Как Оформить Ребенка Инвалида в Интернат
Содержание
«Да, мой ребенок живет в ПНИ, но я его не бросала!» | Милосердие.ru
Отдать больного родственника в учреждение и полностью отказаться от него – не одно и то же — в этом легко убеждаешься, послушав истории людей. Они регулярно (иногда по нескольку раз в неделю) навещают своих родных в ДДИ и ПНИ, проводят с ними отпуск, пытаются следить за качеством их жизни, а главное – любят.
Все имена по просьбе моих собеседниц изменены. Их можно понять – если сочувствие к инвалидам уже становится правилом хорошего тона, то на родителей, вынужденных отправить своих детей в интернаты из-за тяжелых обстоятельств или просто «сломавшихся», сразу вешают ярлык «бросивших». При этом мало кто пойдет к соседям, в семье которых появился больной ребенок, и предложит регулярную помощь.
«Это вот та, которая уродку родила косоглазую»
Фото с сайта online47.ru
Наталья, по образованию педагог, работает агентом по недвижимости:
— Когда я была маленькая, жила у бабушки в деревне. Там была соседская девочка – все ее называли дурочкой. Кто-то из нас с ней играл, кто-то не играл. Я все думала про ее маму: «Надо же, как тете Гале не повезло». И еще я думала, что такого со мной никогда не может случиться.
Лет через пятнадцать я поступила в роддом – это было 7 ноября 7 ноября – все врачи отмечали «красный день календаря» и были пьяные. Это был 1986 год. Затолкали меня в предродовое отделение, я лежу одна, про меня забыли. Я родила дочь только 9 ноября.
Помню слова врача: «Да, загубили мы ее, загубили», потом ребенок не закричал, потом я потеряла сознание… Мне было 19 лет.
Утром меня разбудили и говорят: «Знаете, у вас родился такой тяжелый сложный ребеночек. Но вы еще молодая, еще родите».
Потом ребенка положили в больницу, семнадцать дней, пока дочка лежала в реанимации, я ездила каждый день и привозила молоко, мне было так важно знать, что моего ребенка кормят моим молоком.После этого она поступила на отделение интенсивной терапии, и там уже мне можно было находиться с ней. Помню, иду мимо вахты, а все шепчутся: «Это вот та, которая уродку родила косоглазую».
Выписались мы из больницы, приехали в общежитие – мы с мужем были студентами. Дочке поставили диагноз ДЦП. Через месяц больница, потом операция… Моему мужу, так как он служил в Афганистане и был инвалидом 1-й группы, дали квартиру, куда мы переехали.
В 1994 году я родила сына, а в 1995 году мой муж погиб. И получилось, что в 28 лет я остаюсь с двумя детьми, одной 9 лет, другому годик.
Помогли прабабушка и бабушка.
Я отправила дочку в ту же деревню, где я родилась. Сама работала, ездила навещать дочку. Забирала ее в Петербург на лечение, снова отвозила в деревню. Потом прабабушка умерла, бабушка стала болеть, пришлось дочку оттуда забрать. Но здесь некуда ее было пристроить – никакие учреждения ее не брали.
Встал вопрос – что делать. И тогда я задумалась об интернате, стала искать подходящий, нашла один из лучших интернатов в городе, познакомилась с директором, с персоналом, мне там очень понравилось.
Но, конечно, хотя интеллект у Ани, моей дочери, и нарушенный, она все осознавала.
И я помню этот первый день, когда мы приехали в интернат, мне пришлось буквально выдирать ее из машины, он кричала: «Мамочка, я хочу быть с тобой!» Не могу этого забыть.
Каждый год 9 ноября я пишу ей письма и сохраняю их в тетрадке, каждый год оправдываюсь…
В интернат к ней я ездила два раза в неделю. А по достижении совершеннолетия моя дочь переехала в интернат для взрослых. Все мои знакомые знают, что я никогда свою дочь не бросала. Я никогда ее не стеснялась – мы вместе много где бывали.Я ведь всегда не только раз или два раза в неделю навещала ее и навещаю, но и домой на выходные забираю, и в отпуск беру в разные поездки.
Бывало и так, что летом мы выезжали на дачу вместе с Аней и ее подругами из интерната. И я не чувствую ни своей ущербности, ни ее ущербности. Аня такая, какая есть. И я такая, какая есть.
К интернату Аня привыкла, даже иногда не хочет домой. Но прописала я ее к себе. И, конечно, понимаю, что ПНИ – это вариант плохой.
Если я найду ей новый коллектив, живущий в более приемлемых условиях, может быть, что-то изменится.
Когда я вижу мам, которым по 70 лет, то думаю, что у меня в запасе лет 20. Но вообще хотелось бы найти какой-то вариант в ближайшие лет пять – чтобы Аня жила не в интернате.
«Мне надо было работать, а сына никуда, кроме ДДИ не брали»
Фото с сайта online47.ru
Татьяна Сергеевна, бухгалтер, сейчас на пенсии:
— Мой сын заболел он в раннем детстве, когда ходил в ясли. Это была какая-то инфекция. После того, как он вернулся из больницы в ясли, мне там сказали: «Вы заметили, что у Саши остановилось развитие речи? Что он стал плохо понимать, когда к нему обращаются?» Отвечаю: «Да, заметила». Мы начали ходить по врачам, но никаких конкретных диагнозов они не ставили.
В итоге ему все-таки оформили инвалидность, положили в больницу на обследование. И вот в больнице врачи вынесли вердикт: «Необучаемый». И как раз на наше счастье в одном из ближайших пригородов открыли специализированный детский интернат, мы туда устроились на пятидневку.
