К видам прокурорского надзора не относится уголовное преследование

Содержание

К видам прокурорского надзора не относится уголовное преследование

К видам прокурорского надзора не относится уголовное преследование

Юридически различают четыре вида прокурорского надзора, которые можно сгруппировать по двум направлениям: надзор за исполнением законов; 2 ) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Надзор за исполнением законов имеет три разновидности в зависимости от предмета надзора, адресатов надзора и полномочий органов прокуратуры.

В отдельный вид выделен прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и назначаемых судом мер принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Отрасли прокурорского надзора, самостоятельные функции и направления деятельности прокуратуры

По своей сущности прокурорский надзор как специфи­ческий вид государственной деятельности един. Не относится к административным видам ответственности исправительные работы? Это един­ство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.

Важно отметить, что осуществление прокурорского над­зора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан. Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является:

    • надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;
    • надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями;
    • надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.

Тесты по курсу «прокурорский надзор»

Судебное следствие начинается с оглашения обвинительного заключения (обвинительного акта):

а) возраст не менее 35 лет и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

Какой из перечисленных принципов не относится к принципам организации и деятельности органов проку­ратуры: 37. На какой период осуществляется текущее планирование в прокуратурах районного звена:
б) возраст не менее 25 лет и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет;

Прокурорский надзор Тесты

В какой срок прокурор вправе отменить постановление следователя или дознавателя о возбуждении уголовного дела:

При рассмотрении дела в арбитражном суде прокурор, излагая суть требований и предлагая доказательства в обоснования их, а так же в судебных прениях, выступает:

Подлежит ли цензуре переписка с прокурором лиц, осужденных к лишению свободы: Представление прокурора в порядке общего надзора — это акт прокурорского реагирования: Прокурор в арбитражном суде апелляционной инстанции, вправе заявлять ходатайство о вызове новых свидетелей: Современные исследователи выделяют несколько следующих видов прокурорского надзора.

  • Деятельность по надзору в рамках прокуратуры осуществляется специализированной системой органов, носящих централизованный характер. Данный вид надзорной деятельности не может осуществляться никакими другими организациями, за исключением органов прокуратуры.
  • Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации.
  • деятельности по надзору в рамках прокуратуры говорит о том, что данный вид деятельности является самостоятельным. Он не связан с какой-либо ветвью государственной власти, то есть, он находится в обособленном положении.

Правоохранительные органы

  • уголовное преследование лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Предметом третьей отрасли надзора — надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, — является установленный порядок принятия, учета и разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения предварительного расследования, а также законность принимаемых соответствующими органами решений.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Другими словами, отрасль прокурорского надзора — это его относительно самостоятельная часть, характеризующаяся специфическими для конкретной отрасли надзора предметом и полномочиями прокурора. К полномочиям прокурора в данной отрасли относится право принесения протеста или представления.

Протест приносится на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенное нарушение. Обращения, взятые на контроль депутатами Государственной Думы, в прокуратуре должны быть рассмотрены в течение трех дней не позднее 7 суток

безотлагательно

в срок, не превышающий 10 дней Участие прокурора в суде надзорной инстанции
является обязательным не является обязательным зависит от участия в деле защитника

зависит от решения суда Основным средством устранения допущенных органом дознания (лицом, производящим дознание) или следователем нарушений закона является отмена прокурором их незаконных и необоснованных постановлений.

Все свои решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурор оформляет соответствующим постановлением. Исключением из этого правила являются утверждение прокурором обвинительного заключения либо составление им нового заключения.

Прокурор, утвердив обвинительное заключение, направляет дело в суд, которому оно подсудно. Потому обвинительное заключение должно утверждаться прокурором соответствующего уровня.

Например, обвинительное заключение по делу, подсудному областному суду, должно утверждаться прокурором этой области. При этом п. 47 указанной статьи прямо относит прокурора наряду со следователем, руководителем следственного органа, дознавателем и некоторыми другими лицами к стороне обвинения. В свою очередь п.

45 фактически отождествляет понятия обвинение и уголовное преследование.Федеральным законом от 29.06.

2009 № 141-ФЗ был введен новый процессуальный институт — досудебное соглашение о сотрудничестве, наделяющий прокурора правом заключения такого соглашения с подозреваемым или обвиняемым после возбуждения уголовного дела.

