Имеет ли право осужденный учась во втузе пользоваться компьютером
Содержание
Имеет ли право директор частного детского сада вести постоянное слежение по камерам за работниками? | Юрисконсульт
Это необходимость, связанная соспецификой работы. Я работал со складами и без видеоконтроля невозможно проводить мероприятия по педотвращению хищений.
А Вы попробуйте прежней няне объяснить, что это камеры от воров — типа датчики-камеры, подключенные к охранной фирме типа вневедомственной охраны. И вовсе Вы не ее смотрели — как она могла подумать, когда у вас такие замечательные отношения. Может, она одумается, поверит и вернется. Ведь человеку нужна любовь и доверие.
Выбери лучшее видеонаблюдение за 3 шага!
В противном случае он недобросовестно использует то время, которое оплачивает работодатель, и совершает дисциплинарный проступок (неисполнение должностных обязанностей). Из этого делается вывод о том, что согласия работника на сбор информации о его поведении на рабочем месте не требуется.
При этом не следует рассматривать термины «частная жизнь», «персональные данные» в узком смысле, как жизнь гражданина, скрытую от иных граждан.
Обратитесь в прокуратуру. С заявление что боитесь за свою жизни и воспринимаете все его угрозы всерьез. Побегать его они заставят. Причем очень хорошо. А если Вы еще на него в суд подадите! Но есть другой выход — обычно действует. Встретить его в темном углу! Был у меня на работе такой «Начальник» всей бригадой его учили как надо с людьми разговаривать! После этого он сам ушел.
Доводы Г. о том, что как руководитель суда она имела право установить скрытую видео- иОднако работодатели устанавливают видеокамеры не только в рабочих кабинетах, но и в коридорах, в помещениях для отдыха, курительных и туалетных комнатах.Конечно, в любом законе имеются свои недоработки, которыми и пользуются многие обыватели. Так, установка скрытых камер в бытовые приборы запрещена, но она не касается монтажа систем видеонаблюдения в стены, откосы, потолки, дверные проемы или сами двери.
… не выдерживает критики
Проблемы возникают, когда речь заходит об использовании, просмотре полученной информации. Так как закон не обязывает обеспечивать видеозапись непосредственно в группах ДОУ, то возникает закономерный вопрос о необходимости получения согласия персонала и родителей воспитанников на произведение видеозаписи и на дальнейшее использование полученной информации.
Но самое главное, когда у меня будет няня работать по ТК — с уплатой налогов, с отработкой в 2 недели и т.п., вот тогда я подумаю о распространении на нее и этих норм ТК. А так — ха-ха три раза. Пусть налоги сначала заплатят, потом будем говорить о правах согласно ТК.
Я согласна, когда камера висит на производстве — легче проанализировать произошедшее ЧП (если таковое случилось). Но как быть, если камеру повесили в комнате отдыха сотрудников? Сидишь, обедаешь, а впечатление такое, что тебе в рот заглядывают. Это правомерно? Ну ведь есть же какие-то законы, регулирующие это.
Некоторые работодатели в трудовом договоре прописывают тот факт, что ведётся видеонаблюдение. Служащий, подписывая подобный договор, автоматически соглашается на это, подтверждая тем самым законность установки видеонаблюдения. Да и не помешает повесить объявление, информирующее работников и посетителей офиса о видеозаписи. В данном случае видео наблюдение уже не является скрытым.
наблюдение в детском саду: требования закона
Излишняя регламентация поведения работника на рабочем месте, не связанная с трудовыми обязанностями работника, а обусловленная лишь субъективным усмотрением работодателя, незаконна.
Еще один повод для видеонаблюдения — воровство. В офис приходят посторонние люди — клиенты, курьеры. Некоторые не прочь прибрать к рукам все, что плохо лежит. Да и свои несуны в компаниях встречаются.
Практика показывает, что уже сам факт наличия в офисе камеры может остановить добытчика.
У Вас ситуация немного иная. Есть объявление и все работники в курсе.
Для круглосуточной работы видеонаблюдение в порядке вещей.
Спрятать миниатюрную видеокамеру с объективом полтора миллиметра (pinhole, или «игольное ушко»), проще простого. Их замуровывают в стены, встраивают в охранные сигнализации и пожарные дымовые датчики, прячут за подшивным потолком, за картинами. Существуют камеры, закамуфлированные под какие-либо невинные на первый взгляд предметы — часы, картины, цветочные горшки.
