Как Оформить Авторское Право на Сценарий

Содержание

Авторское право в интернете: как правильно использовать чужой контент и защищать свой

Как Оформить Авторское Право на Сценарий

У всех картинок, гифок, видео, музыки и текстов, которые вы найдёте в интернете, есть автор. Автору автоматически принадлежат права на созданный им объект, и эти права охраняются законом. Это значит, что нельзя просто взять классную картинку и вставить в свой пост или рассылку — для этого нужно разрешение автора.

Авторское право делится на два вида: имущественное и неимущественное. По неимущественному праву автор решает, как назвать своё произведение и как под ним подписаться, публиковать его или нет. Но нас больше интересует имущественное право — использовать это произведение в своих целях, в том числе для зарабатывания денег.

Если материал будет в рекламе товара, услуги или компании — это коммерческое использование.

То же относится к сайтам с платной подпиской, где нужно заплатить за доступ к содержимому, и к группам в соцсетях, где есть реклама товаров или указаны цены.

В этом случае лучше либо создать свой текст и иллюстрации, либо официально их купить. Всё логично: контент приносит прибыль, поэтому должен быть оплачен.

Некоммерческое использование — это когда контент не приносит деньги. Например, если вы делаете рассылку с обзором лучших смартфонов 2018 года, это не коммерция. А если в эту рассылку добавить кнопки «Купить», которые ведут в магазин, то это уже реклама товаров. Соответственно, коммерческое использование.

При некоммерческом использовании всё немного проще. В фотобанках много изображений, которые можно использовать в некоммерческих целях. Многие авторы, особенно непрофессионалы, разрешают использовать свои работы, если вы просто укажете авторство и дадите ссылку на их сайт.

Если автор узнает, что вы использовали его работу, то как минимум потребует удалить её с ваших ресурсов, а может и подать в суд. Обычно судятся, если контент использовали в коммерческих целях. Чаще всего — с крупными компаниями.

Конечно, обычно авторы не сёрфят в интернете целыми днями в поисках своих украденных работ, но попасться всё равно можно. В итоге платить компенсацию по решению суда выйдет дороже, чем честно купить картинку.

Даже если автор изображения не указан, он всё равно существует, и его произведение защищено авторским правом. Если вы при публикации укажете автора, это всё равно нарушение закона, ведь вы берёте его работу без разрешения.

Всегда нужно проверять, защищена ли картинка авторским правом и на каких условиях можно её использовать. Сделать это можно даже через Google с помощью поиска по картинкам.

  1. Заходим в раздел «Картинки». В строке поиска появится значок фотоаппарата, кликаем по нему.
  1. Получаем окно поиска, куда загружаем картинку либо ссылку на файл.
  1. Оригинал фотографии наверняка будет в хорошем разрешении, так что в результатах поиска выберите большие изображения.
  1. Зайдите на сайты, где лежат эти изображения, и посмотрите, как там указан автор. Теперь остаётся найти его страницу в Сети и посмотреть, есть ли там условия использования работ.

Большую часть контента в Сети можно использовать на заранее определённых условиях. Эти условия прописаны в лицензии — договоре на использование контента. Этот договор открытый, его не нужно заключать и подписывать с двух сторон. Вы просто изучаете условия лицензии и соблюдаете их, когда используете изображения и другие медиаобъекты.

Условия лицензии могут быть размещены на сайте, откуда вы берёте контент. Например, в СМИ часто пишут: «При копировании материалов гиперссылка на источник обязательна». В таком случае вы имеете право скопировать текст, если дополните его активной ссылкой на сайт-источник.

Вот список лицензий, которые используются для обозначения авторских прав и условий использования текстов, видео, фото и музыки:

  • СС (Creative Commons) — для любого контента, включая программное обеспечение.
  • GNU FDL (Free Documentation License) — для документов, энциклопедий, словарей.
  • DSL (Design Science License) — для любого контента, включая программное обеспечение. Её почти перестали использовать с появлением Creative Commons.
  • Free Art License (License Art Libre) — для любых художественных произведений.

Creative Commons — самая популярная лицензия. Ей часто пользуются фотографы и дизайнеры, писатели и программисты. Есть несколько подвидов лицензии с разным набором условий: например, ссылаться на автора, использовать произведение только в неизменном виде или только на некоммерческих условиях и другое. Самая подходящая лицензия — CC0, то есть произведение полностью очищено от авторских прав.

Напишите автору письмо. Расскажите, в каких целях вы собираетесь использовать его творение, и спросите, на каких условиях он вам это разрешит.

Соглашение с автором может быть устным или письменным. Если вы опасаетесь, что автор начнёт предъявлять претензии после публикации, то лучше заключить договор письменно. Так будет легче доказать, что вы опубликовали работу строго в рамках договорённости.

