Кто может участвовать в процессе на стадии возбуждения уголовного дела

Содержание

Возбуждение уголовного дела и процессуальные моменты

Кто может участвовать в процессе на стадии возбуждения уголовного дела

Уголовное преследование негативно влияет на судьбу гражданина. А Конституцией РФ каждому человеку гарантированы определенные равные права. Поэтому возбуждение уголовного дела производится в точном соответствии с нормами законодательства. Построен таковой механизм с двумя целями. Они таковы:

  • недопущение произвола со стороны процессуальных лиц, принимающих постановления о начале уголовного производства;
  • защита конституционных прав людей.

Разберем, как происходит процесс начала уголовного преследования, каковы его этапы и какие нормы закона защищают человека от неправомерных постановлений следователя.

Возбуждение уголовного дела проводится на основании норм и правил, описанных в статье 144 УПК. В тексте указываются сроки проведения соответствующих мероприятий, а также методика работы. В таковой принимают участие следующие процессуальные лица:

  • дознаватели и следователи;
  • их руководители;
  • прокурор;
  • гражданин или другой процессуальный объект, обладающий правом информировать о правонарушении.

Порядок возбуждения уголовного дела схематически выглядит таким образом:

  1. Регистрация сведений о случившемся нарушении закона. Таковую, как правило, предоставляют потерпевшие или другие люди (свидетели, представители) в форме письменного заявления.
  2. Изучение информации дознавателем. На это отводится три дня. При необходимости продлевается на 10 суток. А если требуется проведение дополнительных мероприятий – на 30.
  3. Издание постановления о начале уголовного производства.

Описанная выше процедура изобилует множеством формальностей и тонкостей. Таковые возникают на каждом этапе проведения и регулируются отдельными нормами законов (не только УПК). Разберем каждый по порядку.

Важно: инициировать процесс возбуждения уголовного преследования может только лицо, которому закон предоставил таковое право. В перечень под первым номером включены граждане РФ без учета возраста.

О заявлении

Стадии возбуждения уголовного дела законодатель полностью раскрыл в разделе VII УПК. Тонкостям процедуры посвящено две главы закона девятнадцатая и двадцатая. Старт процессуальным действиям дает информация о проступке подозреваемого или факте нарушения законодательства. Источники таковой исчерпывающе названы в 140 статье УПК и раскрыты в 19-й главе.

В кодексе причины начала процедуры перечислены в статье 140. Они таковы:

  • заявление, предоставленное в правоохранительную систему;
  • признание преступника (повинная);
  • сообщение о подготовке или совершении нарушения закона, переданное теми лицами, в обязанности которых входит такая работа;
  • прокурорское постановление.

Описывая процессуальный порядок возбуждения отдельного уголовного дела, по факту фальсификации регистрационных документов финансового учреждения, законодатель указал конкретные источники информирования, отличающиеся от основных. Так, стартом для возбуждения производства по статье 172.1 УК РФ может стать документ:

  • Центробанка РФ;
  • юрлица, осуществляющего ликвидацию соответствующего субъекта экономических отношений.

Чаще всего поводом к уголовному производству является заявление о нарушении соответствующего раздела законодательства. Подается таковое в нескольких формах:

  1. Письменно (приоритетно). Заявитель обязан иметь при себе документ, подтверждающий личность. В тексте заявления приводятся полные персональные данные. Бумага подписывается гражданином.
  2. Устно. УПК допускает подачу устного заявления о происшествии, имеющем признаки преступного деяния. Данные вносятся в протокол. Отвечает за такую работу сотрудник дежурной части. При этом заявитель также должен представиться и показать документ.
  3. Во время судебного разбирательства. Сообщение также вносится в соответствующий протокол. При этом дополнительной авторизации заявителя не требуется, так как все участники судебного заседания предоставляют документы.

В любой ситуации заявителя предупреждают под подпись об ответственности за предоставление ложных данных, порочащих иного человека.

https://www.youtube.com/watch?v=cFYT7W9DFqA

Анонимные письма, описывающие проступки иных людей, запрещено использовать как основания для начала процедуры уголовного производства, однако таковые регистрируются. Их передают в отдел розыска для учета в работе.

