Компетентно ли МВД РФ на осуществление предварительного расследования

Содержание

Предварительное расследование — что нужно знать

Компетентно ли МВД РФ на осуществление предварительного расследования

Каждое уголовное преступление расследуется уполномоченными структурами правоохранительных органов в виде дознания или следственных действий, целью которых является поиск виновных лиц и сбор доказательной базы.

Как показывает практика, во время проведения подобных мероприятий высока вероятность нарушения прав граждан, подозреваемых в противоправных действиях.

Хороший уголовный адвокат поможет предупредить их возникновение и свести к минимуму возможные негативные последствия.

Особенности проведения предварительного расследования

Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:

  • соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
  • начало следствия в исходной точке правонарушения;
  • соблюдение границ ведения расследования;
  • следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
  • обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
  • запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
  • в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
  • привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
  • своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.

Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:

  • раскрытие преступления;
  • поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
  • создание полноценной базы доказательств;
  • доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
  • обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.

Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.

Цели следствия на предварительной стадии

Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:

  • составление полноценной доказательной базы;
  • предоставление государственного защитника гражданину, подозреваемому в преступлении;
  • применение, в случае возникновения необходимости, мер принудительного характера к подозреваемому;
  • прекращение следственных действий или передача дела по уголовному преступлению в судебное учреждение.

Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:

  • акт обвинения;
  • постановление о принудительном направлении подозреваемого лица на лечение;
  • обвинительное заключение.

Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.

Форма проведения предварительного следствия в каждом конкретном случае зависит от степени тяжести преступления, которая оказывает влияние и на само судебное разбирательство. В действующем УПК выделяется два вида следственных действий: предварительное расследование; дознание.

Этап предварительного расследования

Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.

Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу.

Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий.

Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.

Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:

  • уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
  • уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.

Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.

Дознание

Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:

  • когда правонарушение имеет среднюю или низкую степень тяжести;
  • когда нет необходимости в проведении большого объема следственных мероприятий (например, установлен гражданин, совершивший преступное деяние).

Дознание имеет следующие особенности:

  • ведущий дело дознаватель имеет меньший, чем следователь уровень самостоятельности;
  • срок проведения дознания не может превышать 20 календарных дней, однако его можно продлить еще на тридцатидневный срок;
  • отсутствуют правоохранительные структуры, имеющие право привлекать к ответственности подозреваемого, выносить обвинительное заключение, отправлять подозреваемого в спецлечебницу и т.п.

Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.

Правоохранительные структуры, уполномоченные проводить предварительное следствие

Согласно действующему законодательству структурами, имеющими право осуществлять следственные мероприятия, являются следственные подразделения МВД, Прокуратуры, ФСБ, Следственная структура службы по контролю за обращением наркотиков, СК РФ.

Никакие иные структуры принимать участие в предварительном расследовании не имеют права.

Сроки ведения предварительного следствия

Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу.

За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу.

Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.

В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.

Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца.

В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.

На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:

  • период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
  • период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
  • период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.

Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.

Порядок продления срока расследования

Если возникает необходимость в продлении срока проведения предварительного расследования, то следователь или старший группы обязан направить к имеющему соответствующие полномочия сотруднику из вышестоящей структуры ходатайство с просьбой продлить срок проведения расследования. Этот документ должен быть направлен не менее, чем за пять дней до окончания установленного законом срока.

В ходатайстве указываются:

  • дата начала судебного расследования;
  • даты начала и длительность периодов отсрочек, если они уже были ранее;
  • причины, по которым необходимо продлить срок предварительного расследования;
  • предполагаемый срок окончания расследования;
  • дополнительная информация, если в этом есть необходимость.

Ходатайство должно помочь вышестоящему руководству принять обоснованное решение о продлении или не продлении срока расследования.

В случае положительного решения сотрудник, ответственный за проведение следственных действий, должен сообщить об этом всем гражданам, причастным к делу (потерпевшей стороне, обвиняемому).

При участии адвоката в уголовном деле, его также нужно поставить в известность.

