К Какой Категории Относятся Воспитатели Детского Сада
Содержание
Профессия воспитатель. Категории воспитателей. Старший воспитатель ДОУ
Профессия воспитатель очень древняя и почетная. Когда она появилась, сказать сложно, однако известно, что ее история началась еще в Древней Греции. В те далекие времена в состоятельных семьях был раб, который занимался воспитанием детей. Он провожал его в школу.
В остальное время оберегал ребенка от различного рода опасностей, следил за его развитием, невольно формируя его поступки и поведение. Раба называли педагогом, что в переводе с греческого означало «детоводитель». Позже появился домашний воспитатель.
А сама профессия воспитатель возникла после популяризации общественного образования.
Характер человека, его жизненная позиция, взгляды и моральные принципы закладываются еще в детстве. Вот почему компетентность, образованность, всестороннее развитие личности воспитателя приобретает огромную социальную значимость.
Работа эта очень ответственна, так как в процессе нее формируется не только новая личность, но и новый гражданин государства. В процессе дошкольного образования происходит формирование отношения ребенка к обществу, труду, самому себе.
Что в свою очередь обуславливает его дальнейшее развитие.
Образование
Профессия воспитатель требует получения диплома об окончании среднего или высшего профессионального образования.
Качества, которые необходимы при работе воспитателем:
- Желание и интерес к работе с детьми.
- Творческое мышление и креативность.
- Воспитатель должен быть доброжелательным, отзывчивым, тактичным.
- Внимание и память должны быть хорошо развиты.
- Самоконтроль.
- Хорошая организованность.
- Эмоциональная устойчивость.
- Внятная и грамотная речь, эрудированность, общая культура.
- Отличные управленческие качества.
Воспитатель должен обладать знаниями:
- Нормативно-правовых актов и других программно-методических документов по вопросам дошкольного образования и правам ребенка.
- Педагогики и методики дошкольного воспитания.
- Детской, возрастной, педагогической и социальной психологии, а также анатомии и физиологии детей.
- Основ дефектологии.
- Литературно-художественного и музыкального репертуара.
- Различных методик обучения и развития детей.
- Правил охраны здоровья и жизни детей.
- Основ доврачебной помощи.
Воспитатель должен уметь:
- Понять проблему ребенка, находить контакт с любым из детей.
- Поддерживать дисциплину, но избегать грубых методов.
- Применять в своей работе разные методики воспитания, образования и развития.
- Выявить склонности и интересы каждого из детей и рассказать об этом родителям, для того чтобы развивать способности ребенка в дальнейшем.
- Общаться и решать конфликты с родителями.
Характеристика деятельности
Воспитатель занимается организацией и проведением работ по умственному, физическому, трудовому, нравственному и эстетическому развитию детей, а также подготавливает их к школе. Обучает навыкам узнавания цифр и букв, устному счету, лепке, рисованию, пению. Занимается развитием речи детей, их мышления, знакомит с эстетическими и этическими правилами и нормами, с произведениями искусства.
Развивает у детей наблюдательность, творческую инициативу, сообразительность, самостоятельность. Воспитатель прививает детям навыки общения, развивает вежливость, правдивость, доброжелательность, приветливость и другие социально-значимые качества. Помогает укреплять здоровье воспитанников с помощью физических упражнений и закаливания, организует строгий режим занятий и отдыха.
Соблюдает санитарно-гигиенические нормы в помещениях, формирует у детей навыки личной гигиены. Контролирует качество и своевременность питания воспитанников, поведение их во время еды. Пытается приобщить детей к труду. Проводит консультации родителей по вопросам укрепления здоровья, воспитания и обучения детей. На воспитателя ложится большая ответственность за здоровье и жизнь подопечных.
Самообразование воспитателя
Для того чтобы быть успешным в современной системе образования, необходимо постоянно заниматься совершенствованием своих знаний. К сожалению, с каждым годом полученные знания теряют свою актуальность. Поэтому самообразование воспитателя – это самый эффективный способ улучшения педагогического мастерства.
Самообразование – это работа педагога по углублению и расширению полученных ранее теоретических знаний. А также это совершенствование и приобретение новых профессиональных умений и навыков, которые отвечают требованиям современной педагогики и психологии.
Категории воспитателей
Воспитатели, желающие повысить заработную плату, могут подать заявление о том, что они хотят пройти аттестацию для получения первой или высшей категории.
Каждая категория дается сроком на 5 лет, по истечении этого срока ее необходимо подтвердить в том же порядке. Проходящие аттестацию письменно или с помощью компьютера отвечают на вопросы, касающиеся их профессиональной деятельности.
После окончания испытания комиссия выносит решение о том, соответствует или нет испытуемый занимаемой должности.
Педагогический состав
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) в основном педагогическом составе находятся старшие и младшие воспитатели.