Предупреждать ли няню о камерах видеонаблюдения?
Нарушение неприкосновенности личной жизни подпадает под статью 137 УК РФ, которая предусматривает наказание в виде штрафа, прохождения исправительных работ и заключение на срок до 4-х месяцев. Благодаря такому противоречию в законодательстве существует лишь тонкая грань, которая разделяет неприкосновенность личной жизни и допустимое оперативное вмешательство.
Не ущемляется ли в процессе видеонаблюдения на работе конституционное право каждого лица на неприкосновенность частной жизни?
Мол это не является вторжением в личную жизнь. И началась у нас весёлая жизнь. Так как производство работает круглосуточно, а камеры висят на участках, то на утренних планёрках бывают происходят интересные события. Встаёт начальник СБ и с деловым выражением рассказывает, что происходило ночью. Те ушли на пять минут раньше на обед, другие наоборот пошли позже и т.п. Мол СБ одна работает.
Право работодателя вести видеонаблюдение за работниками не урегулировано напрямую трудовым законодательством. Поэтому на практике возникают многочисленные вопросы о правовом регулировании мероприятий, связанных с применением видеонаблюдения на рабочих местах.Короче переругались мы все на этих планёрках. Всерьёз стали опасаться за самих сотрудников СБ. Надоело вся эта ругань нашему начальнику и короче видеокамеры он оставил, а все записи перестали обсуждать на планёрках.
Конечно же, в торговых залах, казино, музеях, банках установка камер прежде всего преследует цель безопасности бизнеса и предотвращения противоправных действий.
Если видеонаблюдение ведется гласно, работник невозражает и видеокамеры установлены не в местах личного пользовния, то правомерно. Об этом рабоодатель должен Вас предупредить, обычно это делается в форме дополнительного соглашения к Трудовому договору.
В любом случае о ведении видеонаблюдения работники должны быть поставлены в известность (c указанием цели, в связи с которой ведется видеонаблюдение) , так как в соответствии со ст.
21 Трудового кодекса работник имеет право получать от руководства полную и достоверную информацию об условиях труда на рабочем месте.
Председатель Арбитражного суда Костромской области Г. в октябре 2004 г. установила в рабочих кабинетах некоторых судей этого суда скрытую видео- и звукозаписывающую аппаратуру, которая фиксировала все происходящее в данных помещениях в течение года.
Комплексная система видеонаблюдения в детском садике – это достаточное количество камер видеонаблюдения, устанавливаемых в нужных местах, видеорегистраторы, усилители сигнала, изображения и звукового, микрофоны, соединительные кабели и провода.
фиксация происходящих вокруг событий на многих объектах давно вошла в нашу жизнь и принесла много положительных моментов. Дошкольные учреждения тоже не стали исключением в этом плане. В некоторых ДОУ видеокамеры фиксируют все, что происходит снаружи здания. А вот жизнь детей непосредственно в помещении ДОУ зачастую остается неизвестной родителям.
Немецкие школы: на что имеют право родители учащихся
Существуют императивные нормы закона, которые четко говорят о необходимости видеонаблюдения в образовательных организациях.
Тем более обязанности свои она выполняла хорошо, я ею была очень довольна. А сегодня без предупреждения она сказала, что на работу больше не выйдет… В общем я расстроена дальше некуда… Больше скажу: считаю, что такой няни, как она, я больше не найду. Она дочку любила почти как родную внучку.
Есть и те, для кого постоянное наблюдение являются источником беспокойства и раздражения. «Одна из камер в нашем офисе находилась в маленькой столовой. Есть на рабочем месте было нельзя, а в столовой перед камерой аппетит пропадал. Так и представлялось, как руководство смотрит, не слишком ли долго ты ешь, и насколько эстетично жуешь.
Цифровые устройства для обработки видеосигнала (платы видеозахвата, видеорегистраторы) позволяют просматривать камеры по локальной компьютерной сети и через интернет. Платы видеозахвата встраиваются в компьютер, а видеорегистраторы могут работать автономно. Такая цифровая штука обычно стоит в комнате охраны, но при желании можно подключить ее к компьютеру руководителя.
