Защита прав потерпевших от преступлений в уголовном судопроизводстве

Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений, Доклад уполномоченного по правам человека в РФ от 27 мая 2008 года

Защита прав потерпевших от преступлений в уголовном судопроизводстве

Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

По данным статистики, ежегодно каждый десятый житель России становится жертвой того или иного преступления и в соответствии с установленным порядком признается «потерпевшим».

Столь значительное количество лиц, относимых к этой категории, как представляется, делает весьма актуальным вопрос о том, насколько защищены их процессуальные и иные права.

Лица, признанные потерпевшими, крайне редко обращаются за защитой своих прав к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Логических объяснений этому на первый взгляд странному феномену можно предложить немало. Ясно, например, что нарушение прав потерпевших сплошь и рядом носит латентный характер и соответственно далеко не всегда осознается самими потерпевшими.

Вместе с тем беглый анализ действующего законодательства, призванного защитить права потерпевших, позволяет говорить о его недостаточной эффективности.

Учитывая потенциально массовый характер обусловленных этим нарушений прав потерпевших, а также особое общественное значение самого вопроса защиты прав потерпевших, Уполномоченный посчитал необходимым принять указанный вопрос к рассмотрению в инициативном порядке на основании ст.21 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Введение

Проблема защиты прав потерпевших от преступлений занимает особое место в философии правосудия. Вполне очевидно, что главной задачей правосудия является наказание лица, преступившего законы государства. Именно по этой причине обвинитель в суде выступает от имени государства или всего народа.

Правосудие, однако, не может считаться свершившимся, если при его отправлении не были обеспечены права и законные интересы потерпевшего от преступления. Ведь наказание преступника и обеспечение прав потерпевшего от преступления — не всегда одно и то же. Второе совсем не обязательно вытекает из первого, напротив, вступает с ним порой в логическое противоречие.

Советское правосудие отдавало приоритет наказанию преступника, рассматривая этот акт как отражение коллективного общественного интереса и привычно игнорируя личные интересы потерпевшего.

Российское правосудие, напротив, уделяет правам потерпевших большое внимание.

Статья 52 Конституции Российской Федерации гласит: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».

Соответственно статья 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определяет защиту прав потерпевших как первоочередную задачу уголовного судопроизводства.

На деле, однако, и в настоящее время по многим процессуальным позициям потерпевший поставлен в неравное положение с подозреваемым, обвиняемым и подсудимым и, таким образом, фактически рассматривается как второстепенный участник уголовного процесса, что позволяет говорить о неполной реализации как принципа равенства сторон в уголовном судопроизводстве, так и принципа состязательности.

Объясняется столь противоестественное положение вещей достаточно просто. Установленные факты нарушений прав подозреваемого, обвиняемого или подсудимого могут сделать неприемлемыми собранные следствием доказательства по делу и в конечном счете существенно повлиять на судебное решение. Напротив, нарушение прав потерпевшего на судебное решение никак не влияет.

Видимо, по этой причине не предусмотрено и никаких санкций за нарушение прав потерпевшего.

Сложившийся дисбаланс начал постепенно изменяться лишь в последние десятилетия. В результате сегодня считается общепризнанным, что процесс отправления уголовного судопроизводства должен быть справедливым не только к правонарушителям, но и к их жертвам.

Для этого законодательство должно регулировать отношения не только между государством и обвиняемым, но и между обвиняемым и потерпевшим, а также между государством и потерпевшим. Иными словами, уголовному правосудию необходимо решать задачу достижения равновесия между законными интересами трех сторон — государства, обвиняемого и потерпевшего.

При этом нельзя не отметить, что интересы государства защищаются органами прокуратуры, интересы обвиняемого — адвокатом, в то время как потерпевшие имеют возможность отстоять свои права и законные интересы с помощью адвоката лишь в редких случаях. Ведь, как ни парадоксально, у потерпевшего нет права воспользоваться услугами бесплатного защитника.

Такое право предусмотрено только для обвиняемого.

В целом же нельзя не констатировать, что права, предоставляемые обвиняемому в интересах обеспечения процессуальной справедливости уголовного судопроизводства, весьма велики.