Мне надо было работать, а специализированного учреждения в городе, куда я могла его отвезти утром и забрать вечером, не было, нигде его не брали. До 10 лет он был там, а потом мне удалось перевести его в интернат в черте города. Перевела я его – опять-таки на пятидневку – только потому, что в прежний интернат мне было далеко ездить. Но я брала его домой не только на выходные.
В детстве он часто болел, и в эти периоды мы с ним сидели дома – я брала больничный. До 18 лет Саша жил в этом интернате, а потом я забрала его домой на постоянное проживание.
А перед Новым 2009-м годом я поскользнулась на улице, пошла в травму, а там выяснилось, что у меня перелом со смещением и вывих локтевого сустава. Меня направили в больницу. Саша был дома.Я позвонила женщине из нашей организации, которая жила неподалеку от нас, попросила ее зайти к нам домой, покормить Сашу и уложить его спать.
Она забрала Сашу на ночь к себе, сказала, что не смогла оставить его одного.
Саша два месяца со мной был дома, даже пытался как-то за мной ухаживать, к руке не цеплялся, только подойдет: «Ма, бо-бо?» и погладит.
Он мыл посуду, еще что-то по дому делал.
Сестра моя двоюродная приезжала из Сестрорецка, готовила нам еду. Подруги тоже приезжали, помогали, гуляли с Сашей. После того, как мне сняли гипс, выяснилось, что образовалась контрактура – рука разгибалась только на 30%. В Институте травматологии сказали, что нужна операция, то есть надо ложиться к ним в клинику. Было понятно, что это надолго.
И тогда я решила оформить Сашу в интернат для взрослых. Ему уже было 25 лет. И меня сразу же лишили опекунства. Ну, что сделаешь? Поплакала – и все. Сейчас навещаю Сашу регулярно, стараюсь брать домой на выходные.
«У моего брата шизофрения и мне было страшно»
Екатерина, по образованию архитектор, работает няней:
— Моя семья из города Владимира. У моего брата лет в 17 начались проявления шизофрении. Мать какое-то время не хотела признавать, что он болен. Но кончилось все тем, что его на «Скорой» увезли в психиатрическую больницу, так как он стал буйный.
И потом он в течение следующих лет трех лежал не раз в больнице по несколько месяцев, ему подбирали терапию, дали инвалидность. Но лучше ему не стало, поведение его так и продолжало быть сильно нарушенным. У него оказалась такая форма шизофрении, когда нет ремиссии.
В чем выражаются нарушения его поведения? Например, он очень привязчивый – говорит какую-нибудь околесицу и требует, чтобы на эту его речь эмоционально откликались.
Если человек не готов вступать в такой эмоциональный диалог, брата это раздражает, он становится агрессивный.
Я уехала учиться в Санкт-Петербург. А мама 20 лет пыталась как-то с братом жить, лечить его. Но у него агрессия еще и именно на близких родственников, в первую очередь на того, кто с ним живет и его опекает. И я увидела, что мама уже не справляется с этой нагрузкой – тогда стала говорить ей, что его надо отправить в интернат, так как создается угроза жизни мамы.
Мы нашли в области небольшой интернат – в нем проживает около 60 подопечных. Сначала он это воспринял ужасно, просился домой.
Мать очень тяжело это все переживала, обвиняла себя, меня, у нее началась депрессия, от которой ей тоже пришлось лечиться.Постепенно, с годами брат привык жить в интернате. Живет он там в достаточно хороших бытовых условиях – в комнате четыре человека, есть телевизор, холодильник. Ну и народу не так уж много, с соседями по комнате нормальные отношения.
Единственное – им не хватает еды. А навещать его каждую неделю и привозить дополнительные продукты мама не может потому, что интернат за городом, часто проделывать такой путь ей не по силам.
Так что она навещает его раз в месяц и еще забирает в отпуск. Раньше отпуск оплачивался – на две недели выделялись деньги на его содержание из его пенсии, а теперь сказали, что не будут. И нам приходится покупать на свои деньги даже лекарства.
Дееспособности брата лишили, опекуном его является интернат.
Половина квартиры, где живет мама, была в собственности брата, поэтому теперь получается, что наследник этой жилплощади – интернат. Мама хочет квартиру продать и переехать в Петербург, так как ей уже восьмой десяток, а из близких родственников у него только я.
Брата она тоже хочет перевести в какой-то интернат здесь, но как это осуществить, пока непонятно. Она, конечно, хочет, чтобы у него была какая-то перспектива жизни в более-менее нормальных бытовых условиях.
Я не смогу за ним ухаживать, если он будет жить дома, так как у меня дочка с аутизмом и легкой умственной отсталостью, ей недавно исполнилось 18 лет.
Конечно, я хочу помогать брату и не оставлю его, когда мама уйдет, но пока мы находимся в замкнутом круге. Дочь моя живет дома, в интернат отдавать ее я не хочу.
Кто же виноват?
Это только три истории из множества подобных. По словам моих собеседниц, подопечных, которых навещают родственники, в некоторых ПНИ едва ли не большинство. Кто-то из этих родственников свыкся с ситуацией, воспринимает ее как норму. А кто-то пытается создавать альтернативы ПНИ – проекты поддерживаемого проживания.
Многие родители инвалидов, с которыми я общался, говорят о том, что самым предпочтительным вариантом для их взрослых детей было бы сопровождаемое проживание в условиях, приближенных к обычным – либо социальная квартира, либо отдельный дом, рассчитанный на небольшое количество человек. Опыт такой уже есть, но он штучный – все существующие проекты созданы усилиями общественных организаций, ресурсы которых весьма ограничены.
Власти теперь говорят о реформе системы ПНИ, о так называемом «разукрупнении», на деле же строятся новые интернаты. Поддерживать альтернативные варианты государство не спешит.