Явка с признанием – это также первая стадия возбуждения уголовного дела. По правовой силе она равна сообщению. На уровне законодательства в РФ запрещено обвинять человека только на основании его собственных показаний. То есть признание не гарантирует уголовного преследования. Сделать таковое разрешено в письменной и устной форме. Алгоритм такой же, как при подаче заявления.

Отличие состоит в том, что признание должно обладать двумя обязательными признаками. Они таковы:

  1. Добровольность. Запрещено вынуждать человека признаваться в содеянном.
  2. Описание преступной деятельности.

Под сообщениями о нарушении норм уголовного законодательства из других источников подразумевают широкий круг последних. Так, проинформировать о преступлении компетентные органы обязаны государственные служащие, получившие соответствующие сведения в ходе исполнения должностных полномочий. Такие же обязанности вменены сотрудникам контролирующих организаций регионального уровня.

Получить информацию о нарушении законодательства дознаватели, прокуроры и следователи могут из СМИ или сети Интернет. Таковая проходит процедуру проверки на достоверность. В частности, сотрудник обязан написать рапорт и получить распоряжение руководителя.

Последний повод для начала первой стадии возбуждения уголовного дела – постановление прокурора. Таковое издается на основании материалов проверок, осуществляемых этим правоохранительным органом.

Следует различать заявление гражданина, поданное в прокуратуру, и самостоятельное выявление случаев нарушения закона сотрудниками госструктуры.

Первое передается в дознание, по поводу второго издается постановление.

Основания для начала производства

Раскрывая понятие и значение первой стадии возбуждения уголовного дела, законодатель уделил минимум внимания основаниям. О таковых сказано во втором пункте 144-й статьи УПК. А именно, для старта процесса необходимо достаточно сведений, указывающих на совершение преступления.

Расшифровывается данный пункт на уровне криминалистики так:

  • сообщение должно отражать суть совершенного правонарушения;
  • в нем необходимо выделить объект и субъект (при возможности);
  • описать объективные характеристики проступка.

В статьях УПК описаны особенности возбуждения уголовного дела по разного рода данным. Они состоят в следующем:

  • если субъекты отношений неизвестны, то производство открывается по факту;
  • если в информации указано конкретное лицо, то дело открывается после проверки в его отношении.

Важно: для начала уголовного производства не обязательно знать преступника.

Если событие содержит все признаки преступной деятельности, то виновного устанавливают в процессе расследования. В такой ситуации дело возбуждается по факту.

Как проходит рассмотрение сообщений об уголовных правонарушениях

Возбуждение уголовного дела как процедура начинается с получения информации. Это такая же стадия уголовного процесса, подчиняющаяся процессуальным нормам. Занимается данной работой, как правило, дежурный районного отделения. В его обязанности входит:

  • прием информации тем способом, который удобен заявителю;
  • регистрация заявления;
  • первичная проверка и принятие соответствующего решения.

Принять и зарегистрировать дежурный должен любые сведения. Недопустим отказ, основанный на несоответствии вида деяния, места совершения или полноты предоставленных сведений. Заявление проходит процедуру регистрации, а гражданину выдается талон, содержащий номер, дату и время приема.

Заявление передается в орган дознания. На таковой возложена обязанность по проведению проверочных мероприятий. То есть задачи дознания, в разрезе второй стадии возбуждения уголовного дела, сводятся к сбору подтверждающих или опровергающих суть заявления сведений. Методы и содержание работы зависят от полноты первоначальной информации.

Орган дознания при первичной проверке применяет непринудительные способы сбора сведений. К ним относятся:

  • получение разъяснений у заявителя и свидетелей;
  • заказ справок или образцов (по ситуации);
  • направление требования об организации ревизии (при необходимости);
  • работа с документами;
  • иные мероприятия, не связанные с принуждением.

