Имущество Находящееся в Пользовании Что Это

Содержание

Определение порядка пользования жилым помещением 2020

Имущество Находящееся в Пользовании Что Это

Порядок пользования жилым помещением
Как определить порядок пользования квартирой
Соглашение о порядке пользования жилым помещением
Определение порядка пользования жилым помещением в судебном порядке
Что учитывается судом при вынесении решения об определении порядка пользования квартирой
Порядок подачи иска в суд

Между собственниками жилых помещений очень часто возникают разного рода споры.

В частности, разногласия возникают, когда собственники не могут мирно решить вопрос о пользовании квартирой, находящейся в общей долевой собственности.

Вопрос может усугубиться, если порядок пользования квартирой уже сложился, однако такой порядок нарушает права одного из сособственников, доля в праве собственности которого превышает фактически занимаемую площадь, или когда не все комнаты в квартире являются изолированными, соответственно, никто из собственников не желает занимать проходную комнату, в связи с чем возникает спор.

Если доли собственников равны, а метраж комнат существенно отличается, то спор между собственниками обеспечен, поскольку каждый из них хочет занимать комнату большим метражом, однако, права других собственников могут быть нарушены выделением в их пользование комнат меньших размеров.

Нередки ситуации, когда один из сособственников в квартире фактически не проживает. В таких случаях проживающий собственник имеет приоритетное право на выделение в свое пользование той части помещения, которое занимает, даже если эта комната или комнаты имеют более привлекательные характеристики относительно других помещений в квартире.

Юрист (адвокат) по определению порядка пользования.Тел.+7 (812) 989-47-47
Консультация по телефону

При возникновении подобного рода споров и невозможности достижения соглашения о порядке пользования квартирой разрешить возникшие разногласия может только суд, и собственникам жилых помещений требуется юридическая помощь.

Судебный процесс по этой категории дел требует тщательной подготовки. Для выработки правильной правовой тактики ситуацию должен проанализировать квалифицированный практикующий специалист по жилищным спорам, при этом нужно учитывать сложившуюся судебную практику по таким делам.

Как показывает практика, граждане, которые пытаются судиться самостоятельно, полагаясь на собственные силы, после обращения в суд понимают, насколько сложным оказывается ведение дела и отстаивание своих прав в суде, и в итоге обращаются за юридической помощью.

Судебный процесс может затянуться в связи с разного рода действиями ответной стороны, например, от ответчика могут поступить встречные требования, возражение на иск, ряд доказательств в обоснование возражений. А если на его стороне выступает опытный юрист, то справиться с этим самостоятельно очень сложно, и вероятность проигрыша в суде сильно возрастает.  

Помощь квалифицированного юриста в разрешении жилищного спора имеет объективную необходимость, и эта помощь весьма оправдана, ведь на кону ваши жилищные права и спокойствие.

В нашем Центре работают успешные юристы по жилищным спорам, которые помогут вам отстоять ваши права в суде.

Юридические консультации проводят только профессиональные юристы имеющие внушительный практический опыт по разрешению жилищных споров любой сложности.

Прежде чем самостоятельно обращаться в суд получите подробную юридическую консультацию по вашей ситуации.

Юристами нашей компании подготовлена настоящая статья.

В ней вы найдете информацию, которая поможет вам при возникновении спора с соседями относительно порядка пользования жилым помещением.

Порядок пользования жилым помещением

Порядок пользования жилым помещением, это те правила, которые согласованы между участниками долевой собственности при владении и пользовании общим имуществом.

Если определенный порядок пользования сложился в квартире с течением времени (несколько месяцев, лет), то это именуется сложившимся порядком пользования жилым помещением.

Порядок пользования предполагает, что каждый из сособственников занимает определенную комнату или комнаты, соразмерно приходящимся на них долям собственности. Также сособственники могут определить между собой порядок пользования местами общего пользования, если речь идет о коммунальной квартире.

Многих интересует, возможно ли определить порядок пользования муниципальнойквартирой.

Жильцы не приватизированной квартиры, конечно же, могут договориться между собой и установить правила пользования квартирой.

Однако, о выделении в пользование жильцов по отдельной комнате в судебном порядке и речи быть не может, даже если у проживающих в квартире имеются разногласия по этому поводу.