Они, в частности, включают в себя: право не подвергаться произвольному аресту, задержанию, обыску или конфискации; быть осведомленным о характере предъявленного обвинения и доказательствах вины; право на юридическую помощь; на публичное разбирательство дела независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона; на дачу показаний и вызов свидетелей; на проверку показаний свидетелей обвинения и обжалование принятых решений; на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями по уголовному преследованию, и пр.

Понятно, что некоторые из предоставляемых обвиняемому прав потерпевшему просто не нужны. Вместе с тем потерпевшему следует, конечно, обеспечить не только уважительное отношение и понимание, но также и полную реализацию прав: на обращение в службы поддержки и реабилитации; на получение информации о ходе разбирательства по уголовному делу; на участие в процессе принятия решений; на помощь адвоката; на личную безопасность и защиту от вмешательства в частную жизнь, наконец, на компенсацию причиненного преступлением вреда как обвиняемым, так и государством.

Доклад подготовлен в сотрудничестве с межрегиональным правозащитным движением «Сопротивление», любезно предоставившим Уполномоченному материалы своих исследований.

1. Правовое положение потерпевшего в уголовном судопроизводстве

Законодательство Российской Федерации, регулирующее правовое положение потерпевшего в уголовном судопроизводстве, исторически развивалось следующим образом.

Действовавший ранее Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 года* вообще не давал определения «потерпевшего» как участника уголовного процесса.

Статья 14 этого Кодекса устанавливала лишь, что потерпевший, понесший от преступного деяния вред и убытки, вправе предъявить к обвиняемому и лицам, несущим ответственность за причиненный обвиняемым вред и убытки, гражданский иск, который подлежал рассмотрению вместе с уголовным делом.

Кроме того, в случаях, установленных законом, суд мог предоставить потерпевшему право поддерживать обвинение. Каких-либо других существенных прав для него законом не предусматривалось. Фактически потерпевший обладал теми же правами, что и свидетель по делу. _________________________

* Вероятно, ошибка оригинала.

Следует читать: «Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 года». — Примечание изготовителя базы данных.

Впервые правовое понятие «потерпевший» было включено в главу третью «Участники процесса, их права и обязанности» Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 года. Согласно статье 53 этого Кодекса, потерпевшим признавалось физическое лицо, которому преступлением был причинен моральный или физический вред или имущественный ущерб. Признанное потерпевшим по уголовному делу лицо и его представитель получили право представлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела с момента окончания предварительного следствия, участвовать в судебном разбирательстве, заявлять отводы, приносить жалобы на действия лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, а также приносить жалобы на приговор или определение суда; в определенных случаях потерпевший мог лично или через своего представителя поддерживать обвинение.

В настоящее время правовой статус потерпевшего регулируется несколькими отраслями права и основополагающими положениями Конституции Российской Федерации, воплотившими общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1), а потерпевшим от преступлений — доступ к правосудию и компенсацию вреда и ущерба (статья 52). Применительно к уголовному судопроизводству это налагает на органы правосудия обязанность равным образом отстаивать интересы государства в борьбе с преступностью, а также права и законные интересы как обвиняемых в совершении преступления, так и потерпевших от этого преступления.

Соответственно в целях обеспечения прав и законных интересов таких участников уголовного процесса, как обвиняемый и потерпевший, им должна быть предоставлена равная возможность доведения до сведения суда своей позиции и доводов, которые они считают необходимыми для ее обоснования. Это бесспорное правило находит свое воплощение в статье 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Основные права потерпевших в судебном судопроизводстве, которые возникают у них в связи с событием преступления, четко закреплены в УПК РФ.

Являясь лицом, которому преступлением причинены физический и имущественный ущерб, моральный вред или вред деловой репутации (часть 1 статьи 42 УПК РФ), потерпевший имеет в уголовном судопроизводстве свои собственные интересы, для защиты которых он в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения (пункт 47 статьи 5 УПК РФ) наделен правами стороны в судебном процессе.

