Кто Осуществляет Контроль за Прокуратурой
Содержание
Прокуратура — проверки
Прокуратура РФ осуществляет надзор во всех сферах социальной жизни на территории страны. Рассмотрим предмет прокурорской проверки, основания для её осуществления и порядок проверки.
Кто или что может быть целью прокурорского контроля?
Приказ Генпрокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» устанавливает следующее:
- Основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.
- Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь — для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.
Прокуратура имеет право совершать проверку обширного перечня объектов:
- Юридические лица.
- Индивидуальные предприниматели.
- Государственные органы и органы местного самоуправления – судебные, исполнительные, законодательные и иные системы.
- Образовательные учреждения, детские сады и другое.
Основанием для прокурорской проверки может выступать:
- Уголовное дело.
- Административное дело.
- Гражданское дело.
- Арбитражное дело или иные материалы, имеющие достаточную информации о нарушениях.
Таким образом, прокуратура имеет право инициировать проверку при наличии любой жалобы в случае возможного нарушения прав и свобод человека/гражданина. Также существует плановая проверка, осуществляемая для конкретных сфер.
Как проходит мероприятие?
Согласно Статье №22 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор имеет следующие полномочия:
- По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
- Требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Этапы проведения
Инициация прокурорской проверки происходит после получения информации о нарушениях, которые на данной стадии нельзя подтвердить или опровергнуть без организации проверки. Решение о необходимости прокурорской проверки принимается самим прокурором или же его заместителем.
Прокуратура должна уведомить организацию/орган, которая/ый подлежит проверке, за сутки до инициации мероприятия. В этом случае должно быть предоставлено решение, где указываются цели и предмет проверки, а также основания.
Если же в период проверки правоприменительный орган получит информацию о других нарушениях со стороны организации\органа, которую невозможно подтвердить или опровергнуть без проверки, прокурор или его заместитель могут расширить предмет проверки для выявления потенциальных нарушений или же инициировать новое мероприятие. Также необходимо уведомить об этом руководство или представителей руководства организации/органа.
Решение о проверке содержит следующую информацию:
- Ф.И.О. и должность прокурора или его заместителя.
- Наименование проверяемого органа/организации.
- Цель, основание и предмет проверки.
- Временной интервал проведения прокурорских мероприятий.
- Ф.И.О. и должность лиц, которые займутся инициацией проверки.
- Требование уведомить о решении руководителя/его представителя проверяемой организации/органа.
- Подпись прокурора или его заместителя.
В решении о расширении проверки должен быть дополнительный пункт, где указаны основания расширения проверки.
Ранее изъятые документы/материалы для проведения проверки и получения информации возвращаются представителям проверяемого объекта, если прокурорская поверка была приостановлена, за исключением следующих случаев:
- В случае необходимости в возбуждении уголовного дела.
- В случае необходимости проведения экспертиз, исследований и прочего.
Если возникает необходимость в продлении проверки, её приостановлении или возобновлении, то каждый раз прокуратура должна уведомлять об этом представителей проверяемого объекта не позже, чем за два дня после принятия решения о мероприятии.
Каковы сроки осуществления процедуры?
Период проверочных мероприятий составляет не более 30 календарных дней с даты начала проверки.
В случае, если прокурор или его заместитель имеют основания для расширения проверки, то период мероприятий может увеличиться на 30 календарных дней.
В дальнейшем возможно получить продление проверки на следующие 30 календарных дней, но, если подобное решение будет принято Генеральным прокурором РФ или его заместителем.
Период проведения проверки по отношению к организации или органу определяется для каждого конкретного объекта в отдельном порядке. То есть каждое конкретное отделение, филиал, представительство организации/органа могут иметь срок проверки, независимые друг от друга, если подобные объекты расположены на территории разных субъектов РФ.Проведение проверки может быть приостановлено неоднократное количество раз по следующим причинам:
- Если необходимо провести определенные мероприятия – экспертизы, исследования, испытания, которые займут длительный период для получения данных, выходящий за установленные рамки прокурорской проверки.
- Если проверяемая организация/орган каким-либо образом затрудняют проведение проверки в установленный законом срок.
- Если требуемые документы, материалы или иные предметы исследования не были предоставлены проверяемым объектом в срок из-за чего провести проверку в установленный период не представлялось возможным.
Приостановление прокурорской проверки в общей сложности не может составлять более полугода.
Если в этот период не удалось получить документы, материалы или иную информацию, провести необходимые исследования и экспертизы, то прокурорская проверка может быть вновь приостановлена только по решению Генерального прокурора РФ или его заместителя. Общий срок дополнительного приостановления не может превышать шесть месяцев.
Период приостановления проверки не входит в период проведения проверки.
Что проверяется в организациях?