— санкционировать установленные законом следственные действия (например, обыск);- при рассмотрении уголовных дел участвует в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя, поддерживая обвинение или отказываясь от его поддержания, участвует в исследовании доказательств, выступает в прениях и т. п.;

И прокурорского надзора

Деятельность прокуратуры организационно-управленческого типа рассматривается в литературе в различных аспектах 1. Классификация ее возможна по многим основаниям.

Неосновные типы деятельности современной российской прокуратуры – участие в правотворчестве и координационной деятельности реализуются соответствующими функциями прокуратуры.

в уголовном процессе
Правовая реформа, как и иные реформы, проводимые ныне в стране, ориентирована на построение правового государства.

Необходимый элемент такого государства – разделение властей, что является принципиальным положением, определяющим и главное направление изменений правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности.

3)смешанный тип прокуратуры, или надзорно-обвинительный (с 1922 г. – по настоящее время). На разных этапах этого периода – надзор за исполнением законов и уголовное преследование сочетаются с иными видами прокурорской деятельности.

По отношению к функциям прокуратуры ее деятельность делится на функциональную и нефункциональную 1. Кроме названных функциональных типов деятельности прокуратуры речь может идти о типе нефункциональном.

Таковым является организационно-управленческая деятельность в органах прокуратуры.

Прокурорский надзор в Российской Федерации

осуществляемый от имени государства прокурорский надзор рас­пространяется в том числе и на те органы, которые сами в пределах своей компетенции осуществляют контрольно-надзорную деятель­ность.

— она непосредственно не вмешивается в хозяйственную и управлен­ческую деятельность поднадзорных органов и организаций, не под­вергает их деятельность и акты оценке с точки зрения практической целесообразности, а следит за тем, чтобы они не допускали наруше­ний закона;

Территориальные прокуратуры имеют трехзвенную систему. Пер­вым (низовым) звеном являются прокуратуры районов и городов, воз­главляемые прокурорами, назначаемыми на 5-летний срок Генеральным прокурором РФ.

Не относится к видам административного взыскания исправительные работы? В штате прокуратур первого звена имеются первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуро­ров, старшие следователи и следователи, назначаемые на должность и освобождаемые от нееирокурором.

Сущность прокурорского надзора: предмет, объекты, пределы

Охрана от посягательств на политические, трудовые, жилищные и другие личные права граждан.

Обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства в целом

Хотя в Конституции прямо не указывается на осуществление контрольных функций Советом Федерации, Государственной Думой, практически эти законодательные органы ими обладают.

Поскольку они могут обращаться в Конституционный Суд по поводу несоответствия Конституции различных нормативных актов, в том числе актов Президента РФ, постольку они осуществляют контроль за их законностью.

Ясно, что прежде чем обратиться в Конституционный Суд с запросом, эти органы устанавливают незаконность того или иного акта. Осуществляет поддержание порядка в государстве различными способами, но главным образом при помощи государственного контроля.

Направлен на обеспечение эффективности деятельности государственного аппарата.

К видам административных наказаний не относится исправительные работы? Надзор — это контрольная деятельности за исполнением только законов.

Конкретные виды деятельности направленной на достижение целей отражены в пункте 2 статьи 1 ФЗ «о прокуратуре». Одним из важнейших направлений деятельности является координация деятельности других органов.

Предмет и задачи прокурорского надзора за органами дознания

задержание лиц по подозрению в совершении преступления производилось в порядке и по основаниям, установленным законом;

«Однако в деятельности правоохранительных органов допускается существенное количество нарушений законности. Поэтому Генеральный прокурор РФ потребовал решительно покончить с проявлениями предвзятости, тенденциозного подхода при проведении предварительного следствия и дознания в приказах №7 от 11 марта 1992 г. и № 20 от 28 мая 1992 г.»

выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению. никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному ограничению в правах;Под отраслью прокурорского надзора понимается относительно самостоятельная его часть, характеризующая специфическим предметом и полномочиями.

Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела

Деятельность прокурора в данном направлении надзора условно может быть выстроена из трех этапов соответственно трем этапам работы с сообщениями о преступлениях: 1) при приеме и регистрации, 2) при рассмотрении и 3) при принятии решения по существу.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что прокурор в ходе надзорных проверок непременно должен обращать внимание на следующие моменты:

Практика прокурорского надзора свидетельствует и том, что по отдельным заявлениям, содержащим очевидные признаки преступлений, каких-либо предусмотренных законом процессуальных действий по закреплению доказательств, пресечению преступной деятельности, сохранению следов преступления своевременно не проводилось, а уголовные дела по таким заявлениям (сообщениям) длительное время не возбуждались. Практика прокурорского надзора выработала и сформулировала ряд задач, стоящих перед прокурорами при осуществлении ими надзора за исполнением закона при приеме и регистрации сообщений о преступлениях, решение которых способствует достижению положительных результатов в борьбе с преступностью. К ним относятся: На стадии возбуждения уголовного дела роль прокурора существенна, о чем свидетельствует спектр процессуальных, надзорных и организационно-распорядительных полномочий, которые предоставлены ему УПК.