Имеет ли право осужденный учась во втузе пользоваться компьютером
Каждый работодатель стремится всеми доступными и законными способами обеспечить свои интересы. Одним из таких способов является установка системы видеонаблюдения в рабочих помещениях.
Ребенок очень капризный когда дома, много истерит. Хотим просто посмотреть как он себя ведет там. Но руководитель садика категорически против. Говорит хорошо он себя ведет.
Мы не говорим сейчас об отношениях «наниматель-работник» с юридической точки зрения — они не оформлены, официально их нет, вы об этом пишете:), но они не оформлены с двух сторон — с Вашей и няниной — это Ваш, я не сомневаюсь, разумный выбор:).Правильно. В садике на его капризы не обращают внимания. Он «на публику» и не капризничает. А Вы обращаете. Это вопрос к психологам, а не к Вам. Заведующий прав.
Исключения, допускающие видеонаблюдение
Какие шаги следует предпринять работодателю, чтобы обеспечить возможность правомерного использования видеонаблюдения на рабочих местах?
Существует ряд элементов, относящихся к определению того, нарушают ли мероприятия, проводимые вне дома лица, его право на частную жизнь.
Современные реалии общества не могут гарантировать сохранность личного имущества и безопасность собственной жизни. Но, если на одну чашу весов положить свою жизнь и благополучие, а на вторую – жизнь и здоровье собственного ребенка, перевесит чаша вторая. Поэтому школ и детских садиков с видеонаблюдением становится с каждым днем все больше.
Прежде всего, необходимо отметить, что понятие частная жизнь нельзя сводить исключительно к личной, семейной и интимной жизни человека.
В частном детсаду пензы сотрудники работали без санкнижек
Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Если же их данные построены на совершение мошеннического права не влечёт за собой отсрочку от армии и вы являетесь собственником комнат в квартире, и такое мнение придется доказывать обратное. Выезд на другое место жительства в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания и мнения соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В то же время многие работодатели заинтересованы в контроле за поведением работника на рабочем месте. Это считается необходимым для того, чтобы исключить недобросовестное исполнение служебных обязанностей, неправомерное использование имущества работодателя в личных целях и проч.
ФЗ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ, который регулирует вопросы технической безопасности зданий и сооружений. В данном нормативном акте указано на обязанность образовательных учреждений предусмотреть меры, способствующие снижению возможности совершения криминальных действий.
Обед в немецких школах: сколько стоит и можно ли отравиться
Тогда не будет жестокого отношения воспитателей к детям и любых других противоправных действий со стороны «случайных» посетителей (насилие, похищение).
Если работник не исполняет свои должностные обязанности, то он нарушает свою главную обязанность в рамках трудовых отношений, недобросовестно использует то время, которое оплачивает работодатель и которое предприятие, следуя этой логике, считает своей собственностью.
Суд отказал работнику в удовлетворении требований. Данный вывод судебной коллегии был обоснован тем, что в соответствии с положениями ст. 57 ТК РФ наличие или отсутствие видеонаблюдения рабочего места не отнесено к существенным условиям трудового договора.
Источник: https://18school-kungur.ru/trudovoe-pravo/13944-imeet-li-pravo-direktor-chastnogo-detskogo-sada-vesti-postoyannoe-slezhenie-po-kameram-za-rabotnikami.html
Какие права есть у осужденных и заключенных?
Правительство РФ охраняет и уважает права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств, их исправление, правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с ограничениями и изъятиями, что установлены уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. Осужденные не освобождаются от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Права осужденных, которые не являются гражданами РФ, не имеют гражданства, регламентируются международными договорами РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом соблюдаются все изъятия и ограничения, предусмотренные уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.
Конкретный объем прав осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, устанавливает Уголовно-исполнительный кодекс, исходя из вида отбываемого наказания.
Кодекс также устанавливает базовые права заключенных:
- На получение информации о собственных правах и обязанностях. О порядке и условиях отбывания наказания, установленного судом.
- На нормальное обращение со стороны персонала учреждения, где исполняется наказание. Запрещается жесткое или унижающее человеческое достоинство обращение либо взыскание. Соблюдается принцип законности применяемых мер к осужденным.