Вывод

Правила и нормы действующего законодательства обязаны соблюдать не только причастные к уголовному преступлению лица, но и правоохранительные структуры, ответственные за проведение следственных действий и привлечение виновных к ответственности. Их действия жестко контролируются вышестоящими структурами и прокуратурой, а хороший уголовный адвокат сможет не допустить необоснованного обвинения лиц, непричастных к уголовному преступлению.
 

Источник: https://sstumanov.ru/predvaritelnoe-rassledovanie-chto-nuzhno-znat/

Орган предварительного следствия. Правоохранительные органы Российской Федерации

Компетентно ли МВД РФ на осуществление предварительного расследования

Человек — это биологическое существо, которое наделено сознанием. Именно этот фактор отличает людей от иных форм жизни на планете.

Но наличие сознания обуславливает факт того, что разумные существа могут делать выбор. Как мы понимаем, он не всегда является верным и позитивным, по своей сути.

Во все времена люди совершали поступки, которые в той или иной мере нарушали процесс нормальной жизнедеятельности общества в целом.

С развитием права, как основного регулятора общественных отношений, подобного рода деяния стали называться правонарушениями. Однако в некоторых случаях те или иные действия человека являлись настолько опасными, что охарактеризовать их с точки зрения права было достаточно сложно.

Со временем подобные моменты приобрели статус преступлений. В рамках права они регулируются уголовной отраслью. Стоит отметить, что преступления являются общественно опасными деяниями, за которые предусмотрены наивысшие санкции.

Однако, прежде чем обвинить кого-либо в совершении подобного, необходимо доказать сам факт реализации деяния. Искусство доказывания формировалось на протяжении многих столетий. На сегодняшний день изучением и правовым оформлением преступлений занимаются специальные органы, а именно следственные.

На территории Российской Федерации также существуют подобные ведомства, о чем будет детальнее рассказано далее в статье.

Предварительное расследование уголовных дел — это деятельность, которая чаще всего обозначается одним термином — расследование. Органы, осуществляющие этот процесс, имеют историю формирования, систему и соответствующие полномочия.

Но прежде чем рассмотреть особенности подобных ведомств, необходимо разобраться в самой сути понятия «расследование».

В классическом варианте этим термином характеризуется соответствующая деятельность определенных государственных структур, направленная на получение информации о совершенных преступлениях, лицах, участвующих в совершении общественно опасных деяний, для их дальнейшего изобличения, а также привлечения к уголовно-правовой ответственности. Проще говоря, расследование — это практическое получение информации о каком-либо преступном деянии и его правовой оценке. Следует отметить, что следственные органы не исполняют функции судебной власти. То есть они лишь изобличают виновных, а уже присуждением наказания занимаются совершенно иные органы власти.

История органов следствия

Органы дознания и предварительного следствия имеют свою структуру и характерные особенности, которые сложились исторически. Такой процесс, как расследование преступлений, тянет свои корни еще с Древней Руси. Уже в те далекие времена общество достаточно негативно реагировало на любые проявления общественно опасного поведения.

Однако процесс доказывания не был сформирован должным образом. То есть, как правило, не было каких-либо разграничений между разными ступенями судебного производства. Своеобразный порядок в процессе расследования преступлений был наведен во времена Петра Великого.

Во-первых, усиливается значение письменности и тайны во время следствия. Во-вторых, существенно модернизируется военный процесс. Ключевыми средствами его осуществления были пытки, а также допрос с пристрастием. Подобный вид уголовного расследования просуществовал вплоть до 1864 года.

С этого момента функциональные обязанности судов и обвинения были разграничены. Начинается эра розыскного процесса.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует целая система органов, которые занимаются расследованием преступлений. Этот процесс в рамках права относится к досудебной стадии производства.

Следует отметить, что каждый орган предварительного следствия занимается юридической квалификацией и фактической разработкой того или иного преступления, о чем будет рассказано далее в статье.

При этом существуют различные виды государственных следственных органов, относящиеся к тому или иному ведомству.