Читайте другие статьи на сайте:

Источник: https://urist-onlain.ru/sostav-prestupleniya/k-vidam-prokurorskogo-nadzora-ne-otnositsja.html

Чем отличается прокуратура от следственного комитета

К видам прокурорского надзора не относится уголовное преследование

До 2011 года Следственный комитет входил в Прокуратуру РФ. 15 января 2011 года произошло разделение. Ниже рассмотрены основные направления деятельности двух структур. В чем заключаются различия в их функционале? Кто из них главнее и находится ли другой в подчинении?

В чем основное отличие?

Для понятия главных различий, необходимо разобраться с определениями.

Прокуратура – система органов, осуществляющих надзор за выполнением действующих законов, соблюдением прав и свободы граждан страны.

Кроме того, она представляет сторону обвинения в уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет – государственный орган, занимающийся расследованием тяжких преступлений и обладающий иными полномочиями в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, становится понятно, что эти две государственные структуры осуществляют разные функции: защита прав граждан – задача прокурора, расследование преступлений – СК. Точкой соприкосновения является уголовное судопроизводство. Однако, и здесь их задачи не пересекаются.

Что такое прокуратура?

Прокуратура РФ – система органов, задача которых в осуществлении надзора за соблюдением прав, прописанных в Конституции, и исполнении законов. В ее обязанности входят и иные функции, установленные ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации». Этот законодательный акт регулирует порядок организации, полномочия и деятельность данной государственной структуры.

Орган относится к военизированным организациям. Это означает, что его служащие имеют право приобретать и носить боевое оружие. Служащие могут проходить военную, правоохранительную и гражданскую государственную службу. Это независимая структура, она не принадлежит ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной)

Основная деятельность

Согласно ст.1 ФЗ «О Прокуратуре РФ», основная ее задача – надзор за соблюдением действующего законодательства. При этом, данный закон предусматривает и другие направления деятельности. К ним относятся:

  • представление стороны обвинения в уголовном судопроизводстве;
  • осуществление уголовного преследования за совершенное преступление;
  • работа с обращениями и заявлениями граждан.

Состав

Прокуратура представляет собой централизованную систему учреждений, в подчинение которых входят нижестоящие прокуроры. Общее руководство системой осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

В состав входят:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • учебные организации;
  • прокуратуры субъектов РФ, городов и районов;
  • Военная прокуратура РФ;
  • специализированные подразделения;
  • редакции печатных изданий.

Какие функции выполняет

Основная функция – осуществление надзора. В рамках своих полномочий, она осуществляет надзор за:

  • за соблюдением и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, а также, должностными лицами. Контролирует соответствие действующим законом, правовых актов, издаваемых этими органами власти;
  • за соблюдением законов органами, занимающимися оперативным розыском, дознанием и реализацией мер принудительного характера;
  • соблюдением законодательства судебными приставами;
  • соблюдением законодательства органами и учреждениями, выполняющими функции по исполнению наказаний, содержанию заключенных и задержанных.

Помимо надзора, она осуществляет и другие функции:

  • координация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
  • сотрудничество с международными организациями;
  • выпуск специализированных изданий;
  • участие в судебных процессах по уголовным делам;
  • вынесение решений по противоречащим закону судебным решениям;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • рассмотрение жалоб и обращений от граждан.

Что такое Следственный комитет?

Следственный комитет РФ (СК) – федеральный государственный орган, в задачи которого входит осуществление уголовного судопроизводства и иные задачи.

СК образован от Следственного комитета при Прокуратуре РФ, отделился он 15 января 2011 года.

Относится к военизированным организациям, его служащие имеют право приобретать боевое оружие.

Наделен правом производства предварительного расследования, осуществляемого в форме предварительного следования.

В СК предусмотрены три вида службы: военная, правоохранительная и гражданская. Руководство деятельностью органа осуществляет Президент РФ.