Нужно учесть нюансы:

  • Кому принадлежат имущественные права на объект. Может, автор уже продал их какой-то компании и договариваться нужно с ней.
  • Что именно вы хотите сделать с контентом. Нужно чётко это прописать в договоре. Будете ли вы использовать его в коммерческих или некоммерческих целях, опубликуете оригинал или будете как-то его видоизменять — всё это нужно указать.

Всё те же пункты нужно включить в договор, если вы нанимаете фотографа или дизайнера.

Кафе договорилось с фуд-фотографом о съёмке блюд из меню. Фотограф включил в договор условия: указывать его авторство и использовать готовые фото в неизменном виде. Заказчику показалось, что результат недостаточно аппетитный. Он самостоятельно накрутил контрастность в фоторедакторе, а из получившегося сделал коллаж.

Фотограф увидел опубликованный коллаж и подал на кафе в суд. Он выиграл, потому что условия договора были нарушены.

Это легко, когда в штате есть фотограф или дизайнер. Ещё есть сервисы для создания картинок с готовыми шаблонами для недизайнеров: Canva, Piktochart, BeFunky и множество других. Можно нанять внештатного специалиста — только не забудьте заключить с ним договор и прописать в нём передачу имущественных прав на работы.

Использовать фотостоки

Есть платные и бесплатные. Легко искать нужные изображения, лицензии на виду, выбор относительно большой. Но эти картинки уже наверняка кто-то использовал до вас — например, одни и те же улыбающиеся люди изображают сотрудников на сайтах сотен компаний.

«Улыбающийся сквозь боль Гарольд» и вовсе стал мемом, а начинал с фотостока. Ещё один подвох — фотостоки бывают нелегальными и собирают фотографии без разрешения авторов. Отвечать в итоге придётся вам, так что подстрахуйтесь и проверьте картинку через Google.

Встраивать изображения

Только при некоммерческом использовании. С помощью эмбеда вы не сохраняете картинку к себе, а встраиваете её в код страницы. Таким способом можно брать картинки из Instagram, Getty Images, Tumblr и Flickr. Этот способ можно использовать в рассылках и на сайте.

Магазин «Пудра» в раздел отзывов в письме вставляет эмбеды из Instagram-аккаунтов блогеров

Искать в Google

Забиваем запрос, переходим в раздел «Картинки». Здесь нажимаем на «Инструменты» и выбираем подходящую лицензию из выпадающего списка «Права на использование». Всегда заходите на сайт, где лежит фотография, и проверяйте её происхождение.

Использовать материалы из общественного достояния

В России имущественное авторское право перестаёт действовать через 70 лет после смерти автора. Это касается книг, картин, фильмов. При этом в других странах свои сроки действия авторского права, так что обязательно изучите вопрос перед тем, как брать контент.

С текстами та же история, что и с картинками — без разрешения их использовать нельзя. Броские цитаты из фильма или книги отлично подходят для тем в рассылках, но охраняются авторским правом. Причём как оригинальные названия, так и переведённые.

В теме этого письма явно обыграно название фильма с Леонардо Ди Каприо. По Гражданскому кодексу переводные названия фильмов являются творческим результатом работы переводчика. Правообладатели перевода могут подать иск

Даже если вы возьмёте чужой текст и немного переработаете его, правообладатель имеет право подать жалобу. Он обратится за экспертизой, и специалисты могут подтвердить заимствование текста.

В соцсетях тоже работает авторское право. Оно защищает все картинки, тексты, гифки и видео. Без проблем можно делать репосты — так вы сохраняете авторство контента. А вот публиковать у себя без разрешения и указания автора нельзя, это нарушение закона.

Алгоритм действий, если хотите использовать чужой контент в соцсети, обычный. Найдите автора текста или изображения, посмотрите, указаны ли на его сайте или в аккаунте условия публикации. Если не указаны — свяжитесь с ним и договоритесь.

Заведение рекламирует вечер с кинопоказом в группе «ВКонтакте». В посте — кадры из мультфильма «Тайна Коко», и это нарушает права правообладателей мультфильма

Если контент взяли у вас

Пользователи могут брать ваш контент только для личного некоммерческого использования и обязаны указывать автора и источник заимствования. В противном случае они нарушают закон, и вы можете требовать удаления контента и выплаты компенсации через суд.

Ставьте копирайты на все свои фото и видео, подписывайте авторство. Так будет легче защищать свои интересы в суде.

Для начала соберите доказательства: ссылки и скриншоты ваших страниц и страниц конкурента с аналогичным контентом, оригиналы фото и видео. У вас должно быть всё, чтобы показать — вы разместили материалы раньше конкурента. Идите к нотариусу, чтобы он заверил эти материалы.

Затем попробуйте договориться мирно: напишите владельцам ресурса, что вы собрали «вещдоки», и попросите удалить контент и компенсировать вам как минимум расходы на нотариуса. Если нарушители не соглашаются или не отвечают, можно подавать судебный иск.

