Как Отменить Извещение о Единственном Поставщике
Содержание
Отмена закупки по 44-ФЗ в плане-графике: подробная инструкция
С 1 октября 2019 года заказчики обязаны заниматься планированием своей деятельности и составлять планы-графики сроком на 3 года. Публикуют их на сайте Единой информационной системы.
Иногда требуется вносить корректировки в уже размещенные графики, такая возможность существует. Отменить закупку в плане-графике по 44-ФЗ в 2020 году можно в рамках статьи 36 данного федерального закона. Прекратить процедуру определения поставщика возможно как на стадии планирования, до и после окончания приема заявок.
Чтобы узнать, как отменить закупку в плане-графике, заказчику прежде всего нужно понять, не превышены ли сроки, установленные законодательством для отмены тендеров.
Исключение составляет запрос предложений, при таком способе выбора поставщика поправки в план-график вносить нельзя.
Последовательность дальнейших действий при отмене госзаказа зависит от того, является ли закупка конкурентной. Если она осуществляется у единственного поставщика, будьте готовы к ряду нюансов. Корректировать сведения в ЕИС нужно с учётом того, было ли опубликовано извещение о закупке.
Кроме того, для отмены закупки нужно обоснование, к примеру, такое:
- отпала потребность в товаре;
- поменялось целевое назначение тендера;
- коренным образом изменился бюджет на закупку;
- нужно исполнить требования законодательства, которое изменилось после создания плана-графика (например, если объект закупки попал под санкции);
- в рамках общественного обсуждения вынесено решение, которое исключает возможность проведения данной закупки.
Для федеральных госзаказчиков могут быть введены исключительные обоснования.
Например, отменить позицию в плане-графике получится при возникновении серьёзных причин, которые нельзя было предугадать при утверждении документации, или по предписанию контролирующего органа.
Сроки для конкурентных форм
Отменить закупку по 44-ФЗ можно почти во всех случаях, при этом частью 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ установлены четкие сроки для принятия соответствующего решения:
- электронный аукцион и конкурс, размещенные в ЕИС, можно отменить, если до окончания подачи заявок осталось не более 5 дней;
- от запроса котировок заказчик вправе отказаться за 2 дня, оставшихся до прекращения подачи заявок;
- отмена позиции в плане не допускается ни при каких обстоятельствах, если поставщик определяется посредством запроса предложений.
Уважительной причиной нарушения обозначенных сроков может послужить один из факторов, указанных в части 2 статьи 36 44-ФЗ:
- стихийное бедствие;
- забастовка;
- другие чрезвычайные события, которые нельзя предвидеть и предотвратить.
Отмена закупки у единственного поставщика
Такую закупку отменить сложнее, чем конкурентную процедуру.
Это может потребоваться при определенных обстоятельствах, среди которых:
- были допущены технические ошибки при составлении извещения;
- потребность в товарах пропала;
- в плане содержатся некорректные сведения о ценах и объемах госзаказа, не соответствующие проекту контракта;
- изменились внешние обстоятельства.
В письме Минэкономразвития от 2016 года №ОГ-Д28-5672 разъясняется, что разрешить отмену такого тендера может только ФАС, либо судебная инстанция.
Процедура отмены неконкурентной закупки в ЕИС будет выглядеть так:
- Заказчик пишет в ФАС обращение, в котором просит выдать предписание об аннулировании или отмене закупки с указанием причины таких действий.
- Если антимонопольщики одобрят решение, можно вносить правки в документ планирования. Важно знать, что извещение об отмене закупки обнародуется как минимум за 5 дней до момента подписания госконтракта. Если оно еще не было оформлено в ЕИС, есть возможность отредактировать документ или вообще удалить его через личный кабинет.
Если закупается продукция, которая относится к государственной тайне, то извещение об отмененной процедуре публиковать не требуется.
Алгоритм аннулирования неконкурентной закупки:
- В личном кабинете открыть реестр тендеров.
- Зайти на вкладку «Подача заявок», выбрать раздел «Документы по закупке».
- Кликнуть «Отмена определения…»
- Появится форма для создания извещения, в ней нужно обязательно отметить решение ФАС.
Инструкция по отмене до публикации закупки
Есть возможность отменить закупку до её размещения на сайте ЕИС, такой способ является самым простым.