Важной особенностью предварительного расследования в Российской Федерации является тот факт, что оно может производиться в форме дознания или следствия. Первая форма осуществления упомянутой в статье стадии подразумевает под собой упрощенный вариант.

Как правило, она применяется при расследовании не тяжких преступлений. Что касается второй формы следствия, то она реализуется во всех остальных случаях.

Разграничение обычно происходит посредством прямого указания статей Уголовного кодекса Российской Федерации, которые должны осуществляться в той или иной форме. Данный регламент предусмотрен уголовно-процессуальным кодексом, а именно нормой статьи 150.

Следует помнить, что существуют стадии предварительного расследования. Потому что данный процесс является систематизированным. В зависимости от полноты реализации этих стадий, можно говорить о качестве всего расследования факта преступления.

Стадии предварительного этапа расследования преступлений

Ранее автор уже указал, что существуют определенные стадии предварительного расследования. Следует отметить, что их выделяют лишь на теоретическом уровне исследования уголовного процесса в общем. В практической деятельности любой орган предварительного следствия реализует одноименный этап комплексно. Однако на научном уровне, как правило, выделяют следующие стадии:

— Исследование материалов и имеющихся по делу доказательств.

— Проведение необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на основе имеющихся данных.

— Применение тех или иных мер принуждения процессуального характера к отдельным личностям.

— Непосредственная передача уголовного дела в судебную инстанцию или его полное прекращение.

Следует отметить, что существует три возможных сюжета развития событий на стадии передачи уголовного дела в суд. Как правило, этап предварительного расследования заканчивается передачей: ходатайства об освобождении от уголовной ответственности, обвинительного акта или же постановления о применении мер медицинского характера.

Органы предварительного расследования

На сегодняшний день в Российской Федерации существуют структуры, имеющие статус «орган предварительного следствия». Данные подразделения входят в систему разных исполнительных ведомств. Чтобы разобраться, какие существуют полномочия органов предварительного следствия, нужно выделить их виды. Таким образом, на сегодняшний день в РФ существуют следующие следственные органы:

— Следственный комитет Российской Федерации.

— Следственный департамент Министерства внутренних дел РФ.

— Следственные органы Федеральной службы безопасности России.

— Следственные органы прокуратуры.

— Следственные органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Данный перечень закреплен в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Таким образом, лишь представленные выше структуры могут осуществлять предварительное расследование криминальных правонарушений. Дабы разобраться, какими особенностями наделены данные органы, нужно рассмотреть суть каждого из них в отдельности.

Следственный комитет Российской Федерации

Наиболее известный орган предварительного следствия в РФ — это Следственный комитет. Ведомство было разработано на базе одноименного структурного подразделения, некогда существовавшего в Прокуратуре.

Согласно своей нормативной базе, Следственный комитет уполномочен осуществлять процессуальные действия в рамках уголовного производства. Служащие данной структуры имеют право реализовать дознание и следствие.

Что касается внутренней организации работы личного состава, то в СК РФ она может происходить в нескольких формах, как военная, гражданская или же правоохранительная госслужба.

Функции Следственного комитета

Существует ряд специфических функций, которые непосредственно реализуются в работе СК РФ. По своей сути, направления деятельности данного органа отличаются от аналогичных ведомств в структуре прокуратуры или же МВД. То есть это полностью самостоятельный орган предварительного расследования. Учитывая это, можно выделить ряд следующих функций:

— Осуществление предварительного расследования уголовных преступлений.

— Осуществление проверки доследственного характера по всем поступившим в ведомство заявлениям.

— Сопровождение расследования уголовных дел криминалистического характера.

— Судебно-экспертная деятельность.

— Контроль и проверка иных следственных органов на предмет законности их деятельности.

Следует отметить, что полномочия следователя СК РФ обуславливаются Конституцией и иными нормативными актами. Помимо этого, кадры для органов Следственного комитета готовятся на профессиональной основе в специальных учебных заведениях, таких как Академия Следственного комитета Российской Федерации.