Проблемы возбуждения уголовного дела по информации, распространенной через СМИ, разбираются в статье 21 УПК. Так, дознаватель обязан связаться с редакцией соответствующего СМИ и запросить сведения о личности информатора. Однако руководителю издания дано право отказаться раскрывать персональную информацию, если таковое требование было условием сделки.

При первоначальной проверке составляется общая характеристика правонарушения. На данной стадии возбуждения уголовного дела необходимо решить вопрос о наличии признаков преступления в событии, указанном в заявлении. Точная квалификация проступка не требуется. Конкретную статью по ходу расследования могут поменять (переквалифицировать).

После окончания проверочных мероприятий выносится постановление:

  • о возбуждении дела в отношении лица или по факту;
  • о мотивированном отказе;
  • о передаче материалов по подследственности или подсудности.

Подсказка: заявитель информируется о принятом решении в письменной форме.

Процессуальные моменты

Возбуждение уголовного дела в обязательном порядке проходит третий этап, понятие и значение связано с необходимостью отслеживания законности деятельности правоохранительной системы. Такую работу выполняет прокуратура, в рамках реализации надзорной функции. Методика взаимоотношений такова:

  1. Соответствующее постановление передается в адрес трех процессуальных лиц: прокурора, автора заявления и подозреваемого незамедлительно.
  2. Прокуратура проводит проверку данных, содержащихся в документе на предмет выявления процессуальных и законодательных нарушений. В частности, проверяется наличие таких данных: даты, времени и места вынесения, повода и основания, правовой квалификации.

На изучение текста и мотивирующей части отказа в начале уголовного производства работникам прокуратуры отводится 24 часа.

При выявлении нарушений данный орган защиты правопорядка имеет право отменить постановление о начале уголовного преследования (статья 37 УПК).

Кроме того, прокурор может затребовать материалы первичной проверки, если таковое требуется для принятия соответствующего решения.

Некоторые уголовные дела разбираются в частном порядке. Таковой предусматривает прямое обращение к мировому судье. Частное обвинение предъявляется по проступкам, не имеющим квалифицирующих признаков.

Пример таковых – это легкие побои, оскорбления и прочее (статья 20 УПК). Причем уголовное преследование, основанием для которого стало частное обвинение, подлежит прекращению в случае примирения сторон.

Проверка обстоятельств, описанных в заявлении, может привести к отказу от уголовной процедуры. Таковое решение принимается по следующим основаниям (статья 24 УПК):

  • данные, указанные в заявлении, не имели места в действительности;
  • деяние не подпадает под описание преступления;
  • истек срок давности по указанному виду нарушения законодательства;
  • подозреваемый умер (есть исключения);
  • пострадавший отказался подать заявление (если таковое требуется законом);
  • компетентный орган отказал в даче согласия на преследование лица, обладающего служебным иммунитетом.

Процессуально отказ в возбуждении уголовного преследования имеет следующие последствия:

  • констатируется постановлением, содержащим мотивирующую часть (объяснение);
  • приводит к рассмотрению вопроса о возбуждении преследования по факту ложного доноса;
  • требует опубликования информации в том СМИ, в отношении которого подавалось заявление;
  • направление копии документа в прокуратуру в течение 24 часов.

Законодательство требует от работников дознания и следствия проводить с подозреваемыми и иными участниками процесса разъяснительную работу. Им сообщается о законных правах и обязанностях под подпись.

 Паняева Надежда

Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/ugolovnyj-process/protsess-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela

Возбуждение уголовного дела, как первая стадия уголовного процесса: понятие, поводы и основания

Кто может участвовать в процессе на стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой начало течения уголовного судопроизводства в качестве деятельности, это его первая стадия.

Как и любая иная стадия уголовного суда, возбуждение уголовного дела – это период времени, в течение которого подлежит осуществлению определенного рода деятельность уголовно-процессуального характера, которая называется проверкой сообщения или заявления о преступлении.  

В этом и заключается сущность данной стадии. 

Возбуждение уголовного дела  — это не только решение процессуального характера, не только институт права, хотя, безусловно, и таковые могут именоваться  возбуждением уголовного дела, это, в первую очередь, этап, который всегда существует, если имеет место уголовное судопроизводство.