Другое препятствие – закон об опекунстве. Близкие могли бы проявлять гораздо большую заботу о своих официально признанных недееспособными родственниках, проживающих в ПНИ, если бы не принятый еще в советские времена закон, по которому опекуном поступающего в учреждение на постоянное проживание недееспособного человека автоматически становится само это учреждение в лице его директора.Комментирует юрист петербургской благотворительной организации «Перспективы» Анна Удьярова:
— К сожалению, пока действует старая норма: в случае поступления недееспособного человека в интернат обязанности опекуна исполняет учреждение (ч. 4 ст. 35 ГК РФ). Эта норма не предусматривает исключений, поэтому сейчас родственники недееспособного человека, «помещенного» в ПНИ, не могут оставаться его опекунами.
Но это не касается полустационарной формы. Также на практике родственники человека, находящегося на пятидневном пребывании в ПНИ, остаются его опекунами.
Законопроект, разработанный для изменения ситуации, в которой интернат одновременно является поставщиком услуг и опекуном – то есть обязан контролировать качество услуг, оказываемых недееспособным, был принять в Госдуме в первом чтении, но дальше ничего не происходит.
Двойное опекунство теоретически существует (ст. 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве», но на практике я таких случаев не встречала. Поскольку решение о назначении второго опекуна остается на усмотрение органов опеки и попечительства, они могут в этом фактически без обоснований отказать. Так что пока поддерживаются все условия для поиска виноватых вместо поиска решения проблемы.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/da-moj-rebenok-zhivet-v-pni-no-ya-ego-ne-brosala/
Как сдать ребенка в интернат: порядок действий, при каких случаях можно
Интернат – учреждение не только для детей-сирот. В подобном учебном заведении, которое предоставляет место для проживания, могут оставаться и дети, чьи родители или попечители не лишены родительских прав.
Органы опеки допускают временную отправку детей в интернат. Это разрешено в тех случаях, когда семейные обстоятельства не позволяют оказывать должный уход и внимание малышу или подростку.
Обо всех подробностях сдачи ребенка в интернат без лишения родительских прав рассказано далее.
В каких случаях допускается сдача ребенка в интернат
Оформить чадо в интернат можно через органы опеки и районный отдел образования. Официально существует несколько поводов, достаточных для перевода ребенка:
- плохое, неконтролируемое поведение ребенка (в данном случае основная цель перевода – перевоспитание);
- недостаточное материальное обеспечение родителей;
- стесненные условия проживания;
- график родителей, который подразумевает длительное отсутствие дома, с раннего утра до позднего вечера.
Все перечисленные проблемы должны быть временными, если родители не хотят лишиться родительских прав. При обращении в ООП они должны подчеркнуть, что отдают ребенка в специальное учреждение лишь на определенный срок, по истечению которого обязуются забрать его и предоставить все необходимые условия для проживания, учебы и развития.
Если этого не произойдет, будет возбуждено судебное разбирательство с возможностью лишения родительских прав. Представителям несовершеннолетнего необходимо соблюдать осторожность, чтобы не довести до этого этапа. Впрочем, при соблюдении правил о том, что ребенка могут забрать, не стоит волноваться.
Что касается неофициальных причин сдать ребенка в интернат, чаще всего родители идут на такой шаг в целях перевоспитания.
Если подросток проявляет агрессию по отношению к старшим родственникам, ворует, злоупотребляет спиртными напитками, особенно плохо учится, целесообразно будет отправить его в учреждение постоянного пребывания.
Резкая смена обстановки, отсутствие попечительства родителей, строгие правила – все это позволит улучшить уровень дисциплины. Конечно, прибегать к такому варианту следует в крайнем случае, если все другие возможности уже были испробованы.
Особенности проживания в интернате
Интернаты бывают различных типов. Зачастую детей без лишения родительских прав сдают в учреждения пятидневного ночного пребывания. На выходных ребенок отправляется обратно к родителям, а в будни круглые сутки, в том числе ночью, остается в школе или детском саду. Конечно, в учебном учреждении несовершеннолетнему предоставляют питание и место для сна.
Возможен и вариант семидневного пребывания, когда ученики интерната отправляются к родителям лишь 2-3 раза в месяц. Такой вариант целесообразен, если родители проживают в небольшом населенном пункте, а ближайший интернат находится в нескольких часах езды.
Важно помнить, если родители сдают ребенка в учреждение семидневного пребывания без основательных аргументов, таких как расстояние, встает вопрос о лишении родительских прав.
В период пребывания в интернате ребенок, если он уже достиг 6-7 лет, продолжает свое обучение в рамках общеобразовательной программы.
Возможно обучение и по специальным системам, если речь идет о детях-инвалидах или несовершеннолетних с отклонениями умственного и психического развития.
Детям с хроническими заболеваниями или степенью инвалидности в обязательном порядке предлагаются восстановительные меры: лечебная физкультура, занятия с психологом, логопедом и другими специалистами.Конечно, резкая смена места жительства и временная потеря опеки родителей – это серьезный удар для ребенка. Родителям следует хорошо подумать, прежде чем отправить несовершеннолетнего в интернат. После отправки отношения с родителями могут резко ухудшиться.
Порядок оформления в интернат
Чтобы сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав, для начала необходимо обговорить этот момент с самим несовершеннолетним. Если ему уже исполнилось 10 лет, согласие ребенка обязательно.
Если несовершеннолетний в возрасте от 10 до 18 лет отказывается проживать в учреждении постоянного пребывания, отправить его в интернат, скорее всего, не получится.
Эта процедура возможна только в случае лишения родительских прав, что в рассматриваемой ситуации является нежелательным.