Состав подразделения

Система Следственного комитета включает в себя:

  • центральный аппарат, состоящий из:
  • главных управлений и управлений;
  • отделов;
  • отделений.
  • главные следственные управления и следственные управления субъектов РФ, а также приравненные к ним отделы;
  • межрайонные следственные отделы, следственные отделы, отделения районов и городов.

Какая из этих структур считается главнее?

Сравнение этих двух организаций – некорректно, так как они выполняют разные функции.

Точка их соприкосновения – прокурорский надзор за следствием. Согласно ст. 124 УПК РФ, все жалобы на действие следователя рассматриваются прокурором.

Он также подписывает обвинительное заключение при направлении дела в суд и поддерживает государственное обвинение.

Поэтому, формально, прокуратура может оказать влияние и усложнить работу следственно комитета.

СК РФ и Прокуратура России – независимые друг от друга государственные органы. Однако, деятельность этих организаций пересекается в вопросах, касающихся уголовного преследования и обвинения. Поэтому, полностью выделить деятельность следственного комитета из органов прокуратуры – затруднительно.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/chem-otlichaetsia-prokuratura-ot-sledstvennogo-komiteta-5ccd70c6c76e7d00b1fe413a

Прокурорский надзор. ШпаргалкиТекст

К видам прокурорского надзора не относится уголовное преследование

Прокурорский надзор – 1) самостоятельная правовая учебная дисциплина, в рамках которой изучается а) законодательство о прокурорском надзоре; б) теория и практика деятельности прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов.

2) самостоятельный вид государственной деятельности, направленный на решение задач укрепления законности и правопорядка в РФ, реализацию основных принципов социальной справедливости.

ПН стоит в ряду наиболее надежных гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан.

ПН как учебная дисциплина включает изучение 1) основных принципов организации прокуратуры и ее деятельности; 2) основных задач, направленных на укрепление законности и правопорядка; 3) особенностей взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами, общественными организациями и общественностью в целом. В этой дисциплине изучаются задачи и полномочия прокуроров, процессуальные акты реагирования прокуроров на нарушения законов.

У прокурорского надзора как учебной дисциплины существуют непосредственные и тесные связи с рядом других дисциплин.

В рамках уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и гражданского процессуального, административного, семейного права раскрываются роль и значение ПН за исполнением правовых норм.

Наиболее тесно с ПН соотносятся такие дисциплины, как гражданский и уголовный процесс, административное, трудовое право. Также ПН находит место в изучении криминалистики.

ПН как самостоятельный вид государственной деятельности осуществляется от имени государства – Российской Федерации; эту деятельность не могут осуществлять никакие иные государственные, общественные или другие органы, учреждения, организации и т. д.

этой специфической деятельности: проверка точности соблюдения конституционных норм, исполнения требований законов, соответствия закону различных правовых актов.

Также к ПН относится принятие мер по устранению обнаруженных правонарушений, для чего прокуратура обладает рядом средств, предоставленных ей исключительно.

2. Прокурор и его деятельность

Прокурор как обобщающее понятие – физическое лицо, которое постоянно или временно состоит на службе в органах прокуратуры. Принятие на работу определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», должностные обязанности, исполняемые прокурором, регулируются тем же законом, а также приказами вышестоящего прокурора.

Прокурор в узком смысле – руководители прокуратур различного ранга: Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, города, района, специализированной прокуратуры.

В широком смысле – помимо вышеперечисленных заместители, советники, старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям Генерального прокурора РФ, а также помощники и заместители нижестоящих прокуроров, старшие прокуроры-криминалисты, прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в рамках своей компетенции.

В штат прокуратуры входят также прокурорские работники: сотрудники учреждений и органов прокуратуры, обладающие классным чином; в учреждениях военной прокуратуры – воинским званием. К прокурорским работникам относятся научные и педагогические работники учреждений прокуратуры, некоторые иные работники системы прокуратуры.

Основное содержание деятельности прокурора: осуществление проверок на предмет точности соблюдения Конституции РФ, исполнения требований законов, которые действуют на территории Российской Федерации. Выявляя в ходе проверок факты правонарушений, прокурор принимает меры по их устранению.

Акт прокурорского реагирования – решение прокурора, закрепленное в соответствующем документе, посредством которого он реагирует на обнаруженные им в ходе осуществления надзора нарушения законности. В арсенале прокурора имеется целый ряд правовых средств для такого реагирования.

Например, при выявлении правового акта, несоответствующего закону, прокурор составляет протест, в котором обосновывает незаконность акта и изъявляет требование о полной или частичной его отмене.