Следователи органов МВД

Правоохранительные органы РФ являются неотъемлемой частью всей деятельности государственной власти по обеспечению порядка, законности и верховенства права в стране. Одним из главных ведомств подобного характера можно по праву назвать Министерство внутренних дел.

В своей структуре этот орган имеет Следственный департамент, который реализует деятельность органов предварительного следствия. Возглавляется подразделение начальником департамента. В своей работе следователи МВД осуществляют предварительное разбирательство по достаточно большому спектру уголовных дел.

Помимо того, существуют также иные функции, предусмотренные законодательством.

Задачи следствия МВД

Процессуальная деятельность органов предварительного следствия Министерства внутренних дел в большей своей части основывается на ключевых функциях, которые возложены на них. К числу данных функций относятся следующие, например:

— разработка и реализация политики в сфере предварительного расследования уголовных правонарушений;

— непосредственная координация и руководство нижестоящими следственными органами, находящимися в системе МВД;

— расследование наиболее значимых и резонансных преступлений;

— взаимодействие с иными органами государственной власти с целью эффективного расследования, предупреждения и выявления уголовных правонарушений.

Нужно отметить, что сфера деятельности следственных органов МВД ограничивается общекриминальными правонарушениями, к числу которых относится большинство преступлений против личности, собственности, а также преступления в сфере экономики.

Следствие органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Нужно отметить, что предварительное расследование преступлений осуществляется не только в органах МВД и Следственном комитете. Федеральная служба безопасности, а точнее её отдельные подразделения, также наделена соответствующими полномочиями.

Как правило, система органов предварительного следствия в ФСБ реализует борьбу с преступлениями в сфере общественной безопасности (с терроризмом, экстремизмом, диверсиями), а также общефедеральной экономической деятельности.

Таким образом, полномочия работников службы безопасности ограничиваются достаточно узкой сферой деятельности.

Следствие Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков

Правоохранительные органы РФ содержат в своем составе специальное ведомство федерального характера, которое занимается контролем оборота наркотиков на территории России. Эта структура имеет множество характерных особенностей. Они, в свою очередь, наиболее полно представлены, если проанализировать ключевые задачи ФСКН. К их числу относятся следующие:

— контроль, организация и предварительное расследование уголовных дел, возбужденных по преступлениям, предметом которых являются наркотические средства;

— обеспечение качественной деятельности территориальных следственных ведомств ФСКН;

— теоретические и методические разработки в сфере деятельности и борьбы с оборотом наркотиков на территории Российской Федерации.

Полномочия следователя

Нужно отметить тот факт, что в соответствии с общим законодательством, которое непосредственно регулирует работу следственных органов, служащие данных ведомств наделены рядом общих полномочий вне зависимости от специфики органа. Такими полномочиями являются:

— право на возбуждение дела по факту уголовного преступления, то есть уголовное дело;

— реализовать те или иные следственные действия на свое усмотрение за исключением случаев, когда требуется разрешение суда или вышестоящих органов;

— давать поручения органу дознания;

— в установленном законом порядке обжаловать те или иные решения прокуроров;

— осуществлять ряд иных полномочий, которые предусмотрены действующим законодательством.

Надзор за органами предварительного следствия

Ранее в статье автор указал тот факт, что существуют органы следствия в системе прокуратуры. Но достаточно небольшой процент людей знает, что они собой представляют.

Нужно отметить, что любая деятельность органов предварительного расследования подлежит обязательному надзору, который, в свою очередь, осуществляет следователь прокуратуры. Это процессуальное лицо действует в соответствии с ведомственным приказом.

Именно при помощи этого подзаконного акта реализуется контроль соответствующих органов. Таковым на сегодняшний день является приказ №39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».

Следует отметить, что этот акт не требует специальной законодательной формы регулирования. Он реализуется в обязательном порядке. В соответствии с ним следователь прокуратуры осуществляет следующие надзорные действия, например:

— проверка исполнительности законодательства при осуществлении приема заявлений о преступлениях;

— проверка порядка принятия и регистрации подобных сообщений;

— проверка материалов уголовных дел, законности во время осуществления следственных действий.