- Осужденные имеют право на личную безопасность.
- На обращение на том языке, которым они владеют с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждениям или органам, что исполняют наказание, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к уполномоченному по правам человека в РФ, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами РФ 2020 года в международные органы по защите прав и свобод человека.
- На охрану здоровья. К этому относится получение первой медицинской помощи и специализированной медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
- На оказание помощи психологического характера сотрудниками психологической службы исправительного учреждения или иными лицами, которые имеют на это право.
- На получение пенсий и социальных пособий.
- На получение юридической помощи.
- Для реализации такого права, заключенным предоставляются свидания с адвокатами или другими лицами, которые имеют право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до 4 часов. Свидания с адвокатом предоставляются наедине по заявлению заключенного. При этом не применяются технические средства для прослушивания.
- Осужденные граждане иного государства вправе поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульством своего государства в РФ.
Правозащитные организации обеспечивают защиту прав заключенных. Запрещаются медицинские, научные или иные опыты, связанные с испытанием лекарственных препаратов, новых диагностических методов, профилактики и лечения заболеваний, а также проведение биомедицинских исследований.
Осужденным гарантируется свобода вероисповедания и совести. При этом религиозные обряды не должны нарушать правила нахождения в исправительном учреждении.
Допускается кино- , фото- и видео съемка заключенных только после получения их согласия в письменной форме.
Защита прав заключенных
Одним из основных признаков правового государства является его способность обеспечить соблюдение прав и свобод своих граждан, в том числе и осужденных.
Но в силу специфики правоотношений, которые возникают в процессе исполнения уголовных наказаний, правового и социального статуса, осужденные относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан с точки зрения наличия возможностей самостоятельно отстаивать свои права и свободы.
Это одна из причин, по которой нарушение прав лиц, пребывающих в местах лишения свободы, продолжают оставаться достаточно распространенными.
Существуют и другие обстоятельства, которые оказывают негативное влияние на защиту прав осужденных в местах лишения свободы:
- Недостаточный уровень грамотности заключенных с правовой точки зрения. Он является одним из важных условий для осуществления эффективной защиты и восстановления ими своих прав и свобод.
- Осужденные плохо осведомлены о широком комплексе предоставляемых международными актами и иным законодательством прав, свобод и законных интересов. Администрация исправительного учреждения их не всегда информируют об этом надлежащим образом.
Правозащитные организации активно направляют свою деятельность на защиту прав заключенных. Она состоит в следующем:
- Предоставление бесплатных консультаций родственникам или знакомым людей, которые оказались в тюрьме.
- Организация телефонных «горячих линий».
- Рассмотрение жалоб на плохое обслуживание медработников, незаконное лишение питания, превышение полномочий администрации.
- Оказание помощи в случаях с избиением, пытками и другими действиями, что несут угрозу для жизни и здоровья заключенных.
- Помощь в ресоциализации и трудоустройстве осужденных.
Защищать права осужденных немаловажно, поскольку, если у человека в тюрьме будут приемлемые условия существования, он не озлобится еще сильнее и у него будет надежда на достойную социальную жизнь в будущем.
Право заключенных на образование
Международное сообщество признает право осужденных на образование, как и каждого человека. Оно направлено на развитие личности и достоинства гражданина, дает возможность стать полезным для общества, способствует взаимопониманию, терпимости и дружбе всех народов. Образование должно быть доступно всем.
В Рекомендации N R (89) 12 Комитета министров Совета Европы «Об образовании в тюрьмах» изложены основные подходы к организации образовательной деятельности в местах лишения свободы:
- обеспечение доступа к обучению всем заключенным;
- предоставление всех возможностей для обучения осужденных, которое должно быть таким же, как и за пределами тюрем;
- поддержание системы образования заключенных со стороны руководителей учреждения;
- придание обучению такого же значения, как и труду и режиму;
- обеспечение бесплатного обучения для осужденных;
- подготовка педагогического персонала к работе с заключенными с использованием специальных методик обучения взрослых;
- концентрация особого внимания на безграмотных осужденных;
- предоставление возможности заключенным пользоваться библиотекой;
- особое поощрение творческой деятельности;
- предоставление возможности обучения за пределами тюрьмы;
- принятие мер для продолжения обучения осужденных после освобождения.