3. Требования нравственно-этического и профессионального порядка в деятельности прокуроров и следователей

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» включает требования профессионального и нравственно-этического характера, относящиеся к назначаемым на должность прокурора лицам.

Вступая в должность прокурора, выпускник высшего юридического учебного заведения принимает присягу, введенную ФЗ «О прокуратуре РФ» (ст. 404):

«Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:

✓ свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;

✓ непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;

✓ активно защищать интересы личности, общества и государства;

✓ чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;

✓ строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

✓ постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры».

Далее в законе указывается, что порядок принятия присяги прокурора (следователя) устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации.

Федеральный закон «О прокуратуре РФ» уделяет также особое внимание вопросу профессионального мастерства и повышения квалификации работников прокуратуры. В ст. 434 указано:

«2. Повышение квалификации является служебной обязанностью прокуроров и следователей. Отношение к учебе и рост профессионализма учитываются при решении вопросов о соответствии прокурора или следователя занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе».

4. Предмет, объекты и субъекты прокурорского надзора

Предметом прокурорского надзора является сфера общественных отношений; деятельность прокурора направлена на регулирование тех общественных отношений, которые связаны с соблюдением норм Конституции Российской Федерации и исполнением требований, предписанных законами.

Следование Конституции РФ и исполнение требований законов является обязательным для всех тех физических и юридических лиц, на которых данные законы распространяются.

Таким образом, предмет прокурорского надзора – это соблюдение Конституции РФ и следование законам со стороны физических (должностных) и юридических лиц.

В ФЗ «О прокуратуре РФ» дается перечень этих лиц. Там же указано исключение: исполнение законов высшими органами исполнительной и представительной власти РФ не входит в предмет прокурорского надзора. Есть и другое ограничение: предмет прокурорского надзора ограничен в части исполнения законов органами суда.

Понятия «субъект ПН» и «объект ПН» значительно различаются по содержанию, но тесно связаны друг с другом. Субъект прокурорского надзора – участник прокурорско-надзорной деятельности, а точнее – прокурор (и в широком, и в узком значении этого понятия), который осуществляет проверку исполнения законов физическим или юридическим лицом (объектом надзора).

Объект прокурорского надзора – организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, в которых прокурор осуществляет проверку исполнения законов. Например, объектом прокурорского надзора может быть орган местного самоуправления, орган законодательной или исполнительной власти субъекта федерации, федеральное министерство и т. д.

На практике в процесс прокурорского надзора может быть одновременно вовлечено несколько субъектов и объектов: например, несколько прокуроров могут одновременно проверять соблюдение законов в различных подразделениях одного учреждения.

5. Полномочия прокурора и правовые средства прокурорского надзора

Полномочия прокурора – это права и обязанности прокурора, необходимые для реализации им предписанных ему надзорных функций; основной ряд прокурорских полномочий регламентирован ФЗ «О прокуратуре РФ». Разные направления надзора требуют различных по содержанию и объему прокурорских полномочий. Например:

Прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов и законностью издаваемых актов, уполномочен законом требовать от должностных лиц предоставления необходимых ему для проверки материалов, документов, данных статистики и т. п.

Прокурор, надзирающий за законностью деятельности следственного аппарата и органов, производящих дознание, органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, имеет полномочие отменять незаконные решения данных органов, и т. д.

Прокурорские полномочия регламентируются не только ФЗ «О прокуратуре РФ»; ряд полномочий определен в гражданском и уголовном процессуальном законодательстве РФ, а также в некоторых иных федеральных законах.

Осуществляя прокурорский надзор, прокурор реализует различные действия – как регламентированные законом, так и не регулируемые им (например: анализ данных, беседы, получение различного рода информации из СМИ, проведение каких-то организационных мероприятий и т. п.). Помимо непосредственно осуществления надзора прокурор исполняет и другие функции.

Правовые средства – это только те полномочия прокурора, которые предписаны ему для осуществления надзора ФЗ «О прокуратуре РФ» (и иными федеральными законами). Полномочия, являющиеся правовыми средствами, обладают процессуально значимым характером.

Содержательно правовые средства можно классифицировать на две группы: 1) средства выявления нарушений закона; 2) средства предупреждения и устранения нарушений закона.

Суть прокурорского надзора – использование прокурором предоставленных ему законом правовых средств для выявления, предупреждения и устранения правонарушений.

