Какому наказанию подвергались родители за убийство собственных детей

История детских наказаний от Древней Руси до наших дней

Какому наказанию подвергались родители за убийство собственных детей

Буквально на днях патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства призвала не считать побоями физические наказания детей в воспитательных целях. Церковь и ранее оправдывала такие воспитательные меры и порой даже настаивала на них.

Но у государства сейчас другие представления о воспитании: с новыми поправками в Уголовный кодекс за причинение физической боли детям россияне могут отправиться в тюрьму сроком до двух лет.

Тем самым власти закрепили окончательный поворот в традиции воспитания — детей больше бить нельзя.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Традиционное наказание

Со времён Древней Руси наказание детей воспринималось как благо. Ребёнка били и держали в строгости из любви к нему. Способы наказания на Руси сохранились в народной памяти через пословицы. «Дать бы тебе ума с заднего двора» — высечь.

«Такую заушину дам, что троё суток в голове трезвон будет» — дать подзатыльник. «С черта вырос, а кнутом не стёган» — о пробелах в воспитании. «Жену учи до детей, а детей без людей» — о времени и месте проведения воспитательной работы. «Кого журят, того и любят» — о выборе тех, кого нужно наказывать.

«По дважды и Бог за одну вину не карает» — о количестве наказаний за одну провинность.

Похвала ребёнка считалась опасной: «Хвала в очи хуже порчи». Хвалящий якобы рисковал оговорить ребёнка, поэтому суеверная мать должна была после положительных слов трижды плюнуть. Эта боязнь дошла до наших дней во фразе-предупреждении «не перехвали».

С распространением православия к наказаниям как необходимой мере добавились религиозные установки об изначальной греховности человека

Воспитательные наказания готовили детей не только к земной, но и к небесной жизни. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его, — гласят Притчи Соломоновы в Библии. — Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт».

В самом известном своде правил средневековой России — Домострое — наказанию детей были отведены отдельные пункты и несколько строк.

Домострой, XV–XVI века. Перевод В. В. Колесова:

«А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей, кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».

Рекомендовалось «сокрушать ему рёбра» и «бить жезлом». Под «жезлом» понимался прут. От его ударов ребёнок «не умрёт, но здоровее будет», и его душа точно спасётся. Строгое воспитание в будущем «мужественного» человека подкреплялось, в частности, отсутствием улыбок во время игр.

Процедура наказания в семьях была спрятана от посторонних глаз. В школах при монастырях и церквях дети могли «получить» не только от отцов и старших братьев

Неотъемлемость жёстких мер для контроля за обучением даже попала в первый московский иллюстрированный печатный букварь.

На гравюре-фронтиписе в начале книги был изображён класс, в котором учитель бьёт розгами одного ученика, пока остальные читают. Издание было напечатано в типографии Василия Бурцева в 1637 году.

К розгам можно добавить и такие методы воспитания, как стояние коленями на горохе и удары верёвкой.

Азбука Василия Бурцева, 1637 год

Во второй половине XVIII века наказания по-прежнему были распространены, но стали не столь популярны. Жалованная грамота дворянству 1785 года постановила, что к благородным сословиям не надо применять телесные наказания. Отменили этот запрет через десяток лет при Павле I и вернули после восхождения на престол Александра I.

Как прекрасное образование не помогло Александру I изменить Россию

При создании в конце XVIII века системы народных школ, которые должны были охватить относительно большое количество населения, тема наказания детей была закреплена в правилах. Так, в «Руководстве учителям первого и второго класса народных училищ» 1786 года телесные наказания были запрещены. В 1804 году в новом положении запрет был сохранён, а в 1820 году — отменён.

В этот период воспитываются «непоротые поколения». Словосочетание приписывают Александру Пушкину. Представители этих поколений в декабре 1825 года вышли на Сенатскую площадь.

Восстание декабристов стало точкой начала общественных «заморозков» правления Николая I. В 1828 году устав гимназий и училищ постановил разрешить физически наказывать учеников первых трёх классов.

В 1838 году к ним добавились все гимназисты.

Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений.

Существовала так называемая шкала наказаний — за каждый проступок следовало конкретное наказание

Из-за этого могли не учитываться реальные обстоятельства. В зависимости от настроений и методов, следящих за ученическим порядком, частота наказаний различалась. Известный противник телесных наказаний XIX века педагог Николай Пирогов приводил цифры, что от 13 до 27% всех учащихся Киевского учебного округа в 1857–1859 годах подверглись битью розгами.

В 1864 году «Уставом гимназий и протогимназий» телесные наказания были отменены. Годом ранее запретили физические наказания в отношении детей-преступников. Любопытно, что, как и сейчас, против либерализации тогда выступало руководство церкви. Общий гимназический устав не означал отмену физических наказаний во всех школах большой империи.

Бывало, что общество родителей возмущалось методами воспитания приезжих в города и сёла учителей, выступая против наказаний как таковых или передачи этого права посторонним. В мужских и военных учебных заведениях насилие применялось чаще, чем в женских.