Обязательно проконсультируйтесь с юристом. Бывает, что ваши усилия в судебном разбирательстве того не стоят: либо шанс на победу небольшой, либо компенсация будет слишком маленькой.

Источник: https://Lifehacker.ru/avtorskoe-pravo-v-internete/

Сценарий — произведение как объект авторского права

Как Оформить Авторское Право на Сценарий

Охраняется ли сценарий произведения авторским правом? Какой статус имеет написанный, но не использованный сценарий? Как защищаются авторские права сценариста? Где можно депонировать или зарегистрировать свой сценарий? Произведения, не являющиеся объектами авторского права: правда или вымысел?

Авторские права на произведения литературы изначально принадлежат создателю такого произведения. Для выполнения работы «на заказ», необходимо соответственно оформить передачу и договор авторского права на произведение. В этом случае автор сохраняет свои неимущественные права, а исключительные – переходят другой стороне.

Владимир Кривцов 2019-05-08T11:29:52+00:00

  • Гарантированная регистрация
  • Стоимость от 15 000 рублей
  • В России и за рубежом

консультация

                Авторские права и их защита – это актуальная тема для современных юристов, авторов и издателей. Удачное произведение может принести своему автору и издателю значительные суммы.

Но что делать, если у нас есть не само произведение, а только сценарий к нему? Считается ли такой «план» и наработки – результатом творческого труда автора, охраняется ли по закону? Попробуем рассмотреть, как сценаристу защитить свои авторские права и интересы в России.

Авторское право: сценарий и его статус

С точки зрения закона, сценарий также является объектом авторского права если его можно квалифицировать как результат творческой и интеллектуальной работы автора. В большинстве случаев, сценарий к фильмам, играм, сценическим постановкам – это отдельное произведение, оно охраняется также, как если бы автор позиционировал его в качестве романа или повести.

Согласно ст.1259 ГК РФ, авторские права на произведения формируются прямо в процессе его создания, что также касается и прав по отношению к созданному сценарию.

Для этого не предусмотрены никакие специальные процедуры регистрации или оформления в России.

Сам текст, специфический сюжет и персонажи – также подпадают под охрану, не могут быть использованы без соответствующего письменного разрешения правообладателя.

!

Фильмы – сложные объекты интеллектуальной собственности, которые включат в себя результаты творческого и интеллектуального труда разных специалистов. Сценарий к фильму может быть составной частью такого объекта интеллектуальной собственности.

Защита авторского права

Отсутствие специфического оформления объектов авторского права для получения соответствующей охраны является одновременно и благом, и трудностью. С одной стороны, автору не нужно выполнять целый комплекс бюрократических и оформительских процедур, оплачивать пошлины. С другой стороны, это может вызвать сложности, когда необходимо защитить свои права на произведения.

Помните!

Презумпция авторства подразумевает, что автором является то лицо, кто соответствующим образом указан на экземпляре, пока не доказано обратное.

Если имело место незаконное присвоение или хищение произведение (в данном случае сценария), то автору будет необходимо в суде доказать, что именно он создал его. В этом случае есть несколько специфических решений, который могут помочь в суде:

1.      Депонирование

Сценарий можно депонировать, т.е. передать на хранение, что может существенно облегчить доказательство авторства.

Само по себе депонирование не является «доказательством», но оно рассматривается как доступ и соответствующие действия с произведением на определенный момент времени.

Подобные услуги предлагает государственная библиотека, РАО (а точнее его партнеры, которым оно делегирует такую возможность), частные компании и структуры.

Подробнее о депонировании.

2.      Заверение у нотариуса

По аналогии с депонированием, нотариус может засвидетельствовать наличие соответствующего экземпляра или рукописи у лица, на определенный момент времени.

Далеко не все нотариусы предоставляют подобные услуги, ссылаются на то, что произведение как объект авторского права не является документом. В этом случае наша компания поможет найти специалиста, который засвидетельствует предъявление сценария.

Этот вариант привлекателен тем, что он дешевле депонирования, может лучше подойти для одного конкретного произведения.

3.      Регистрация авторского права

Сценарии можно зарегистрировать за рубежом, где существует практика советующего оформления и хранения материалов. Например, Гильдия Сценаристов США и Библиотека Конгресса предлагает соответствующие услуги.

Примечательно, что такая регистрация может быть дешевле, чем депонирование в России. Именно к такой практике часто прибегают, когда хотят использовать произведение за пределами РФ, а в частности на территории США.

4.      Письмо самому себе

Одним из архаичных способов подтверждения авторства, который продолжает пользоваться популярностью, является отправка экземпляра или рукописи по почте (где указывается соответствующая дата и время).

Невскрытый и проштампованный конверт автор хранит на случай подобных разбирательств, вскрывает в присутствии нотариуса для засвидетельствования.

Современным аналогом для подобного может считаться электронное письмо с прикрепленным файлом, осмотр которого происходит в присутствии нотариуса.