Старший воспитатель занимается организацией воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его деятельность связана с методической работой. Его еще называют методистом.
Совместно с заведующей этот специалист участвует в руководстве коллективом ДОУ, подбирает кадры, разрабатывает и внедряет новые программы и педагогические планы. Следит за тем, чтобы в группах было достаточно книг, игрушек, игр.
Сотрудничает с другими ДОУ, а также школами, музеями, детскими центрами.
Старший воспитатель занимается проведением открытых занятий, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций. Работает с родителями детей: подготавливает стенды на различные темы, папки-передвижки и прочее.Младший воспитатель помогает основному воспитателю правильно организовывать сон и отдых детей в группе, следит за здоровым и правильным питанием.
Его обязанности:
- приносит и раздает еду;
- убирает посуду со столов и моет ее;
- умывает детей и моет им руки;
- проводит два раза в день влажную уборку и проветривает помещение;
- меняет постельное белье;
- убирает площадки для прогулок;
- помогает одевать детей перед прогулкой и раздевать после нее.
Организации, в которых может работать воспитатель
На самом деле их не так уж и мало.
- Государственный или частный детский сад.
- Детский дом.
- Центр социальной помощи семье и детям.
- Развивающий центр.
- Органы опеки и попечительства.
Карьерный рост
Работа воспитателем не предполагает большого карьерного роста. Конечно, есть возможность когда-либо стать заведующей детским садом. Или, к примеру, заняться предпринимательской деятельностью, открыв частный детский сад или организовав развивающий центр.
Условия труда
Педагоги обычно работают посменно (днем либо вечером), в помещении или на открытом воздухе (во время прогулок и занятий на природе).
В заключение можно сказать, что профессия воспитатель безусловно актуальна и востребована в современном мире. А люди, посвятившие всю жизнь работе с детьми, достойны похвалы и большого уважения. Работа воспитателем сложна, но она многократно вознаграждается любовью детей.
Источник: https://FB.ru/article/164348/professiya-vospitatel-kategorii-vospitateley-starshiy-vospitatel-dou
Люди каких профессий работают в детских садах (ликбез для молодых родителей)
Источник фото: pixabay.com
Последние три десятка лет российское образование постоянно реформируют. Множество нововведений изменило и дошкольные образовательные учреждения практически до неузнаваемости. Поэтому молодым родителям, которым только предстоит отдать ребенка в детский сад, будет полезно ознакомиться с перечнем профессий детского сада.
Штат детского сада зависит от его размера, чем больше сад – тем больше его штат. Некоторые сады посещают всего несколько десятков ребят, другие – сотни воспитанников. Есть детские сады, где воспитывают свыше тысячи детей.
В статье мы постараемся охватить максимум названий должностей и профессий, но читатели должны понимать, что этот перечень – весьма примерный.
Источник: pexels.com
С чего начинается детский сад?
Как театр начинается с вешалки, так детский сад – с видеокамер, высокого забора и калитки, запертой на замок. Контролем на входе занимается охранник. Обычно, это работник сторонней организации, частного охранного предприятия.
Крутые практики дошкольного образования: конференция для педагогов и родителей
Если вы не знали, с недавних пор все образовательные организации обязаны обеспечить пропускной режим. Для входа на территорию детского сада посетителям требуется пропуск или электронный ключ (такой же, как от домофона), для первого посещения достаточно будет паспорта.
Источник: wikimedia.org
Администрация и подчиненные
От входа посетители направляются к руководителю. Должность главы детского сада чаще всего называется «заведующий», даже если это женщина, как преимущественно и бывает.
В прямом подчинении заведующего секретарь или делопроизводитель, специалист по работе с кадрами, специалист по закупкам, бухгалтер.
Заведующему помогают его заместители. Хозяйственными вопросами занимается заместитель по административно-хозяйственной работе, он же завхоз.
В его подчинении находятся дворник, работник по обслуживанию зданий, садовник, уборщица, машинист по стирке белья, кастелянша, кладовщик, сотрудники пищеблока (шеф-повар, кухонный рабочие), учебно-вспомогательный персонал — помощники воспитателей и младшие воспитатели.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить другие публикации
За образование и воспитание детей отвечают заместитель заведующего по воспитательно-методической работе или старший воспитатель. Они контролируют воспитателей, музыкальных руководителей и инструкторов по физической культуре, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования.
В некоторых детских садах встречаются должности заместителя заведующего по инновационной работе. Такие сотрудники занимаются внедрением новшеств в работу детсада.
Источник: pexels.com
Что осталось за кадром?
Медицинская сестра. В каких-то детских садах должность полностью сокращена, в каких-то медсестры переподчинены близлежащим поликлиникам и числятся их работниками, но находятся в детских садах. В штате детского сада может быть должность медицинской сестры диетической, чьи обязанности – составление меню, контроль питания детей и прочее.