Определение порядка пользования квартирой, предоставленной по договору социального наймане предусмотрено действующим законодательством.

Юридическая помощь по жилищным вопросам. Определим порядок пользования в квартире.Тел.+7 (812) 989-47-47
Консультация по телефону

Как определить порядок пользования квартирой

Определение порядка пользования жилым помещением, коим является квартира, возможно двумя способами:

  • Путем заключения соглашения об определении порядка пользования
  • При недостижении согласия сособственников — в судебном порядке

Первый способ предполагает, что все сособственники договорились между собой каким образом будут пользоваться и владеть квартирой, кому какая комната будет отведена для проживания, и всех все устраивает.

Порядок пользования жильем определяется судом при условии, что достижение мирного соглашения между участниками долевой собственности невозможно.

В этой связи собственнику, который в судебном порядке намерен защищать свои права, до обращения в суд рекомендуется письменно предложить всем соседям заключить мирное соглашение о порядке пользования квартирой. Такие письма можно направить почтой (заказным письмом с описью вложения) или вручить каждому под подпись.

В суде эти документы будут свидетельствовать о том, что истец предпринял все меры для достижения мирного соглашения.

Соглашение об определении порядка пользования жилым помещением  

Если в квартире фактически сложился какой-то порядок пользования комнатами, и у сособственников нет претензий друг к другу, это уже говорит о том, что между ними существует устное соглашение о порядке пользования жильем, которое всех устраивает.

Сособственники, желающие закрепить сложившийся порядок пользования жильем, могут сделать это путем заключения письменного соглашения. Каждый из сособственников должен подписать такое соглашение. В нем четко прописывается, какое помещение находится в пользовании каждого из сособственников, указываются метраж и другие характеристики комнат.

Соглашения, составленного в простой письменной форме вполне достаточно, но по желанию оно может быть заверено нотариально. Принципиального значения это не имеет. В любом случае, если один из собственников будет игнорировать такое соглашение, спор должен будет передан на разрешение суда.

В жизни заключение сособственниками письменных соглашений о порядке пользования общим имуществом является крайне редким явлением. Как правило, вопрос об установлении порядка пользования жильем встает именно тогда, когда стороны исчерпали все возможности договориться миром. А это влечет необходимость обращения в суд.

Определение порядка пользования жилым помещением в судебном порядке

Первое, что необходимо знать, это то, что судебное установление порядка пользования возможно только в квартире, оформленной в общую долевую собственность. В коммунальной квартире, где все комнаты имеют отдельные лицевые счета, порядок пользования может быть определен в отношении мест общего пользования.

Участникам общей совместной собственности, для судебного определения порядка пользования квартирой придется вначале определить доли в праве собственности каждого из них. Это можно сделать путем заключения нотариального соглашения об определении долей, а при отсутствии такой возможности — в судебном порядке.

В общую совместную собственность, как правило, оформляется общее имущество супругов. Конечно, если после расторжения брака супруги продолжают проживать под одной крышей, они могут самостоятельно договориться о том, как будут в дальнейшем пользоваться квартирой.

Итак, при возникновении между участниками долевой собственности спора относительно того, кто какую комнату занимает, собственникам нужно обращаться в суд.  

Регулируются данные правоотношения сособственников статьей 247 Гражданского кодекса РФ.

Согласно положений данной нормы закона, владение и пользование имуществом может быть согласовано между сособственниками, а если достигнуть мирного соглашения они не могут – спор разрешается судом.

Суд выносит решение исходя из требования закона о том, что каждый из сособственников жилья имеет право на предоставление в его пользование комнаты, соразмерной приходящейся на негодоле собственности.