!

Совет

Команда «Кривцов и Партнеры» помогут доказать и защитить авторские права на произведения. Мы хорошо знаем с какими проблемами могут столкнуться авторы и сценаристы в РФ, возьмем на себя все правовые аспекты, отстоим интересы клиента на любом уровне.

Источник: https://krivcov.ru/scenarij-proizvedenie-kak-obekt-avtorskogo-prava.html

Как сценаристу защитить свою идею?

Как Оформить Авторское Право на Сценарий

 
Стоит ли показывать синопсис продюсеру? Таким вопросом нередко задаются сценаристы, особенно начинающие. Ведь авторские права не распространяются на идеи (п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Поэтому у авторов возникает много беспокойства и недопонимания по этому вопросу.

Я постараюсь ответить на самые распространенные вопросы и развеять страхи авторов на примере защиты логлайна, заявки, синопсиса и тритмента. Например, у вас замечательный логлайн. Текст логлайна является объектом правовой защиты.

Другое лицо не может использовать текст логлайна без согласия автора, но идея логлайна не охраняется авторским правом и по ней может быть написан сценарий другим лицом.
rawpixel.com Идеи, которыми вы делитесь в устной беседе, например, с другом или продюсером, не подлежат правовой защите.

Услышав вашу идею, другие люди могут использовать ее для своей заявки или сценария и это не будет являться нарушением ваших прав.

Авторские права на вашу идею возникают с момента, когда она выражена в какой-либо объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Например, в форме заявки, синопсиса, тритмента или сценария.

 

Переработка произведений

Тексты сценарных произведений не могут быть опубликованы, изменены, сокращены и т.п. без согласия автора.

Но основной страх молодых авторов, как правило, касается переработки их произведений (прежде всего заявок и синопсисов в сценарные произведения) без их согласия и без выплаты вознаграждения, иными словами «воровство идей».

Рассмотрим ситуацию использования синопсиса другим лицом для написания сценария с правовой точки зрения.

В соответствии со ст. 1270 ГК РФ автору произведения принадлежит исключительное право на произведение, к которому относится переработка произведения (п.п. 9 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ). Переработка — это создание производного произведения (например, сценарий на основе синопсиса).

Другое лицо может создать производное произведение только с согласия автора произведения, которое было использовано для создания производного произведения (п. 3 ст. 1260 ГК РФ).

Иными словами, чтобы написать сценарий на основе синопсиса требуется получить согласие автора синопсиса.

freepik.com Вместе с тем, необходимо понимать, что закон охраняет не содержание, а форму произведения. Например, вы не сможете защитить заявку (краткое описание произведения), выполненную на одном или двух листах в случае, если она будет переработана другим лицом в сценарий. Для этого вам потребуется расширить ее до более подробного синопсиса или тритмента. А чтобы суд признал переработку вашего синопсиса или тритмента в сценарий, должна совпадать не просто основная идея произведения, а большая часть сцен. То есть должно быть четко отражено, что за основу сценария действительно взято ваше произведение, и совпадения есть по содержанию, а не только по основной идее и конфликту.

Доказательство авторства

Прежде всего необходимо знать, что авторские права возникают с момента, когда произведение выражено в какой-либо объективной форме и специальной регистрации для возникновения авторских прав не требуется (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

При этом, не имеет значения, закончено ваше произведение или нет. Даже если вы написали только один абзац заявки или одну сцену сценария — они подлежат правовой охране. Также не важно обнародовано или нет ваше произведение. На правовую защиту это никак не влияет.
rawpixel.

com Вместе с тем, в ваших интересах собирать доказательства авторства с первых шагов создания произведения.

Направляя продюсеру ваш синопсис, вы должны не только знать свои права автора и понимать правовые риски, но и иметь на руках доказательства того, что вы являетесь автором произведения.

В качестве доказательств могут выступить:

  • депонирование произведения (регистрация на ваше имя в депонирующей организации);
  • письмо самому себе с вложенным произведением заказным письмом с описью вложения (но его ни в коем случае нельзя открывать до момента судебного заседания, и делать это можно только в присутствии судьи);
  • заверение произведения у нотариуса;
  • рукописи, черновики;
  • переписка по электронной почте;
  • отправка произведения на питчинг, конкурс (сохраняйте все материалы питчинга, буклеты, листовки, где опубликовано ваше произведение);
  • создание рассказа на основе вашего произведения и публикация в издательстве.

Кроме того, отправляя синопсис продюсеру по электронной почте, ставьте в копию вашего друга или юриста.

Подведем итог

freepik.com
 

  1. Наши идеи и логлайны не защищены авторским правом. Большие риски есть также с защитой заявок на 1-2 листах. Если идея дорога, она должна быть изложена в форме достаточно подробного синопсиса.
  2. Закон охраняет форму, а не содержание произведения.