Комитет по защите прав заключенных способствует соблюдению их прав и законных интересов. В современных исправительных учреждениях функционируют вечерние общеобразовательные школы и учебно- консультационные пункты, которые обеспечивают реализацию прав осужденных на получение образования.
Профессиональное обучение осужденных — это второй вид образования, который обеспечивается в местах лишения свободы за счет бюджетных средств. Оно направлено на получение осужденными знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенных видов трудовой деятельности.
Имеют ли право ать заключенные
Каждый гражданин России имеет право ать. Но в соответствии с законодательством существуют некоторые ограничения. Поэтому следует разобраться, имеют ли право ать заключенные.
Статья 32 Конституции РФ предусматривает запрет на участие в выборах недееспособных граждан, а также тех, кто находится в местах лишения свободы по приговору суда.
Осужденные, на момент пребывания в тюрьме не могут воспользоваться правом голоса. Данное правило не распространяется на заключенных в следственных изоляторах временного содержания, поскольку их вина еще не доказана судом.
Чтобы проать в СИЗО, заключенному нужно получить открепительный талон по месту прописки. Для этого следует написать доверенность на человека, который сможет получить открепительное удостоверение за него и подать заявление в избирательную комиссию с просьбой выдать открепительный талон. Заверить доверенность может администрация СИЗО.Если вина заключенного будет признана, он лишается права голоса на весь срок пребывания в местах лишения свободы. После выхода на свободу право голоса возвращается автоматически.
Если заключенный неизлечимо больной
Довольно часто оказывается, что заключенный неизлечимо больной. Верховный суд России обязывает освобождать смертельно больных осужденных, несмотря на то, как они себя ведут за решеткой.
Если человек страдает заболеваниями, которые изначально неизлечимы или достигли такой стадии, когда уже медицина помочь не может, его нельзя держать в тюрьме.
Суды не вправе отказать в освобождении от отбывания наказания по основаниям, не указанным в законе, в том числе таким, как тяжесть совершенного преступления и условия содержания.
Условия труда осужденных
Условия труда осужденных регулируются трудовым законодательством, прежде всего, правилами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.
В соответствии с законодательством РФ о труде, осужденные имеют право на оплачиваемый отпуск. Устанавливается продолжительность рабочего времени, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.
Осужденные теряют право на льготы, связанные с непрерывным трудовым стажем. Но время оплачиваемой работы засчитывается им в общий трудовой стаж.
При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы, три или более раз на протяжении месяца, данный месяц исключается по решению администрации из общего трудового стажа. Осужденный имеет право обжаловать данное решение в суде.
Право осужденных на ежегодный оплачиваемый отпуск:
- Отбывающие лишение свободы в иных исправительных учреждениях — 12 рабочих дней.
- Отбывающие лишение свободы в воспитательных колониях — 18 рабочих дней.
Зарплату осужденных следует отличать от реальной суммы денег, которая зачисляется им на лицевой счет. Поскольку з заработной платы, пенсии или иных доходов производится удержание для возмещения расходов по их содержанию, в которые входит стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены.
Правом на отпуск осужденные могут воспользоваться по истечению шести месяцев работы в исправительном учреждении. При этом время содержания осужденного в штрафном изоляторе, одиночной камере, помещении камерного типа в срок предоставления отпуска не засчитывается.
Отпуска предоставляются с выездом за пределы мест лишения свободы или без выезда. Данный отношения регулируются не только УПК РФ, но и Трудовым кодексом.
Таким образом, люди, пребывающие в местах лишения свободы, относятся к особой категории граждан, которые нуждаются в правовой поддержке. Лица, совершившие преступление и нарушившие закон, тоже могут иметь право на защиту.
В результате нахождения за решеткой у человека появляется возможность переосмыслить свое поведение. Независимо от степени наказания должна соблюдаться определенная совокупность прав, законных интересов и юридических запретов. Они правовое положение лиц, отбывающих срок.
Источник: http://ugolovnyi-expert.com/prava-osuzhdennyx-i-zaklyuchennyx/
Образование
Можно ли во время отсидки получить среднее, а то и высшее образование? И что для этого нужно сделать?
Законодательством (ст. 112 УИК РФ) предусмотрено, что в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования.
Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Таким образом, даже если кто-то и не желает учиться, его заставят и складывать «дважды два» научат.
От этой повинности могут быть освобождены только осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы. Эти лица получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.
Но не только общее среднее образование можно получить в колонии. Согласно ст.
108 УИК РФ, в исправительных учреждениях организуются и обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
Некоторые категории осужденных (осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет) профессиональную подготовку могут получить, как и в случае со средним образованием, только по их желанию.
Получение профессии осужденными на нынешнем этапе становится одной из важнейших задач воспитательных отделов ИК (ВК) уже хотя бы потому, что число осужденных, поступающих в места лишения свободы и не имеющих вообще никакой профессии или специальности, постоянно растет. По данным ФСИН количество осужденных, не имеющих специальности, составляет 10,4 % от их численности.
Помочь осужденному получить профессию является важной социальной задачей. Без профессии и, как результат, без работы освободившийся из мест заключения быстро теряет социальные ориентиры и способность адаптироваться к жизни на свободе.
Необходимо отметить, что такая забота со стороны государства вовсе не является чем-то исключительным. Подобные нормы, регламентирующие получение заключенными образования (по крайней мере начального), существуют практически во всех европейских (и не только европейских) странах.
Да и международные документы требуют того же.
Например, Европейскими пенитенциарными правилами прямо предусмотрено, что в каждом месте лишения свободы разрабатывается и осуществляется разносторонняя программа обучения.
Считается, что возможность получения заключенными образования будет способствовать улучшению перспектив на их успешную социальную реабилитацию, поддержание в них силы духа и повышения их уважения к самим себе.
Трудно с этим не согласиться. Ведь действительно, кто будет более конкурентоспособен на рынке труда: человек, не умеющий писать, или человек грамотный? Вопрос, безусловно, риторический.Поэтому получение российскими осужденными образования способствует не только их ресоциализации во время отбывания наказания, но и создает определенные предпосылки для более успешной адаптации к жизни на свободе.
Таким образом, как оказывается, получить среднее или профессиональное образование во время отбывания наказания несложно. Было бы, как говорится, желание. Более проблематично получить образование высшее. Но и здесь произошли определенные подвижки.
В 2001 году в Уголовно-исполнительный кодекс было внесено дополнение, согласно которому администрация исправительного учреждения, с учетом имеющихся возможностей, должна создавать условия для получения осужденными высшего профессионального образования.
Почему «с учетом имеющихся возможностей»? Да потому, что, действительно, не во всех колониях получение высшего образования можно организовать.
Одно дело, если колония расположена в крупном городе, и другое — если это лесная колония, куда достаточно сложно добраться не только преподавателям, но порой даже прокурору.
И все же с постепенным развитием дистанционного высшего образования, думается, и этот пробел будет постепенно устранен.
В исправительных учреждениях пенитенциарной системы России имеется 291 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа и 220 учебно-консультационных пунктов, в которых одновременно обучаются 61,5 тыс. осужденных.
Кроме того, в 67 следственных изоляторах организовано общеобразовательное обучение несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
А более 80 тысяч осужденных получают различные профессии в 338 профессиональных училищах и в 152 их филиалах.
В настоящий момент почти полторы тысячи осужденных на договорной основе получают образование в высших и средних учебных заведениях. Такая практика распространена уже в 65 субъектах Российской Федерации.Осужденные предпочитают получать образование по следующим специальностям: юриспруденция, экономика, менеджмент, маркетинг, социология и т.д. Наиболее популярна, конечно же, специальность «юриспруденция».
Безусловно, получение диплома юриста, равно как и психолога и социального работника, вовсе не гарантирует того, что по отбытии наказания освободившийся сможет устроиться работать по полученной специальности. Вряд ли какое-либо адвокатское бюро поспешит принять в свои ряды бывшего зэка.
Или взять, например, специальность «социальный работник». Те же исправительные учреждения, например, весьма нуждаются в специалистах этого профиля.
Но кто возьмет на себя смелость принять на работу в колонию бывшего зэка, да еще на должность, связанную с ежедневным общением с осужденными? Это все равно что принять на работу в качестве завскладом человека, пару лет назад осужденного за хищение из этого же склада.