В некоторых случаях прокуроры для соблюдения законности при совершении тех или иных преступлений лично выезжают на место преступления. Как правило, такое можно увидеть в тех ситуациях, когда есть данные о совершении террористического акта, бандитизма и т. п.

Итак, в статье были рассмотрены основные полномочия и особенности органов досудебного расследования. Теоретические наработки в этой отрасли имеют первостепенный характер, ведь подобные структуры выполняют наиболее важную для всего государства функцию – борьбу с преступностью.

Источник: https://FB.ru/article/243062/organ-predvaritelnogo-sledstviya-pravoohranitelnyie-organyi-rossiyskoy-federatsii

Подследственность уголовных дел

Компетентно ли МВД РФ на осуществление предварительного расследования

На обывательском уровне, когда происходит преступление, все знают, что надо обращаться «в полицию». Но это очень условная формулировка.

Система органов обеспечения безопасности устроена достаточно сложно. А если дело касается уголовного преступления, не всегда можно сразу определить, какой именно орган должен его расследовать.

Чтобы не возникало путаницы, было введено такое понятие как подследственность уголовных дел. Оно закреплено в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). На эту статью и нужно опираться, решая, куда направить материалы проверки.

Но часто бывает так, что в прокуратуру или другой орган поступает сообщение о совершении преступления (или подготовке к нему), а в возбуждении уголовного дела отказывают. Причем отказывает орган, к подследственности которого данные правонарушения не относятся.

Закон этого не запрещает. Но если вы считаете, что правоохранительные органы бездействуют, спросите у юриста, как заставить их шевелиться.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 49 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что такое подследственность?

В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.

  • Во-первых, это правовой институт, регулирующий отношения между органами, которые осуществляет расследования дел разной юрисдикции.
  • Во-вторых, это система полномочий указанных органов.
  • А в-третьих, это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют направить его «по нужном адресу».

Иначе говоря, Госнаркоконтроль занимается делами о наркотиках, ФСБ (Федеральная служба безопасности) — государственной безопасностью и т.д.Вот это и есть подследственность уголовных дел. И именно она нас интересует.

При этом нужно отличать ее от понятия «компетентность». Последняя — это просто права и обязанности конкретной службы. А подследственность — признаки уголовного дела, которые определяют, есть ли у этой службы право его расследовать.

Виды подследственности

Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.

Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.

Например, предметно преступление входит в компетенцию ФСБ, а персонально — Следственного Комитета (СК РФ). И здесь действуют свои внутренние правила.

Предметная подследственность

Характер преступления напрямую влияет на то, какой именно орган правопорядка будет заниматься его расследованием:

  • органы дознания и следствия;
  • отдельные органы дознания;
  • отдельные органы предварительного следствия.

Надо сказать, что по всем уголовным делам обязательно проводится предварительное следствие.

Однако в ч. 3 ст. 150 п. 1 УПК РФ приводится перечень преступлений, по которым предусмотрено только дознание. Какими преступлениями занимается определенный правоохранительный орган, написано в ст. 151 УПК РФ.

Прокурор может передать органам дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести. В то же время дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы на предварительное расследование.

Что касается тяжких преступлений, здесь все стабильно — ими занимаются только следователи. Но следователь следователю рознь, ведь они работают в разных ведомствах. Поэтому закон устанавливает компетенции каждого.

Существует оговорка. Если преступление совершил человек, страдающий психическим расстройством или будучи в невменяемом состоянии, предварительное следствие проводится обязательно.

Следственный комитет РФ (СК РФ) расследует уголовные дела, в соответствии с ч. 2 ст. 151 п. 1а УПК РФ:

  • убийства — умышленные и по неосторожности;
  • изнасилования, в том числе несовершеннолетних;
  • нарушение конституционных и гражданских прав;
  • преступления, совершенные военными и должностными лицами и др.

