Возражения на акт камеральной налоговой проверки смягчающие обстоятельства
Содержание
Образец ходатайства об уменьшении штрафа в налоговую
Штраф — это один из видов санкций, применяемых налоговыми органами к нарушителям законодательства о налогах и сборах. Ответственность за совершение налоговых правонарушений установлена в главе 16 НК РФ. Наиболее часто применяемые инспекцией приведены в таблице ниже:
Ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет | 10 % от доходов, полученных от незаконной предпринимательской деятельности, но не менее 40 000 руб. | 116 п. 2 |
Подача заявления о постановке на учет в ИФНС с нарушением срока | 10 000 руб. | 116 п. 1 |
Непредоставление налоговой декларации | 5 % от неуплаченной суммы налога за каждый месяц до дня фактического предоставления декларации. Максимальный штраф — 30 % от вышеуказанной суммы, минимальный — 1000 руб. | 119 |
Нарушение порядка предоставления отчетности (подача бумажного отчета вместо электронного) | 200 руб. | 119.1 |
Грубое нарушение правил учета | В течение одного налогового периода — 10 000 руб.Более одного периода — 30 000 руб. Если нарушение привело к занижению налогооблагаемой базы — 20 % от суммы недоимки, но не менее 40 000 руб. | 120 |
Неуплата налога в результате занижения налогооблагаемой базы или иного неправильного исчисления | По неосторожности — 20 % недоимки. Умышленно — 40 % недоимки. | 122 |
Неисполнение обязанностей агента по налогам (например неудержание или неперечисление в бюджет НДФЛ) | 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению. | 123 |
Непредоставление документов или сведений о налогоплательщиках по запросу ИФНС | 10 000 руб. | 126 |
Виды смягчающих обстоятельств
Если штраф применен правомерно и налогоплательщик согласен с тем, что нарушил законодательство о налогах и сборах, то его нужно будет уплатить в бюджет. Налоговики всегда в своем решении о привлечении к ответственности применяют максимально возможный штраф. Но его размер можно снизить. Для этого необходимо наличие смягчающих обстоятельств, к которым можно отнести:
- совершение правонарушения в первый раз;
- признание вины и раскаяние;
- отсутствие злого умысла;
- тяжелое финансовое положение компании (наличие большой кредиторской задолженности, предбанкротное состояние);
- социальная значимость деятельности организации в сфере строительства, ЖКХ, здравоохранения и др.;
- статус бюджетного учреждения;
- незначительная просрочка сдачи отчетности в связи с техническими проблемами;
- отсутствие ущерба бюджета (например декларация не была сдана вовремя, но налог уплатили своевременно и в полном размере);
- самостоятельное выявление и исправление ошибок в учете и исчислении налога;
- значительный объем затребованных документов, при этом налогоплательщик должен принимать активные меры для продления срока предоставления;
- отсутствие затребованных документов в результате их уничтожения (например при пожаре);
- если штраф выставлен ИП или иному физлицу, то может считаться смягчающим обстоятельством серьезное заболевание, инвалидность, наличие на иждивении детей и др.
Порядок составления
Первоначально ходатайство в налоговую о снижении суммы штрафа подается в ту инспекцию, которая его наложила. На его подачу отводится немного времени:
- 30 рабочих дней со дня получения акта проверки, если штрафные санкции наложены по результатам проведения выездной или камеральной проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ);
- один месяц со дня получения акта об обнаружении факта нарушения законодательства, если оно выявлено вне рамок проверки.
В ходатайстве следует привести все смягчающие обстоятельства, которые имеются у компании. Как правило, уже на этой стадии удается снизить размер санкций.
Если заявления организации не будут учтены при вынесении решения о наложении штрафных санкций, то далее следует обратиться в УФНС. Для этого составляется жалоба в вышестоящий орган, в котором перечисляются все неучтенные при вынесении решения инспекцией обстоятельства, смягчающие вину компании.
Если же и в УФНС взыскиваемая сумма не будет снижена или будет снижена незначительно, то оспорить ее размер можно в судебном порядке.
Образец ходатайства в налоговую о смягчении штрафа
При составлении ходатайства необходимо указать:
- наименование налогового органа;
- лицо, от которого подается заявление;
- обстоятельства, в результате которого наложены штрафные санкции;
- реквизиты акта о выявлении нарушения;
- обстоятельства, на основании которых подается просьба о снижении штрафных санкций.