Расследование осуществляется только за возбуждением уголовного дела. Это означает, что возбуждение уголовного дела обязано предшествовать проведению дознания и предварительного следствия и не может образовывать его этапа.

Независимый характер стадии возбуждения уголовного дела устанавливается тем, что она представляет из себя целый этап деятельности уголовно-процессуального характера и соответствующих правоотношений, притом ни одно уголовное дело не может миновать данный этап, образоваться вне этого этапа.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в исследовании и разрешении сообщений и заявлений о преступлении и производстве, в определенных случаях, действий процессуального характера (получение объяснений, производство ревизий и проверок документов, истребование определенных материалов), которые направлены на установление характерных признаков преступления для того, чтобы принять законное и обоснованное решение, связанное с возбуждением либо отказом в возбуждении уголовного дела.

Поводы для возбуждения уголовного дела

Для того чтобы вполне обоснованно принять решение о начале производства по конкретному уголовному делу, требуется наличие правомерного повода и достаточного основания.

Под поводом к возбуждению уголовного дела понимается регламентированный уголовно-процессуальным законодательством источник, из которого уполномоченные органы и должностные лица получают сведения о преступном деянии, что обязывает их разрешить вопрос, связанный с возбуждением дела.

Все уголовные дела практически делятся на две категории – это дела, которые возбуждаются по факту совершенного преступления (напр., обнаружен труп или проникновение в квартиру, хищение и т.

д), то есть имеются фактические возбуждение уголовного дела в отношении какого-либо лица, подозреваемого в совершении преступления, в другом случае – возбуждается уголовное дело по факту, то есть по наличию признаков состава преступления.

Вместе с тем следует отметить, что проверка заявлений о сообщениях и преступлениях не выступает в качестве обязательного элемента деятельности процессуального характера на стадии возбуждения уголовного дела.

Ее необходимо проводить лишь в исключительных случаях, когда в самом сообщении (заявлении) не усматриваются достаточные сведения, прямо указывающие на признаки совершенного преступления.

Если же подобные признаки налицо, то уполномоченные органы и должностные лица согласно законодательству должны возбудить уголовное дело незамедлительно.

Но если у следователя существуют хоть малейшие сомнения по поводу того криминальный труп или нет, следователь проводит следственное действие в виде детального осмотр места происшествия включая труп, фиксации всех предметов, а также местности, окружности и т. д. Все это фиксируется в протокол, то есть закрепляются доказательства. Все предметы, которые имеют на себе какие-либо следы преступления изымаются, упаковываются, в протоколе делается соответствующая отметка. 

Согласно ч.1ст.140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела принято считать:

Заявление о совершенном преступлении

Заявление о преступном деянии – это юридическое средство, призванное обеспечивать практическую реализацию заинтересованными лицами их субъективного права на доступ к правосудию.

Явка с повинной

Явка с повинной также признается юридическим средством обеспечения интересов лиц, которые причастны к совершению преступного деяния, направленным на смягчение возможного уголовного наказания.

Сообщения организаций и должностных лиц, которые были получены из других источников, также считаются юридическим средством защиты нарушенных прав и законных интересов.

В действительности, явка с повинной признается действием, а не источником фактических сведений. Однако данное действие обладает целью – доведением до сведения компетентных органов и должностных лиц конкретной по своему содержанию информации. В данном плане явка с повинной по собственной информационной сущности не отличается от иных определенных в законодательстве поводов.

Все поводы, установленные в статье 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ, обладая общей информационной сущностью, казалось бы, могут в собственной совокупности пониматься в качестве системы.

Одновременно довольно очевидно, что данные поводы отличаются по собственной природе в качестве юридических явлений, что, как представляется, не дает возможности исследовать их в целом как определенную систему.

Сообщение о готовящемся или уже совершенном преступлении из других источников 

Оно оформляется в виде рапорта об обнаружении признаков преступления должностным лицом, получившим данное сообщение.

Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании

Постановление прокурора об отправлении соответствующих материалов в орган дознания либо следственный орган для дальнейшего решения вопроса об уголовном преследовании по фактам установленных нарушений признается актом применения норм уголовного законодательства. Оно обладает универсальным характером, так как пригодно в роли поводи по всем преступным деяниям, за исключением тех, что определены статьями 198-199.2 УК РФ. 

Именно данное обстоятельство дает возможность установить подследственность, соответственно, и определенный орган предварительного расследования, куда передается постановление прокурора.

Понятно, что по этой причине, а также вследствие прямого указания уголовно-процессуального законодательства (пункт 3 части 2 статьи 37, пункт 4 статьи 1 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ) данное постановление признается актом уголовно-процессуального значения.

В пункте 2 статьи 27 ФЗ «О прокуратуре в РФ» регламентируется, что  при наличии достаточных оснований предполагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина обладает характером преступного деяния, прокурор предпринимает все необходимые меры для того, чтобы лица, которые его совершили, были привлечены к уголовной ответственности согласно действующему законодательству.

Значение данного акта состоит в том, что он преобразует образовавшиеся отношения по прокурорскому надзору в уголовно-процессуальные правоотношения, что обуславливается общим предназначением прокуратуры производить от имени РФ такое направление деятельности прокуратуры, как уголовное преследование.

Однако подобное преобразование не безосновательное: прокурорские выводы основываются на собранных по итогам прокурорской проверки доказательств, которыми определяются событие преступного деяния, причины наступивших негативных последствий, иные обстоятельства, которые предопределяют объективную сторону преступного деяния.

Прокурор в качестве субъекта деятельности уголовно-процессуального характера сохранил собственное полномочие по отмене неправомерных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ничто не мешает прокурору отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по отправленным им материалам, даже если решение, связанное с отказом в возбуждении уголовного дела по данным материалам принято с непосредственного согласия руководителя следственного органа.

Основания для возбуждения уголовного дела

Основание для возбуждения уголовного дела – это существование достаточных сведений, прямо указывающих на признаки преступного деяния. Статья 140 УПК РФ однозначно устанавливает, что одного только повода для того, чтобы возбудить уголовного дело, недостаточно. Поводы лишь в том случае влекут возбуждение уголовного дела, если в наличии соответствующее для этого основания.

На начальной стадии уголовного процесса не обязательно обладать информацией обо всех элементах состава преступного деяния. Законодательство устанавливает тот минимум информации, который требуется и достаточен для возбуждения уголовного дела.

Необходим признак достаточности для того, чтобы предоставить подготовительную уголовно-правовую квалификацию содеянному. Однако признак «достаточности» не будет ни при каких условиях при явном существовании обстоятельств, которые исключают производство по делу.

Соответственно, законодательство требует от специально уполномоченных на то лиц принять сообщение о каждом совершенном либо готовящемся преступном деянии.

После получения сообщения должностные лица начинают действовать в рамках собственных полномочий, однако окончательное решение  следует принять в течение трех суток с момента поступления сведений.

В исключительных случаях можно продлить срок до десяти суток, для чего дознаватель (следователь) представляет ходатайство в письменной форме с обоснованием целесообразности и надобности продолжения проверки сведений.

Полученные сведения должны быть достаточны для вывода о вероятности совершения преступного деяния, квалифицируемого по той либо другой статье Уголовного кодекса РФ. Вывод о совершении преступного деяния, как и квалификация преступного деяния в постановлении о возбуждении уголовного дела, имеют предположительный характер и подлежат изменению в дальнейшем производстве по уголовному делу.

По факту вывод о преступном деянии и его квалификация в постановлении о возбуждении уголовного дела признается выражением одной из возможных версий произошедшего события и проверяется при помощи выдвижения и проверки других версий.

Во время решения вопроса о возбуждении уголовного дела требуется проверить, не имеются ли обстоятельства, которые исключают возбуждение уголовного дела.