Такой подход к регулированию прав потерпевшего созвучен положениям Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 года). Указанная Декларация, в частности, предусматривает, что лица, которым в результате преступного деяния причинен ущерб, включая телесные повреждения или моральный вред, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством (пункт 4). При этом государства — члены ООН должны содействовать тому, чтобы национальные судебные и административные процедуры максимально полно отвечали интересам защиты жертв преступлений, в том числе путем обеспечения им возможности изложения и рассмотрения мнений и пожеланий на соответствующих этапах судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы, без ущерба для обвиняемых и согласно соответствующей национальной системе уголовного правосудия (пункт 6).

Эти требования совпадают с Рекомендацией Комитета министров Совета Европы N R (85) 11 от 28 июня 1985 года «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса», а также с нормами Конвенции о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений, принятой Советом Европы 24 ноября 1983 года.

В соответствии с УПК РФ (статьи 22 и 42) потерпевший как самостоятельная фигура уголовного судопроизводства наделяется целым рядом прав: участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, выдвигать и поддерживать обвинение, знать о предъявленном обвинении, давать показания, предъявлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, проводимых по его ходатайству или ходатайству его представителя, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания.

Приходится, однако, констатировать, что приведенная уголовно-процессуальная норма не является в полной мере эффективной. Причем не потому, что наделяет лицо, потерпевшее от преступления, недостаточными правами. проблема в том, что все эти права возникают у него слишком поздно, только с того момента как дознаватель, следователь, прокурор или суд вынесут постановление о признании его потерпевшим. Пока же этого не произошло, лицо, потерпевшее от преступления, остается фактически бесправным.

2. Нарушения прав потерпевшего как участника уголовного процесса

Пункт 1 раздела «А» Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью дает более широкое определение понятию «жертва», чем часть 1 статьи 42 УПК РФ понятию «потерпевший». В качестве жертвы преступления указанная Декларация рассматривает любое лицо, пострадавшее от преступления.

В нашей же стране, как уже отмечалось, потерпевшим признается лишь лицо, в отношении которого дознавателем, следователем, прокурором или судом принят соответствующий процессуальный акт. Когда конкретно будет принят этот акт, неизвестно. Срок, в течение которого пострадавшее от преступления лицо должно быть признано потерпевшим, законом не установлен.

Между тем во многих случаях лицо признается потерпевшим на завершающей стадии уголовного судопроизводства.

Таким образом, в российском законодательстве имеется временной период между моментом совершения в отношении лица преступления, которым ему причинен вред, и моментом признания его потерпевшим.

В этот период пострадавшее от преступления лицо рассматривается в качестве заявителя, что нарушает его права на получение информации о ходе рассмотрения поданного заявления, результатов предварительного расследования, на предоставление доказательства в подтверждение своего заявления о преступлении, на выдвижение требования о признании потерпевшим и др.

По мнению Уполномоченного, для устранения отмеченного процессуального дефекта следовало бы проработать вопрос о дополнении статьи 146 УПК РФ положением о том, что пострадавшее от преступления лицо признается потерпевшим одновременно с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела.

Также следовало бы, видимо, дополнить статью 44 УПК РФ, определяющую статус и права гражданского истца, положением о том, что пострадавшее от преступления лицо, которому был причинен имущественный вред, признается гражданским истцом одновременно с возбуждением уголовного дела.

Это позволит своевременно принять уголовно-правовые меры обеспечения иска и возможной конфискации имущества в целях возмещения потерпевшему или его родственникам причиненного преступлением вреда.

3. Нарушения прав потерпевшего на возмещение материального и морального вреда от преступлений

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902103640

Защита пострадавших от преступлений

Защита прав потерпевших от преступлений в уголовном судопроизводстве

Защита потерпевших от различного рода преступлений должна быть построена на принципе состязательности с обвиняемой стороной. Любого рода полномочия, благодаря которым можно в корне изменить ход расследования, гарантируют обеспечение безопасности для лиц, пострадавших от преступных деяний.

Именно от того, как правильно и последовательно происходит реализация этого статуса, зависит вынесение судом приговора. В частности, благодаря применению этого права, по решению суда возможно получение полного возмещения за весь ущерб, а также справедливое наказание виновного.

Принимая во внимание тот факт, что защита обвиняемого лица должна проводиться с участием профессионального защитника, лучше всего пригласить аналогичного специалиста и для пострадавшей стороны.