При домашнем обучении в привилегированных сословиях наказание тоже зависело от конкретной среды

В семьях российских императоров взгляды на дозволенность физического наказания не стояли на месте. При Екатерине II гуляли свободные идеи Просвещения и Жан-Жака Руссо. При Павле I юного будущего императора Николая и его брата Михаила воспитатель Матвей Ламсдорф бил розгами, линейками, ружейным шомполом, ударял их об стену.

Из записок Николая I, 1931 год:

«Граф Ламсдорф и другие, ему подражая, употребляли строгость с запальчивостью, которая отнимала у нас и чувство вины своей, оставляя одну досаду за грубое обращение, а часто и незаслуженное. Одним словом — страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении я видел одно принуждение, и учился без охоты».

Будущему Александру II Николай такого жестокого воспитателя определять не стал — Карл Мердер отличался рациональностью и вниманием к характеру ученика. К тому же ко двору был приглашён поэт Василий Жуковский.

Вместо физических наказаний применились ограничения во встречах с родителями (дети жили в отдельной половине дворца), в питании (есть за обедом один суп) и, например, вправе входить в учебную комнату в воскресенье.

Обязательное для мальчиков военное обучение однажды отправило Александра на домашнюю гауптвахту за проскок на параде галопом вместо рыси

Дети Александра II тоже воспитывались без жестокости: выговоры, угрозы не пустить повидаться с родителями и пожаловаться императору, запрет есть сладкое, стояние в углу, не разрешение идти развлекаться. Известный семьянин Николай II, бывало, лично наказывал своих детей. Императорских детей шлёпали. Не доставалось только цесаревичу Алексею. Из-за гемофилии любой удар мог стать очень болезненным.

Советские наказания

В советской школьной системе бить детей было запрещено. Телесные наказания назывались буржуазным пережитком. Сторонники свободного воспитания, начавшие создавать свои общества ещё до революции, получили поддержку на правительственном уровне.

Нельзя было применять насилие не только в обычных школах, но и в учреждениях для трудных подростков. В крайних случаях педагог или руководитель могли неформально отвесить непослушным детям подзатыльники. В 1930-х свободные порядки в школах первых лет советской власти уступили место догматизации и унификации образования.

Поманский Н.Н., 1928 год

Фёдоров А., 1926 год

Лаптев А., 1929 год

Те наказания, что использовались в школах, касались определения места ребёнка в социальной системе. За проступки могли позже обычного принять в пионеры или вовсе исключить из них. За плохое поведение — вызвать родителей в школу.

Увеличение общественной нагрузки — тоже способ наказания. Например, назначить нерадивому школьнику дополнительное дежурство. В отличие от российских школ советские не боялись ставить «двойки» и оставлять учеников на второй год.

Многое из этого применяется до сих пор. С поправкой на ослабление дисциплины и технический прогресс

Теперь учителя пытаются сконцентрировать внимание учеников, отбирая мобильные телефоны, а на несерьёзные нарушения делового стиля в одежде не обращают сильного внимания.

В семьях в XX веке ситуация продолжала оставаться разной. В одних семьях детей часто били, в других нет. Но со стороны власти насилие не поощрялось. Напротив, физические наказания воспринимались чем-то старорежимным и спорным.

Уголовные наказания

В наши дни вопрос о наказании детей обсуждается среди родителей, психологов и педагогов. Битье детей окончательно перестало быть нормой для большинства. Это закреплено и в Уголовном кодексе.

Согласно 116 статье, за «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль» в отношении близких родственников можно получить от 360 часов обязательных работ до двух лет лишения свободы.

8 правил наказания непослушных детей

Принятие поправки в эту статью в июле 2016 года вызвало недовольство Патриаршей комиссии РПЦ.

Ссылаясь на Священное Писание и Священное Предание православной церкви, она заявила, что «разумное и любовное использования физических наказаний» — право родителей, установленное Богом.

Несогласные были и среди сенаторов, принимавших закон. Поэтому спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать рабочую группу для обсуждения принятых поправок.

Кроме попирания традиций предков, многие опасаются прихода диктатуры ювенальной юстиции

Этим страхом овеяны противники западных тенденций, когда сотрудники социальных служб могут забрать ребёнка из семьи за действия, которые в России считаются в порядке вещей. Зачастую страх основан на преувеличениях и пересказах уехавших за рубеж обиженных русскоговорящих родителей.

При этом статистика по убийствам детей в России показывает угрожающие цифры, которые должны наоборот призывать усилить контроль за жизнями детей. Детей, в отношения которых совершено насилие, тоже много.

По словам уполномочённого по правам детей Павла Астахова, только за один 2014 год потерпевшими были признаны почти 100 тысяч детей.

В 2008 году ФОМ провёл опрос об отношениях к физическим наказаниям. Оказалось, что только половину россиян (старше 18 лет на момент опроса) в детстве наказывали физически. С мужчинами это случалось чаще, чем с женщинами: 42% опрошенных признали — наказание было заслуженным.

Но сами они считают, что физическое наказание для школьников со стороны родителей недопустимо (таких 67% против 26% сторонников), а в стенах учебных заведений такого не должно быть вообще (считают 90%). 63% из тех, кто имел детей, такие методы наказаний не применяли.