Основания для отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения уголовного преследования

В соответствии со статьей 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ,  уголовное дело не подлежит возбуждению, а возбужденное уголовное дело должно быть прекращено при следующих обстоятельствах:

  1. за отсутствием события преступного деяния – это значит, что самого преступления не было (к примеру, было совершено не убийство, а самоубийство);
  2. за отсутствием в деянии состава преступного деяния, то есть событие имело место, однако деяние не содержит состава преступного деяния (к примеру, убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны);
  3. за истечением сроков давности уголовного преследования (статья 78 Уголовного кодекса РФ). Вместе с тем следует отметить, что данные сроки принимаются во внимание в том случае, если виновное лицо не скрывалось от уголовного преследования, то есть сроки давности истекли не по его вине и обвиняемый не имеет возражений против прекращения преследования по этому основанию, при наличии возражений, расследование и исследование дела продолжается в обычном порядке);
  4. в отношении умершего лица, то есть уголовное дело нельзя возбудить по отношению к умершему лицу, помимо случаев, когда это требуется для реабилитации умершего;
  5. за отсутствием заявления со стороны потерпевшего по делам частно-публичного и частного обвинения (помимо случаев возбуждения уголовных дел этой категории прокурором, а также следователем либо дознавателем с согласия прокурора части 4 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ);
  6. отсутствие судебного заключения о наличии характерных признаков преступного деяния в действиях члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы РФ, следователя, судьи, адвоката либо прокурора или отсутствие согласия соответственно Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела либо привлечение в качестве обвиняемого депутата Государственной Думы РФ, члена Совета Федерации РФ, или судьи.Также уголовное дело должно быть прекращено при принятии нового уголовного законодательства, которое устраняет преступность деяния, если он был принят до вступления приговора по делу в юридическую силу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/vozbuzhdenie-ugolovnogo-dela/

Калиновский К.Б. Тема 8. Возбуждение уголовного дела. Уголовный процесс. Конспект лекций

Кто может участвовать в процессе на стадии возбуждения уголовного дела

К оглавлению; Мобильная версия.

1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела – это предназначенная для установления признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу, уголовно-процессуальная деятельность специально уполномоченных субъектов по приему, регистрации и проверке информации о преступлениях, завершающаяся решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Сущность стадии возбуждения уголовного дела состоит в том, что на ней принимается решение о начале принудительной процессуальной деятельности, результаты которой будут служить материалом для судебного разбирательства.

Непосредственными задачами стадии возбуждения дела служат установление признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу (оснований для отказа в возбуждении дела – ст. 24 УПК).

данной стадии состоит в процессуальной деятельности органа дознания, дознавателя, следователя (а в некоторых случаях прокурора и суда) по рассмотрению первичной информации о преступлениях (ее приему, регистрации, проверке и принятию решения). Кроме того, на стадии возбуждения дела могут участвовать заявитель, явившиеся с повинной лицо, специалист, эксперт, понятой, лицо, дающее объяснение, адвокат.

Процессуальная деятельность начинается с появления повода для возбуждения дела – сообщения о преступлении и заканчивается решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Значение стадии возбуждения дела состоит в следующем:

* Определяется конкретный момент начала предварительного расследования (а по делам частного обвинения – судебного производства). Это обеспечивает контроль над сроками производства.

* Обеспечиваются права заявителя и подозреваемого.

* Актом возбуждения дела создается условие для производства принудительных процессуальных действий.

* Стадия возбуждения дела является своеобразным «фильтром» для информации, которая заведомо не содержит сведений о преступлениях.

2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Повод для возбуждения уголовного дела – это сообщение о преступлении, полученное из предусмотренного процессуальным законом источника, прием которого обязывает органы расследования (а по делам частного обвинения — судью) приступить к процессуальной деятельности. Сообщение о преступлении как повод должно иметь соответствующую форму, в том числе быть удостоверено автором.

Законом предусмотрено четыре повода для возбуждения дела.

1) Заявление о преступлении – это обращенное к правоохранительным органам или суду официальное сообщение о преступлении, удостоверенное определенным лицом (физическим, юридическим или должностным).