Как отменить штрафные санкции
Если налогоплательщик уверен в том, что назначенный контролирующим органом штраф неправомерен, то есть возможность его оспорить. Сделать это можно и в досудебном порядке, написав ходатайство об отмене штрафа в налоговую.
Возражения на акт налогового органа подаются в те же сроки, что и прошение о смягчении санкций.
Если возражения не будут учтены и решение о взыскании штрафа все же будет вынесено, то у налогоплательщика есть возможность обратиться в Управление ФНС с жалобой на действия ИФНС. По ее рассмотрению УФНС вынесет решение:
- об удовлетворении требований налогоплательщика и отмене штрафных санкций;
- либо об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика и оставлении решения ИФНС в силе.
Если решение УФНС вас не устроит, то остается только обращение в арбитражный суд с исковым заявлением об отмене решения налогового органа.
Образец возражения об отмене наказания
При составлении возражения на акт ИФНС необходимо указать:
- реквизиты ИФНС;
- реквизиты лица, от которого подается заявление;
- реквизиты акта о выявлении нарушения;
- обстоятельства, на основании которых налогоплательщик считает наложение штрафных санкций незаконным.
Для подачи такого возражения рекомендуем воспользоваться формой, приведенной ИФНС на официальном сайте в разделе «Подача возражений на акты налоговых проверок».
Образец возражения по акту налоговой проверки
Источник: https://clubtk.ru/forms/dokumentooborot/obrazets-khodataystva-ob-umenshenii-shtrafa-v-nalogovuyu
Возражения на акт налоговой проверки смягчающие обстоятельства
Наверняка каждый налогоплательщик в процессе своей предпринимательской деятельности столкнулся с налоговыми проверками. И не всегда данные проверки проходят для них гладко.
При этом часто налогоплательщики, и, скажем, не без оснований, не согласны с выводами, изложенными в материалах налоговых проверок. Налоговым законодательством предусмотрена ещё до вынесения решения, на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, возможность оспорить выводы налоговиков.
Для таких случаев ФНС России выпустила методичку по подаче возражений. Об этом мы и расскажем в нашей статье.
Порядок подачи возражений на акты налоговых проверок регламентирован
Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (его представитель) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (его представитель) вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки[1], результатами дополнительных мероприятий налогового контроля[2] или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях[3]. При явке на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.
ФНС России в своём письме подробно изложила порядок подачи возражений на акты налоговых проверок (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»). Рассмотрим основные моменты данной инструкции.
Сроки, в которые представляются возражения
Возражения представляются в налоговый орган в течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:
- в акте налоговой проверки[4];
- в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях[5].
При этом если налогоплательщик не согласен с актом только в части, то можно представить письменные возражения по указанному акту не в целом, а только по его отдельным положениям, с которыми не согласен налогоплательщик.
А вот если у налогоплательщика проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, он также имеет право представить письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или части, но возражения представляются в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля[6].
Каким образом представляются возражения?
Налогоплательщики могут представлять возражения следующим образом:
- в канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа;
- по почте.
Это может делать налогоплательщик лично и (или) через представителя.
Кто может подавать возражения?
Возражения в налоговый орган могут представлять:
- представители организации по закону или на основании учредительных документов[7];
- представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством[8].
Уполномоченные представители:
- это представители, действующие на основании доверенности[9].
Как подать возражения на акты налоговых проверок?
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих возражения необходимо направить в адрес налогового органа, составившего акт.
Узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно с помощью сервиса «Адрес и платёжные реквизиты Вашей инспекции».
Законные представители:
- это представители организации, действующие по закону или на основании учредительных документов[10];
- это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством[11].
Уполномоченные представители:
- это представители, действующие на основании доверенности[12].
Процедура рассмотрения возражений
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка[13].
Перед тем как начать рассмотрение материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа проверяет явку лица, в отношении которого составлен акт.
В случае явки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия).
В случае неявки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.Если лицо, в отношении которого рассматриваются материалы налоговой проверки, было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, то:
- в случае если присутствие лица признано обязательным, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки;
- в случае если присутствие лица не признано обязательным, принимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица.
В случае выяснения, что лицо, в отношении которого рассматриваются материалы налоговой проверки, было извещено ненадлежащем образом, то принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.
При явке на рассмотрение материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого составлен акт, вправе давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы в обоснование своих доводов.