После получения согласия со стороны ребенка, необходимо обратиться сразу в несколько органов: ООП или органы опеки и попечительства, интернат, в который родители собираются определить ребенка, а также в районный отдел образования.
Порядок действий следующий:
- Обращение в районный отдел образования. Необходимо объяснить ситуацию, привести аргументы, почему ребенка нужно перевести в интернат. После этого будут привлечены ООП.
- Беседа с органами опеки и попечительства. На данном этапе будет произведена проверка условий содержания ребенка. ООП проверят жилищные условия, сверят их с нормами по количеству квадратных метров на ребенка, в целом оценят обеспеченность родителей. Без внимания не останется и эмоциональная обстановка в семье, отношения. Если родители не применяют к ребенку насилие, не нарушают законодательство, а просто временно не могут содержать ребенка, тогда выносится решение об отправке в интернат без лишения прав опеки. В противном случае начинается судебное разбирательство.
- Если ООП не увидели никаких причин лишить родителей их прав, то законный представитель ребенка вновь обращается в районный отдел образования с пакетом документов. Отдел выдает ребенку путевку в определенный интернат. Родители вправе выбрать конкретное учреждение.
- Заключительный этап – это оформление трехстороннего соглашения. Родители, представители ООП и администрация интерната должны заключить соглашение о передаче ребенка на обучение и проживание в учреждение постоянного пребывания.
Теперь о нюансах. Чтобы районное отделение образования выдало путевку, необходимо предоставить ряд документов:
- паспортные данные родителей или законных представителей;
- решение суда о наделении родительскими правами, если ребенок не является родным;
- свидетельство о рождении или паспорт ребенка, если ему уже исполнилось 14 лет;
- медицинская карта с результатами общей диспансеризации ребенка;
- заключение ООП об условиях проживания.
Если ребенок страдает от хронических заболеваний, является инвалидом, обязательно необходимо представить справку об имеющихся нарушениях, а также программу реабилитации. На основании этих документов несовершеннолетний будет направлен в то учреждение, где ему могут оказать необходимую медицинскую и реабилитационную поддержку.
Сроки пребывания ребенка в интернате
Сроки нахождения ребенка в специальном учреждении строго регламентированы. Согласно нормам, они должны составлять минимум 3 месяца, максимум – один год. Сроки четко прописываются в соглашении с интернатом. Помимо сроков пребывания в учреждении, указываются также обязанности всех сторон, в том числе и родителей.
Если родители не будут выполнять свои обязанности (забрать ребенка на выходные, оплатить обучение и проживание, поддерживать с ним связи и т.д., условия выбираются индивидуально), после истечении срока договора они лишаются родительских прав.
Есть возможность оставить ребенка в интернате дольше, чем на один год. Для этого по истечении 12 мес. после отправки необходимо продлить соглашение. Для этого придется снова привлечь ООП и подписать уже новый договор.
Такая мера целесообразна только в том случае, если родители за время пребывания несовершеннолетнего в интернате уже начали улучшать жилищные условия, получили более высокооплачиваемую работу и т.д.Если положение семьи остается таким же бедственным, возможно лишение родительских прав.
Альтернативы
Не обязательно переводить несовершеннолетнего в интернат, если в семье возникли проблемы. Существуют дополнительные возможности.
Самый оптимальный вариант и для ребенка, и для родителей – это узкоспециализированные школы, направленные на воспитание спортсменов, кадетов или же гениев в определенной отрасли науки. Попасть в такие учреждения сложнее, чем в интернат – необходимо успешно сдать экзамены и пройти отбор. Но плюсы перевешивают:
- обучение в таких учреждениях (если они государственные) предоставляется полностью бесплатно, как и проживание;
- отсутствует риск лишения родительских прав;
- ребенок чувствует себя комфортнее, так как контингент в интернате куда хуже, чем в спортивной или кадетской школе;
- пребывание в спортивной, гуманитарной, кадетской или иной специализированной школе позволяет не просто решить проблему с дисциплиной, проживанием или материальным обеспечением, но и дает ребенку билет в успешную взрослую жизнь.
Родителям с проблемными отпрысками следует обратить особое внимание на военные училища. В них детям привьют основы дисциплины, что во многих случаях поможет справиться с тяжелым характером подростка.
Сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав можно, но, прежде чем идти на такую меру, следует взвесить все «за» и «против». Отправка интернат должна быть крайней мерой, нельзя обращаться к этой процедуре из-за небольшой провинности ребенка.
Прежде чем перевести несовершеннолетнего в учреждение постоянного пребывания, обязательно нужно провести с ним беседу, желательно с привлечением детского психолога. В период пребывания ребенка в учебном учреждении важно поддерживать с ним контакт, чтобы отношения в семье не ухудшились.
Источник: https://homeurist.com/semya/detskij-dom/kak-sdat-rebenka-v-internat.html
«Мне хочется жить полной жизнью». Я отдал своего ребёнка с инвалидностью в интернат • Слуцк • Газета «Інфа-Кур’ер»
Тяжелая инвалидность у ребенка — это не конец жизни. Но только если родители могут принять, что он другой, и найдут в себе силы жить в «не идеальной» семье.
KYKY нашел родителей, которые отдали своих детей в дома-интернаты. У всех героев дети родились с психофизическими нарушениями. Они не говорят, не двигаются, не могут есть самостоятельно, а иногда даже и не видят.
Смириться с диагнозом и посвятить жизнь своим детям эти люди не смогли.
pixabay.com
Кристина, 31 год: «Порывов поехать к дочери в интернат было два, но оба раза я не решилась»
«Уже семь лет я не знаю, что с моей дочерью. Родила я ее в 24 года. Девочка родилась с тяжелой формой синдрома Дауна и гидроцефалией. В роддоме педиатр рассказал о будущей жизни, перечислил, к чему стоит быть готовой.