6. Методика и тактика прокурорского надзора

Методика прокурорского надзора – совокупность научно обоснованных, практически апробированных методов, приемов и способов реализации правовых средств для осуществления прокурорского надзора.

Законодательство регламентирует правовые средства надзора, но, разумеется, не содержит конкретных указаний о том, какие именно из этих средств и каким образом следует применять прокурору в каждом отдельном случае для обнаружения и устранения нарушений законов. Подобные конкретные рекомендации формулируются в ходе практического осуществления прокурорского надзора и научной работы.

Те способы действия, которые оказались наиболее эффективными на практике и были обобщены и обоснованы научно, в дальнейшем получают закрепление в указаниях и приказах Генерального прокурора РФ, вносятся в методические разработки, пособия, методические письма и рекомендации, выпускаемые органами прокуратуры.

Выделяют общую и частную методику прокурорского надзора. Методические рекомендации могут быть обобщенными – определять в целом методы осуществления надзора и поддержания его эффективности, – или же иметь более конкретный, частный характер, описывая методику осуществления надзора в сфере исполнения конкретных видов законов.

Тактика прокурорского надзора – совокупность наиболее оптимальных способов и приемов использования конкретных правовых средств, выработанная теорией и практикой прокурорского надзора для решения его задач при учете конкретных обстоятельств и условий.

Решая задачи выявления, предупреждения и устранения правонарушений, прокурор не просто применяет правовые средства: он выбирает наиболее адекватные из них для каждой конкретной ситуации, и кроме того, любое правовое средство можно использовать разными методами, способами.

Выбор тех или иных приемов и методов использования правового средства зависит от особенностей объекта прокурорского надзора, сущности правонарушения, опыта и предпочтений прокурора и множества иных условий и характеристик ситуации.

7. Основные направления (отрасли) прокурорского надзора

Будучи специфическим видом государственной деятельности, прокурорский надзор характеризуется единством целей (выявление, предупреждение и устранение правонарушений), системы прокуратуры и правовой базы ее деятельности.

Но при осуществлении единого прокурорского надзора в разных направлениях есть существенные различия. Есть свои особенности в различных сферах законодательства, за которым производится надзор, различаются субъекты, исполняющие это законодательство.

Следовательно, отличны и полномочия прокуроров, осуществляющих надзор в разных направлениях.

Принято выделять следующие направления (отрасли) единого прокурорского надзора:

1. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

5. Участие прокуроров в судебном рассмотрении дел.

Это основные направления прокурорского надзора, но прокуроры имеют и ряд других функций:

– участвуют в правотворческой деятельности;

– координируют деятельность органов правоохраны по борьбе с преступностью;

– рассматривают и разрешают обращения граждан (жалобы, заявления и др.), поступающие в органы прокуратуры;

– участвуют в работе по профилактике правонарушений.

Наиболее важные задачи, которые решаются путем осуществления прокурорами вышеперечисленных функций, таковы:

1. Защита охраняемых законом государственных и общественных интересов.

2. Защита прав и свобод человека и гражданина.

3. Защита охраняемых законом интересов и прав организаций, предприятий, прочих юридических лиц.

Источник: https://www.litres.ru/pavel-smirnov/prokurorskiy-nadzor-shpargalki/chitat-onlayn/

Прокурорский надзор: отрасли, направления и поднаправления

К видам прокурорского надзора не относится уголовное преследование

По своей природе, а также по своему функциональному назначению надзор прокурорской направленности един. Это в свое время обусловлено едиными для всей системы прокуратуры целями, единством определенной системы прокуратуры, и при этом единством правовой базы организации и деятельности прокуратуры.

Тем не менее в силу многообразия деятельности надзорного характера ее широты, наличия сходных общественных отношений в правовой сфере, характеризующихся единством предмета и, что самое главное объекта прокурорского надзора, теми или иными специфическими задачами, и полномочиями должностных лиц, в качестве которых выступают прокуроры, а также потребностей специализации прокурорских работников принято отмечать самостоятельные отрасли или подфункции прокурорского контроля.

Отрасль прокурорского надзора

Определение 1

Отрасль прокурорского надзора — это в большей степени самостоятельная часть единого прокурорского надзора, которая в свое время характеризуется специфическим предметом и, что наиболее важно полномочиями прокуроров, а также характерными именно для этой сферы отношений общественного порядка целями и задачами, которые подлежат решению самими прокурорами. В прокурорской науке конкретный вопрос о том, какие именно направления прокурорского надзора имеют отношение к отраслям, до сих пор остается открытым. Вместе с этим, стоит отметить, что тут потребуется ориентироваться на гражданина, который является законодателем выделяя в Законе о прокуратуре индивидуально наиболее значимые, по его мнению, векторы отвечающие за воплощение в реальность прокурорами надзорных полномочий.