об особенностях допроса адвокатом потерпевшего

Юридическое основание защиты

Какая же юридическая основа есть у обеспечения безопасности пострадавшего и свидетеля во время судебного производства по уголовному делу? Необходимость обеспечения защиты таких участников процесса установлена в отдельных статьях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Некоторые требования к обеспечению таких мер поддержки содержатся в Федеральном законе № 119.

Именно в последнем законодательном акте содержатся исчерпывающие нормы, которые применяются судом по отношению к той или иной категории лиц-участников уголовного процесса.

Постановление Верховного суда № 17 также содержит сведения о том, что в некоторых определенных случаях нижестоящие суды вправе применять меры защиты, направленные на предоставление безопасности лицам, пострадавшим от преступных деяний, и свидетелям. Такие ходатайства распространяются практически на все уголовные дела.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 06 2010 N 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве»

Важно! Защита потерпевших от преступлений и свидетелей противоправных деяний — это сложный процесс, который имеет обширную нормативную базу.

Меры защиты: первая группа

В соответствии с нормами статьи 6 Федерального закона, в рамках уголовного процессуального права устанавливается целый перечень мер защиты, которые используются по отношению к пострадавшей стороне и свидетелю. В частности, к ним относятся:

  1. Личная охрана, а также может осуществляться охрана имущества: включая жилье;
  2. Необходимо отрегулировать связь, по которой будет происходить оповещение в случае чрезвычайных ситуаций;
  3. У потерпевшего и свидетеля должны быть средства индивидуальной защиты, которыми они могут воспользоваться в случае нападения или при возникновении иной незапланированной ситуации;
  4. У охраны должны быть все сведения о лице, находящемся под защитой;
  5. Определенные сведения о пострадавшем или свидетеле должны быть конфиденциальны.

В отдельных случаях мероприятия, направленные на обеспечение безопасности таких участников судебного процесса, могут носить более радикальный характер, в частности:

  1. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в документации о защищаемых лицах;
  2. Предоставление другого места жительства для постоянного проживания;
  3. Изменение внешности защищаемого лица;
  4. Изменение места трудовой или учебной деятельности;
  5. Временная изоляция в безопасном месте;
  6. Иные мероприятия, направленные на то, чтобы обезопасить пострадавшего или свидетеля уголовного преступления от действий обвиняемого.

Меры защиты: вторая группа

Защита пострадавшей стороны или свидетеля преступного деяния может быть осуществлена и другими, менее радикальными способами. К примеру, следователь не отражает сведения об их личности в протоколе. Как правило, под эту систему попадают близкие люди и родственники пострадавшего лица.

Однако проведение такой процедуры возможно только в тех случаях, когда у следователя на руках есть специальное уведомление, заверенное судьей. В такой ситуации при заполнении документов и в ходе судебного процесса защищаемый будет отражен под псевдонимом.

Важно! По закону, у следователя есть право установить систему прослушивания телефонных и прочих видов переговоров между защищаемым гражданином или иными лицами.

Применение такого рода мер требуется, как правило, только в тех случаях, когда у сотрудников правоохранительных органов есть все основания полагать, что речь идет о вымогательстве и попытке получения выкупа.

Применяется только в отношении устройств связи самого потерпевшего/свидетеля при наличии его согласия на это.

Помимо этого, защита пострадавшей стороны и очевидца преступления предполагает использование следующих мер второй группы:

  1. Судебное заседание проводится в закрытой форме, то есть, в зале суда могут присутствовать только граждане, которые принимают непосредственное участие в процессе;
  2. Допрос проводится один на один с дознавателем или следователем. Присутствие посторонних лиц во время этого процесса не допускается.;
  3. В отношении военнослужащих действует отдельная система мер.

Группы органов защиты

Федеральный закон № 119 регламентирует порядок возложения обязанности по защите пострадавших лиц и свидетелей преступного деяния на определенные инстанции. Соответственно, такие государственные органы принимают решение о необходимости проведения защиты, выбирают способы обеспечения безопасности этой категории граждан, а также берут на себя проведение всех необходимых мероприятий.

По закону, есть две группы органов, которые занимаются обеспечением защиты пострадавших лиц и свидетелей преступного деяния.