Причём соотношения мало отличаются в зависимости от возраста, образования и местожительства респондентов. Самым популярным способом физического наказания были названы удары ремнём.

Источник: https://mel.fm/vospitaniye/6412580-punishment

Ответственность родителей за правонарушения их несовершеннолетних детей: поступки и наказания

Какому наказанию подвергались родители за убийство собственных детей

Они же еще дети», — часто можно услышать по отношению к несовершеннолетним.

Не имея достаточного опыта и не осознавая последствий своих поступков, малолетние граждане не могут быть привлечены к уголовной или административное наказание согласно ГК РФ.

Вместо них перед судом выступают их родители.

Определение прав и обязанностей

По достижении 18 лет все граждане России получают полную правоспособность и дееспособность, то есть получают все права и обязанности полноценного гражданина страны.

С этого времени они могут полностью распоряжаться своей жизнью и имуществом: вступать в брак, устраиваться на работу, продавать или покупать недвижимость.

С правами приходят и обязанности: гражданин полностью отвечает перед судом за свои поступки и несет полную ответственность.

До 18 лет гражданин считается недееспособным, то есть ограниченным в правах и обязанностях. При этом различаются два понятия:

  1. Малолетний гражданин – это подросток до 14 лет, при этом он является и недееспособным тоже.
  2. Недееспособный – до 18 лет. При этом в возрасте 14-18 лет действует ограниченная дееспособность: подросток может отвечать за некоторые поступки, но обязан спрашивать разрешение родителей.

Стоит отметить: гражданин может быть недееспособным не только в силу возраста, но и из-за психических отклонений, из-за которых он не способен отвечать за свои действия.

Пока малолетний не достиг совершеннолетия, за все его действия отвечают родители или опекуны, они же представляют интересы подростка в суде и отстаивают его права. В зависимости от возраста и совершенного правонарушения различаются и степени ответственности детей и взрослых.

До 14 лет

В 14 лет дети получают первый паспорт, а вместе с ним и некоторую дозу прав и ответственности – до этого момента за любые действия малолетних отвечают их родители.

Кража, хулиганство, нанесение увечий, насилие, даже терроризм или убийство – все это ложится на плечи взрослых, которые чаще всего отвечают материально.

Малыш обычно ограничивается серьезным внушением и некоторыми другими мерами влияния. Стоит отметить, что при совершении серьезного преступления (например, за убийство или нанесение увечий) ребенка, начиная с 11 лет, могут отправить в специальное лечебно-воспитательное учреждение на срок до 2 лет.

Важно знать: если в момент совершения преступления подросток находился не под ответственностью родителей (например, был в школе или лагере), то и отвечать за его проступок будут учителя или воспитатели.

Чаще всего малолетние дети не совершают серьезных правонарушений. К числу наиболее часто встречающихся нарушений относятся:

  • мелкие кражи и грабежи;
  • порча имущества;
  • хулиганство и драки;
  • нарушение ПДД.

За все эти преступления ответственность целиком и полностью лежит на родителях. Впрочем, если несовершеннолетний совершил более тяжелое преступление, суд может привлечь к наказанию взрослого, который подтолкнул ребенка к этому.

14-16 лет

Начиная с 14 лет, несовершеннолетние отвечают за совершенные преступления: убийства, терроризм, жестокое обращение с животными, кражу, насилие и другие.

По большей части дети отделываются штрафом и предупреждением, также правоохранительные органы проводят дополнительную беседу с родителями. Однако в этом возрасте несовершеннолетние могут и попасть в тюрьму.

Примите к сведению: колонии для несовершеннолетних «принимают» преступников, начиная с 14 лет.

Это произойдет при совершении ими следующих преступлений:

  1. Убийство, похищение или умышленное причинение вреда здоровью.
  2. Участие в террористических группировках, захват заложников.
  3. Изнасилование или принуждение сексуального характера.
  4. Кражи, разбой или вымогательство, угон транспорта, повреждение имущества или вандализм.
  5. Хранение или приобретение оружия, взрывчатки, наркотических средств.
  6. Повреждение железнодорожного полотна.

За все эти действия виновные несут полную уголовную ответственность, вплоть до заключения в колонию для несовершеннолетних. В остальных случаях дело обычно ограничивается штрафами для родителей, также могут быть назначены беседы с психологом или иные меры воздействия.

16-18 лет

Начиная с 16 лет, несовершеннолетний получает административную ответственность.

Отныне его могут привлечь к уголовной ответственности за вышеперечисленные преступления, а также приговорить к административной — за менее тяжкие преступления.

Помимо заключения в исправительную колонию несовершеннолетнего могут принудить к:

  • общественным или исправительным работам;
  • выплате штрафа из собственных средств или конфискации имущества;
  • лишению права заниматься некоторыми видами деятельности.

Примите во внимание: до 16 лет штрафы за подростка выплачивают родители, так как он сам не может устроиться на работу.

После наступления совершеннолетия гражданин начинает нести полную уголовную ответственность за свои действия.