Нет, он вовсе не уговаривал отказаться от ребенка, он просто честно сказал, что материнство будет существенно отличаться от материнства, которое показано в фильмах и книгах. Как я восприняла новость? Вам даже не передать, что со мной произошло в этот момент — истерикой это назвать сложно.
В родовой палате соседки держали меня, чтобы я ничего не разнесла. А потом все было как в тумане: началась процедура отказа, беседы с психологом и сочувствующие взгляды друзей, работников роддома, остальных рожениц. Мне казалось, что на меня весь город смотрит, как на ничтожество.
С отцом малышки мы разошлись сразу же. Он сказал, что в свои 26 не может каждый день видеть дома инвалида. Видимо, так проверяется любовь (грустно улыбается).
В решении, чтобы отдать ребенка в интернат, я была непреклонна. Сама я по образованию медсестра и видела, как детей с инвалидностью, так и их родителей. И немного в курсе, что происходит внутри семьи. Оставить в семье ребенка с множественными психофизическими нарушениями — это полностью посвятить себя ему 24 часа семь дней в неделю.
Вы должны каждый день мириться с происходящими с вами вещами. И это касается не только внутренних увлечений, но и внешних факторов. Вы не можете сходить со своим ребенком на аттракционы, вы не можете подарить ему игрушку, потому что он просто не понимает ничего. И вы постоянно будете винить себя, будто в вас что-то не так.
Вы будете испытывать постоянную душевную боль.
Я не видела дочь после отказа и пока что не хочу. Несколько раз в первое время звонила в интернат. В последний раз звонила два года назад. Мне сообщили, что девочка удачно перенесла операцию на сердце, что она спокойная и улыбчивая. Порывов поехать в интернат было два, но оба раза я не решилась. Наверное, струсила. Если честно, мне даже больно называть ее имя. Ее зовут Любовь.
Из родственников у меня только мама и младшая сестра. Они обе поддержали мое решение. Испытываю ли я угрызение совести? Нет. Наверное, потому что родные люди убедили, что так будет правильно.
У меня сейчас второй брак, и мой второй муж пока не в курсе, что у меня есть дочь. Не знаю, когда скажу ему об этом. Главное сейчас — построить крепкую семью и родить здорового ребенка.
Мне хочется жить полной жизнью». pixabay.com
Михаил, 39 лет: «Жена в курсе, что я вижусь с сыном. Она сказала, что уважает мое решение, но очень просит не рассказывать ей про него»
«Моему сыну десять лет. У него очень тяжелый диагноз с рождения — множественные нарушения как психического, так и физического характера. Даня питается через трубочку, как принято говорить в народе, не ходит, не говорит и очень плохо видит.
Это наш с женой второй ребенок, есть еще старшая дочь. Ей 12 лет. Даню отдали в интернат с рождения. Моя жена сказала, что ни морально ни физически не справится с ребенком, у которого такая тяжелая инвалидность.
Мы честно поговорили, она сказала, что нам нужно растить дочь и думать о ней. А Даня будет забирать все время. Может, это цинично звучит, но у дочери есть будущее, в отличие от сына. Моя жена в неком роде перфекционистка, для нее диагноз Дани был ударом.
Когда по телевизору показывают идеальную семью, в ней не бывает ребенка с инвалидностью. В ней не показывают ребенка на коляске, с протезами или слепого. В шаблоне «идеальная семья» все здоровые и счастливые.
Моей жене тяжело представить идеальную семью с ребенком, который отличается от других детей абсолютно всем. И который даже просто не вырастет.Родственники поддержали нас, сказали, что мы правильно сделали. Не было сплетен, осуждающих взглядов. Оля (жена) не навещает сына, ей тяжело. Дочь знает, что у нее есть брат. Насколько знаю, в школе она никому не говорит об этом и пока что желания увидеть брата не озвучивала.
Сам стараюсь навещать сына два раза в месяц. Раньше навещал где-то раз в год. Морально мне было тяжело осознать — я даже не знал, что с ним делать. Его не радует ничего, его ничего не интересует, он даже не держит игрушки. Я просто гулял с ним по территории интерната. В коляске катал или носил на руках. Ловил себя на мысли, что скучаю по сыну. Вот так и стал чаще ходить к нему.
Жена в курсе, что я вижусь с сыном. Она сказала, что уважает мое решение, но очень просит не рассказывать ей про сына. Хотя недавно я попросил ее купить ему новой одежды. Захотелось его принарядить. Оля с вниманием и душой подошла к выбору одежды, упаковала ее. Но так и не поехала со мной. Вижу, что ей тяжело. Думаю, что ей просто нужно время.
За Даней в интернате смотрят, он всегда опрятен, сыт. У меня не было мыслей забрать его домой. Вижу, что тут ему лучше и спокойнее. Мы даже не знаем, как его правильно кормить.
Сын узнает меня по голосу — он улыбается и закрывает лицо ладошками. Сотрудники интерната говорят, что реагирует и улыбается он только на меня. Я читал, что дети с такими диагнозами живут совсем недолго.
Посмотрим, что будет дальше (отворачивается)». pixabay.com
Карина, 30 лет: «В садик нас не приняли — с сыном не могли справиться. Муж ушел от нас, когда сыну было два года»
«Моему сыну шесть лет. У него психические нарушения и ко всему прочему он еще и гиперактивен. Два года он уже проживает в доме-интернате и каждые выходные его навещаю я и бабушка. Я не справлялась с ним. Из-за диагноза Антона моя жизнь превратилась в один большой день. Пропало всё начиная от карьеры, заканчивая друзьями. Я постоянно смотрела за сыном.