Таким образом, одними из важных обстоятельств, подлежащих выяснению, являются:

  • Размеры долей каждого из собственников спорного жилого помещения
  • Число комнат, имеющихся в спорном жилом помещении и их размеры  

Юрист (адвокат) по жилищным вопросам в СПб.Тел.+7 (812) 989-47-47
Консультация по телефону

Что учитывается судом при вынесении решения об определении порядка пользования квартирой

Источник: https://zvonok-yuristu.ru/opredelenie-poryadka-polzovaniya-zhilyim-pomeshheniem/

Муниципальное имущество, находящееся в собственности. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

Имущество Находящееся в Пользовании Что Это

Не забываем поделиться:

Имущество местного самоуправления является объектом права муниципальной собственности. Согласно ст.130 и 132 Конституции муниципальная собственность не является разновидностью государственной и представляет собой отдельную, самостоятельную форму собственности, существующую обособленно, хотя и параллельно с государственной. Соответственно право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право, несмотря на то, что по своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности.Это связано с тем, что посредством органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Помимо этого, местное самоуправление, не обладая суверенитетом в отличие от государства, тем не менее, наделено рядом нормотворческих функций.Муниципальная собственность согласно п. 1 ст. 49 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» служит экономической основой осуществления населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.Муниципальная собственность по своей природе выражает скорее экономическую составляющую отношений, возникающих между органами местного самоуправления в процессе исполнения ими социально-экономических функций и иными субъектами, обеспечивающими жизнедеятельность муниципального образования, нежели юридическую. Именно муниципальная собственность является экономическим базисом, на основе которого строится здание социальной защиты населения на территории муниципального образования.В законодательных актах не всегда четко сформулировано определение собственника как субъекта права муниципального имущества. В одном случае собственником является муниципальное образование, в другом — органы местного самоуправления, в третьем — местное население.Такая неопределенность не может быть урегулирована только законами субъекта РФ, хотя бы потому, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.Отсутствие конкретики усложняет право неопределенного собственника на муниципальное имущество. Необходимо четко, в законодательном порядке определить, кого считать субъектом права муниципальной собственности.Во всяком случае, это необходимо для выяснения, на ком лежит бремя ответственности по исполнению обязательств, связанных с осуществлением права собственности муниципальным имуществом.Конституция РФ в ст. 130 так определяет собственника муниципального имущества: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».Статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.Однако более расширенное толкование законодательства дает возможность утверждать, что помимо населения муниципального образования и органов местного самоуправления осуществлять права собственника муниципального имущества могут должностные лица местного самоуправления.В этой связи А.А. Уваров делает вывод: «Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации — это, прежде всего, право самого населения.Но, учитывая высокую степень декларативности данного положения в сфере его практического применения, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют передачу права пользования и распоряжения муниципальной собственностью от населения органам и должностным лицам местного самоуправления. Думается, что подобные нормы не могут трактоваться как абсолютный переход права собственности от населения к другому владельцу, так как, с одной стороны, власть муниципальных органов и их должностных лиц производна от власти местного населения, и, следовательно, такая передача права собственности с точки зрения гражданского права не приводит к изменению муниципальной формы собственности.С другой стороны, появление таких норм не лишает население возможности в любое время реализовать это право от своего имени на местном референдуме».Если говорить о реализации местным населением своих прав на муниципальное имущество, то эти права могут осуществляться как посредством форм непосредственной муниципальной демократии, так и опосредованно, т.е. через институты представительной демократии местного самоуправления.Однако это даже не ограниченное право собственности, а лишь право на управление муниципальным имуществом от имени муниципального образования.Исходя из общего смысла назначения местного самоуправления, в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, т.е. население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления.По мнению Н.С. Бондаря и С.А.Зинченко, «право муниципальной собственности нельзя охарактеризовать как элементарное, простое: оно носит системный характер». Данное право необходимо рассматривать через четыре уровня его развития, где Советы, администрации и созданные ими органы непосредственно, через население, путем проведения референдума или через иные территориальные формы демократии осуществляют правомочия распоряжения и управления муниципальной собственностью, т.е.рассматриваемое право они представляют как целостную систему, которая носит системный характер.Несомненно, правильны выводы О.В. Берга, утверждающего, что «наделение населением муниципального образования органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению права муниципальной собственности означает лишь перераспределение полномочий представителей одного и того же собственника — муниципального образования, но не передачу от него права собственности какому-либо другому лицу».Соответственно делегированное правомочие на управление и распоряжение собственностью не делает управомоченное лицо собственником. Если, к примеру, взять унитарное муниципальное предприятие, то порядок его создания принимается представительным органом местного самоуправления на основании решения, которым утверждается перечень муниципальной собственности, которая передается данному предприятию.Но, тем не менее, учредителем муниципального унитарного предприятия может выступать только муниципальное образование, а не орган местного самоуправления, принявший решение о его создании, так как он, орган местного самоуправления, не является собственником передаваемого предприятию муниципального имущества.Таким образом, можно сделать вывод, что органы местного самоуправления и население муниципального образования в рамках законодательства лишь осуществляют права собственника от имени муниципального образования, но не являются собственниками. Единственным легитимным субъектом права муниципальной собственности является исключительно муниципальное образование.Собственность, приватизация и человеческий фактор Приватизация Административная ответственность Уголовная ответственность Юридическая ответственность1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. 2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Остались вопросы по ст 215 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 215 ГК РФ бесплатно. Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.Муниципальное унитарное предприятие (МУП) — это коммерческая организация, владеющая собственностью, но не имеющая права распорядиться ей на свое усмотрение. Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал, а организация только пользуется предоставленным имуществом.Муниципальные унитарные предприятия могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.Учредительным документом такого юридического лица является устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд.Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона.Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Расшифровка аббревиатуры «МУП»

Аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».Каждое приведенное слово в термине «МУП» имеет существенное значение:«Муниципальное». Это слово означает, что предприятие создано на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных потребностей в какой-либо продукции, товаров или, для выполнения определенного вида работ или оказании каких-нибудь услуг.В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.«Унитарное». Это слово указывает на то, что имущество такого предприятия является целостным и не делится на акции, паи или на иные доли. При этом даже работники предприятия не могут владеть частью имущества МУП.«Предприятие». Это слово на указывает то, что организация является обособленным субъектом экономической деятельности, который является юридическим лицом, и выступает в отношениях с органами власти или с контрагентами от своего имени и имеет имущество в управлении.

Способы использования имущества

Местная власть закрепляет за МУПом какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету.Именно поэтому МУПы делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:Муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;

Распоряжение имуществом

МУПы не вправе продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местных властей. Также муниципальные унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества.Однако муниципальные унитарные предприятия имеют право вкладывать часть денежных средств в капиталы коммерческих товариществ или обществ, если такие действия допускаются Уставом предприятия и разрешены местным законодательством.Кроме этого, муниципальные унитарные предприятия в определённых случаях могут распоряжаться доходами, которые были получены от собственной хозяйственной деятельности. Например, из таких доходов осуществляется оплата труда руководителей организации и работников предприятия.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов.В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны.Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.Субъекты права муниципальной собственности, виды объектов, находящихся в муниципальной собственности.Государство является особым субъектом права собственности. Это означает, что некоторые материальные и нематериальные ресурсы находятся под юрисдикцией государственных структур, осуществляющих управление страной.Государственная собственность разделяется на несколько типов. Это собственность, находящаяся под управлением федеральных властных структур, имущество регионального значения, управляемое властными органами субъектов федерации и муниципальные материальные ресурсы, которые контролируются органами самоуправления на местах. Следующая

Источник: https://sudsoveti.ru/statya-215-gk-rf-pravo-municzipalnoj-sobstvennosti/

Собственность — это… Право собственности. Виды и формы собственности

Имущество Находящееся в Пользовании Что Это

Собственность — это принадлежность вещей определенным лицам, а также отношения, возникающие в связи с принадлежностью имущества. Собственность — это одновременно и юридическая, и экономическая категория.

  • Юридическая собственность — это право на принадлежность вещей. Состоит из права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.Собственность как гражданско-правовой институт — это совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.
  • Экономическая собственность — это общественные отношения по поводу принадлежности, раздела и передела объектов собственности. Здесь важны именно фактические отношения — кто реально контролирует объект собственности и принимает решения о его использовании, распоряжается им — а не формальное право, закрепленное в документах.Экономическое содержание собственности раскрывается через владение, управление и контроль.Собственность — базовый экономический институт, существующий с тех пор, как у людей появились первые вещи и понятия «моё» и «чужое».

Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам. По российским законам, право собственности включает три составляющих: право владения, пользования и распоряжения вещью.