Пока подросток не достиг совершеннолетия, за его поведение и поступки отвечают родители или опекуны. Это связано с особым статусом малыша и его непониманием происходящего.

Однако за особо тяжкие преступления ребенок начинает нести наказание, начиная с 14 лет, в некоторых случаях с 11 лет. Это необходимо для корректировки поведения малыша, если с этой задачей не могут справиться взрослые.

Смотрите видео, в котором специалист разъясняет особенности правовой ответственности несовершеннолетних детей:

Источник: https://razvod.guru/deti/otvetstvennost-za-nesovershennoletnih.html

Традиция суровых наказаний детей существовала на Руси на протяжении не одного тысячелетия. Как указывает Борис Миронов в книге «Социальная история России периода империи: XVIII — начало XIX века», крестьяне считали, что родительская любовь состоит в строгом отношении к детям, поэтому наказание в любом случае идёт на пользу ребёнку. И, конечно, они не упускали случая наказать своих чад.

Я тебя породил, я тебя и убью!

Строгое отношение к детям было свойственно не только крестьянам, но и представителям высших сословий. Уклад патриархальной крестьянской семьи строился на строгом подчинении младших старшим. Да и женщины были обязаны подчиняться мужчинам. Но чаще всего родители демонстрировали свою власть именно над детьми, которые должны были быть абсолютно послушны под страхом наказания.

Как правило, до семи лет дети больше общались с матерью, но потом мальчики постепенно переходили на воспитание к отцу. Детям прививали не только жизненно необходимые навыки, но и покорность родителям. Они имели огромную власть над детьми. В XVIII — первой половине XIX века, как и в более раннее время, отец легко мог продать детей или отдать в кабалу, желая погасить свои долги. 

Народная педагогика признавала принуждение и насилие нормальными и важными формами воздействия на непослушных. Дети наказывались физически, особенно часто маленькие; но розга не обходила и взрослых детей.

Крестьяне считали, что родительская любовь состоит в строгом отношении к детям, что наказание всегда идёт на пользу ребёнку, и поэтому не упускали случая наказать его, искренне полагая при этом, что они обходятся с детьми ласково и балуют ихБорис Миронов, «Социальная история России периода империи: XVIII — начало XIX века»

Поводы для наказания могли быть самыми разными. Например, как сказано в Уложении 1649 года, если дети в любом возрасте говорили родителям грубые слова, поднимали на них руку, они подвергались наказанию кнутом. Детям запрещалось жаловаться на родителей, а также судиться с ними.

При этом родителей могли наказать только в том случае, если они ненароком убивали своих детей в процессе воспитания. За убийство ребёнка они приговаривались к году тюрьмы и церковному покаянию.

Но за любое другое убийство без смягчающих обстоятельств полагалась в то время смертная казнь.

По мнению историка Ричарда Хейли, столь мягкое наказание родителям за их действия способствовало развитию детоубийства.

В конце XVIII века закон позволял родителям заключать непослушных и ведущих неправильный образ жизни детей в специальные смирительные дома. В «Уложении о наказаниях уголовных» 1845 года было прописано, что отправить в это исправительное учреждение детей можно на срок от трёх до шести месяцев. Впрочем, родители на своё усмотрение могли сократить этот срок.

О воспитании детей было сказано также в документе «Устав благочиния или полицейский» 1782 года, подписанный Екатериной II. Позже эти постановления вошли в Свод законов 1832 и 1857 годов.

Родители суть властелины над своими детьми, природная любовь к детям предписывает им долг дать детям пропитание, одежду и воспитание доброе и честное по состоянию; дети имеют оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь и служить им самим делом, словами и речами отзываться об них величайшим почтением, сносить родительские поправления и увещания терпеливо, без ропота, и да продолжится почтение и по кончине родителей»Устав благочиния или полицейский»

Розги — ветви с древа знанья

Телесные наказания применялись к детям чаще всего в школах. Как пишет Борис Миронов, начиная с XVII века и до 1860-х годов телесные наказания считались главным воспитательным средством. В качестве примера он приводит воспоминания декабриста Владимира Штейнгейля.

Способ исправления состоял в истинном тиранстве. Капитаны, казалось, хвастались друг перед другом, кто из них бесчеловечнее и безжалостнее сечёт кадет. Каждую субботу подавались ленивые сотнями, и в дежурной комнате целый день вопль не прекращался.

Один приём наказания приводил сердца несчастных детей в трепет. Подавалась скамейка, на которую двое дюжих барабанщиков растягивали виновного и держали за руки и за ноги, а двое со сторон изо всей силы били розгами, так что кровь текла ручьями и тело раздиралось в куски.

Нередко отсчитывали до 600 ударов и более, до того, что несчастного мученика относили прямо в лазарет

Согласно сохранившейся статистике, в 1858 году в 11 гимназиях Киевского учебного округа из 4109 учеников телесному наказанию подвергся 551 из них, что составляет 13% от общего числа.

В отдельных гимназиях процент наказанных розгами учащихся достигал 48%.

Известный поэт-сатирик XIX века Василий Курочкин даже написал стихотворение, воспевающее воспитательную функцию порки розгами.