Для этого заказчику нужно соблюдать такой порядок действий:
- Руководитель принимает решение об отмене тендера.
- Решение нужно правильно оформить в виде приказа. Заверяет его сам директор фирмы-заказчика или уполномоченное на совершение этих действий лицо. Для придания документу юридического статуса нужна ЭЦП.
- Отразить правки на портале ЕИС, на это отводится 3 рабочих дня, следующих за датой выхода приказа.
Инструкция по отмене действующей закупки
Если тендер уже размещён в системе, действовать придётся по-другому.
Отменить такую закупку пошагово нужно по следующему алгоритму:
- Принять решение об отмене.
- Издать приказ.
- В день принятия решения опубликовать сведения в ЕИС.
- Без промедлений довести информацию до участников, подавших заявки.
- В срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента отмены закупки, следует вернуть участникам деньги, потраченные на обеспечение заявок. Если торги проходили на электронной площадке, деньги разблокирует её оператор.
- Не позднее 1 рабочего дня внести правки в план-график.
Создание извещения об отмене процедуры определения поставщика
В случае, если принято решение отменить торги, при этом закупка находится на закладке «Электронные аукционы. Действующие» в состоянии «Объявлен»:
1. Нажмите кнопку «Редактировать» и заполните блок полей «Основание внесения изменений».
2. Выполните операцию «Экспорт проекта извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в ЕИС».
3. В открывшейся форме заполните требуемые поля.В результате выполнения операции в ЕИС будет отправлен проект извещения об отмене процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
Последствия и риски
Неправильная отмена закупки в плане-графике или нарушение сроков грозит заказчику наложением штрафных санкций по статье 7.29.3 КоАП РФ. Виновные контрактные управляющие могут быть оштрафованы на сумму от 5 до 30 тысяч рублей.
Если заказчик нарушит сроки публикования информации и включения корректировок в графики в ЕИС, его накажут в рамках статьи 7.30 КоАП. А статья 7.31.1 КоАП вводит ответственность за несвоевременный возврат обеспечения заявки.
При отсутствии непорядочных действий, которые могли навредить участникам закупки и привести к их финансовым потерям, заказчику ничего не угрожает.
Источник: https://tendr.guru/44-fz/otmena-zakupki-po-44-fz-v-plane-grafike-podrobnaja-instrukcija
Как отменить извещение о закупке у единственного поставщика в ЕИС по 44-ФЗ? Основания, порядок действий, сроки
Заказчики, которые работают по 44-ФЗ, вправе проводить закупки в конкурентной и неконкурентной форме. Одной из неконкурентных госзакупок является закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ.
Отмена извещения о закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ
Закупку у единственного поставщика может потребоваться отменить при определенных обстоятельствах.
В частности, это может понадобиться при технических ошибках при написании извещения; если у заказчика пропала потребность в товарах или при изменении внешних обстоятельств, которые требуют отмены госзакупки (например, если в плане-графике и извещении о проведении закупочных мероприятий содержатся некорректные сведения о ценах и объемах госзаказа, которые не соответствуют проекту контракта). В последнем случае заказчик не может заключить контракт на измененных условиях, которые отличаются от тех, что содержатся в извещении о закупочных мероприятиях. Это будет считаться нарушением действующего законодательства. Законодательство позволяет отменить госзакупку у единственного поставщика, но с некоторыми оговорками.
Ст. 36 44-ФЗ позволяет участникам отменять закупки, проведенные в любой форме, кроме запроса предложений. Это допускается сделать как минимум за 5 дней до окончания приема предложений. Но отменить определение поставщика допускается исключительно при конкурентных закупках, что прямо следует из положений 44-ФЗ.
Если требуется отменить неконкурентную закупочную процедуру, которой является также покупка товара или услуги у единственного поставщика, то нужно получить одобрение от ФАС. На это указывается в письме Минэкономразвития РФ от 2016 года №ОГ-Д28-5672, которое посвящено данному спорному и неурегулированному в 44-ФЗ аспекту.
Действующее законодательство не предусматривает отмены закупки у единственного поставщика. Но такую возможность предусматривает ЕИС при наличии решения ФАС или суда.
Именно наличие таких официальных решений на руках у заказчика может стать основанием для отмены госзакупки у единственного поставщика.