ФСБ защищает национальную безопасность. И расследует уголовные дела, перечисленные в ч. 2 ст. 151 п. 2 УПК РФ:

  • государственная измена;
  • диверсии и терроризм;
  • шпионаж;
  • незаконное пересечение границы;
  • изготовление или продажа оружия массового поражения и т.д.

Следователи ОВД РФ (Органы внутренних дел) занимаются расследованием уголовных преступлений против личности, имущества и общественного порядка.

Полный список приводится в ч. 2 ст. 151 п. 3 УПК РФ:

  • причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;
  • неоказание помощи больному;
  • работорговля;
  • кража;
  • мошенничество;
  • вымогательство;
  • грабеж;
  • разбой и т.д.

Органы по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных средств осуществляют деятельность в рамках ч. 2 ст. 151 п. 5 УПК РФ. Сюда относится и торговля наркотиками, и их производство, и другие преступления.

Территориальная подследственность

Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.

Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.

Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.

Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.

В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.

Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.

В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.

Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:

  • местонахождением обвиняемого;
  • местом проживания большего числа потерпевших и свидетелей;
  • профессионализмом и степенью загруженности следователей определенного подразделения;
  • разбросом мест преступления и т.д.

А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.

Персональная подследственность

Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.

Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.

Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.

Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.

Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.

Но не так давно в УПК РФ была внесена поправка. И все дела подобного рода теперь расследует только ФСБ, вне зависимости от статуса обвиняемого.

Альтернативная последовательность и связь дел

Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.

Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.

Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.

Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.

К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.

Подследственность на примерах

Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.

Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.

Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.

А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.

Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.

Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.

В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.

Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?

А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.

Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.

В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.

Источники:

Подследственность

Обстоятельства, подлежащие доказыванию

Формы предварительного расследования

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/podsledstvennost-ugolovnyh-del/

Органы предварительного следствия

Компетентно ли МВД РФ на осуществление предварительного расследования

Предварительное следствие в уголовном процессе РФ – это одна из форм предварительного расследования преступлений, которая подлежит осуществлению специализированными органами предварительного следствия – следователями Следственного комитета РФ, следователями ОВД, следователями органов федеральной службы безопасности.

Также, это деятельность, содержание  которой охватывает от начала и до конца стадию предварительного расследования.

Оно предназначено установить все обстоятельства по делу на досудебной стадии, которые подлежат доказыванию.

Именно предварительное следствие включило в себя максимум установленных законодательством гарантий, соблюдение комплекса прав и законных интересов личности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Расследование преступлений признается основной функцией для органов предварительного следствия, содержание которой заключается в полном и быстром раскрытии преступлений, своевременном привлечении к ответственности всех лиц, которые виновны в их совершении, установлению предпосылок и условий, которые способствуют преступлениям, и принятию всех необходимых мер для их устранения.

Предварительное следствие может иметь место и по преступлениям, по которым в соответствие с действующим законодательством производство такового является необязательным. Следователь в этой ситуации имеет право преступить к уголовному судопроизводству, лишь в том случае, если это считают необходимым суд либо прокурор.  
Опиши задание

Следственный комитет как главный орган предварительного следствия

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган,  деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует  полномочия  в  области уголовного судопроизводства  согласно   российскому законодательству.  

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Основная задача  Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Основные функции Следственного комитета:

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;

Иные следственные органы

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам,  а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.

Также в России имеются специализированные следственные отделы:  природоохранные следственные отделы и отделы на особо режимных объектах, которые формируются на правах районных отделов и обладают должными полномочиями.

В системе МВД Российской Федерации следственные органы  представлены Следственным департаментом МВД России и подвластными ему структурами.

Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений 

Следователи органов ФСБ России ведут предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, против общественной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности и др.

Основными задачами Следственного департамента ФСИН России являются:

  • контроль и обеспечение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;
  • организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях по контролю за оборотом наркотических и др.

Должностные лица всех этих органов непосредственно производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.

Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа — это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Следователь же является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по конкретному уголовному делу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/organy-predvaritelnogo-sledstvija/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.