На улицу мы не могли выйти, так как он бросался под машины, постоянно кричал, вырывался, убегал, кусался. Он не понимал абсолютно ничего. Мы приходили в поликлинику, родители прятали своих детей от него. Антона невозможно было занять ничем — он мог с утра до вечера выть и биться головой о пол. Ночью он вскакивал и с разбегу бился об стену.
За четыре года я не помню ни одного спокойного дня.
В садик нас не приняли — с сыном не могли справиться. Муж ушел от нас, когда сыну было два года. Не выдержал постоянных криков ребенка. Из-за того, что сын в сад ходить не сможет, мне пришлось забыть о работе.
Знаете, когда в семье появляется ребенок с инвалидностью, из родственников не помогает никто. Когда моя мама в первый раз услышала о том, чтобы Антон жил в интернате, назвала меня кукушкой. Сказала, что это бесчеловечно и низко.
Она сказала, что даже если я и устала, то должна терпеть хотя бы из любви к ребенку. Но сама так и не осталась с внуком дольше, чем на час, хотя бы пока я приму ванну. Я плакала и говорила маме, что хочу выйти на работу.
Она спрашивала, чем меня не устраивает пенсия на инвалидность и алименты. А мне не хотелось ничего — ни денег, ни материнства. Мне хотелось пропасть без вести.Антон всегда был в синяках — калечил себя, как мог. Он бил себя кулаками, кусал себя, царапал. При этом не знал меры. Он мог отреагировать на грубый громкий голос. Приходилось постоянно орать. Он скрежетал зубами, ломал их даже. В нем было столько агрессии и силы, что мне казалось, когда-нибудь он просто убьет себя.
В решении с интернатом меня поддержала бывшая свекровь. Я не чувствую себя плохой матерью. Просто у меня ребенок, которого не принимает общество. Мой ребенок — изгой, который раздражает и к которому нужен очень индивидуальный подход. А в интернате он среди своих.
Когда я прихожу, он внимательно меня рассматривает и смотрит в глаза. Да, он узнает меня, улыбается и может поцеловать. О том, что с ним будет, когда станет совершеннолетним, мне не хочется думать. Я не хочу, чтобы он был за серым забором интерната, но пока лучшего варианта для него и для себя не придумала.
Сама я не справляюсь, да и жить мне хочется (кусает губы и отворачивается)». pixabay.com
Карина, 29 лет: «Да, есть родители, которые справляются, они сильные. Но я не из их числа»
«Моему сыну пять лет. Его зовут Рома. Сын никогда не пойдет, не заговорит и не покажет, что у него болит. Он практически всегда плачет. К решению, чтобы отдать Рому в интернат, я шла два года. Это решение никогда не дается просто. На тебя давит социум, мол, ты ведь в ответе за того, кого приручила.
Социум думает, что если сдала в интернат, то обязательно разлюбила, бросила, загуляла. Никто не подумает, что ты устала и у тебя самой уже едет крыша. Меня поддерживали друзья, они предлагали альтернативы, предлагали свою помощь. Но это все временное, основную часть времени с сыном проводила я.
Мыла его, кормила протертой пищей, меняла подгузники, ворочала, чтобы пролежней не было. В коляске сына не катала, он быстро устает в полусидячем состоянии и поэтому начинает плакать. Если ему было больно, он искусывал себя вплоть до вырывания целых кусков кожи на руках.
Я всегда боялась, что он когда-нибудь перегрызет себе вены.
Мои родители никогда не выражали желания посидеть с Ромой. Максимум — пришли, погладили по голове, покормили протертым бананом. С мужем мы решили, что наша жизнь проходит мимо. Что за пять лет мы устали, надорвали здоровье и издергались.
Нам нигде не давали консультацию, как вообще со всем этим жить. Два раза сдавали сына на социальную передышку. Сейчас у нас в планах все же сдвинуться с мертвой точки, а с ребенком, у которого тяжелая инвалидность, этого сделать невозможно.Мы отдали Рому в интернат.
Родители выдыхаются.
Одно накладывается на другое — в поликлинике тебе швыряют рецепт и просят справляться самому, в кафе на тебя смотрят, как на инопланетянина, особенно если еще и вздумал покормить ребенка при всех «странной едой», а во всяких центрах соцзащиты говорят, мол, пенсию же вам дают — чего вы еще хотите. Мы хотим поддержки и консультаций. А не рыть интернет и придумывать реабилитацию самим себе. Мы совета хотим, как жить с таким ребенком, чтобы можно было отвлекаться, работать и при этом не доводить себя до состояния полного изнеможения.
Да, есть родители, которые справляются, они сильные. Но я не из их числа. Возможно, если бы я видела поддержку общества, а не косые взгляды, то это меня подбадривало бы. Но пока что я имею хроническую усталось и бесконечную боль (вытирает слезы)».
Алла, воспитатель интерната: «Редкий случай, когда родители приезжают каждый выходной»
«Воспитателем я работала восемь лет. Я работала как с детьми с тяжелыми диагнозами, так и с детьми с заторможенностью развития, синдромом Дауна, аутизмом. Родители попадались абсолютно разные.
Были те, кто посещал своего ребенка каждую неделю, были те, кто через воспитателя передавал новые вещи своему ребенку, но самого ребенка видеть не хотел. Есть и те, кто не приходит никогда, а звонит и задает общие вопросы: жив ли вообще их ребенок и как он себя чувствует.
Редкий случай, когда родители приезжают каждый выходной. Такие родители есть, но их очень мало. В основном встречи с детьми, особенно у которых диагноз тяжелый, идут на убыль.