Она может быть отменена не позднее чем за 5 дней до окончания сроков подписания контракта с поставщиком или исполнителем.
Как и где разместить решение
Перед отменой госзакупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ нужно обратиться в ФАС. Само обращение составляется в произвольной свободной форме и должно содержать указание на причины для публикации извещения для отмены, сведения о заказчике, его контактные данные.
Когда ведомство рассмотрит поступившее заявление в рамках инициированной внеплановой проверки и вынесет по его результатам положительное решение, следует внести изменения в составленный заказчиком план-график.
Рассмотрение подобных обращений в антимонопольной службе является достаточно распространенной практикой, что подтверждает количество подобного рода решений в открытом доступе.При госзакупке у единственного поставщика заказчик должен разместить в ЕИС извещение минимум за 5 дней до даты подписания госконтракта.
Данный документ нужно опубликовать в ЕИС, только если сведения о процедуре не составляют гостайну, иначе заказчику грозит административная ответственность в виде штрафа.
Как удалить извещение в ЕИС
Отменить извещение о закупке по 44-ФЗ заказчик может через личный кабинет в ЕИС, но это можно сделать только после получения разрешения от территориального подразделение ФАС.
Заказчик может удалить или отредактировать извещение о госзакупке у единственного поставщика по 44-ФЗ только в том случае, если оно не было размещено в ЕИС, и заказчик имеет возможность редактировать документ.
Для внесения правок в реестре госзакупок нужно нажать кнопку «Редактирование извещения», ввести нужные сведения и нажать «Сохранить и закрыть извещение».
В реестре после перехода на страницу «Подготовка извещения» появится новая измененная информация.
Для удаления еще неразмещенного извещения нужно зайти в своем кабинете в реестр и выбрать созданный проект извещения о закупке у единственного поставщика в выпадающем меню, затем нажать кнопку «Удалить». Система отобразит запрос для подтверждения действия, заказчику остается нажать «Ок» в окне уведомления.
Для того чтобы убрать извещение о госзакупке после получения разрешения от ФАС или суда, нужно предпринять такие действия:
- Зайти в личный кабинет.
- В реестре закупок на вкладке «Подача заявок» или «Работа комиссии» нужно выбрать пункт «Документы закупки».
- Далее нажать на гиперссылку «Отмена определения поставщика (подрядчика или исполнителя) по решению контролирующей инстанции или судебной инстанции».
Помимо отмены извещения о закупочном мероприятии у единственного поставщика, заказчику также нужно предпринять действия по созданию извещений об отмене закупочной процедуры. Данное извещение подлежит публикации в ЕИС.
В форме для созданий документации по госзакупке нужно заполнить поле с основанием принятия решения. Здесь предусмотрено три возможных основания: предписание органа контроля, судебное решение или результаты общественного обсуждения.
Если причиной принятия решения стало предписание от ФАС, то из реестра выбирается нужный документ.
В случае когда такой документ по какой-либо причине отсутствует в ЕИС, то нужно вручную прописать наименование подразделения ФАС, дату выдачи данного предписания, реестровый номер проверочных мероприятий и затем нажать кнопку «Сохранить и закрыть».Таким образом, для отмены закупки у единственного поставщика заказчику следует предварительно обратиться в ФАС и получить там предписание, которое позволяет отменить закупки или внести правки в извещение о проводимой закупке.
В таком случае функционал ЕИС позволит заказчику отменить закупочные мероприятия. Удаление извещения о госзаказе без наличия решения суда или ФАС через личный кабинет допускается только до момента размещения сведений о нем в ЕИС.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.
Планирование закупок
В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:
Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).
Обоснование закупок
На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:
- предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
- оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
- исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
- исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.
Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.
Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.
Контракт
На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:
- исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
- установлена формулировка условий по неустойке;
- срок оплаты может превышать 30 дней;
- после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
- заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
- при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
- установлены сроки возврата обеспечения;
- установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otmena-izvesenia.html
Минфин и ФАС признали пандемию коронавируса форс‑мажором
Статья актуальна на 12 апреля 2020
Закрытые границы, приостановленное производство, отсутствие товаров в наличии — последствия пандемии можно признать обстоятельством непреодолимой силы и отсрочить поставку без штрафов. Рассказываем, как это сделать.
