повторной преступности сокращается.
16 июля 2018
Дата последнего изменения 24 декабря 2018
40564
Все выше изложено правда, к этому добавлю, инспектора составляют нарушения как им благо рассудится, а суд не разбирается, а идёт на поводу инспекторов. Нужно как то сообща переломить этот произвол, но как и что нужно для этого сделать?
Я получил 8 лет надзора. 3 ограничения. (это в 8 утра, а в 10 судом освобождён по УДО) сидел по 158 ч. 3. Срок 2г.2мес.. Сейчас отмечаюсь раз в месяц. Не выезжаю за район. И не посещаю места реализации и распития алкоголя. Хотя не пью уже и так 6 лет. На работу не хотят брать из за надзора. Жилья нет. Работаю за 150р. в день у фермера, что бы с голоду не сдохнуть, и не на улице спать.
Мог бы проехаться по области или даже стране да найти где прижится по нормальному, да нельзя — Посадят. А не хочу больше. Только вот не знаю сколько ещё так продержаться смогу. Спасибо большое за отличное начало новой жизни. А мне веть уже 47. Ещё 7 лет надзора. В лагере смеялись все, говоря, что не получиться завязать Серый. С надзором назад приедишь. Не знаю уж кто прав был тогда, я или они.
…
А Если мне судом дали срок реальный, и дополнительный вид наказания, при освобождению, мне также дадут надзор?
Вы смотрите на формулировку закона
А смысл всего , наработка опыта тотального контроля на всем социумом. Ну и конечно пополнение бюджета государей. Конституция не работает. По многим нововведениями противоречащим конституции отмашка .
А профилактика , так что мешает мне совершить преступленин с шести утра до 22 вечера ?!
Источник: https://lawonline24.ru/narushenie-zakona/administrativnyj-nadzor/
Обжалование административного надзора
Как и любой индивидуальный правовой акт, решение об установлении, дополнении, продлении, прекращении административного надзора или об отказе в удовлетворении соответствующих заявлений может быть обжаловано как до вступления в силу, так и после.
Замечание 1
Срок вступления в силу постановлений об административном надзоре сокращен до 10 дней (ч. 5 ст. 298 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Обжалование постановлений об административном надзоре осуществляется в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.
Апелляционное обжалование административного надзора
Правом апелляционного обжалования согласно ч. 2 ст. 295 КАС РФ наделены:
- поднадзорное лицо
- инициатор применения административного надзора (исправительное учреждение, орган внутренних дел)
- прокурор (если он участвовал в деле).
Постановления об административном надзоре отменяются как по безусловным (ч. 1 ст. 310 КАС РФ), так и по общим основаниям (ч. 2 и 3 ст. 310 КАС РФ).
- Курсовая работа 460 руб.
- Реферат 280 руб.
- Контрольная работа 240 руб.
О незаконности судебного постановления безусловно свидетельствуют нарушения принципов независимости суда и равноправия сторон, к примеру:
- рассмотрение дела незаконным составом суда
- нарушение тайны совещания судей
- рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, если они не были извещены
- нарушение права поднадзорного лица пользоваться родным языком и услугами переводчика
- принятие решения в отношении третьих лиц.
Незаконность и необоснованность судебного постановления по делу об административном надзоре может быть вызвана:
- неправильным определением обстоятельств, которые имеют значение для дела
- недоказанностью этих обстоятельств
- несоответствием между выводами суда и обстоятельствами дела
- нарушением либо неправильным применением правовых норм (как материальных, так и процессуальных).
Замечание 2
Нарушения процессуальных норм могут привести к отмене решения только если они повлекли принятие неправильного решения. Правильное с содержательной точки зрения решения отмене по формальным соображениям не подлежит (ч. 4 и 5 ст. 310 КАС РФ).
КАС РФ устанавливает и общие требования к апелляционной жалобе, в которой указываются:
- наименование суда апелляционной инстанции
- сведения о лице, подающем жалобу (представление)
- сведения об обжалуемом решении суда
- требования заявителя и основания к отмене решения
- документ об уплате госпошлины.
Замечание 3
Стоит помнить, что от уплаты госпошлины на основании подп. 4 п. 1 ст. 333.35, подп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены властные участники процесса (исправительные учреждения, органы внутренних дел, прокурор). Поднадзорное лицо обязано при подаче жалобы оплатить пошлину в размере 150 рублей (подп. 3 и 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Жалоба (представление) по делу об административном надзоре рассматривается в течение месяца (ч. 9 ст. 305 КАС РФ). Судом апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме по правилам судопроизводства в первой инстанции. Принимая решения, суд не связан доводами жалобы (представления).
К полномочиям суда апелляционной инстанции относится:
- оставление судебного постановления в силе
- отмена (изменение) постановления (полностью или частично) и принятие нового решения
- отмена постановления и направление дела в суд, принявший решение
- отмена постановления с прекращением производства по делу
- оставление жалобы (представления) без рассмотрения.
Кассационное обжалование административного надзора
Условиями к кассационному обжалованию являются:
- существенные нарушения материальных (процессуальных) норм права, если они повлияли на исход дела и нарушают права и свободы граждан, публичные интересы
- исчерпание заявителем средств защиты своих интересов (апелляционное обжалование (ч. 2 ст. 318 КАС РФ))
- подача кассационной жалобы (представления) не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в силу.
Надзорное обжалование административного надзора
Исключительными основаниями к пересмотру в порядке надзора являются нарушения судебным постановлением:
- прав и свобод человека и гражданина
- прав и законных интересов неограниченного круга лиц
- единообразия судебной практики и толкования.
Акты, принятые вышестоящими судами, вступают в силу со дня принятия (ч. 2 ст. 186, ст. 317, 331, 344 КАС РФ).
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/administrativno-pravovoy_nadzor/obzhalovanie_administrativnogo_nadzora/