    Правовой охране подлежат сами тексты ваших произведений, а не изложенные в них идеи.

  3. Собирать доказательства необходимо с первых шагов создания произведения.

  4. Синопсисы можно и нужно отправлять продюсерам, но необходимо максимально предотвращать возможные правовые риски (прежде всего, доказательство авторства).

  5. В ваших интересах разбираться в юридическом понятии «переработка» и понимать разницу между заимствованием идеи и переработкой произведения, что существенно сэкономит ваше время, нервы и деньги.

Желаю всем авторам успешной реализации проектов без правовых проблем!

Елена Марина Елена Марина — кандидат юридических наук, специализируется на авторском праве. По второму высшему образованию — режиссер игрового кино (ВГИК, мастерская Ю.В. Кара). Автор курсов: «Авторское право  кинопроизводстве», «Авторское право в сети Интернет».

 
Обложка: ijeab / freepik.com

ПопулярноеПрактика

Марс в Мексике, долгострой, спасенный Шварценеггером, жуткие аниматронные куклы, китч Пола Верховена и причем тут Дэвид Кроненберг — вспоминаем все о том, в каких муках рождался фильм, ставший вехой жанра научно-фантастического боевика и моментальной классикой эпохи VHS

Слова

В широкой волне «изоляционных» проектов веб-сериал «Все вместе» оказался одним из самых интересных. Поговорили с его авторами из студии «Дикий Digital» Викторией и Виктором Кравченко о выживании кинематографистов на фоне эпидемии, подводных камнях дистанционных съемок и перспективах формата скринлайф

Мнение

Во всем мире происходит бум производства screenlife-сериалов, а редкий российский онлайн-кинотеатр не просто не обходится, но и сам снимает десктоп-фильмы. Мы решили изучить это явление и понять, что с ним не так

Обзоры

У всех бывает такое ощущение, когда сидишь дома в самоизоляции, листаешь список фильмов и не можешь определиться с выбором? Давайте устроим баттл! И первыми на арену выходят самые известные и очевидные конкуренты: DC Films и MARVEL Studios. Дайте шуму!

Обзоры

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

Репортаж

Рост аудитории видеосервисов и спад мобильного контента, коллаборации онлайн-платформ и Fortnite как новая платформа дистрибуции — эксперты отрасли о текущей ситуации на рынке и будущем индустрии

Источник: https://tvkinoradio.ru/article/article15669-soveti-yurista-kak-zashitit-svoyu-ideyu

Интеллектуальная собственность в разработке видеоигр. Часть 1: Авторское право — Gamedev на DTF

Как Оформить Авторское Право на Сценарий

Привет! Я недавно закончил юрфак и очень люблю видеоигры. Поэтому моя дипломная работа была посвящена интеллектуальной собственности, возникающей в ходе разработки видеоигр.

В данной серии статей я хочу использовать полученные знания и рассказать, с какими видами интеллектуальной собственности может столкнуться разработчик видеоигры и кому будут принадлежать права на них. Первая часть посвящена объектам авторского права.

Сначала я расскажу, кому и какие права на них могут принадлежать, а затем перечислю все виды таких объектов, которые я смог выделить.

В российском авторском праве есть две категории прав на произведение — собственно авторские (право быть признанным автором произведения под своим именем или псевдонимом) и исключительные.

Права первой категории неотчуждаемы, то есть по закону нельзя, например, договориться, чтобы человек написал для вас книгу и разрешил выпускать ее под вашим именем. Исключительные же права являются объектом экономического оборота, и могут принадлежать как отдельным людям, так и организациям.

Исключительные права можно передать полностью (отчуждение) или в ограниченном объеме и на ограниченный срок (лицензия).

О том, кто становится владельцем исключительных прав на произведения, созданные в ходе разработки видеоигр, мы сейчас и поговорим.

Если разработчик является работником в игровой студии (или у ИП), и создание объектов авторского права является его трудовой обязанностью, то исключительные права на такие произведения (закон называет их служебными) по умолчанию принадлежат работодателю. О других условиях можно договориться в трудовом или гражданско-правовом договоре с работником.

Если разработчик является, например, фрилансером, и игровая студия заказывает у него какие-то объекты авторского права, то исключительные права по умолчанию возникают у этого разработчика. Как и в случае с трудовыми отношениями, это правило можно изменить в договоре.

В обоих случаях важно, чтобы создание объектов авторского права было целью договора. Если такой объект был создан как не предусмотренный договором побочный продукт , то исключительные права на него будут принадлежать автору.

Также, фактически любая видеоигра по закону является так называемым сложным объектом. Это такой объект авторского права, который состоит из нескольких самостоятельных объектов. Лицо, создавшее сложный объект (им может быть как человек, так и компания), называется организатором создания сложного объекта. При создании сложного объекта у организатора есть два преимущества:

  • если объект авторского права создается специально как часть сложного объекта, то договор о его использовании по умолчанию считается договором об отчуждении исключительных прав;
  • если в договоре прописано, что права на объект авторского права передаются по лицензии, то любые условия лицензионного договора, ограничивающие его использование в составе сложного объекта, ничтожны.