Перед тем как перейти к рассмотрению материалов налоговой проверки по существу, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в силу пункта 3 статьи 101 НК РФ должен:
- объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
- установить факт явки лиц, приглашённых для участия в рассмотрении;
- в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
- разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности[14];
- вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:
- решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля[15];
- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения[16];
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения[17];
- о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение[18];
- об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение[19].
В соответствии с пунктом 4 статьи 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки ведётся протокол. Этот документ составляется по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 08.05.
2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение № 28 к данному Приказу). В нём проверяющие фиксируют все обстоятельства рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе наличие или отсутствие замечаний к протоколу.
Кроме того, к протоколу могут прилагаться, например, фотографические снимки, аудио- и видеозаписи, копии документов, подтверждающих полномочия представителей, другие материалы. Информация о таких приложениях подлежит отражению в протоколе.
Это следует из формы данного документа. Печатью налоговых органов протокол не удостоверяется[20].
Специальный бланк подачи возражений
Ранее возражение на акт налоговой проверки составлялось в произвольной форме. Теперь налогоплательщики, которые не согласны с актом налоговой проверки, могут воспользоваться специальным бланком. Его подготовила ФНС России (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»).
Ничего необычного в этом бланке нет. Можно обратить внимание налогоплательщиков лишь на следующие особенности.
Обстоятельства, которым не соответствуют факты, изложенные в акте проверки, налоговики предлагают указывать со ссылками на подтверждающие документы.
Также рекомендуется приводить нормы законов, с которыми не соотносятся выводы контролёров.Несмотря на то что налоговое законодательство не требует подавать возражения по определённой форме, удобнее воспользоваться бланком, предложенным ФНС России, чем разрабатывать свой собственный бланк.
Отстаивать свои позиции налогоплательщикам помогут решения высших судов
При отстаивании своих прав в споре с налоговиками налогоплательщикам могут помочь принятые в первом квартале 2018 года судебные решения КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения. Обзор таких решений сделала ФНС России. Документ размещён на сайте ведомства.
Источник: https://gupskgkhkir.ru/vozrazheniya-na-akt-nalogovoy-proverki-smyagchayuschie-obstoyatelstva/
Письмо о смягчающих обстоятельствах в налоговую образец
Налоговым законодательством размеры санкций за совершение правонарушения установлены в зависимости от масштаба и характера причиненного ущерба. Штрафы рассчитываются в процентном отношении от суммы неуплаченного (неудержанного или неперечисленного) налога.
Смягчающие обстоятельства — это шанс снизить штраф
Размер начисленных штрафов по акту проверки — при наличии смягчающих обстоятельств — можно снизить.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются условия, определенные п. 1 ст. 112 НК РФ :
- Тяжелые личные или семейные обстоятельства.
- Угроза или принуждение; материальная, служебная или иная зависимость.
- Тяжелое материальное положение физ. лица, привлекаемого к ответственности.
- Иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, признаются таковыми.
Вывод: возможность уменьшить размер санкций предусмотрена законодательно. Для этого необходимо составить ходатайство в налоговую о снижении суммы штрафа.
Образец ходатайства об уменьшении штрафа в налоговую инспекцию можно скачать в конце статьи.
Варианты формулировок для ходатайства
В качестве фактов, смягчающих вину, можно указать:
- совершение правонарушения впервые;
- неумышленность действий;
- невозможность выплаты зарплаты работникам из-за взыскания штрафа;
- то, что деятельность является убыточной или сезонной;
- то, что организация является добросовестным налогоплательщиком, и т.п.
При просроченном сроке сдачи отчетности в качестве смягчающих фактов могут быть признаны:
- несоразмерность наказания характеру и тяжести совершенного правонарушения;
- незначительность просрочки;
- отсутствие умысла на совершение правонарушения;
- отсутствие для бюджета негативных последствий;
- технический сбой, не позволивший представить отчет своевременно;
- факт совершения нарушения впервые.
В случае указания семейных ситуаций , предусмотренных ст. 112 НК РФ, при возможности, ходатайство об отмене штрафа в налоговую инспекцию или суд должно содержать копии документов, подтверждающие наличие обстоятельств, смягчающих ответственность.
Насколько штраф может быть снижен
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ , если есть хотя бы одно смягчающее обстоятельство, наказание должно быть уменьшено не менее чем в 2 раза по сравнению с первоначальным размером.