При этом заявитель, во-первых, сам не считает себя причастным к совершению этого преступления, а во-вторых, не является сотрудником правоохранительных органов, который бы действовал в порядке исполнения служебных полномочий.

Заявление может быть письменным или устным. Письменное заявление подписывается заявителем. Анонимные сообщения не являются поводом для возбуждения дела, но могут быть проверены оперативно-розыскными средствами. Устное заявление оформляется протоколом. Заявителю разъясняется уголовная ответственность за заведомо ложный донос.

2) Явка с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Явка с повинной является не только поводом для возбуждения дела, но и смягчающим вину обстоятельством. Явка с повинной оформляется так же как и заявление: протоколом или письменным заявлением.

3) Рапорт об обнаружении признаков преступления — это официальное письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления из иных источников (кроме заявлений и явок с повинной). В качестве источников информации выступают первоначальные сообщения (полученные по телефону, опубликованные в печати) или непосредственное обнаружение признаков преступления самим лицом, составившим рапорт.

4) Постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Прокурор может составить данное постановление в результате осуществления общего надзора за соблюдением законности или рассмотрения обращения граждан (ст. 10 Федеральный закон «О прокуратуре РФ»).

Принцип публичности уголовного судопроизводства порождает обязанность государственных органов уголовного преследования возбуждать уголовные дела в каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21).

Поэтому при обнаружении признаков преступления, которое преследуется в публичном порядке, повод не обязательно должен выражаться в заявлении или сообщении, полученном из какого-либо строго определенного источника, — закон оставляет их перечень открытым, причисляя к ним любые другие сообщения, полученные из «иных источников» (ст. 140).

Исключение из этого правила составляют материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.

2 УК РФ, а также материалы, направленные Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьей 172.1 УК РФ (ч. 1.1 и 1.2 ст. 140 УПК)1.

Для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо основание – наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК). Обычно это вероятные данные о преступном деянии (объекте и объективной стороне состава преступления), которые содержатся в самом поводе для возбуждения дела и материалах его проверки.

Уголовное дело может возбуждаться либо по факту, либо в отношении конкретного подозреваемого. В последнем случае основанием являются достаточные данные, указывающие на совершения преступного деяния данным лицом.

3. Рассмотрение сообщений о преступлениях

Рассмотрение сообщений о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения дела и включает в себя прием, регистрацию, проверку первичной информации и принятие по ней решения (ч. 1 ст. 144 УПК).

Прием и регистрация сообщений о преступлениях осуществляется в правоохранительных органах, чаще всего – в дежурной части отделения ОВД2. Должностные лица обязаны принять сообщение вне зависимости от вида преступления, места и времени его совершения, полноты информации.

Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией (в книге учета сообщений о происшествиях в органах внутренних дел и аналогичных книгах в других органах предварительного расследования).

Порядок регистрации устанавливается ведомственными инструкциями.

При личном присутствии заявителя ему выдается документ о принятии сообщения о преступлении (талон-уведомление) с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения может быть обжалован руководителю следственного органа, прокурору или в суд.

Проверка сообщения о преступлении заключается в проведении проверочных действий – собирании дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении и необходимых для принятия решения. Проверочные действия предпринимаются при условии, что в поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления. В противном случае решение по поступившему сообщению принимается на основе прилагаемых к нему материалов.

Средствами проверки являются, как правило, непринудительные способы собирания доказательств: истребование и принятие представленных предметов и документов (ст. 86).

В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; образцы для сравнительного исследования, справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам; даны письменные поручения органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Проведение таких действий предусматривается ч. 4 ст. 21, ст. 141 УПК.

Редакция средства массовой информации обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в ее распоряжении материалы о преступлении (ч. 4 ст. 21 УПК). При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие неразглашения своего имени.

По общему правилу производство следственных действий (как обладающих принудительным характером) до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не допускается, кроме осмотров места происшествия, предметов и документов, трупов (ч. 2 ст.

176), освидетельствования и производства судебной экспертизы (ч. 1 ст. 144).