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Под форс-мажором подразумевают непреодолимые обстоятельства, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства. Среди таких обстоятельств стихийные бедствия, военные действия, запретительные меры государства, массовые заболевания и другие препятствия. Пандемия коронавируса тоже считается форс-мажором.
19 марта 2020 Министерство финансов и Федеральная антимонопольная служба признали пандемию COVID-19 форс-мажором:
- По мнению Минфина России, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
- Пресс-служба ФАС отметила: сложившиеся обстоятельства нужно учитывать при рассмотрении административных дел, жалоб на закупки и обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Как получить отсрочку
Согласно 44-ФЗ, отказаться от выполнения обязательств по контракту нельзя. Можно только получить отсрочку до тех пор, пока непреодолимые обстоятельства существуют. В сложившейся ситуации отсрочка действует до окончания пандемии.
План действий при наступлении форс-мажора такой:
- В течение одного дня после его возникновения исполнитель сообщает заказчику о возникновении чрезвычайной ситуации, которая мешает подписать или исполнить контракт в установленные сроки.
- Исполнитель доказывает, что обстоятельства имеют непреодолимую силу и препятствуют исполнению обязательств. В противном случае он может получить штраф, пени или попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Способ доказательства в законе не указан, так что исполнитель составляет документ в свободной форме.
- Когда форс-мажорные обстоятельства перестают действовать, исполнитель уведомляет заказчика. На это тоже дается один день.
Как доказать форс-мажор во внешнеэкономической сделке
Нужно получить сертификат, который подтвердит обстоятельства непреодолимой силы. Его оформляет Торгово-промышленная палата (ТПП) в соответствии со своим положением.
Решение о выдаче сертификата принимают отдельно для каждого обращения. Представители ТПП проанализируют условия контракта и документы, подтверждающие наличие форс-мажорного события.
Заявление рассмотрят в течение 10 рабочих дней после его регистрации.
Сертификат освобождает от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств из-за обстоятельств непреодолимой силы.
Например, автопром не будут штрафовать за нарушение сроков госконтрактов. Правительство опубликовало соответствующее распоряжение на сайте Кабмина.
По обоюдному согласию сторон можно изменить сроки выполнения обязательств без взыскания штрафов и пеней с поставщика.
Новые правила коснутся 77 государственных и муниципальных контрактов — поставок автобусов «КамАЗ» Мосгортрансу и автомобилей Lada для МВД.
Как еще пандемия повлияла на закупки?
1 апреля вступили в силу льготы для поставщиков (98-ФЗ)
- До конца 2020 года заказчики могут не требовать обеспечение контракта и гарантийных обязательств в закупках у малого бизнеса без аванса.
- Разрешили менять цену и сроки исполнения заключенного контракта, если работать на старых условиях мешают последствия пандемии.
Заказчики смогут больше закупать у единственного поставщика
Можно покупать без конкурса все что нужно, но заказчики должны будут обосновать, почему проведение закупки нецелесообразно. Минфин подтвердил право провести закупку у единственного поставщика в письме от 19 марта 2020 г. № 24-06-06/21324. Позже это условие появилось и в 98-ФЗ.
Заказчикам разрешили проводить закупки дистанционно до 30 апреля
ФАС обязала работать электронные торговые площадки, а правительство приняло постановление от 03.04.2020 № 443, которое дает возможность с 6 по 30 апреля 2020 проводить закупки в нерабочие дни:
- Все этапы закупки, которые измеряли в рабочих днях, до 30 апреля измеряют в календарных. Выходными считаются только суббота и воскресенье.
- Конкурсные комиссии работают дистанционно.
- Протоколы можно составлять в электронной форме и подписывать одной квалифицированной электронной подписью сотрудника, который имеет право действовать от имени заказчика.
Больше подробностей в дайджесте за 2 квартал 2020.
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1273-koronavirus-fors-major
Закупка у единственного поставщика, как провести закупку по 44 ФЗ ?
Пошагово разберемся что нужно для заключения контракта с единственным поставщиков по ФЗ 44, когда необходимо публиковать извещение, когда необходим отчет – обоснование.
Обязательные правила, которые необходимо учитывать при закупки у единственного поставщика, как заказчику так и поставщику или исполнителю.
Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком только по основаниям предусмотренным в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Прежде чем подписать контракт, независимо от выбранного пункта статьи 93 ФЗ 44, закупки необходимо включить в план закупок и план график.
Заключение контракта с единственным поставщиком это право, а не обязанность заказчика, но есть исключение.
Согласно частей 1 и 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в случаи, если не состоялась открытая конкурентная закупка и есть одна заявка, которая отвечает требованиям документации, заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком. Позицию подтверждают Минфин в письме от 12.09.2017 № 24-02-08/58934 и Минэкономразвития в письме от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021
Как провести закупку у единственного поставщика ?
Единое правила для всех закупок по ФЗ 44: нельзя проводить закупки, которые не внесли в план закупок и в план-график. Данное правило распространяется в том числе и на закупки у единственного поставщика, согласно части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021.
Если заключен контракт, которого нет в плане-графике, работник контрактной службы или контрактный управляющий заплатит штраф 30 000 руб. Наказание предусмотрено частью 1.6 статьи 7.30 КоАП.
Выделяют особые закупки, для которых предусмотрено упрощенное планирование: в плане-графике пишут не каждый контракт, а общую годовую сумму закупок по видам расходов (подпункт «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика из постановления Правительства от 05.06.
2015 № 553 и в подпункте «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика, которые Правительство утвердило постановлением от 05.06.2015 № 554).
К таким особым закупкам относиться, информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44 в отношении каждого из следующих объектов закупок:
- лекарственные препараты, закупаемые в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Федерального закона;
- товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (пункт 4 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
- товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (пункт 5 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
- услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (пункт 26 части 1 статьи 93 ФЗ 44), а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
- преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами;
- услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами;
- услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуги по охране, услуги по вывозу бытовых отходов в случае, если такие услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
- работы, связанные со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, выполняемые физическими лицами (пункт 42 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
- услуги по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования (пункт 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
Срок внесения изменения в план закупок и план – график Здесь тоже есть свои особенности для закупок у единственного поставщика. С июля 2018 года, отменен срок 10 календарных дней для закупок у единственного поставщика и установлен, новый.
С 01 июля 2018 года изменять план-график по закупкам у единственного поставщика, минимум за один календарный день до того, как опубликуете извещение о закупке. При этом публикуйте извещение не ранее дня, когда разместите измененный план-график в ЕИС.
В Законе № 44-ФЗ не указано, в какой срок вносить изменения в план-график, если публиковать извещение о закупке у единственного поставщика не нужно. В этом случае лучше воспользоваться общим правилом внести изменения за 10 календарных дней до того, как заключите контракт, а не за один календарный день.
Исключение – закупки по пунктам 9 и 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, когда изменения вносят за один день до заключения контракта, согласно пунктов 9 и 10 Правил из постановления № 553, пунктов 11 и 12 Требований из постановления № 554.
2. Расчет цены контракта с единственным поставщиком
Для расчета цены контракта используйте один или несколько методов:
- метод анализа рынка;
- нормативный метод;
- тарифный метод;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод.
Заказчик вправе применять другие методы расчета цены контракта с едпоставщиком, если перечисленные методы использовать невозможно.
В этом случае в обоснование цены включите обоснование невозможности применять основные методы, согласно в частях 1 и 12 статьи 22 Закона № 44-ФЗ и в письме Минэкономразвития от 13.10.2014 № ОГ-Д28-7883.
Если неверно выберете метод расчета НМЦК, работник контрактной службы заплатит штраф от 20 000 до 50 000 руб. по части 1 статьи 7.29.3 КоАП.
3. Составление контракта
При составлении контракта укажите существенные условия согласно Закону № 44-ФЗ. Но при закупке у единственного поставщика предусмотрены следующие исключения:
- ответственность заказчика и контрагента;
- график исполнения контракта, даже если контракт заключаете на срок более чем три года и цена составляет более 100 млн руб.;
- порядок и срок оплаты товара, работы или услуги, порядок и срок приемки;
- условие, что уменьшите цену контракта с физическим или юридическим лицом на размер налогов и других обязательных платежей в бюджеты.