Поэтому проблемы с трудоустройством все равно возникать будут. Например, из 214 осужденных женщин из ИК-5 г. Можайска, закончивших Московский государственный социальный университет, после отбытия наказания по специальности работает только 16!
Тем не менее говорить о том, что такое обучение бессмысленно и бесполезно, нельзя уже хотя бы потому, что, как свидетельствует статистика, люди, имеющие высшее образование, реже совершают уголовно наказуемые деяния. Немаловажен и тот факт, что рецидив среди лиц, получивших во время отбывания наказания высшее образование, как свидетельствует та же статистика, более чем в 5 раз ниже, чем у осужденных, не обучавшихся в вузах.
Для того чтобы предприятия и учреждения различных форм собственности с большей охотой принимали на работу бывших осужденных, необходимо по примеру многих западных стран законодательно закрепить для таких предприятий и учреждений льготы по налогообложению.
Тюремные воспитатели и психологи небезосновательно утверждают, что заочное и дистанционное обучение осужденных в вузах и техникумах способствует улучшению среди них дисциплины, а стремление к получению знаний является одним из важнейших условий повышения их адаптационных способностей.По состоянию на конец 2004 года высшее образование осужденные получали в 63 вузах и 29 средних профессиональных образовательных учреждениях (техникумы, колледжи, лицеи).
Так, в Современной гуманитарной академии и ее филиалах обучается более 460 осужденных, отбывающих наказания в ИК Красноярского и Хабаровского краев, Курской, Пензенской, Ульяновской и ряда других областей. В Северо-Западном заочном техническом университете учится более 80 осужденных, в Московском государственном социальном университете — более 70 человек и т.д.
А буквально на днях поступить в вуз смогли и несколько вологодских осужденных. В поселке Шексна очередной свой филиал открыла Современная гуманитарная академия.
Таким образом, «процесс пошел». Задача, стоящая перед ФСИН, — помочь осужденным поверить в свои способности приобрести знания и стать более приспособленными к жизни на свободе.
И получение среднего и высшего образования — один из методов решения этой задачи.
И даже если из ста человек, получивших высшее или среднее специальное образование во время отбывания наказания, по специальности смогут работать только десять, это уже хорошо.
Десять вузов, в которых обучается наибольшее число осужденных
(по состоянию на 1 августа 2004 г.)
NN | Наименование вуза | Кол-во обучающихся осужденных |
1 | Современная гуманитарная академия (Москва) | 461 |
2 | Московский инженерно-физический институт | 149 |
3 | Московский государственный социальный университет | 134 |
4 | Северо-Западный заочный технический университет (Санкт-Петербург) | 86 |
5 | Владивостокский государственный университет экономики и сервиса | 27 |
6 | Уральский институт социального образования (Екатеринбург) | 27 |
7 | Амурский государственный университет (Благовещенск) | 20 |
8 | Российский финансово-экономический институт (Москва) | 20 |
9 | Международный восточноевропейский университет (Ижевск) | 11 |
10 | Саратовский социально-экономический университет | 11 |
Десять средних профессиональных образовательных учреждений, в которых обучается наибольшее число осужденных
(по состоянию на 1 августа 2004 г.)
NN | Наименование вуза | Кол-во обучающихся осужденных |
1 | Калининградский технический колледж | 20 |
2 | Саратовский индустриально-педагогический колледж | 47 |
3 | Уральский государственный колледж им. Ползунова (Свердловская обл.) | 20 |
4 | Рыбинский сельскохозяйственный техникум (Красноярский край) | 9 |
5 | Краснодарский кооперативный техникум | 8 |
6 | Краснодарский гуманитарно-технологический колледж | 20 |
7 | Красноярский строительный техникум | 17 |
8 | Каменск-Уральский экономический техникум (Свердловская обл.) | 5 |
9 | Европейская школа корреспондентского обучения (ЕШКО) | 8 |
10 | Образовательный центр им. Кирсанова Тамбовского университета | 8 |
Александров Ю. Учиться и втюрьме не поздно // Неволя. 2006. № 6.
См. Социально-экономическая программа «Содействие в получении среднетехнического и высшего образования для осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы на территории Российской Федерации».
Источник: https://www.ckofr.com/obrazovaniye/85-uchitsya-i-v-tyurme-ne