Субъекты и объекты собственности

Субъект собственности (собственник) — это тот, кому принадлежит имущество. Субъектами собственности могут быть отдельный человек, группа людей (семья, трудовой коллектив, население территории), государство и его органы управления, народ страны.

По российским законам, субъектами собственности могут быть физические и юридические лица, муниципальные образования, Российская Федерация и ее субъекты.

Объекты собственности — это имущество, на которое распространяется право собственности. Объектами собственности могут быть факторы производства и готовая продукция: земля, недвижимость, деньги, ценные бумаги, товары и другие материальные ценности.

По российским законам, некоторые субстанции не могут быть объектами права собственности: например, воздушное пространство, дикие животные и т.п.

Нематериальные результаты интеллектуальной деятельности в России не являются объектами права собственности. Интеллектуальная собственность на произведения искусства, компьютерные программы etc входит в исключительные права.

Основания права собственности

В России основания приобретения права собственности делятся на первоначальные (если право собственности возникает впервые) и производные. Право собственности возникает:

  • В результате изготовления вещи своими силами из своих или бесхозных материалов
  • В результате использования имущества: например, право собственности на доходы от аренды или на фрукты, выращенные на своем участке.
  • В результате приобретения имущества по сделке — купли-продажи, мены, дарения, приватизации.
  • В результате наследования.
  • По праву первого нашедшего бесхозную вещь: например, находка клада.
  • По праву давности владения: 15 лет для недвижимости и 5 лет для иного имущества.

Основаниями прекращения права собственности могут служить отказ собственника от права собственности, а также гибель или уничтожение имущества. Человек может быть принудительно лишен права собственности по суду — в счет погашения обязательств, при конфискации, изъятии, принудительном выкупе и т.п.

и суть права собственности: владение, пользование и распоряжение

Право собственности действует все время, пока имущество существует. Юридическое содержание собственности реализуется через владение, пользование и распоряжение (п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

  • Владение — это фактическое обладание данным имуществом. Право владения означает возможность удерживать вещь в собственном владении, обладать ею.Пример: У гражданина N есть в собственности автомобиль. Он имеет право сохранять этот автомобиль за собой сколько угодно, ничего специально делать для этого не нужно.
  • Пользование — это извлечение полезных свойств из данного имущества, например доходов.Пример: Гражданин N имеет право ездить на собственном автомобиле, возить пассажиров и грузы или ничего не возить, может разобрать автомобиль на запчасти, а может поставить в гараж и любоваться на него.
  • Распоряжение — это возможность изменить состояние, назначение, юридическую принадлежность имущества: продать, подарить, передать по наследству, сдать в аренду, обременить залогом.Пример: Гражданин N может продать автомобиль, может по доверенности дать его на время другу, может подарить машину бабушке, завещать дочери и т.п.

Право собственности ограничивается при условиях, предусмотренных законом, при нарушении чужих прав и при осуществлении своих прав только с намерением причинить вред.

Формы собственности: частная, государственная и коллективная

Чаще всего собственность разделяют на три формы:

  • Частная собственность — личная, индивидуальная.
  • Государственная собственность.Переход частной собственности к государству называется национализацией.

Переход государственной в частные руки называется приватизацией.

  • Коллективная собственность — совместная.

Закон признает различные виды собственности, в том числе смешанные. Современная рыночная экономика — это экономика со смешанной собственностью.

Виды собственности по конституции РФ: частная, государственная, муниципальная

Конституция РФ и Гражданский кодекс признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы:

  • Частная собственность — граждан и юридических лиц.
  • Государственная собственность — федеральная и субъектов федерации.
  • Муниципальная собственность — муниципальных образований, городов и сельских поселений.

Источник: https://www.anews.com/p/117880992-sobstvennost-ehto-pravo-sobstvennosti-vidy-i-formy-sobstvennosti/

Владение

Имущество Находящееся в Пользовании Что Это

Владение – это вид права собственности, обладание какой-либо вещью.

Это право, фактически дающее возможность пользования вещью одному лицу (владельцу), запрещающее использование этой вещи в любых целях без разрешения владельца другими субъектами.

Может наступить вследствие правового оформления, устной договоренности, а также при молчаливом согласии собственника, когда другой субъект берет вещь в свое владение.