Кроме этого, заказчик не обязан использовать типовые контракты.Перечисленные выше исключения действуют только при закупках по пунктам 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44–46 и 51–53 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
При закупках у единственного поставщика по другим основаниям включайте все существенные условия, согласно части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.Обязательно необходимо включать в контракт расчет и обоснование цены.
Исключение – закупки, при которых не готовите обоснование невозможности проводить конкурентную закупку, а именно на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 — 48, 50 — 54 части 1.
При таких сделках расчет и обоснование цены включать в контракт не обязательно. Однако если включить, нарушения закона не будет — часть 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и решения Арбитражного суда Липецкой области от 31.08.2016 № А36-2054/2016.Рассчитывать и обосновывать цену заказчик обязан, когда формирует план-график, поэтому расчет и обоснование необходимо подготовить, даже если нет обязаности включать сведения в контракт. ( пункт 1 части 3 статьи 18 Закона № 44-ФЗ и пиьсма Минэкономразвития от 11.02.2017 № Д28и-142 и от 26.04.2017 № Д28и-1859)
4. Подготовка отчета — обоснования
Чтобы закупить товары, работы, услуги у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать в отчете:
- невозможность или нецелесообразность других способов закупки;
- цену контракта;
- другие существенные условия контракта.
Отчет-обоснование формируйте не при всех сделках с едпоставщиком.
Отчет-обоснование нужен | Пункты 3, 6, 9, 10–14, 17–18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ |
Отчет-обоснование не нужен | Пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19–21, 24–26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50–54 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ |
Правила установлены в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
5. Согласование закупки с контрольным органом
Когда не состоялась конкурентная закупка и заключаете контракт с единственным поставщиком, согласуйте сделку с контрольным органом. Контракт с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся закрытой закупки согласуйте в любом случае. Согласовывать сделку с единственным поставщиком по результатам открытой закупки нужно также всегда, кроме трех исключений:
- автономное учреждение проводит закупку по части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
- юрлицо проводит закупку по части 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
- не состоялся запрос котировок.
Контракты с единственными поставщиками по результатам электронных закупок согласовывать не нужно. (пункт 24–25.3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ)
6. Опубликование извещения
При закупке у единственного поставщика опубликуйте в ЕИС извещение. Обязанность предусмотрена только при сделках по пунктам 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При закупках по другим основаниям извещение публиковать не нужно.
Обязательные сведения указываются в извещении:
Информация о заказчике | Наименование, местонахождение, почтовый адрес. Номер телефона и e-mail.Ответственный сотрудник |
Условия контракта | Наименование и описание объекта закупки. Количество и место поставки товара (при закупке товара). Место, где контрагент выполнит работы или окажет услуги (при закупке работ или услуг). Сроки, в которые контрагент обязан поставить товар или завершить работу, либо график услуг. Цена контракта.Источник финансирования |
Ограничения | Ограничения при закупке только среди СМП и СОНО |
Обеспечение контракта | Размер обеспечения исполнения контракта. Порядок, в котором контрагент предоставит обеспечение. Требования к обеспечению.Включите сведения в извещение, если предусмотрели обеспечение контракта |
Банковское сопровождение | Напишите сведения о банковском сопровождении контракта либо укажите, что банковское сопровождение не предусмотрено |
Разместите извещение в ЕИС необходимо минимум за пять календарных дней до даты, когда заключите контракт. При закупке с гостайной публиковать извещение не нужно.
Требование публиковать вместе с извещением проект контракта с единственным поставщиком в Законе № 44-ФЗ не установлено.
( пункт 1, 2, 4, 8 статьи 42 и в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ)
Если нарушите срок публикации извещения на один рабочий день, работник контрактной службы заплатит штраф 3000 руб., организация – 10 000 руб.
При нарушении более одного рабочего дня штраф для должностного лица – 15 000 руб., для организации – 50 000 руб. Если нарушите порядок публикации извещения, штраф также составит 15 000 и 50 000 руб. Наказание предусмотрено частями 1.2–1.4 статьи 7.30 КоАП. Кроме того, контролеры могут оштрафовать за нарушение сроков заключения контракта.
7. Заключение контракта
Заключайте контракт с едпоставщиком в сроки по плану-графику. При этом соблюдайте ограничения, которые указаны в таблице.