Также применялись и другие наказания, в том числе удары верёвкой и стояние на коленях на горохе.

Просвещённое воспитание

В XVIII веке закон не устанавливал пределов наказания детей, по-прежнему исключая лишь возможность их убийства. Наказание трактовали как воспитательную меру. Правда, с 1845 года родители, перестаравшиеся с поркой и нанёсшие увечье или рану ребёнку, подлежали наказанию.

Физическими наказаниями не гнушались как крестьянские, так и мещанские, купеческие и дворянские семьи. Оправдывалось это тем, что детская натура по существу зла, из-за чего необходима усиленная борьба с заложенными в душе ребёнка зачатками пороков. А дети, воспитанные в строгости, будут более склонны к добру. 

При этом Екатерина II в своём труде «Наставление к воспитанию внуков» призывала отказаться от насилия.

Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно; кольми паче таким детям, в душах коих стыд к дурному вселён от младенчества, и для того предписывается: твердить воспитанникам и давать им чувствовать при всяком удобном случае, что те, кои прилежанием и радением исполняют от них требуемое, у всех людей выигрывают любовь и хвалу; а за неприлежание и нерадение воспоследует презрение, нелюбовь, и никто их не похвалитЕкатерина II, «Наставление к воспитанию внуков»
Екатерина II опередила время, потому что лишь во второй четверти XIX века взгляды на воспитание детей стали серьёзно меняться. Ребёнок перестал восприниматься как существо, наполненное злыми чувствами и помыслами, поэтому воспитание больше не сводилось к выколачиванию из чада пороков.

Семьи относились к отмене физических наказаний по-разному. Некоторые родители всё равно применяли наказания к детям, особенно к мальчикам, считая, что если не бить их «с умом», то вырастет «размазня».

Постепенно телесные наказания стали запрещать в школах. В 1864 году приняли «Устав гимназий и протогимназий», в котором телесные наказания были отменены.

Источник: https://life.ru/p/951290

Клеймить по стопам: сына осужденного за убийство травят одноклассники и их родители

Какому наказанию подвергались родители за убийство собственных детей

В Новосибирской области восьмилетнего мальчика травят в классе из-за того, что его отец — осужденный за убийство и насилие над ребенком.

Другие дети объявили бойкот «сыну педофила», а их родители делают всё возможное для того, чтобы ребенка перевели в другую школу.

Почему дети заключенных становятся объектами травли и, по сути, несут незаслуженное наказание за преступления их родителей, а также с какими последствиями они сталкиваются уже во взрослой жизни — в материале «Известий».

Вы хоть знаете, кто его отец?

Тогучин — небольшой городок примерно в двух часах езды от Новосибирска. В нем проживает более 20 тыс. человек. В 2013 году здесь произошло убийство, о котором местные не могут забыть до сих пор: в лесу нашли тело семилетней Алены Водопьяновой. На шее первоклассницы был видел след от веревки.

Последний раз девочку видели живой перед выходом в школу, но на уроках в тот день ребенка не было. Убийца встретил ее под дороге от дома до школы. Преступление, похожее на убийство Лизы Киселевой в Саратовской области, но в отличие от дважды осужденного Михаила Туватина, убийцей оказался несудимый ранее 30-летний программист, многодетный отчим.

За несколько лет до совершения убийства он познакомился с многодетной матерью, у пары родился маленький сын.

Когда мальчик вырос и пошел в школу, то ощутил на себе предвзятое отношение окружающих.

Родители других детей написали коллективное письмо в «КП-Новосибирск» с требованием о его переводе в другое учебное учреждение, в чем учителя их всячески поддерживают.

Нареканий по поводу поведения и успеваемости третьеклассника ни у кого нет. Основная причина, почему восьмилетний ребенок стал изгоем — преступление его отца.

Претензии к семье связаны еще и с тем, что из-за «их отца» другим родителям теперь приходится своих детей водить за руку до школы, хотя раньше все дети ходили сами.

Еще в первом классе ребенка не стали брать вместе со всем классом на театральную постановку в Новосибирск, а когда его мама пришла обсудить конфликт с учительницей, та решила отказаться от руководства классом.

Что в итоге только усилило противостояние между матерью мальчика и остальными родителями. Из-за того, что во время ссоры женщина обозвала преподавателя «никчемной», на нее подали в суд и оштрафовали на тысячу рублей.

Затянувшийся конфликт между учительницей и мамой мальчика, которая не хочет, чтобы к ее сыну относились, как к ребенку маньяка, привел к тому, что ребенка начали травить другие дети. Учителя отказываются вести уроке в классе, где учится сын осужденного за убийство.

Авторы письма рассказали, что к самому мальчику у коллектива нет вопросов, но вот его мать «конфликтный, крайне неуживчивый и неуравновешенный, склонный все недоразумения разрешать судилищем учителя, агрессией в отношении других людей».

Родители утверждают, что до момента, пока женщина не вынесла скандал в публичное поле, они и не догадывались, что отец мальчика сидит за особо тяжкое преступление.