Однако если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

Срок процессуальной проверки сообщений о преступлениях составляет 3 суток со дня приема сообщения о преступлении.

Этот срок может быть продлен до 10 суток по ходатайству следователя или дознавателя соответственно руководителем следственного органа или начальником органа дознания, а при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также оперативно-розыскных мероприятий этот срок может быть продлен до 30 суток прокурором по ходатайству дознавателя или руководителем следственного органа по ходатайству следователя. Если по истечении срока проверки все еще осталось неясным, имеются ли основания для возбуждения или же для отказа в возбуждении дела, то – исходя из публично-правовой обязанности осуществления уголовного преследования (ч. 2 ст. 21 УПК) – должно быть принято решение о возбуждении дела (как основанное на вероятных данных и подлежащее дальнейшей проверке).

Проверка сообщений о преступлениях завершается вынесением постановления:

* о возбуждении уголовного дела;

* об отказе в возбуждении уголовного дела;

* о передаче сообщения по подследственности или подсудности.

О любом из трех принятых решений ставятся в известность заявитель и другие заинтересованные лица. Решение о возбуждении уголовного дела по факту не подлежит обжалованию в суд.

4. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

Уголовные дела публичного обвинения возбуждаются органами уголовного преследования: органом дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.

Порядок возбуждения дела складывается из трех основных этапов:

1) Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. В нем указываются: дата, место и время его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для возбуждения дела; уголовно-правовая квалификация преступления.

2) О возбуждении дела незамедлительно уведомляются прокурор, заявитель и подозреваемый. Прокурору направляется копия постановления о возбуждении дела.

3. Прокурор проверяет законность и обоснованность возбуждения уголовного дела. Он вправе истребовать материалы проверки (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК) и в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела.

Существенными особенностями обладает процедура возбуждения некоторых уголовных дел: а) частного и б) частно-публичного обвинения; в) по запросам иностранных государств об уголовном преследовании (ст. 459 УПК); г) в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 448 УПК).

Возбуждение уголовных дел частного обвинения производится путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем мировому судье, который выносит постановление о принятии заявления к своему производству.

Дела частного обвинения (совершенные без квалифицирующих признаков побои, оскорбление и др. перечисленые в ч. 2 ст.

20 УПК) подлежат обязательному прекращению при примирении частного обвинителя с обвиняемым до удаления суда в совещательную комнату.

Для возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения обязательным поводом является заявление потерпевшего или его законного представителя, однако его примирение с обвиняемым уже не влечет автоматическое прекращение дела. Перечень дел частно-публичного обвинения дан в ч. 3 ст. 20 УПК (изнасилование без квалифицированных признаков, нарушение неприкосновенности частной жизни).

Если потерпевший не может сам защищать свои права (в силу зависимого, беспомощного состояния), то уголовное дело возбуждается в общем порядке.

5. Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела

Отказ в возбуждении дела – это итоговое решение стадии возбуждения дела, которым завершается уголовное судопроизводство в целом.

Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела является достоверное установление с помощью уголовно-процессуальных доказательств одного из следующих обстоятельств (ст. 24 УПК):

1) отсутствия события преступления (самого преступного деяния);

2) отсутствие в деянии состава преступления, когда проверяемое событие (деяние) было, однако оно не является преступным.

3) истечения сроков давности уголовного преследования, установленных УК РФ.

4) смерти подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего.

5) отсутствия заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе, как по его заявлению (по делам частного и частно-публичного обвинения).

6) отсутствия заключения суда, либо согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом.

Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела включает в себя:

* вынесение мотивированного постановления;

* рассмотрение вопроса о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего ложное сообщение о преступлении;

* опубликование сведений о принятом решении в том средстве массовой информации, по материалам которого проводилась проверка;

* направление копии постановления заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения;

* разъяснение заинтересованным лицам их права обжаловать данное решение прокурору, руководителю следственного органа или в суд.

Источник: http://kalinovsky-k.narod.ru/p/lecture_notes/8.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.