Однако ни ИФНС, ни суд не могут снизить размер санкций до нуля, так как данное действие будет считаться освобождением от ответственности за совершенное правонарушение.
При наличии смягчающих фактов может быть снижена только сумма примененных штрафных санкций, сумма налогов и пени по этим основаниям уменьшена быть не может.
Образец ходатайства в налоговую о снижении штрафа, скачать который можно в конце статьи, основан на обстоятельствах, приведенных в пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ.
Подача ходатайства
Акт проверки можно и нужно обжаловать. Организация вправе самостоятельно принять решение об очередности подачи заявлений: сначала обратиться в налоговые органы, а затем в суд, или сразу в суд.
Организация направляет ходатайство об отмене штрафа в налоговую инспекцию и суд в сроки, указанные в таблице.
Срок подачи жалобы
ИФНС по субъекту РФ
В течение 1 месяца со дня вручения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности (п. 9 ст. 101 НК РФ )
В течение 3 месяцев со дня вынесения решения УФНС по региону (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ )Судебные органы РФ
В течение 3 месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ )
Подавать ходатайство в суд или ИФНС можно тремя способами:
- Лично или через представителя.
- Почтой, ценным письмом с описью вложения.
- В электронной форме через интернет (сайт Госуслуг).
При передаче лично документ нужно составить в двух экземплярах. Один будет передан в канцелярию государственной структуры, второй останется у заявителя. Важно получить отметку должностного лица, удостоверяющую прием документов на рассмотрение.
Не удалось оспорить штраф – добиваемся снижения его размера
Устанавливая факты совершения налогоплательщиками налоговых правонарушений, налоговики доначисляют им соответствующие штрафы. И даже если налогоплательщик согласен с решением налоговиков, то возможно добиться существенного снижения размера штрафа. Поможет в этом правильно составленное налогоплательщиком ходатайство о снижении штрафа.
Размеры штрафа за различные виды налоговых правонарушений приведены в главе 16 НК РФ.
При этом размер штрафа, указанный в акте налоговой проверки, может быть снижен.
Положения ст.114 НК РФ позволяют компаниям претендовать на уменьшение суммы штрафа, в зависимости от наличия смягчающих обстоятельств. Перечень смягчающих обстоятельств является открытым.
Так, к обстоятельствам, смягчающим ответственность могут относиться:
совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (ст.112 НК РФ).При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза. Максимальный размер снижения не установлен. Это означает, что налогоплательщик может в разы уменьшить размер штрафов.
Что делать налогоплательщику?
Следует отметить, факты наличия смягчающих обстоятельств решаются налоговиками с компаниями на стадии рассмотрения материалов выездных и (или) камеральных проверок.
Прежде всего, рассмотрение возможности снижения применяемой штрафной санкции начинается с подачи налогоплательщиком ходатайства о снижении штрафных санкций.
Специально установленной формы для ходатайства нет. Оно подается в свободной форме и в нем приводятся обстоятельства, которые могут смягчить налоговую ответственность.
Как правило, в качестве смягчающих ответственность учитываются:
характер и значение деятельности налогоплательщика (например, социально-направленное учреждение);
тяжелое финансовое положение;
отсутствие ущерба бюджету, незначительность просрочки (один день), отсутствие вредных последствий правонарушения;
самостоятельное исправление нарушения до начала проведения налоговой проверки, уплата доначисленного налога;
правовая неопределенность по поводу предоставления льгот, существовавшая в период совершения налогового правонарушения.
Образец ходатайства о снижении штрафа
Приведем шаблон ходатайства об уменьшении штрафа.
об уменьшении налоговой санкции (штрафа)
По результатам указанной проверки обществу «Лютик» была доначислена недоимка по НДС в размере 1 млн рублей, а также в Акте проверки содержится предложение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в виде начисления налоговой санкции (штрафа) по НДС и по земельному налогу.
Общество «Лютик» ходатайствует о снижении указанной налоговой санкции по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.При этом из подп.3 п.1 ст.112 НК РФ следует, что перечень смягчающих обстоятельств, приведенный в указанной статье НК РФ, является открытым; налоговому органу предоставлено право отнесения тех или иных конкретных обстоятельств к смягчающим ответственность.