Последствия «ядерного взрыва»

Травля «сына педофила» — это одно из следствий неосознанного переноса другими родителями своего страха, считает психолог Виктор Лютых. Психика людей пытается избавиться ото всего, что связано с травматическим событием.

«Внешне это может принимать различные формы — вытеснение из памяти, бегство, нападение, разрушение.

Кроме того, хоть люди этого не признают, но где-то глубоко у большинства сидят мысли о том, что «у отпрыска отцовские гены» и «яблочко от яблони…». Учитель, как и любой другой человек, имеет те же механизмы психологической защиты.

И как любой другой человек неизбежно подвержен социально-психологическим механизмам влияния со стороны окружающих», — отмечает Лютых.

Из-за этого дети намеренно или случайно получают определенные установки от взрослых, которые на практике могут вылиться в психологическую или физическую травлю. Ребенку не справиться с этой травлей самому, потому что против него используют как факт то, что отец является преступником.

«Самое страшное, что многие из нас, взрослых, тоже воспринимают это, как «сильный аргумент». То есть, если бы ребенка просто травили, то «это плохо», а раз отец преступник — «травить, конечно, плохо, но ведь его отец-то чудовище».

Таким образом, мы, по сути, формулируем иррациональные, ложные суждения, например: «этот восьмилетний ребенок в ответе за отца»; «этому ребенку надо дать понять, что ему здесь не место»; «этот ребенок с большой вероятностью может совершить убийство».

То есть мы как-бы говорим восьмилетнему ребенку: «Ты сам по себе может и хороший парень, но ты как-то связан со своим отцом-отморозком. Ты мог бы предотвратить совершенное им преступление.

А еще, ты же ведь его сын, а значит, будешь таким же, как и он, отморозком и убийцей. Мы тебя боимся и ненавидим», — добавляет психолог.

Мать ребенка в такой ситуации давно ощущает себя в ответе за преступление, которого она не совершала, и она свыклась с ложным суждением о том, что «жена в ответе за преступление мужа, даже если она ни о чем не знала».

Косвенно такая позиция «признания вины» подпитывает травлю и против его ребенка.

Поэтому важнейшая задача на пути преодоления этой травли — помочь матери ребенка восстановить уважение к себе, повысить самооценку, заменить иррациональные суждения на рациональные, разрушить установку о ее «виновности» за преступление мужа.

«Если этого не сделать — никакая работа с ребенком и другими людьми сама по себе не поможет.

Только при условии всей вышеперечисленной работы имеет смысл развивать у ребенка сами «технические» средства противодействия травле: чувство уверенности в себе, физическую и психологическую силу, готовность постоять за себя, самоконтроль.

В этой ситуации всё «пропитано» сильным страхом, ненавистью и иными естественными негативными чувствами, возникшими как реакция на ужасное преступление», — поясняет Лютых.

Кроме того, нужно показывать взрослым — родителям, учителям, руководству школы, администрации — дикость и иррациональность таких суждений. Менять их на соответствующие реальности о том, что травить другого человека одинаково плохо вне зависимости от того, происходит ли это без повода или «за отца».

«Этот страх и ненависть — нормальная реакция людей на ненормальные обстоятельства. Похожие ситуации после таких событий складываются в любой стране практически во всех сообществах, особенно небольших, где все друг друга знают (селах, деревнях, общинах).

Возникающие при этом конфликты — следствие, а не причина. И если ограничиваться только встречами и прояснением позиций конфликтующих сторон, положительный эффект будет минимальным. Это очень похоже на ядерный взрыв.

Сначала воздействие «ударной волны» — убийство девочки, потом — многолетнее губительное и многостадийное «воздействие радиации»: повсеместное распространение страха и ненависти ко всему, что ассоциируется с преступником и преступлением, желание отомстить и невозможность этого, тревожное ожидание повторения этого кошмара, ощущение своей беспомощности перед злом», ­— подчеркнул психолог.

Чтобы уменьшить последствия этого «ядерного взрыва», по словам Лютых, потребуется много времени и терпения. А помимо психологической работы, необходимы усилия в сфере физической безопасности. Как минимум для этого нужно избавлять улицы от заброшенных строений, улучшать освещение, развивать системы видеонаблюдения и экстренного оповещения.

Общедоступность и бесплатность образования в нашей стране гарантируется вне зависимости от социального статуса родителей, в том числе их профессии или наличия у них судимости. Согласно статье 43 УК РФ наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, но ни в коем случае не к родным и близким.

«К школьнику, родители которого уличены в преступлении, не могут быть применены меры ответственности, в том числе по исключению из образовательного учреждения. Наоборот, в силу ст.

34 Федерального закона «Об образовании» ученик имеет право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, уважение чести и достоинства со стороны других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность», — пояснила ведущий юрист Европейской юридической службы Татьяна Трофименко. Родители столкнувшемуся с травлей юристы рекомендуют писать жалобы на имя директора, а в случае отсутствия результата в департамент образования и Рособрнадзор.

Отвечать перед работодателем

Впрочем, травля не единственная проблема, с которой сталкиваются дети людей, осужденных за тяжкие преступления. «Отвечать за отцов» приходится им и во взрослом возрасте, когда судимость родственников может стать поводом для увольнения с работы и отказов в приеме на новую.