Случай | Срок для заключения контракта |
Опубликовали извещение о закупке у едпоставщика | Не ранее пяти календарных дней с даты публикации извещения |
Не состоялась электронная закупка | Не ранее чем через 10 календарных дней с даты, когда опубликовали в ЕИС итоговые протоколы электронных конкурсов или аукциона. При запросе котировок и запросе предложений срок – семь календарных дней |
Получили согласование ФАС на сделку с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закрытой закупки или открытой бумажной закупки | Не позднее 20 календарных дней с даты, когда получили согласование |
Открытая бумажная закупка не состоялась и сделку с едпоставщиком не нужно согласовывать (кроме запроса котировок) | Не позднее 20 календарных дней с даты публикации протокола о несостоявшейся конкурентной закупке |
Не состоялся запрос котировок | Не ранее семи календарных дней с даты, когда разместили в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок, и не позднее 20 календарных дней с даты, когда подписали этот протокол |
Сроки перечислены в части 10 статьи 83.2, пунктах 24–25.3 части 1, части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Если заключите контракт с нарушением сроков, ответственный сотрудник заплатит штраф 50 000 руб. по части 3 статьи 7.32 КоАП.
8. Уведомление ФАС
Если заключили контракт с единственным поставщиком по пунктам 6, 9, 34 или 50 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, сообщите об этом контрольному органу в сфере закупок. Для этого направьте уведомление в одну из организаций:
- ФАС – при закупках для федеральных нужд;
- контрольный орган в сфере гособоронзаказа – при закупках в рамках ГОЗ;
- орган исполнительной власти субъекта РФ, который контролирует закупки, – при закупках для региональных нужд;
- орган местного самоуправления, который контролирует закупки, – при закупке для муниципальных нужд.
К уведомлению приложите копию контракта и обоснование его заключения. Направьте документы в контрольный орган не позднее одного рабочего дня с момента заключения контракта.
Такие правила установлены в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.Если не вовремя направите документы контролерам, работника контрактной службы оштрафуют на 15 000 руб., а организацию – на 100 00 руб.
по части 1 статьи 19.7.2 КоАП.
Источник: https://pravobez.ru/articles/zakupka-u-edinstvennogo-postavschika-kak-provesti-zakupku-po-44-fz-.html
Закупки у единственного поставщика: популярные основания | Контур.Закупки
Часть своих закупок заказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур, то есть у единственного поставщика. В том числе это так называемая малые закупки. В последнее время их стало еще больше, поскольку лимит их стоимости был повышен. Но в законе 44-ФЗ есть и другие случаи, когда можно закупаться напрямую, минуя конкурсы, аукционы и запросы.
Суть закупки у единственного поставщика
Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам.
Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру.
Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.
Способ заключения контракта напрямую удобен заказчикам по таким причинам:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- можно работать с поставщиком, с которым уже заключались контракты;
- процедура предельно простая, риск ее нарушить минимален;
- закупку можно провести в сжатые сроки;
- не нужно проделывать подготовительную работу по определению поставщика и публиковать документы в ЕИС.
Основания для проведения неконкурентной закупки
Случаи, когда можно заключить контракт с поставщиком напрямую, описаны в части 1 статьи 93 закон о госзакупках. Всего там перечислено более 5 десятков различных оснований. Остановимся лишь на некоторых из них, которые применяются чаще всего:
- Закупки у естественных монополий. Например, когда нужно купить билеты на поезд, приходится заключать контракт с РЖД, так как других перевозчиков нет.
- Закупка на сумму до 300 000 рублей. Закон позволяет заказчикам осуществлять небольшие закупки у тех поставщиков, которых они выбирают самостоятельно. Ранее сумма малой закупки ограничивалась 100 000 рублей, но с середины 2019 года ее подняли до 300 000 рублей.
- Закупка услуг по водо-, тепло- и газоснабжению, по подключению к инженерным сетям, по обращению с некоторые веществами, оборот которых ограничен (психотропные, наркотические). Это основание похоже не первое, так как выбора из компаний, предоставляющих такие услуги, как правило, нет.
- Закупка при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, если необходимо оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации. Контракты заключаются напрямую из-за отсутствия времени проводить конкурентные закупки с регламентированными сроками.