Общество «Лютик» считает, что имеются такие смягчающие обстоятельства, влекущие на основании п.3 ст.114 НК РФ снижение размера налоговой санкции (штрафа):
Во-первых, общество «Лютик» ранее к налоговой ответственности не привлекалось, т.е. добросовестно исполняло свои обязательства налогоплательщика.
Источник: https://stop-ham.com/dokumenty/8864-pismo-o-smjagchajushhih-obstojatelstvah-v-nalogovuju-obrazec.html
Возражение на акт налоговой проверки. Образец 2019 года
Возражение на акт налоговой проверки – документ, который имеет право написать любая организация, в отношении которой проводилось мероприятие по налоговому контролю.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк возражения на акт налоговой проверки .docСкачать образец возражения на акт налоговой проверки .doc
Для чего конкретно используют возражение на акт налоговой проверки
Возражение, составленное от имени компании, позволяет ее руководству обжаловать какие-либо действия, итоги и выводы налоговиков, осуществивших налоговую проверку.
Существует два основных вида допускаемых налоговиками нарушений:
- процессуальные (т.е. ошибки в порядке проведения мероприятия);
- нарушения, связанные с нормами материального права (т.е. неверное толкование каких-либо документов, неполный учет предоставленных бумаг и т.п.).
Налоговая инспекция обязана отреагировать на письменное возражение независимо от того, по какому из этих типов нарушений оно написано.
Источник: https://dk-kupavna.com/vozrazheniya-na-akt-nalogovoy-proverki-smyagchayuschie-obstoyatelstva/
Возражения на акт налоговой проверки
Возражения на акт налоговой проверки — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п. 6 ст.100 НК РФ), результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст.101 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст.101.4 НК РФ).
Возражения могут быть поданы следующими способами:
-
в канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа;
-
по почте.
Сроки написания возражений на акт налоговой проверки
Налоговые инспекторы провели проверку вашей организации — камеральную либо выездную.
Обнаружив нарушения, налоговая инспекция решила привлечь вашу организацию к ответственности, либо доначислить налоги и пени.
Но еще до привлечения к налоговой ответстенности налоговый орган обязан выполнить ряд обязательных процедур, в число которых включена процедура по составлению акта налоговой проверки.
Итак, по окончании проведения любой проверки налоговые инспекторы (при выявлении нарушений) обязаны в установленные сроки составить акт налоговой проверки, где указываются все выявленные ими нарушения. Таким образом, акт налоговой проверки) — это первый итоговый документ, фиксирующий результаты проверки.
По правилам пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ (далее — НК), акт налоговой проверки должен быть вручен подвергшемуся проверке лицу не позднее чем через пять дней с момента составления акта. Сам же акт оформляется в следующие сроки:
Если налогоплательщик не согласен с изложенными в акте фактами, то он может написать свои мотивированные возражения в течение одного месяца, начиная со дня следующего за получением акта налоговой проверки. Порядок представления возражений в налоговый орган един для камеральной и выездной проверок.
Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, то налоговые органы могут направить акт налоговой проверки по почте заказным письмом. Тогда датой его вручения считается шестой рабочий день, считая со дня отправки письма. При этом дата фактического получения документов значения не имеет.
При этом доказать факт уклонения от получения акта обязан налоговый орган.
Если письмо пришло с опозданием, что не позволило компании ознакомиться с материалами проверки и представить возражения на акт, это также может послужить основанием для отмены решения.Достаточно часто у налогоплательщика возникнет необходимость ознакомиться с материалами проверки. Налоговый орган (согласно п. 2 ст. 101 НК РФ) не вправе отказать в этом.
Оформление и содержание возражений
Возражения составляется в письменной форме — так предписывает статья 139.2 НК, введенная Законом № 153-ФЗ от 02.07.2013. Никаких других требований к этому документу в Налоговом кодексе РФ нет. Статья 139.2 НК определила перечень сведений, которые необходимо отразить жалобе, которые можно применять и к возражениям.
Хотя требований об изложении возражений на фирменных бланках организаций нормативно и не установлено, можно признать это обычаем делового оборота.
Сами возражения можно условно разделить на 3 части:
-
вводная (самая короткая часть возражений, состоящая, как правило, из 1 – 3 абзацев);
-
описательная (основная часть возражений);
-
резолютивная.