Родители, которые отдавали детей на социальную передышку, были в состоянии изнеможения — с синяками под глазами, серым цветом лица и впалыми глазами. Все родители разные и к каждому должен быть индивидуальный подход. Это же элементарная психология — кто-то сильнее, а кому-то нужна поддержка.
https://www.youtube.com/watch?v=Dq6YajEHRoc
Несколько раз было такое, что родители начинали навещать ребенка спустя очень долгое время. Практически никто не забирает детей домой, но и отдают в интернаты очень редко. Детей с тяжелыми диагнозами посещают нечасто.
Такие дети мало кого узнают и различают. Самые частые посетители — бабушки. Отцы приходят очень редко. За мое время работы я видела только троих отцов.
Но были и такие мамы, которые приходили один раз и больше никогда не появлялись».
Источник: https://kurjer.info/2018/09/15/disability-child/
Как отдать ребенка в интернат без лишения родительских прав
Далеко не все семьи имеют возможность полноценно содержать своих детей, давая им все необходимое для существования и комплексного развития. При этом у них есть желание сохранить родительские права. Единственным верным вариантом в таком случае станет временное помещение детей в интернат. Но перед выполнением этой процедуры необходимо обязательно ознакомиться с ее особенностями.
Интернатная система
На территории Российской Федерации функционирует огромное количество интернатов, куда можно отправить своих детей. Перед тем как решиться на такой шаг, необходимо подумать над тем, действительно ли стоит это делать.
Ведь в некоторых случаях передача сына или дочери на длительный период может спровоцировать негативные последствия в виде лишения родительских прав. И никто не гарантирует того, что в будущем их можно будет восстановить.
Отечественная интернатная система позволяет передать детей на определенное время в закрытый интернат. Правда, перед тем, как отдать ребенка в интернат без лишения родительских прав, настоятельно рекомендуется почитать о собственных правах и обязательствах.
Причины необходимости помещения в интернат
Причин, по которым родители принимают решение поместить собственных детей в интернат, бывает достаточно много.
- Отсутствие достаточного материального обеспечения для полноценного содержания всей семьи.
- Постоянное возникновение проблем на психологической почве.
- Передача в интернат как один из способов наказания за очень серьезные проступки – например, за кражу денег с семейного бюджета, очень плохую успеваемость и постоянные прогулы, злоупотребление спиртными напитками (когда на детей влияют плохие компании).
Перед тем как передать свое чадо в интернат, необходимо помнить о том, что его согласие не потребуется, если возраст не превышает десяти лет.
Если исполнилось ровно 10 лет, начиная с этого момента сотрудники органов опеки и попечительства должны обязательно уточнить его мнение. При его отказе требования родителей автоматически будут считаться аннулированными.
Соответственно, отдать человечка в интернат можно будет при условии одновременного лишения родительских прав.
Срок нахождения
Когда малыш попадает на территорию детского интерната, родители должны согласовать сроки его нахождения. В соответствии с требованиями отечественного законодательства, он устанавливается по общему согласию родителей и руководителя учреждения. Вопрос об определении срока пребывания в интернате также могут согласовать его законные представители.
После того, как срок будет согласован в устной форме, договоренность закрепляют письменно. Для этого составляется соответствующий приказ директора.
Группы пребывания (проживания), как правило, находятся на территории интерната на протяжении пяти суток. За это время они будут регулярно получать пятиразовое питание.
Воспитанники начальных классов, а также дети с психическими расстройствами, физическими отклонениями, всегда отправляются на дневной сон.
Многие задаются следующим вопросом – а можно ли оформить ребенка в интернат, не лишившись при этом родительских прав. На самом деле, такая возможность действительно допускается. В общей сложности, процедура выглядит следующим образом.
- проведение индивидуальной беседы с малышом, психологическая его подготовка к предстоящим события;
- обращение в специализированные государственные органы;
- сбор всех необходимых документов;
- передача собранного пакета бумаг на проверку;
- получение решения;
- проведение индивидуальной консультации с директором интерната для согласования общих и дополнительных условий.
Далее родители могут забрать своего малыша обратно домой, если обстоятельства позволят сделать это.
Куда обратиться
Есть два учреждения, которые придется посетить в обязательном порядке – это представительство органа опеки и попечительства в вашем городе и интернат. Чтобы оформить своего сына или дочь в учреждение, надо предварительно написать заявление и приложить к нему необходимые документы. Их сначала рассмотрят представители ООП.
Если они убедятся в целесообразности помещения детей в интернат, далее родителям надо отправиться к его директору. Согласование всех условий происходит в трехстороннем порядке – между родителями, директором и сотрудниками ООП. Результатом переговоров является составление трехстороннего соглашения.
Здесь указываются такие моменты:
- срок пребывания;
- порядок, согласно которому родители будут встречаться с детьми;
- обязанности учреждения и родителей;
- особенности предоставления психологической, социальной и прочей помощи семье в случае возникновения такой необходимости;
- меры ответственности за невыполнение требований, указанных в соглашении.
Необходимые документы
Помимо заявления в представительство органа опеки и попечительства, к нему прикрепляются дополнительные документы для оформления ребенка в интернат. В этот список входят следующие:
- свидетельство о рождении (если возраст превышает 14 лет — паспорт);
- медицинская карта с полным перечнем результатов проведения анализов, подтверждающих отсутствие острых проблем со здоровьем;
- отдельное заключение от сотрудников медицинской комиссии в случае, если малыш или подросток страдает от ограниченных психических и физических возможностей;
- программа реабилитации для инвалидов (если таковые имеются).
Психологические травмы и иные последствия
Помните, что передача ребенка в интернат может повлечь за собой серьезные психологические последствия. Дети сильно привязаны к своим родителям вне зависимости от того, как последние к ним относятся. Поэтому длительное расставание способно негативно сказаться на их душевном состоянии.