Прокурорская проверка определяется предметом проверки, но для установления нарушений, как правило, используется стандартизированный набор функций:
- Анализ документов, материалов или иных объектов информации, которые относятся к предмету проверки и могут повлиять на итог расследования.
- Опрос граждан и должностных лиц.
Каков порядок проведения?
Рассмотрение жалобы происходит от трёх до десяти дней, в зависимости от обстоятельств дела. В случаях угрозы жизни или в иных экстренных случаях рассмотрения жалобы происходит незамедлительно.
После ознакомления с жалобой прокуратура может полностью или частично удовлетворить в заявлении или же отказать.
Заявитель должен получить уведомлении по итогам рассмотрения жалобы, а также о способах обжалования решения.
Процедура расследования должна касаться исключительно предмета проверки. В ином случае необходимо предоставить решение о расширении проверки или новой проверке.
Правомерна ли внеплановая или внезапная процедура?
Прокуратура имеет право провести внеплановую проверку по множеству причин:
- Поступившая жалоба.
- Информация из средств массовой информации.
- Инцидент, зафиксированный иными государственными органами, например, несчастный случай с летальным исходом, и другое.
Для того, чтобы прокуратура имела возможность провести внезапную проверку, необходимо иметь на это основания.
Об итогах мероприятия
Когда проверка не выявила нарушений, то итогом является оформление акта проверки. Документ содержит следующую информацию:
- Место составления и наименование органа прокуратуры.
- Ф.И.О. должностных лиц, участвовавших в проверке.
- Период проведения.
- Наименование проверяемого органа/организации.
- Цель, основание и предмет проверки.
- Указание отсутствия выявленных нарушений.
- Подписи членов комиссии.
Представителям проверяемого объекта должен быть направлен данный акт.
В случае выявления нарушений произойдет следующее:
- Внесение представления с требованием устранить нарушения.
- Внесение предостережения о недопустимости нарушения законодательства РФ.
- Возбуждение дела об административном правонарушении.
- Опротестование решения/документа.
Сотрудники прокуратуры имеют право опротестовать любой документ/решение, если он нарушает законодательство России. Срок рассмотрения протеста зависит от обстоятельств дела, но не более десяти дней.
Прокуратура имеет обширный перечень оснований для проведения расследования. Период и процедура проверки также закреплены законодательством РФ. Умышленное невыполнение требований прокурора или вмешательство в проверку предусматривают ответственность в соответствии с КоАП РФ.
Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/prokuratura-proverki-5d1a4fb381d95900acc1943b
Кто проверяет прокуратуру
И без заинтересованности, а информации для. Вы можете сейчас обратиться по истечение 5 дней в Прокуратуру, которая проводила проверку и попросить ознакомить с решением о проверке.
Если его не будет. смело обжалуйте. действия. но зафиксируйте факт. Трудно, определить, если не ясен предмет проверки.
Пунктом 3 294-фз. установлено, что прокурский надзор — вне сферы данного закона. На счет вывода, о присутствии сотрудников прокуратуры, не согласен с Вами.
Проверки нарушений прокуратурой
Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось.
Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами: Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения.
В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено. Срок проверки не превышает 30 дней.
Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
Кто надзирает за прокуратурой
Он подотчетен только Президенту РФ, назначается на собственную должность верхней палатой российского парламента по его представлению.
Исключительным полномочием Генерального прокурора РФ является назначение на должности, освобождение от должностей прокуроров регионального, районного и муниципального уровней.
При этом прокуроры субъектов страны подотчетны только самому Генеральному прокурору (одновременно они считаются его заместителями), а районные, городские и специализированные прокуроры подотчетны также вышестоящим прокурорам.
Прокурорская проверка: пределы полномочий прокурора
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон) относит к подведомственности прокуратуры всё то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов.
В Законе прямо указано: «При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы».
Проверяемый период законодательно не установлен, однако следует руководствоваться принципами разумности и правовой определённости — требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; При проведении проверки должны быть исключено истребование излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место, не допускаться факты возложения на представителей проверяемых организаций обязанностей по предоставлению сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за её пределы, а также не предусмотренных законодательством о статистических данных.
Проверка органами прокуратуры
Это могут быть и приём работников на работу и их увольнение, осуществление лицензионной деятельности, уплата налогов, аренда государственного и муниципального имущества и т.д.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» вводит определённые ограничения на предмет прокурорских проверок, устанавливая в ст. ст.
21 и 26, что органы прокуратуры не подменяют при осуществлении надзора иных государственных органов.
К вам пришла прокуратура
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; Как мы видим формулировки настолько широкие, что в сферу прокурорского надзора подпадает вся деятельность юридического лица, т.е.
Как проходит прокурорская проверка?