В вводной части излагается информация о самой проверке, основаниях ее проведения, ее фактическом периоде проведения, составе проверяющих, на какой именно акт налоговой проверки составляется возражение, указав дату и номер этого документа. Формулировка при этом может быть следующей:
«В период с _____ по ____ ИФНС по ______________ району _________ области была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт № ____ от __.__.____.
По результатам данного акта Обществу (индивидуальному предпринимателю) предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме …, начисленные на нее пени в сумме … , а также штрафы в размере … . Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отраженных в акте.
Налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем на основании пункта 6 статьи 100 части первой Налогового кодекса РФ представляет свои возражения по акту налоговой проверки. … «.
В описательной части возражений излагаются все аргументы и доводы налогоплательщика. Здесь можно указывать любые доводы (как бесспорные, так – спорные и сомнительные) – это право налогоплательщика, но для начала необходимо понять, какие нарушения, отраженные в акте, действительно имеют место, а какие – домыслы налоговиков.
Затем – необходимо оценить, будет ли организация оспаривать те замечания, которые действительно имеют место. Это можно сделать путем устранения замечаний, выявленных налоговыми органами, т.е. представить уточненные налоговые декларации, в которых отразить и сумму доначисленного налога, и сумму неучтенных расходов или непринятых вычетов. Все это позволит снизить размер штрафа и пени.
Кроме того, если компания имеет возможность восстановить недостающие документы или исправить недочеты в имеющихся документах, то об этом также стоит позаботиться и представить исправленные или восстановленные документы вместе с возражениями. В этой части налоговый орган также должен будет снизить размер доначисленного налога с учетом внесенных исправлений.
Свои доводы лучше излагать подробно с указанием оспариваемого пункта акта и пояснением – почему организация поступила так и не иначе.
Желательно, чтобы ваши доводы подтверждались ссылками на законы, разъяснения Минфина и ФНС РФ, судебной практикой и документацию самого налогоплательщика (с ее приложением) – с такими аргументами налоговикам спорить будет трудно.
Также необходимо указать на:
-
ошибки в расчетах проверяющих (если таковые имеют место в акте);
-
ситуации, связанные с неверной оценкой документов и фактов
-
ошибки или искажения, неверную интерпретацию хозяйственных операций налогоплательщика.
Излагать свои доводы лучше по тексту акта последовательно.
Все нарушения можно разделить на 2 группы:
-
нарушение процесса проведения проверки (т.е. порядка и процедуры ее проведения);
-
нарушение норм материального права (т.е. толкование налоговым органом содержания нормативных актов)
Если организация оспаривает акт налогового органа только в части порядка проведения проверки, то руководитель налогового органа может вынести решение о проведении мероприятий дополнительного контроля, что позволит устранить налоговым органом процедурные упущения. Поэтому лучше составлять возражения на акт налоговой проверки опираясь не только на процессуальные недочеты, но и на те упущения, которые налоговые органы сделали по существу проверки.
При этом следует помнить, что организация вправе обжаловать решение о привлечении ее к налоговой ответственности в судебном порядке лишь в той части, которая обжаловалась в вышестоящий налоговый орган т.к. только в этом случае будет соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора (такой вывод следует из системного толкования п. 5 ст. 101.2 НК РФ и подп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ).
описательной части возражений может выглядеть так:
Факты, изложенные в акте налоговой проверки, не соответствуют следующим обстоятельствам: _____________________________ (излагаются обстоятельства со ссылками на документы, их подтверждающие).
Таким образом, выводы проверяющих не соответствуют __________________ (указываются законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению налогоплательщика, не соответствуют выводы проверяющих
В резолютивной части возражений подводится итог и указывается общая сумма доначисленных налогов, с которой организация не согласна, с разбивкой по периодам и суммам (или сумма налога, в возмещении которой отказано).Формулировка резолютивной части может быть следующей:
Учитывая вышеизложенное, в соответствии со статьями 100, 101 Налогового кодекса РФ прошу по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки:
1) вынести решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) не доначислять налог и не начислять пени за его несвоевременную уплату.
Также в резолютивной части (чтобы не давать лишний повод налоговикам рассмотреть возражения без вас) лучше написать, что организация просит уведомить ее о дате, месте и времени рассмотрении возражений указав при этом контактное лицо, адрес (место нахождения организации), телефон, факс (если эти сведения отличаются от тех, которые указаны на фирменном бланке организации).
Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/proverki/vozrazheniya-na-akt-nalogovoj-proverki.html