С другой стороны, подростки, нуждающиеся в перевоспитании, просто обязаны пройти этот шаг. Накопленный опыт позволит понять, что может случиться, если они не будут менять что-то в своей жизни. Поэтому перед обращением в интернат обязательно взвесьте все «за» и «против» такого решения.
Другие способы устройства ребенка
Для родителей или законных представителей интернат не является единственным вариантом выхода из ситуации. Существуют альтернативные способы устройства. Например, малышей можно пристроить в группы ночного пятидневного пребывания, если в силу их возраста они ходят в детский садик. По поводу заботы о каждом малыше можно не беспокоиться.
Детям постарше можно предложить кадетские училища или спортивную школу-интернат. Естественно, для попадания туда придется проходить отбор, сдавая экзамены и нормативы. С другой стороны, здесь обеспечивается полноценное питание, обучение и проживание без какой-либо оплаты.
Законодательное регулирование
Процедура регулирования этого вопроса подробно разъясняется в:
- ст. 155.1 Семейного кодекса (СК РФ) «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Постановлении Правительства от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
Источник: https://zen.yandex.ru/media/opekarf/kak-otdat-rebenka-v-internat-bez-lisheniia-roditelskih-prav-5ce6dcd0ae6fed00b3fbaf47
Оформление инвалида в интернат
В Российской Федерации создана система учреждений для социального содержания людей, нуждающихся в поддержке. Среди таковых – дома-интернаты.
Оформление инвалида в интернат
Кто имеет право оформиться в интернат для инвалидов
В интернаты имеют право оформиться:
- Инвалиды войны; инвалиды 1, 2 группы, которые достигли 18 лет, то есть совершеннолетние граждане с инвалидностью – в дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
- Инвалиды 1, 2 групп, возраст которых в пределах 18-40 лет (которые не имеют трудоспособных детей и родителей) – в дома-интернаты для инвалидов;
- Инвалиды Великой отечественной войны зачисляются в дома-интернаты вне очереди.
Процесс оформления инвалида в интернат
Процесс оформления в интернаты начинается с подачи заявления в управление социальной защиты, к которому заявитель должен приложить документы:
- Паспорт и его копию;
- Для прибывших из мест заключения – справку об освобождении и специальную архивную справку №9;
- Медсправку о состоянии здоровья. Для этого заявитель проходит необходимые обследования (сдаёт анализы, делает ЭКГ, посещает необходимых узкоспециализированных врачей, флюорографию (если давно не делал);
- В случае невозможности посещения инвалидом поликлиники, терапевта вызывают на дом, который выдаст направление в стационар, в который инвалид должен быть доставлен с посторонней помощью;
- Справку об инвалидности;
- Пенсионное удостоверение;
- Копию ИПР;
- Справку о составе семьи, в ней должны быть указаны даты рождения всех членов его семьи и кем они приходятся инвалиду (мать, отец, брат, сестра и т.д.);
- Справку о размере пенсии;
- Документ, подтверждающий право на государственную социальную поддержку по законодательству;
- Если инвалид направляется в дом-интернат по решению суда – копию этого решения.
Противопоказания при оформлении в интернат для инвалидов
Существуют противопоказания при оформлении в интернат, к которым относятся:
- Острые инфекционные болезни;
- Активные формы туберкулёза;
- Заболевания кожи или волос — заразных видов;
- Злокачественные опухоли;
- ВИЧ-инфекция, СПИД, венерические болезни;
- Наркомания, алкоголизм или другие подобные болезни;
- Наличие в момент оформления высокой температуры или неустановленной сыпи.
Если человек с инвалидностью не может самостоятельно прибыть в интернат и помочь ему некому, то в таком случае его должны сопроводить представители органов социальной защиты.
Зачисление инвалида в интернат производится путём заключения договора между ним и учреждением, а также приказом о зачислении.
Проживание в доме-интернате сопровождается предоставлением перечня социально-бытовых, медицинских, педагогических и психологических услуг.
Согласно положению, зачисленные в интернат граждане ежемесячно оплачивают предоставляемые услуги, размер оплаты которых не должен превышать 75% от получаемой пенсии, а у инвалидов Великой отечественной войны – получателей двойной пенсии – отчисляется сумма одной из пенсий. Причем, при оплате учитывается изменение размера пенсий: с повышением пенсий увеличивается и размер оплаты.
После оформления инвалида в интернат вся недвижимость, имеющаяся у него (или он состоит в долевой собственности), сохраняется за ним. Он может ею распоряжаться по своему усмотрению: сдать в аренду, продать или же оставить пустующей.Если одинокий инвалид до оформления в интернат проживал в социальном жилом помещении, то через полгода жилье переходит в муниципальную собственность.
Если инвалид был зачислен в интернат по договору до шести месяцев, то ему не нужно сниматься с регистрационного учёта по месту его прежнего жительства. Во время оформления на постоянное проживание необходимо выписаться из жилого помещения.
Если при оформлении у инвалида обнаруживаются ценные документы или вещи, то они хранятся в интернате в установленном порядке (в камере хранения, сейфе под ключ).
Если через определенное время проживания в интернате у инвалида появятся родственники, которые готовы взять над ним опеку, то его беспрепятственно выписывают из интерната.
Кроме этого, инвалиду разрешается покидать интернат на один месяц для посещения родственников. Временно покинуть интернат можно только после врачебного осмотра и положительного заключения врача о состоянии здоровья.
Дополнительно родственники должны в письменном виде подтвердить свои обязательства по уходу за инвалидом на время его выбытия из интерната.
Денежных сумм для поездки к родственникам руководство интерната инвалиду не предоставляет.
Источник: https://progavrichenko.ru/invalidnost/oformlenie-invalida-v-internat.html