Теперь поговорим о конкретных типах объектов авторского права, которые могут возникнуть в ходе разработки видеоигры.

Дизайн-документ

Диздок, как практически любой текст, охраняется авторским правом как литературное произведение. Однако, важно помнить, что охраняется он именно как текст, а игровые механики, идеи, методы построения квестов или уровней не будут защищены авторским правом (их можно защитить как ноу-хау или с помощью патентов).

Код

Программный код в соответствии с Гражданским Кодексом также охраняется по правилам литературного произведения.

Поэтому использование кода человека, который ушел из вашей команды без надлежащего оформления прав, может закончиться выплатой солидной компенсации или даже запретом его использования в ваших продуктах.

Если же вы сами являетесь таким программистом, то прежде чем использовать свои наработки в новой команде, надо убедиться, что они не принадлежат бывшему работодателю.

Музыкальные произведения

Под музыкальным произведением закон понимает не аудиофайл (он называется фонограммой и является объектом не авторских, а смежных прав, о них — в следующей части), а мелодию и, при наличии, текст. Таким образом, если вы, например, наняли композитора для написания мелодии к одной игре, вы не имеете права использовать в следующих частях даже ее вариации, ремиксы и аранжировки.

Сценарий

Сценарий российским авторским правом охраняется как литературное произведение. Таким образом, под защиту попадают многочисленные внутриигровые тексты, в первую очередь — диалоги.

Персонаж

Особенность правового статуса персонажей в том, что они охраняются, будучи выраженными в определенной объективной форме. Таким образом, персонаж как игровая модель и, например, он же в книге — разные персонажи с точки зрения права.

Персонаж охраняется авторским правом если он «по своему характеру может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора».

Это крайне субъективный, оставленный на рассмотрение суда критерий, но скорее всего за незаконное использование условного Геральта или Шепарда засудить удастся, а вот безликого NPC, раздающего второстепенные квесты — уже с трудом.

Внутриигровые предметы

Если персонаж как объект авторского права прямо указан в Гражданском Кодексе, то с другими элементами лора ситуация сложнее.

Однако, Пленум Верховного Суда в одном из своих постановлений выделил два критерия, по которым фактически любой элемент произведения можно отнести к объектам авторского права.

Я их уже упоминал в отношении персонажа, но тут озвучу более четко. Итак, элемент произведения может быть признан как объект авторского права, если он:

  • «по своему характеру может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора» ;
  • выражен в объективной форме.

Так вот, на мой взгляд уникальные игровые предметы в полной мере соответствуют обоим критериям. Не важно, у вас ААА-продукт или крайне минималистичная игра, предмет обязательно будет выражен в объективной форме — как 3D-модель, картинка или текстовое описание.

Лор

Лор (или художественный мир) на мой взгляд можно определенно выделить как отдельный объект авторского права. Помимо упомянутых выше персонажей и предметов, он включает в себя множество других вещей. Использование их в совокупности может являться отдельным нарушением.

Текстуры

Текстуры, которые по своей сути являются произведениями изобразительного искусства либо фотографиями, соответственно и охраняются по тем же правилам. Однако, я предполагаю, что совсем примитивные текстуры — одноцветные или с простейшим узором — суд не признает как результат творческого труда.

Арты, карты локаций, внутриигровые комиксы и т.д.

Тут все просто: Гражданский Кодекс относит к объектам авторского права «произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства».

3D-модели

Цифровые трехмерные модели прямо не указаны в Гражданском Кодексе как объекты авторского права, однако однозначно охраняются им. Их юридический статус, на мой взгляд, можно толковать через две категории — как произведение дизайна либо как макет, выраженный в цифровой форме.

Внутриигровое видео и кат-сцены

Внутриигровое видео (в частности, CGI-ролики и «живое» видео) являются на языке права аудиовизуальными произведениями. Такие произведения определенно охраняются авторским правом.

Сложнее дело обстоит с кат-сценами. Так, согласно Гражданскому Кодексу, аудиовизуальное произведение — это «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений […] и предназначенное для зрительного и слухового […] восприятия с помощью соответствующих технических устройств».

И очень многие кат-сцены полностью удовлетворяют этому критерию. Однако нередко содержание кат-сцен частично зависит от игрока — время суток, ракурс, внешний вид главного героя или NPC.

Однако я склонен считать, что если в кат-сцене есть какая-никакая постановка и сюжет, она должна признаваться аудиовизуальным произведением, по сути представляя собой мини-фильм.