На данный момент времени в едином прокурорском надзоре можно отметить основные направления прокурорского надзора, которые имеют свойственный им предмет.

Первая отрасль — надзор за исполнением законов. В качестве предмета данной отрасли в соответствии с 21 статьей пунктом 1 Закона о прокуратуре является:

  • в первую очередь, соблюдение Конституции Российской Федерации и, что является наиболее важным исполнение определенных законов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, органами федеральной направленности исполнительной власти, законодательными (представительными), а также исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления военного порядка, органами основная задача которых осуществление контроля, их лицами при должности, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением конкретных прав человека в местах принудительного содержания и содействия гражданам, которые в свою очередь находятся в местах принудительного содержания, исправительными органами и руководителями коммерческих, и, конечно, некоммерческих организаций;
  • во-вторых, соответствие определенным законам актов правовой направленности, издаваемых специальными органами и лицами при должности, отмеченными выше.

Такая отрасль надзора является более объемной и сложной. Тут дело заключается в том, что контроль прокурорской направленности распространяется на большую часть субъектов и объектов надзора (юридических и, что важно физических лиц). Также стоит отметить, что проводится надзор за исполнением значительного количества разнообразных по содержанию нормативных документов.

Достаточно большой объем документов правовой направленности, издаваемых соответствующими органами, а также лицами при должности, в отношении которых лица являющиеся прокурорами осуществляют контроль. Прокурорами в том случае, если имеются определенные основания проводятся специальные проверки двух видов: исполнения законов и законности документов правового порядка.

Вторая отрасль — надзор за соблюдением конкретных свобод и, конечно, прав человека, и гражданина.

Согласно 1 пункту 26 статьи Закона о прокуратуре предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод гражданина, а также человека органами федеральной направленности власти исполнительного характера, законодательными (представительными), и, что наиболее важно исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления военного порядка, органами контроля, их лицами при должности, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением конкретных прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, которые находятся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих, и некоммерческих организаций.

Замечание 1

Стоит отметить, что приоритетность данной отрасли прокурорского надзора, как одного из самых главных направлений реализации государственной политики в сфере охраны прав и свобод человека, и гражданина, вытекающей из третьей статьи Конституции Российской Федерации, закрепившей обязанность государства соблюдать необходимые требования для защиты прав, а также свобод граждан.

В предмет этой отрасли контроля прокурорской направленности входит выполнение нескольких тысяч документов нормативного характера, объединенных сферой контролирования прав и свобод человека и гражданина, а выполняют данные документы многочисленные организации, учреждения, их лица при должности, а также и руководители коммерческих? и, что самое главное некоммерческие организации. Надзор за соблюдением свобод и прав гражданина занимает достаточно значимое место в общем объеме надзорной деятельности прокуратуры.

Отрасль третья — это надзор, за исполнением законов специальными органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

В роли предмета контроля надзора выступает соблюдение конкретных прав и свобод человека и гражданина, установленного в четком порядке разрешения заявлений, и сообщений о совершенных, и готовящихся деяниях правонарушительного порядка, выполнение розыскно-оперативных мероприятий, и проведение расследования, а также законность определенных решений, которые в свое время принимаются органами, осуществляющими ОРД, дознание, и предварительное следствие (об этом говорится в 29 статьей Закона о прокуратуре).

Важность у этой отрасли прокурорского контроля определяется тем, что осуществление ОРД, дознания и предварительного следствия имеет отношение к правам конституционной направленности и свободы граждан, их нарушение влечет нередко за собой тяжелые, а порой и непоправимые последствия. Прокурорский надзор в данной области способствует, с одной стороны, соблюдению конкретных прав и свобод участников процесса уголовной направленности, а с другой — совершенствованию качества ОРД, дознания и предварительного следствия.

Четвертая отрасль — надзор за исполнением конкретных законов судебными приставами.