Логопед. Это сотрудник, который помогает детям развить правильную речь. Редко встречается, почти везде ставки сокращены.
Тьютор. Должность появилась недавно и не везде, предназначена для помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья.
В специализированных детских садах могут быть и другие должности, связанные с особенностями детей, их посещающих (например, дефектолог). Этот перечень – отдельная тема.Источник: pexels.com
Заключение
Стоит отметить, что работать в детском саду могут далеко не все желающие. Претенденты на педагогические должности должны иметь соответствующее образование или хотя бы пройти профессиональную переподготовку.
Даже помощники воспитателя (или, простым языком, нянечки) обязаны пройти тематические курсы.
Помимо этого существует ряд других требований, среди которых справка об отсутствии судимости, курсы об оказании первой медпомощи и так далее.
Как мы видим, современный детский сад – довольно большая и сложная структура. Численность работников самых разных профессий в ней может исчисляться десятками. Педагоги и кулинары, бухгалтеры и администраторы, психологи, садовники и многие другие, все они работают для воспитания и развития ваших детей.
Уважаемые читатели, поставьте палец вверх этой публикации, нажмите на кнопку «Подписаться»! Будем безмерно признательны вам за поддержку канала!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/doshkolnik/liudi-kakih-professii-rabotaiut-v-detskih-sadah-likbez-dlia-molodyh-roditelei-5ecfdea2e0b1756ebf778399
Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования
ОБУЧЕНИЕ “ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ”
Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования
Новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования.
Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог.
И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.
Основная функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания.
Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения.
К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.
К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:
- ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
- профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.
Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.
Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада
Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:
- Общие сведения о стандарте
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности.
Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования.
Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:обучения;воспитания;развития.В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются.
Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия.
Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
- Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (выдержка).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
3.2.1. Трудовая функция
Наименование | Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования | Код | B/01.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования |
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации | |
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами | |
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста | |
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста | |
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями | |
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития | |
Формирование психологической готовности к школьному обучению | |
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья | |
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства | |
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов | |
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности | |
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей | |
Необходимые умения | Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства |
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации | |
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения | |
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) | |
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения | |
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста | |
Необходимые знания | Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания | |
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте | |
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте | |
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста | |
Современные тенденции развития дошкольного образования | |
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
Источник: https://expert123.ru/professionalnyj-standart-pedagoga-vospitatelya-doshkolnogo-obrazovaniya/
Профстандарт воспитателя ДОУ — педагога дошкольного образования | АБиУС
3 окт. 2019
Светлана Муньёс
5 минут
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.
Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.
«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», — так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.
Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят
До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.
Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.
Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.
Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:
— Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.
— Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.
Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?
Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.
В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых вы можете претендовать на работу воспитателя
Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).
Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.
Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).Требований к опыту работы нет.
Трудовые функции воспитателя по профстандарту
Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:
1) Воспитательная;
Трудовые действия | Необходимые умения |
Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды; | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей; |
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы; | Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их; |
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера; | Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; |
Проектирование и реализация воспитательных программ; | Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; |
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.); | Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях; |
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка); | Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми; |
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации; | Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. |
Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; | Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач; |
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде; | Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка; |
2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
Трудовые действия | Необходимые умения |
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования; | Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте; |
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка; | Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой; |
Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования; | Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения; |
Организация и проведение педагогического мониторинга освоениядетьми образовательной программы; | Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской); |
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе; | Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения; |
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы; | Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы; |
Формирование психологической готовности к школьному обучению; | |
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства; | |
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов. |
Компетенции воспитателя по профстандарту
Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
- основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
- история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
- основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
- специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
- основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
- общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
- особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
- основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
- современные тенденции развития дошкольного образования.
Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту
Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).
В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:
Программы профессиональной переподготовки
Программы повышения квалификации
Программы профессионального обучения
- «Младший воспитатель»;
- «Помощник воспитателя».
Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей
- Преподаватели-разработчики – действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;
- Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.
- Удобная и понятная система дистанционного обучения — доступ с ПК, смартфона, планшета.
- Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
- Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
- Доступные цены – социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);
Источник: https://www.akbiz.ru/publications/profstandart-vospitatelya
Основные квалификационные требования к воспитателям различных категорий и должностей
Администратор
Для того, чтобы обеспечить наиболее правильный современный воспитательный и образовательный процесс, сотрудники детских дошкольных учреждений должны иметь высокий уровень профессиональной подготовки и отвечать условиям, которые выдвигают квалификационные требования к воспитателю детского сада и других организаций дошкольного образования. Это способствует не только отличному профессиональному уровню педагогического состава, но и стимулирует к постоянному развитию и прогрессированию каждого отдельного представителя процесса образования.