Хореографические произведения

Может быть так, что для в ходе разработки игры приглашается специалист по единоборствам, чтобы поставить крутую финальную кат-сцену после битвы с боссом. Или, например, хореограф, чтобы поставить с mocap-актерами танец. В таком случае создается самостоятельное хореографическое произведение, охраняемое авторским правом.

Итак, я кратко рассказал о том, какие объекты авторского права возникают в процессе создания видеоигры. В следующих статьях этой серии поговорим о смежных правах, товарных знаках и патентах.

Источник: https://dtf.ru/gamedev/63465-intellektualnaya-sobstvennost-v-razrabotke-videoigr-chast-1-avtorskoe-pravo

Как оформить авторское право: инструкция по регистрации

Как Оформить Авторское Право на Сценарий

Я тебя породил, я тебя и зарегистрирую! Ответственность за авторское право лежит исключительно на плечах создателя произведения. Что это дает, как доказать и оформить авторское право?

Что такое авторское право?

Предположим, вы сделали стул. Вы гордитесь дизайнерским решением и не хотите, чтобы первый прохожий сидел на нем или того хуже — унес или сдавал за плату. Это только ваш стул и вам распоряжаться его судьбой: кто, когда, за какую сумму и будет ли на нем сидеть. Потому что у вас есть на него авторское право, которое позволяет:

  • единолично владеть;
  • признаваться автором;
  • нарекать и обнародовать произведение;

Авторское право дает волю распоряжаться, возможность получать прибыль, и именно оно — щит от воров интеллектуальной собственности.

На что распространяется авторское право?

Авторское право распространяется на произведения скульптуры (стулья в том числе), живописи, литературы, музыки, кино, фотографии, хореографии и даже на программное обеспечение, географические карты и многое другое.

Регистрируем авторское право

Доказать свое авторское право просто. Сделали стул — вы автор по умолчанию. В России действует презумпция авторского права: создателем является тот, кто указан на произведении, если не доказано иное.

Для защиты правообладатели ставят на каждом экземпляре:

  • знак охраны авторского права ©;
  • имя, псевдоним, название компании (группы лиц);
  • год первого издания произведения.

Не всегда этого достаточно. Если злоумышленник присвоил стул, то можно подать на него в суд. Здесь вам придется доказывать право на авторство. Как же, ведь вы помните, как были воодушевлены плавностью веток ели и скрупулезно вытачивали перекладины спинки. Но правым в спорной ситуации будет тот, кто докажет первенство создания произведения.

Депонирование авторского права

Чтобы спать спокойно, авторы регистрируют произведения: заверяют у нотариуса дату и время подписания экземпляра, регистрируют авторское право в Российском авторском обществе (РАО), Едином депозитарии результатов интеллектуальной деятельности (ЕДРИД) или в иной организации. Передача копии произведения на хранение называется депонированием.

Депонировать авторские права — значит, зафиксировать, что творение уже существовало в данном виде в определенное время. Документ, полученный при депонировании, доказывает авторство.

Последовательность действий:

  • обратиться в инстанцию;
  • передать копию произведения и документы владельца;
  • оплатить пошлину (ЕДРИД — 1200 руб., РАО — в зависимости от объема, около 3500 руб. за 100 страниц);
  • получить свидетельство правообладателя.

Процедура доступна для любого вида произведений. Главное, зафиксировать дату создания.

Как зарегистрировать авторское право на музыку или песню

Что делает композитор, диджей — автор любого аудио произведения:

  • записывает музыку/песню на диск;
  • иной вариант — пишет ноты/слова произведения;
  • указывает дату создания (к цифровому носителю можно прикрепить метаданные);
  • заявляет имя автора;
  • сохраняет у себя или для большей надежности депонирует произведение в специальной инстанции.

Композитор может продать (или отдать) свое творение. Например, на радиостанцию. Автор имеет право на вознаграждение при публичном исполнении, выпуске в эфир и других воспроизведения композиции. Или на компенсацию, если “пиратская радиостанция” использует произведение без разрешения.

При регистрации авторского права на музыку владельцами могут значиться несколько человек. Отдельных прав (указание имени, денежные отчисления) на музыку может требовать продюсер, который организовал создание произведения. Если такой пункт есть в договоре.

Как зарегистрировать авторское право на литературное произведение

Литератору необходимо:

  • создать копию произведения в печатном и в электронном виде;
  • на всех экземплярах указать имя автора и дату создания;
  • как вариант — отправить произведение себе на электронную почту (подтверждение даты);
  • сохранить у себя или обеспечить гарантию защиты авторских прав и заверить экземпляр.

Литераторы получают прибыль, если произведение купило издательство. В зависимости от условий контракта автор имеет гонорар и процент от переизданий. Общая сумма пополнится при экранизации книги.

Однако литератор не получает денег, если произведение цитируют, печатают фрагмент, передают в безвозмездное пользование библиотекам.