Предметом в данной надзорной отрасли выступает соблюдение определенных прав, интересов законного характера, а также свобод физических и юридических лиц в процессе осуществления судебными приставами-исполнителями принудительного исполнения конкретных решений судебных и каких-либо других органов, законность тех решений, которые были приняты ранее при осуществлении исполнительного производства, а также исполнение законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности органов судебной направленности

Надзор который осуществляется законом за судебными приставами достаточно близок к надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как одной из важнейших его задач является соблюдение прав граждан в ходе принудительного исполнения приставами решений органов судебной власти, и других органов. Данный надзор способствует совершенствованию деятельности ФССП России, ее органов территориальной направленности и конкретных судебных приставов.

Отрасль пятая — надзор за четким исполнение конкретно указанных законов администрациями органов и учреждений, осуществляющих наказание, и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями тех или иных мест содержания задержанных, и заключенных под стражу.

Опиши задание

В соответствии с 32 статьей Закона о прокуратуре в качестве предмета данной отрасли надзора выступает:

  • законность нахождения определенных граждан в тех местах, где обычно находятся лица являющиеся задержанными, а также в местах предварительного заключения, трудо-исправительных и других органах и, что естественно учреждениях, исполняющих конкретные меры по наказанию принудительного характера, назначаемые судебным органом;
  • соблюдение установленных законодательством Российской Федерации обязанностей и прав лиц являющихся задержанными, заключенными под стражу, осужденных и лиц, которые в свое время подвергаются определенным мерам принудительного характера, порядка, и условий их содержания;
  • законность исполнения того наказания, которое не имеет никакой связи с лишением свободы.

Значение такой отрасли надзора обычно объясняется исключительной важностью конкретного специфического комплекса законов, занимающихся контролированием важнейших прав и свобод граждан, отбывающих свое наказание, и особенностями деятельности специальных органов, исполняющих данные законы.

Как известно, весь массив законодательства Российской Федерации подразделяется на определенные отрасли.

Отрасль законодательства

Определение 2

Отрасль законодательства — это конкретный закон или же несколько законов в свое время изданных на их основе подзаконных документов, контролирующих общественные отношения однородного характера, в таких сферах как, земельной, экологической, финансовой (или же ее называют экономической), образовательной, сфере по защите (оборонной) и различных других сферах. В качестве отраслей обычно рассматривается определенное земельное законодательство, законодательство экологического характера, законодательство об образовании, законодательство об обороне, и, конечно несколько десятков совершенно иных отраслей законодательства.

С учетом той структуры, которая заключается в законодательстве, то есть определенные наличия относительно обособленных отраслей, появляется и деятельность надзорного характера прокуроров.

В процессе проведения той или другой проверки, проверочного деяния они проверяют исполнение не всего законодательства, что просто не получится осуществить, а какого-либо конкретного законодательства, например трудового, или же пенсионного, о нарушении которого к ним поступили сведения.

В связи с этим в конкретных пределах отраслей прокурорского надзора, в особенности таких, как надзор прокурорской направленности за исполнением законов и за соблюдением четких прав и свобод человека, и гражданина, отмечаются более узкие направления или подотрасли надзора (составные части отрасли).

Направление прокурорского надзора

Определение 3

Направления надзора прокурорского порядка — это контроль, который осуществляется за исполнением четко отмеченного закона или же группы законов, контролирующих какие-либо однородные отношения общественного характера.

Следовательно отсюда и происходят названия направлений:

  • надзор прокурорского характера за исполнением жилищного законодательства;
  • прокурорский надзор за исполнением законодательства об гражданском обращении.

В свое время, достаточно большое количество направлений прокурорского надзора подразделяются на более узкие части, которые являются под направлением.

Поднаправления надзора прокурорской направленности — это определенные части составного порядка конкретного направления прокурорского контроля.

Речь в данной ситуации идет о четком надзоре за исполнением той части законов, которые осуществляют деятельность по контролю более узкой, но тем не менее общественно значимой части отношений общественного порядка.

Например, какое-либо направление прокурорского надзора за исполнением законодательства экологического характера подразделяется на такие поднаправления, как:

  • прокурорский надзор за выполнение специального законодательства о защите тех или иных земель;
  • надзор прокурорского характера за исполнение конкретных норм законодательства о защите недр;
  • прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите водных ресурсов;
  • прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите лесных территорий;
  • прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране воздуха в атмосфере и различные иные поднаправления.

Вывод 1

Отсюда получается, что в конкретных рамках отрасли контроля прокурорского характера выделяются направления (подотрасли), а в рамках каждого из направлений возможно наличие неких под направлений.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/prokurorskij-nadzor/prokurorskij-nadzor-otrasli-napravlenija-i-podnapr/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.