Различные уровни квалификации предусматривают отличия в оплате и различных дополнительных выплатах, поэтому кроме стремления повышать свои профессиональные знания и умения, работники ДОУ имеют и финансовые интересы. А способ материальной стимуляции не менее эффективен, чем любые другие виды поощрений.
Основные требования к квалификационной категории воспитателя зафиксированы в законодательно закрепленных документах и обязательны к исполнению всеми звеньями педагогических работников детских дошкольных учреждений.
Квалификационные категории
Весь педагогический коллектив ДОУ должен проходить аттестацию и получать соответствующую категорию согласно требованиям закона. Аттестоваться можно на первую и высшую категорию. Каждая из них предполагает наличие собственного перечня условий, соответствие которым дает возможность пройти аттестацию.
Требования к первой квалификационной категории воспитателя
Претендент должен отвечать следующим условиям:
- По результатам отслеживания работы воспитателя выявляется стабильные результаты освоения детьми образовательных программ, рассчитанных на конкретный возраст воспитанников.
- Высокие положительные результаты по результатам мониторинга образования.
- Прогрессирование способностей воспитанников ДОУ в разных областях знаний и умений: в интеллектуальной, творческой сфере, в физическом развитии, овладении навыками, необходимыми для социализации.
- Личный вклад претендента в рост качества образовательного процесса, внедрение в свою работу передового инновационного опыта коллег, собственные прогрессивные полезные разработки.
- Дифференцированный подход к воспитанию учащихся в зависимости от их возраста, склада характера и наклонностей.
- Участие в методической работе внутри своего ДОУ и распространение достижений на другие учреждений, обмен опытом.
Квалификационная категория присваивается на 5 лет, не продлевается, при переходе на работу в другое дошкольное учреждение ранее присвоенная категория сохраняется в течение всего времени, определенного законодательством. В дальнейшем педагог проходит аттестацию на общих основаниях, подтверждая полученную категорию или переходя на более высокий ее уровень по итогам оценки его деятельности.
Требования к высшей квалификационной категории воспитателя
Претендент на получение должен соответствовать следующим характеристикам:
- Мониторинг, проводимый ДОУ, должен показывать получение положительных данных в развитии и обучении воспитанников по образовательным программам для их возраста.
- Получение положительных результатов по итогам проверок других органов системы образования, успешное усвоение детьми программ.
- Внимательный и вдумчивый подход к детям и выявление их индивидуальных наклонностей и способностей с последующим развитием их, прогресс в научной, творческой и спортивной сферах, участие в различных конкурсах, фестивалях, праздниках, концертах и так далее.
- Значительный личный вклад в развитие системы образования, разработка и внедрение собственных воспитательных и/или образовательных методик, активное применение передового опыта других представителей педагогической науки.
- Деятельное участие в работе методических объединений ДОУ, разработка методической литературы.
Аттестация работников детских дошкольных учреждений проводится в оговоренные законом сроки на основании заявления, подаваемого претендентом. Отказать в приеме заявления не могут. На рассмотрение представленных документов отводится не более 30 суток, а на проведение собственно аттестации – до 60 дней.
Требования к квалификации педагогического состава
Основные условия, предъявляемые к работе представителей разных звеньев педагогического коллектива зафиксированы в должностной инструкции, утвержденной руководством ДОУ. Они зависят от того, на какой должности трудится воспитатель. Чем она выше, тем больше и объемнее условия его соответствия занимаемому месту:
Квалификационные требования к младшему воспитателю детского сада
Этот представитель педагогического состава должен иметь среднее профессиональное образование, наличие стажа работы необязательно, должен иметь навыки работы по специальности.
Воспитатель этого уровня должен обладать следующими знаниями:
- Основы педагогики, психологии и физиологии детей определенного возраста.
- Правила гигиены.
- Основы доврачебной медицинской помощи.
- Теория и методика воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
- Права ребенка.
- Нормы и правила охраны труда, здоровья и жизни воспитанников.
- Правила ухода за детьми.
- Санитарно-гигиенические нормы, касающиеся содержания и ухода за имеющимся инвентарем, оборудованием и помещениями.
Деятельность младшего воспитателя регламентируется законодательными и нормативными актами, а также внутренними документами ДОУ.
Квалификационные требования к воспитателю ДОУ
Эта должность подразумевает наличие среднего специального или высшего педагогического образования без фиксации на рабочем стаже. Воспитатель должен обладать профильными знаниями и умениями, уметь работать с детьми разных возрастов, применять на практике полученные теоретические знания.
Квалификационные требования к должности старший воспитатель
Предполагается наличие высшего профессионального образования и стаж работы воспитателем как минимум 2 года. Самостоятельная должность старшего воспитателя не предусматривает непосредственной работы с детьми.
Источник: https://edu-time.ru/pub/116120