  1. Первая группа — это органы, которые принимают решение о необходимости установления мер защиты в отношении пострадавшего гражданина или свидетеля преступления. К этой категории относятся судьи, руководители следственного отдела или сами следователи, руководители органов, осуществляющих дознание, прочие лица и инстанции;
  2. Вторая группа государственных учреждений — органы, которые занимаются применением мер безопасности по отношению к защищаемому.

К такой категории относятся ФСБ, воинские части, органы, которые занимаются контролем за оборотом психотропных веществ, органы уголовно-исполнительной системы, судебные приставы и прочие государственные учреждения, имеющие соответствующие полномочия.

Следовательно, оформление и обеспечение защиты пострадавших в результате преступных деяний обвиняемого или свидетелей такого преступления — это комплекс процедур, которыми занимается довольно большое количество различных государственных инстанций.

Механизм осуществления защиты

На уровне федерального законодательства регламентирован порядок, по которому происходит реализация программы мер социальной защиты потерпевших и свидетелей преступления.

В соответствии с требованиями 119 Федерального закона, проведение этих мероприятий должно быть осуществлено в несколько отдельных этапов, обеспечением каждого из которых занимается отдельный орган государственной власти.

  1. Первое, что необходимо сделать для начала защитных мероприятий — собрать письменные заявления лиц, которые будут находиться под защитой. Конечно, без получения согласия от пострадавшего лица и свидетеля преступления применение мер защиты невозможно;
  2. После получения согласия, уполномоченные государственные органы должны проверить заявление о предоставлении защиты. По закону, на проведение такого мероприятия им отводится 3 рабочих дня. Принятие решения по истечении этого срока считается нарушением норм законодательства и может стать причиной жалобы в вышестоящий государственный орган;
  3. По результатам проверки полученного заявления, специалист выносит решение об отказе в предоставлении мер защиты или о согласии в применении такой меры поддержки. В обоих случаях заявитель должен получить мотивированное письмо, в котором отражаются причины принятия того или иного решения;
  4. Если в результате проверки полученного заявления, уполномоченный орган принимает решение о необходимости обеспечения защиты пострадавшего или свидетеля, соответствующие специалисты начинают подготовку к проведению этих мероприятий.

Для справки: Как показывает практика, далеко не все граждане довольны уровнем предоставления такого рода услуг от государственных органов. Конечно же, представители учреждений хвалят себя и говорят о том, что такие мероприятия проводятся на высшем уровне.

Однако специалисты же сходятся во мнении, что мероприятия, направленные на обеспечение безопасности потерпевшего и свидетеля в Российской Федерации далеки от совершенства.

Средства обеспечения защиты

Защита пострадавшего или свидетеля преступного деяния на территории Российской Федерации не может осуществляться без наличия соответствующего материального, технического или финансового обеспечения.

По нормам законодательства, приобретение любого необходимого оборудования, требующегося для обеспечения безопасности потерпевшего от обвиняемого в преступлении, должно проводиться за счет средств государственного бюджета.

Контролировать правильность использования денежных средств и их целевое направление должна система органов безопасности.

Внимание! По закону, возложение любых расходов на лицо, находящееся под защитой, невозможно.

Именно по этой причине любые финансовые требования, которые исходят от органов, обеспечивающих безопасность, противозаконны и могут быть обжалованы в суде или ином вышестоящем государственном органе (к примеру, в прокуратуре).

Ответственность

Федеральное законодательство России регламентирует основанные элементы привлечения к ответственности лица, который виновен в нарушении действий по обеспечению государственной защиты.

При этом к мерам ответственности может быть привлечено как должностное лицо, не справившееся со своими обязанностями, так и защищаемый гражданин, который отказался от выполнения каких-либо мероприятий, направленных на обеспечение его безопасности.

К примеру, пострадавший или свидетель может быть привлечен к ответственности в тех случаях, когда он захочет продать, заложить или подарить имущество, которое было получено от государства в целях выполнения мероприятий, направленных на защиту такого лица.

Источник: https://PravoNarushenie.com/otvetstvennost-i-nakazanie/naznachenie/zashhita-postradavshih-ot-prestuplenij

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.