С такой проблемой столкнулся 30-летний Александр Горский, чей отец был приговорен к 12,5 годам за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

После того, как отца арестовали, Александр лишился работы: он преподавал шахматы у детей и был гувернером в семье федерального министра. Смена фамилии не помогла, а даже наоборот усилила настороженность служб безопасности.

Более двух лет ему отказывают в приеме на работу, объясняя это судимостью его отца. Не помогают в этом ни диплом кандидата наук, ни большой опыт, ни хорошие рекомендации с прошлых мест работы.

«Я решил, что не хочу носить эту фамилию и не хочу, чтоб мои дети ее носили, — рассказывал в интервью «360» Александр Горский. — Он [отец] требовал от нас, чтобы мы чуть ли не митинги устраивали, требуя его освобождения».

Несмотря на то, что отец воспитывал детей в строгости и был достаточно деспотичным человеком, после ареста сын не прекратил общение с ним.

Но на просьбу прислать деньги в колонию не смог ответить, в этот момент у Александра обнаружили тяжелую болезнь.

Одновременно с этим Александр столкнулся с травлей в Сети, развелся с женой и несколько раз был уволен сразу после испытательного срока, как только начальство узнавало о прошлом его отца.

Отказывая гражданину в приеме на работу лишь на основании того, что его родственник имеет судимость, работодатель его нарушает Конституционные права.

Как правило, о таких ограничениях говорят при поступлении на государственную, военную и иную службу, однако прямых и однозначных запретов проходить службу в полиции и вооруженных силах по этой причине не предусмотрено, пояснил «Известиям» ведущий юрист Европейской юридической службы Виталий Мельников.

«Нередко возникает вопрос, не может ли судимость родственников стать непреодолимым препятствием при поступлении на службу.

Действующим законодательством не установлено прямого и однозначного запрета, связанного с запретом проходить службу в полиции, вооруженных силах, других органах по причине судимости родственников.

Так, в соответствии с законом «О службе в органах внутренних дел» указаны обстоятельства при которых гражданин не может претендовать на должность в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, среди которых судимость родственников не указана.

Аналогичным образом судимость родственников не может служить причиной однозначного отказа при поступлении на военную службу, поскольку данное обстоятельство не указано в законе «О воинской обязанности и военной службе», — отмечает юрист.

В требованиях к гражданам при поступлении на военную службу по контракту также не содержится прямого запрета на поступление на военную службу при наличии судимости родственников.

Однако для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

Кроме того, нет никаких законодательных препятствий для работы людей, имеющих родственников с судимостью, в противопожарной службе, прокуратуре, ФСБ и ФСИН.

Источник: https://iz.ru/937148/anastasiia-chepovskaia/kleimit-po-stopam-syna-osuzhdennogo-za-ubiistvo-traviat-odnoklassniki-i-ikh-roditeli

Убийство матерью новорожденного ребенка

Какому наказанию подвергались родители за убийство собственных детей

Какой бы страшной ни казалась ситуация, когда мать убивает своего новорожденного ребенка, но, к сожалению, такая практика в России встречается очень часто.

В интернете и по новостям показывают вопиющие фотографии, делают просто дикие репортажи, оповещают людей о том, что в таком-то городе мать утопила своего новорожденного ребенка в речке, туалете, оставила замерзать на улице или избила до смертельного исхода.

Несмотря на такие безумные вещи, матерей, убивших своих новорожденных детей, привлекают к ответственности за убийство с отягчающими обстоятельствами.

Ответственность за свои деяния женщина несет согласно ст. 106 УК РФ «Убийство матерью новорожденного ребенка».

Виды детоубийства, совершаемые горе–матерями

Выделяют 2 вида убийства новорожденных:

  1. Активное – когда мать совершает в отношении ребенка какие-либо действия – душит его, сдавливает, бросает, зарывает и т. п.
  2. Пассивное – когда мать не совершает по отношению к ребенку никаких физических действий, но в результате определенных обстоятельств новорожденный погибает. К пассивному убийству собственных детей можно отнести злостное не кормление младенца, оставление малыша без помощи, в результате чего он может погибнуть от переохлаждения, теплового удара, обезвоживания и т. д.

Виды детоубийства

Статьей 106 УК РФ предусмотрено 4 вида убийства новорожденного ребенка:

  1. Убийство во время родов.
  2. Убийство сразу после родоразрешения (в течение 2–4 часов после родов).
  3. Убийство новорожденного вследствие психотравмирующей ситуации. Такими ситуациями могут стать: тяжелые роды, отказ супруга от принятия ребенка, проблемы в семье.
  4. Убийство в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости.

Вид состава такого преступления материальный. Это означает, что преступление считается оконченным с момента наступления смерти новорожденного.

Субъективная сторона такого преступления характеризуется умыслом, который может быть прямым или косвенным.

Прямой умысел – это значит, что мать желала смерти своему ребенку. Косвенный (непрямой) умысел означает, что мать сознательно допускала смерть своего малыша.

https://www.youtube.com/watch?v=gNL6ryLoz-A

Субъект этого преступления – специальный. Это значит, что субъектом может выступать только мать, которая достигла возраста 16 лет.