Как зарегистрировать авторское право на сайт, логотип или дизайн

Часто логотипы, сайт, дизайн создают с целью продажи. Продаете творение, а вместе с ним и авторские права. Также можно выкладывать продукт на специализированные стоки с целью привлечения клиентов. Как дизайнеры закрепляют за собой авторское право:

  • защищают произведение водяными знаками;
  • сохраняют их в облачных файлах или на дисках с прикреплением метаданных с датой создания;
  • отдают копию диска или фотографируют созданный контент и депонируют в патентном бюро.

В интернете плагиат — частое явление. Регистрация авторских прав в сфере дизайна защищает от наглых воров, но подсмотреть идеи легко. Вряд ли получится судиться с компанией, выпускающей “Абибас” с четырьмя узнаваемыми полосками.

Не стоит огорчаться: умный человек всегда отличит подделку, а массовое копирование лишь подтверждает удачность оригинала.

Сколько лет действует авторское право?

Авторское право действует на протяжении всей жизни создателя произведения. После смерти права еще 70 лет принадлежат наследникам, а затем переходят в достояние общественности. К этому правилу есть некоторые дополнения.

  • Действие авторского права дольше, если творение создали несколько людей — тогда 70 лет измеряется с момента смерти последнего из них.
  • В течение 70 лет с даты обнародования авторское право длится, если: автор выступил под псевдонимом или анонимно, произведение увидело свет после его смерти или с года реабилитации (при репрессии).

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/instruktsiya-po-registratsii-avtorskogo-prava-ot-a-do-ya/

Как Оформить Авторское Право на Сценарий

Как Оформить Авторское Право на Сценарий

Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.

▪ Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

▪ Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

▪ Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.

Авторское право: снять фильм, сэкономив на сценарии (Часть 2)

Вообще авторское право как правовой институт в США регулируется Законом об авторском праве 1973 года, принятым Конгрессом США (а ему такое право предоставлено Конституцией Соединенных Штатов), то есть Copyright Act of 1976. В самой же Конституции США есть пункт 8 раздела 8 о патентах и авторском праве.

Видим здесь, что статья Гражданского кодекса РФ об изменении произведения, находящемся в общественном достоянии, полностью соответствует Бернской конвенции. То есть в США дело будет обстоять аналогичным образом, как и в России.

Нам нужно выяснить: как в США регламентирован процесс оформления прав на изменение произведения, перешедшего в общественное достояние.

Продолжая прошлую статью об авторских правах, их оформлении по фильмам, снятым на основе классической литературы, на примере картины «Война миров» 2005 года, рассмотрим законодательные акты США по вопросу.

Подведя итог, отметим, что сценарий фильма в России стоит около 30 тысяч долларов либо 10% от бюджета фильма. В США, если картина действительно кассовая и снимается при высоком уровне бюджета, стоимость сценария достигает порядка 3-4 миллионов долларов.

Есть идея телепроекта

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

▪ производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
1. произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

Где и как можно оформить авторские права, и сколько это будет стоить

* Иметь все исходные материалы (цифровые, бумажные и т. п.), которые появляются в процессе создания объекта авторских прав.

* Ряд юристов предлагает такой способ доказательства наличия авторских прав (временного приоритета), как отправка себе текста по почте. Письмо не вскрывается до возникновения спора. На конверте же будет почтовый штемпель с датой. Однако данное доказательство является неудобным, т. к.

оно одноразовое (если конверт вскрыт, то доказательство уже теряет свою прежнюю силу, т. к. Вы не сможете доказать, что было во вскрытом конверте), и крайне ненадежным и оспоримым (т. к.

крайне редко конверты идеально запечатаны, а соответственно, Ваш оппонент в суде может заявить, что конверт был вскрыт и Вы заменили документы).

* Записать произведение (или иной объект авторских прав) и рабочие материалы на одноразовый диск и финализировать его.

* Пойти к нотариусу с распечатками текста и нотной записи и заверить либо копию документа, либо время предъявления документа. Стоит это у всех по-разному, но до тысячи рублей точно должны уложиться, если там не тома. Должно быть ок. 200-600 р.

У юриста ничего заверить нельзя (это будет не заверением — можно сказать, Вы приобретете себе свидетеля). Заверенное нотариусом произведение — хорошее доказательство наличия у Вас авторских прав (в т. ч. права авторства). Сделать это можно у любого нотариуса! Приходите с паспортом и распечаткой произведения в двух экземплярах.

Конечно, надежнее заранее позвонить и обговорить такую возможность и стоимость нотариальных услуг.

Существует достаточное количество способов закрепить приоритет на текст, композицию и иное произведение, тем самым обеспечить себя доказательствами авторства и авторских прав. Основные способы защиты авторских прав.

Авторские права на персонажей

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

▪ Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

▪ Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко-или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

▪ сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Здравствуйте. ▪ Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

Прочитайте другие ответы юристов:

Источник: https://urist-onlain.ru/otvety/kak-oformit-avtorskoe-pravo-na-scenarij-9111.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.