Прокуратура имеет право самостоятельно инициировать проверку, даже если ее сотрудникам не подавалось обращение уделить пристальное внимание деятельности определенной организации.
О подробностях проведения контрольных мероприятий рассказал адвокат Александр Трач. У представителей прокураторы отсутствует четкий регламент, который регулирует процесс проведения контрольных мероприятий.
Есть только три аспекта, которые прописаны достаточно четко.
Каков порядок проведения прокурорских проверок и какими документами он регламентирован?
Положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора)проверок по требованию прокурора), правосудия и проведения административного расследования.
Источник: https://myeconomist.site/kto-proverjaet-prokuraturu-19287/
Требование прокурора
› Служба
24.05.2019
Каждый гражданин Российской Федерации обладает определенными правами и свободами, прописанными в Конституции. Однако нередко данные права нарушаются на самых разных уровнях.
Если россиянин столкнулся с нарушениями закона в работе государственных структур, организаций, должностных лиц, он имеет право обратиться в главный надзорный орган России – прокуратуру, деятельность которой регулируется Федеральным законом №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», принятым 17 января 1992 года.
Что такое прокуратура?
Прокуратура в Российской Федерации включает в себя единую совокупность органов, главная задача которых состоит в том, чтобы от имени государства обеспечить соблюдение действующего законодательства, прав и свобод граждан, прописанных в Конституции.
Также прокуратура обязана обеспечивать законность и равенство, оберегать интересы государства и граждан.
В систему прокуратуры входят:
- Генеральная прокуратура Российской Федерации;
- городские, районные и иные территориальные отделы в регионах;
- учебные и научные организации, осуществляющие подготовку прокуроров;
- военная прокуратура;
- узкоспециализированные отделы (например, транспортная, природоохранная прокуратура и т.д.);
- собственные печатные издания.
Генпрокуратуру РФ возглавляет генеральный прокурор, назначаемый на 5 лет Советом Федерации по представлению Президента страны.
ВАЖНО! Прокуратура является самостоятельным органом, не относящимся ни к одной из существующих отраслей власти и ведущая свою деятельность вне зависимости от них.
Основные функции прокуратуры
Действуя от лица государства, прокуратура выполняет свои основные функции, к числу которых относятся:
- контроль соблюдения законодательных норм;
- надзор за действием федеральных ведомств и министерств, исполнительных, законодательных, контрольных органов, а также органов военного и самоуправления;
- контроль соблюдения гражданских прав на территории страны;
- надзор за деятельностью органов, осуществляющих розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание;
- контроль соблюдения законов административными учреждениями и органами исполнения наказаний;
- разбор судебных постановлений, противоречащих закону;
- работа с письменными обращениями граждан, информирующими о фактах нарушения российского законодательства;
- уголовное преследование преступников, нарушивших закон;
- содействие в работе по подготовке международных договоров и иных правовых актов;
- контроль и организация работы органов, ответственных за борьбу с преступностью.
ВАЖНО! Прокуратура РФ осуществляет свою деятельность, не заменяя при этом иные государственные органы. Проверка исполнения законов производится исключительно на основании заявлений, поступивших от граждан и требующих участия прокурора.
Любое требование прокурора, предъявленное на основании Федерального закона «О прокуратуре РФ», подлежит обязательному исполнению в установленный для этого срок. В ходе проверки по требованию сотрудника прокуратуры организации и органы власти обязаны предоставить все документы, необходимые для осуществления надзора.
При этом прокурор не может требовать:
- предъявления документов и материалов, не относящихся к предмету проведения прокурорской проверки;
- предоставления информации, материалов и документов, переданных в прокуратуру во время ранее проведенной проверки или опубликованной в официальных средствах массовой информации (либо на официальном сайте организации или органа).
ВАЖНО! Уклонение от исполнения требований прокурора ведет к административной ответственности на основании статьи 17.7 КоАП РФ.
Полномочия
В полномочия прокурора входит комплекс возможностей и обязанностей, применяемых в процессе осуществления прокурорского надзора. Полный перечень полномочий описывает статья №22 ФЗ №2202-1, согласно которой все обязанности прокурора можно разделить на три основных группы:
- выявление преступлений против закона и причин, способствовавших их совершению;
- устранение нарушений законодательства;
- предупреждение и профилактика противозаконных действий.
При осуществлении возложенных на него полномочий, прокурор имеет право:
- беспрепятственно входить на территории, принадлежащие поднадзорным органам;
- получать доступ к материалам, необходимых для осуществления надзора (в том числе и к документам, содержащим государственную тайну или имеющим пометку «секретно» — при наличии специального доступа);
- вызывать граждан и должностных лиц для проведения разъяснений о нарушении законодательных норм;
- возбуждать производство об административном правонарушении и привлечь к ответственности лица, преступившие закон;
- освобождать от ответственности лиц, незаконно подвергнутых задержанию по решению несудебных органов;
- в судебном порядке опротестовывать акты, противоречащие закону;
- вносить представления об устранении законодательных нарушений.