Обычно в современных правовых документах владение рассматривается как одна из составляющих реализации права на собственность, вместе с такими правомочиями, как распоряжение и пользование.

Понятие и виды собственности

В российском законодательстве термин право владения является синонимом права собственности. Аналогично слово владелец имеет то же значение, что и слово собственник.

Собственность – это любое имущество, находящееся во владении собственника. Различают такие ее виды:

  • частная, то есть принадлежащая одному владельцу;
  • совместная (общая).

 

  • Законное и незаконное. Владение признается законным, когда имущество получено способами, разрешенными государством.
  • Добросовестное (владелец полностью уверен, что имущество не принадлежит другим субъектам) и недобросовестное.
  • Давностное (владелец имеет намерение обладать имуществом как личной собственностью).

Различие владения и телесного обладания в Древнем Риме

В древнеримском праве телесное обладание предметом означало просто наличием вещи у человека, который не являлся ее законным собственником, а просто взял на хранения чужое имущество. При попытке присвоить эту вещь, такой человек становился вором, а владение считалось незаконным.

Владение же реализовывало полное право пользования и распоряжения вещью ее владельцем. Хотя некоторые исследователи не совсем согласны с таким различием, полагая, что эти два термина были эквивалентны.

Наследуемое или пожизненное владение

Термин пожизненного наследуемого владения возник в феодальном обществе. Например, когда вассал за преданную службу своим повелителем награждался титулом и землями, которые становились фамильными семейными ценностями и передавались после смерти его законным наследникам из поколения в поколение.

В советском праве крестьянам и другим владельцам земли позволялось реализовывать данный вид владения.

Но с момента введения в действие Земельного кодекса РФ в 1991 пожизненное или наследуемое владение больше не разрешается, не считая случаев, когда это право наступило до вступления в силу нормативного документа.

Владельцы земли имеют полное право использовать ее в своих личных целях, вести хозяйственную деятельность, строить сооружения, жилые дома, подсобные помещения, сдавать в аренду или в пользование безвозмездно.

Также субъекты пожизненного владения могут перейти на право собственности или аренды на землю.

Владение временное

Этот вид владения не подразумевает получение имущества в личную собственность владельца. А всего лишь дает право пользования чужой или государственной собственностью на определенных условиях, за плату либо безвозмездно. Срок владения может быть различным. Необходимо обязательное документальное оформление временного владения с помощью договора.

Временное владение наступает при аренде движимого или недвижимого имущества, получении вещи на хранение или в ссуду, может наступить по ошибке при случайном обнаружении чужой вещи, в виде залога по кредитным обязательствам, а также в случаях перевозки или пересылки посредниками предметов, являющихся собственностью других субъектов.

Бессрочное пользование

Это право пользования имуществом или землей, находящейся в собственности государства в течение определенного срока или бесконечно.

До 2001 г. российское законодательство разрешало передавать находящееся в бессрочном пользовании земли другим владельцам, в наследство либо сдавать в аренду, продавать. Сейчас это делать запрещено Земельным кодексом РФ право бессрочного пользования землей больше не предоставляется.

Владельцы имеют право зарегистрировать землю и другое имущество в специальных органах регистрации, и получить право собственности в порядке, установленном законодательством.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/8749-vladenie

Оперативное управление имуществом: что это такое? Право собственности, функции, передача имущество в ОУ

Имущество Находящееся в Пользовании Что Это

м права оперативного управления являются полномочия по владению, пользованию и распоряжению активами государства. Реализация этого права регулируется ГК РФ, а также законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».  Рассмотрим, что такое оперативное управление и каким имуществом можно распоряжаться в процессе его реализации.

Объем прав каждого предприятия закрепляется его уставом и другими учредительными документами. Закон предполагает, что ОУ обладает особым правовым режимом и является ограниченным видом права. Его не нужно путать с хозяйственным ведением имущества, субъектами которого могут быть только государственные или муниципальные предприятия.

Функции субъектов

Субъекты права оперативного управления — государственные предприятия (федеральные, муниципальные, субъектов РФ), а также созданные ими учреждения любой формы собственности. Решение о создании федерального предприятия принимает Правительство РФ, муниципального — муниципальные органы власти, а предприятия субъектов РФ — органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Казенные предприятия вправе распоряжаться:

  • оборудованием, транспортом и пр.;
  • доверенными им производственными комплексами;
  • денежными средствами в соответствии с утвержденной сметой;
  • продукцией и доходами, полученными от работы;
  • любыми вещами, находящимися в свободном гражданском обороте.