- Не состоялся конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, повторный), электронный аукцион, запрос котировок или предложений. Есть лишь одна заявка, удовлетворяющая условиям, остальные либо не прошли по требованиям, либо и вовсе не подавались.
Рассмотрим некоторые основания более подробно.
Закупки малого объема
Если сумма контракта не превышает 300 000 рублей, заказчик может заключить его напрямую. Но есть дополнительные условия — годовой объем таких контрактов не должен быть более:
- 2 млн или 5% от совокупного годового объема закупок этого заказчика;
- 50 млн рублей.
Закупать таким образом можно любые товары или услуги, в том числе и однотипные. Но нельзя дробить 1 контракт на несколько таким образом, чтобы каждый из них укладывался в объем малой закупки.
Например, заказчик купил несколько компьютеров на общую сумму 260 000 рублей. Спустя полгода он купил пару копировальных аппаратов на общую сумму 150 000 рублей.
Стоимость каждого контракта меньше 300 000, поэтому покупка производилась у единственного поставщика. Между сделками прошло много времени, плюс контракты заключались с разными поставщиками.
Никаких подозрений такие закупки не вызовут.
Другое дело, если нужно было закупить партию из 20 компьютеров по цене около 50 000 рублей каждый. Чтобы не проводить конкурентную процедуру, заказчик решил разбить покупку на 4 контракта по 5 компьютеров.
Сумма каждого контракта будет равна 250 000 рублей, поэтому на первый взгляд все законно. Однако тут налицо все признаки дробления контракта: однотипный товар, купленный за небольшой промежуток времени у одного поставщика.
Так делать нельзя — нужно проводить конкурентную закупку.
Заказчики любят малые закупки за то, что контракты заключаются по простой схеме, без проведения конкурсов или аукционов. Им не нужно:
- отражать каждую такую закупку в плане-графике. Достаточно указать в нем общую сумму малых закупок за год;
- публиковать в ЕИС извещение о проведении закупки у единственного поставщика;
- размещать в системе сведения о заключенном контракте.
Несостоявшаяся неконкурентная процедура
Есть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан. Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры). В итоге конкурс или аукцион не состоялся.
Проводя закупку у определенного поставщика, заказчик должен учитывать установленные законом лимиты совокупного годового дохода. Если в итоге они будут превышены, то нужно проводить конкурентную процедуру.
Закупка у единственного поставщика при значительной сумме контракта имеет такие минусы:
- раз нет конкуренции, не получится снизить цену или получить иные наилучшие условия контракта;
- сделки с единственным поставщиком часто становятся объектом внимания со стороны ФАС, поскольку при их заключении иногда имеют место нарушения закона и трата бюджетных средств. Поэтому при выборе такого способа важно позаботиться о соответствующем обосновании, если оно требуется.
Чрезвычайные ситуации
Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.
Конец года
Заказчику выделены средства в самом конце года. Ситуация простая: деньги на закупку есть, а проводить процедуру времени нет. Можно ли здесь применить пункт 6 части 1 статьи 93 закон о госзакупках? Является ли отсутствие времени обстоятельством непреодолимой силы?
Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.
Профилактика чрезвычайной ситуации
Произошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?
Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.
Контракт спустя время после форс-мажора
Авария случилась, ее последствия уже наступили. Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?
Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры.
Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки.Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.
Как проверяются контракты
В определенных случаях о проведении закупки у единственного поставщика нужно уведомить ФАС. Это необходимо, если контракт заключается в соответствии с пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. Например, это закупка товаров, работ и услуг, которые необходимы для ликвидации последствий аварии и оказания неотложной медпомощи.
Проверяется правомерность закупки по простому алгоритму:
- Заказчик направляет в ФАС уведомление не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.
- Это уведомление рассматривается контролирующим органом, затем выносится решение, правомерно ли заказчик заключил контракт.
- Составляется докладная записка.
- Если нарушений нет, заказчику об этом не сообщается.
- Если обнаружены нарушения, в отношении заказчика проводится внеплановая проверка, и он заранее об этом уведомляется.
Кроме того, во многих случаях заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком должен определить его цену и обосновать ее. Это обоснование включается в текст контракта. Все случаи, когда это необходимо, перечислены в части 4 статьи 93 закона 44-ФЗ.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakupki-u-edinstvennogo-postavshhika-populyarnye-osnovaniya/