Прокурорский надзор
Прокурорский надзор является основным направлением деятельности прокуратуры и подразумевает предупреждение, пресечение и профилактику преступлений против закона, а также привлечение к ответственности и восстановление законных прав и свобод.
Федеральный закон №2202-1 «О прокуратуре» предусматривает следующие виды прокурорского надзора:
- 1. за соблюдением законодательных норм органами власти (министерствами, ведомствами и т.д.);
- 2. за соблюдением норм закона со стороны органов предварительного следствия и дознания;
- 3. за соблюдением гражданских прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией РФ;
- 4. за соблюдением норм работы судебных приставов;
- 5. за соблюдением порядка работы органов, исполняющих наказание на основании судебного решения.
Прокурорский надзор является самостоятельным видом деятельности и осуществляется от имени Российской Федерации.
Акт прокурорского реагирования
Полномочия прокуратуры не распространяются на самостоятельное устранение выявленных нарушений законодательства. Также прокурор не имеет право применять какие-либо меры по отношению к лицам, преступившим закон.
Однако оставить без внимания выявленное нарушение сотрудник прокуратуры не имеет права. Он должен обратиться в соответствующие органы или к должностным лицам, обладающим определенными полномочиями.
Такое обращение оформляется с помощью акта прокурорского реагирования.
ВАЖНО! Акт прокурорского надзора является официальным документом, направляемым прокурором в адрес соответствующего органа или должностного лица. Документ содержит в себе информацию о выявленных законодательных нарушениях и предписания по их устранению.
Возможные виды прокурорского реагирования перечислены в статьях 23-25 ФЗ «О прокуратуре». К подобным документам относятся:
- представление (составляется при нарушении прав и свобод гражданина и человека и отправляется в орган или должностному лицу для последующего устранения нарушений);
- постановление (связано с нарушениями законодательства, которые влекут за собой административную или уголовную ответственность);
- протест (составляется в отношении правовых документов, противоречащих закону, с требованием их исправления или отмены);
- предостережение о недопустимости противозаконных действий (адресуется руководителям общественных организаций или должностным лицам, планируемая деятельность которых может быть связана с нарушением закона).
Еще одну разновидность актов прокурорского реагирования предусматривает Федеральный закон №171-ФЗ от 17 июля 2009 года.
Согласно данному документу, прокурор имеет право направить требование об изменении нормативного правового акта, если в нем присутствуют коррупционные намерения.
Требование может быть направлено в орган, организацию или должностному лицу, издавшему документ. Также прокурор имеет право обратиться в судебную инстанцию.
Требования и нормы прокурорской проверки
Нормы и правила проведения прокурорской проверки регламентируются Федеральным законом №294-ФЗ, принятым 26 декабря 2008 года. Данный документ предусматривает два вида проверок:
- плановая (с периодичностью не более одного раза в три года);
- внеплановая (при поступлении в прокуратуру информации из СМИ о допущенных фактах нанесения вреда жизни и здоровью людей, животным, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера).
ВАЖНО! Сводный план проведения плановых проверок ежегодно формируется Генпрокуратурой и публикуется на официальном сайте.
О проведении проверки руководители организаций и ведомств должны быть предварительно проинформированы. При этом информация может быть направлена в тот же день, когда планируется визит прокурора.
Срок проведения проверки не должен превышать 20 дней. Однако по решению прокурора он может быть продлен один раз и не более чем на 20 рабочих дней. Акт проверки предоставляется руководителю организации или органа в десятидневный срок.
Во время проведения проверки прокурор имеет право:
- после предъявления удостоверения беспрепятственно перемещаться по всей территории организации;
- требовать предъявления документов, относящихся к предмету проверки;
- проводить беседы с ответственными лицами и специалистами на предмет проводимой проверки;
- вызывать нужных лиц для предоставления объяснений.
ВАЖНО! Препятствие прокурору во время проведения проверки может стать причиной для уголовного преследования.
Деятельность прокуратуры всегда связана с защитой прав и свобод человека, осуществляется от имени государства и не зависит ни от одной из отраслей власти.
Однако принимать самостоятельные действия по устранению противозаконных действий прокуратура не имеет право, поэтому результатом ее деятельности являются акты прокурорского реагирования, направляемые полномочным органам или должностным лицам.
Требование прокурора Ссылка на основную публикацию
Политика конфиденциальности
Источник: https://vzapase.expert/sluzhba/trebovanie-prokurora