Закрепленные объекты подлежат страхованию за счет собственника. Все вопросы реализации сделанной продукции или услуг они также могут решать самостоятельно, но отчуждение, распоряжение активами уже требует согласия собственника, то есть государства.

Не вправе субъекты права, к примеру, продавать здания собственника без его ведома. Но они обязаны осуществлять регистрацию права на недвижимость и земельные участки, закрепленные за ними. Полученные от деятельности доходы поступают в самостоятельное распоряжение предприятия. Государство может забрать излишки, которое не используется.

Казенные предприятия не вправе отчуждать здания или оборудование, приобретенные за счет средств, выделенных им по смете без согласия государства.

Объем прав

Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

В процессе осуществляется:

  • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
  • контроль за состоянием вверенных активов;
  • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
  • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
  • работа с поставщиками и другими контрагентами.

Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

Процесс закрепления имущества на праве ОУ

Для этого составляется соответствующий договор и акт о передаче активов, а также выносится официальное распоряжение главы государственного органа.

Для оформления необходимо подготовить:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о госрегистрации предприятия;
  • кадастровый паспорт или план производственных помещений;
  • договор о передаче прав;
  • опись активов, акт приема-передачи.

Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

Государство не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случаев прямо оговоренных в их уставе.

Переход права управления

При переходе права собственности к другому госоргану, то право оперативного распоряжения сохраняется. Возникает данное право с момента передачи активов (в случае с недвижимостью с момента регистрации прав в Росреестре), а прекращается при правомерном изъятии активов собственником, а также другими причинам, установленным законодательством.

При смене собственника, например, с муниципального на субъект РФ, выдается свидетельство о праве ОУ.

В распоряжение казенного предприятия активы передаются только на условиях их использования для реализации производственного или другого плана казенного предприятия, учреждения.

В случае, когда активы используются для достижении иных целей, оно может быть изъято государством. Изъятие происходит по определенной процедуре — с составлением акта, подтверждающего нецелевое использование.

Порядок передачи имущества, находящегося в оперативном управлении, определяется ГК РФ. Казенные предприятия могут инициировать признание недействительными актов собственника об изъятии или распоряжении вверенного им объекта.

Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования

Если говорить простыми словами, то на праве ОУ имущество закрепляется только государством. Если же происходит передача активов в безвозмездное пользование, то сделать это может любой субъект, который является его законным владельцем.

Учитывая участие государства, объекты, переданные в управление подлежат оценке, а также обязательному страхованию каждый год. Если происходит переоценка, то может быть оформлено дополнительное соглашение к договору. Государство полностью контролирует процесс распоряжения, что не происходит в случае, когда осуществляется безвозмездное использование другими собственниками.

Ограничение прав

Ограничивает право ОУ только собственник и закон. По обязательствам казенных предприятий предусмотрена субсидиарная форма ответственности. Недвижимость находиться под обременением.

Без разрешения государственных органов реализовать дома, здания, цеха и другие помещения будет невозможно.

Существуют также ограничения на распоряжение особо ценным имуществом субъектом права ОУ.

Списание оборудования осуществляется с согласия собственника. Не может казенное предприятие также менять целевое назначение объектов без согласования. Оно обязано отчитывается перед государством об использовании всех активов и исполнении решений.

После прекращения права ОУ нужно будет передать все по акту приема-передачи в надлежащем состоянии с учетом естественного износа. Если активам был нанесен ущерб, то он подлежит возмещению в судебном порядке.

ВАЖНО! Доходы, полученные казенными предприятиями, а также изъятое у них имущество или излишки, поступают в государственный бюджет.

Государство наделяет казенные предприятия и учреждения правом оперативного управления. Закон предусматривает ограниченные возможности по распоряжению активами, однако у субъектов достаточно прав для организации производственной деятельности для достижения целей, поставленных перед ними уставом.

Источник: https://jurist.lawyer/house/operativnoe-upravlenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.