Привилегированность состава преступления

Статья 106 УК РФ стоит отдельно от других статей Уголовного кодекса. Дело в том, что за лишение жизни матерью новорожденного законодатель предусмотрел более мягкие санкции, чем за обычное убийство.

А само преступление он списывает на то, что у роженицы во время родов может нарушиться психическое состояние.

После родов некоторые женщины становятся неадекватными, их посещает мысль убить новорожденного малыша.

Такие нездоровые мысли могут быть связаны с семейными проблемами, изменой супруга, бедностью и т. д.

Уголовная ответственность за убийство матерью новорожденного ребёнка в 2020 году

Согласно ст. 106 Уголовного кодекса РФ женщина, убившая своего ребенка во время или сразу же после родов или совершившая такое тяжкое преступление при условии каких-либо психических расстройств, несет такое наказание согласно УК РФ:

  • ограничение свободы (осужденная не изолируется от общества, но по постановлению суда она должна соблюдать определенные запреты и выполнять конкретные обязанности) сроком до 4 лет;
  • принудительные работы (привлечение осужденной к оплачиваемому труду в исправительных центрах с выплатой заработной платы) сроком до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 5 лет.

При вынесении вердикта в отношении женщины, совершившей убийство своего новорожденного ребенка, судья учитывает степень и характер преступления, обстоятельства, которые могут смягчить наказание, позитивные особенности подозреваемой, влияние наказания на дальнейшую жизнь ее семьи и др.

В качестве смягчающих обстоятельств может выступать:

  • полное признание вины подозреваемой в совершении детоубийства;
  • раскаяние женщины в совершении преступления;
  • помощь подозреваемой в раскрытии дела;
  • наличие у виновной других несовершеннолетних детей;
  • отсутствие судимости ранее и др.

Судебная практика по ст. 106 УК РФ

Практически во всех делах, связанных с убийством матерью новорожденного ребенка, такое преступление рассматривается судом по привилегированному составу.

Даже если мать применила по отношению к ребенку самый жестокий способ убийства, все равно судья рассматривает такое убийство, как совершение страшного греха в неадекватном состоянии. Приведем примеры из практики:

Пример 1. Мать, родившая здоровую девочку, по каким-то непонятным для следствия и суда причинам, осознавая последствия своих действий, положила младенца на дорогу и нанесла ему удары камнем в область головы.

Затем она несколько раз поднимала малышку и с силой бросала ее на асфальт. Судья приговорил горе-маму к 3 годам лишения свободы.

Смягчающими обстоятельствами наказания подсудимой стали: наличие трех несовершеннолетних детей, а также активное способствование самой подсудимой раскрытию и расследованию преступления.

Пример 2. Женщина, родившая мальчика самостоятельно дома, подбросила, точнее, перебросила через забор своего сына соседям зимой в 10-градусный мороз. Ребенок скончался от переохлаждения. В суде 25-летняя женщина призналась в содеянном.

Свой дикий поступок она объяснила тем, что не хотела, чтобы ее родители узнали о беременности. Адвокат обвиняемой представил суду справку о том, что его подзащитная состоит на учете у психиатра с диагнозом «умственная отсталость».

Суд постановил решение о принудительном лечении подсудимой в психиатрической лечебнице.

Пример 3. Женщина, родившая в роддоме девочку, через несколько дней после возвращения с ней домой решила избавиться от нее. Она задушила ребенка, надев на него мусорный пакет, и выбросила грудничка в контейнер.

В суде женщина призналась в детоубийстве, но не смогла сказать, по какой причине она совершила такой грех. Ей была назначена психиатрическая экспертиза, по результатам которой женщину признали здоровой, вменяемой.

На этом основании суд приговорил женщину к 5 годам лишения свободы.

Пример 4. Несовершеннолетняя беременная женщина самостоятельно родила ребенка, после чего в состоянии аффекта бросила тело младенца в выгребную яму. На следствии женщина рассказала, что действительно была беременна и родила малыша в туалете.

Ребенок быстро вышел и упал в дырку унитаза, а женщина не смогла его достать. Суд признал подозреваемую виновной, указав, что преступление она совершила умышленно. Психиатрическая экспертиза показала, что женщина здорова.

Суд приговорил 16-летнюю подозреваемую к принудительным работам сроком на 5 лет.

Пример 5. Мать четверых детей была приговорена судом к 2 годам лишения свободы в исправительной колонии за детоубийство новорожденного. После родов горе–мама плохо себя чувствовала. Когда муж ушел на работу, оставив ее с детьми, женщина решила отдохнуть.

Когда новорожденный ребенок начал плакать, женщина положила его лицом в подушку, чтобы не слышать его плач. Ребенок еще какое–то время плакал, но вскоре затих – умер от удушья. На судебном заседании женщина опровергала факт детоубийства, но суд приговорил ее к наказанию по ст.

106 Уголовного кодекса.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/ubijstvo-materyu-novorozhdennogo-rebenka-st-106-uk-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.