Как Заработать на Повышении Цен на Бензин
Содержание
Бензин подешевел. Но не для россиян
По подсчетам Международного энергетического агентства (МЭА), средняя цена бензина по итогам 2019 года составила 0,91 доллара за литр, снизившись на 2% в годовом сопоставлении. При этом в России цена бензина в среднем составила 0,7 доллара за литр. Этот показатель, по оценке агентства, близок к низкому уровню, но в целом расположен примерно посередине общего диапазона цен.
В МЭА отмечают, что на стоимость бензина в той или иной стране сильно влияет политика государства, например, высокие налоги. Именно такова ситуация в России, где ценник на бензоколонке формируется акцизом на топливо.
А по данным энергетического агентства, самый дорогой бензин на планете в Европе, где высока налоговая составляющая. Самое же дешевое топливо можно найти в странах, где его рынок субсидируется государством.
Так, в США, крупнейшей добывающей нефть стране, цена составила 0,79 доллара за литр, а в Саудовской Аравии – 0,56 доллара за литр, пишет «Прайм» со ссылкой на текст исследования.
К странам с самой низкой стоимостью бензина, согласно данным МЭА, можно отнести также Алжир (0,33 доллара за литр), Туркменистан (0,43), Казахстан (0,44).
Один из самых дорогих является бензин в Нидерландах (1,84 доллара), Норвегии (1,78), Греции (1,77).
Тем временем в России стоимость Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже достигла абсолютного рекорда за всю историю наблюдений. 18 июня Аи-95 торговался по 57,8 тыс. рублей за тонну. Цена на 95-й бензин растет без остановки, начиная с середины апреля. За этот период она подскочила более чем на 50%.Также исторических пределов достигла разница между стоимостью 92-го и 95-го бензинов: в настоящее время Аи-95 на бирже стоит на 6-8 тыс. рублей дороже Аи-92, рост цены на который замедлился в начале июня, а в настоящий момент возобновился.
Цены — только через увеличительное стекло
«Оптическая иллюзия» сколько-нибудь заметных изменений топливных цен в России возникает, говорит шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв, только если сезонную стоимость бензина у нас измерять в долларах.
Она как бы колеблется почти синхронно вместе с нашим внутренним валютным курсом.
В действительности же в рублях цена бензина меняется на горизонте хотя бы полугода-года исключительно в одном направлении, и утешение лишь в том, что удорожание происходит очень медленно, практически в плановом порядке.
Потолок роста цен на бензин, пускай и не вполне официально, а за счёт так называемого «рыночного» демпфирующего, то есть компенсирующего, механизма индексируется правительством России по факту так же предсказуемо и неотвратимо, как и тарифы на ЖКХ, отмечает аналитик.
А нефтепроизводителям остается лишь спокойно пользоваться созданной при их же активнейшем участии ситуацией.
Вот они и подтягивают цены на собственных сетях заправок с завидной регулярностью, аккуратно и почти незамедлительно к этому потолку, уровень которого определяется в ходе различных совещаний правительственных чиновников с представителями отрасли.
На самом деле, это правильно, что с лета 2018 года в этом плане установлены хотя бы какие-то определённые правила игры, а по сути четкий порядок, не только сдерживающий «индексацию» внутренней стоимости бензина в стране, но и управляющий этим процессом. Но этот порядок таков, что при нем практически невозможно развернуть тренд по ценам на топливо вспять.
Потому что за основу порядка взята не себестоимость производства единицы топлива плюс, скажем, конкретный процент прибыли, утоляющий аппетиты компаний-полумонополистов, а ориентация на порочную идею компенсации им неких воображаемых «выпадающих доходов», которые они почему-то заранее считают своими, потому что могли бы теоретически их получить, продавая те же объемы бензина за рубеж.
И вот вместо здравой идеи — зарабатывать как следует на экспорте, при условии выполнения своего рода социальных обязательств низкого уровня цен на бензин внутри страны, для нужд наших производств и граждан, нашим нефтяным и бензиновым королям правительство позволяет получать высокий доход и там, и здесь, констатирует Пётр Пушкарёв. Как результат, недополученные за экспорт при упавших внешних ценах барыши нефтепроизводители спокойно компенсируют в России, так как правительство каждый год позволяет поднимать цены для российских потребителей на уровень официальной инфляции.
Даже с учетом того, что при дешевой нефти часть средств компании-переработчики, плача крокодиловыми слезами, возвращают государству в рамках того самого демпфирующего механизма, они все равно и сейчас в большой выгоде, считает аналитик.
Когда же мировые цены высокие, то государство сторицей возмещает своим нефтяникам разницу, лишь бы только у них был экономический смысл не продавать все до последней капли за рубеж.
Понятно желание потрафить близким к правительству системообразующим бизнесменам под предлогом предоставления этой важной опоре бюджета достаточных сумм на разведку недр и развитие технологий.Но все же, это можно было бы делать, наверное, менее явно — установив, в конце концов, экспортные квоты, как неоднократно грозил сделать ещё Дмитрий Козак, считает эксперт.
Тогда некий «квазиналог» за счет сдерживания цен на бензин внутри страны конкретным потолком, благоприятным для себестоимости производств в других отраслях экономики и для большей рентабельности перевозок — был бы вполне приемлем.
Так как условием реализации хороших объемов на экспорт и стало бы следование правительственным приоритетам внутри России, без медленного, но неуклонного взвинчивания цен для нужд своей экономики.
Топливо все же притормозит
Очевидно, заключает Пётр Пушкарёв, что реализовать такой механизм политически непросто. Если этого не будет сделано, то, по его мнению, до конца 2020 года бензин, может быть, дорожать больше и не будет.
Однако за несколько ближайших лет тихой сапой стоимость бензина доползет у нас и до 65-70 руб.
, и выше — и как бы мало это ни стоило в долларах или евро, или по сравнению с ценой бензина в центральной Европе, это цена очень большая и накладная по меркам не успевающих расти доходов российских потребителей.
Кстати, в 2018 году, когда был принят демпферный механизм для сдерживания внутренних цен на топливо, этот инструмент себя оправдывал, напоминает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Но построен демпфер таким образом, что снижение розничных цен он не предусматривает, а только плавное повышение.
Получилось что-то вроде негласного соглашения между государством и производителями нефтепродуктов, которые взяли на себя обязательства не повышать цены на бензин выше уровня инфляции.
Так что в любом случае топливо будет расти в цене вслед за инфляцией – пусть не резко, но постепенно, уверен аналитик. Во-вторых, даже после снятия режима самоизоляции и восстановления транспортного потока,АЗС получают примерно 50% от прежнего уровня оборотов.
Но объем затрат (зарплаты, налоги и т.д.) остаются. Что означает: снижение цен не в интересах автозаправок, у которых маржа итак сократилась.
Успокаивает только один фактор: опасаясь дальнейшего снижения потребительского спроса, резко никто повышать цены не будет – ни производители (НПЗ), ни продавцы топлива (АЗС).Источник: https://expert.ru/2020/06/18/dorogoj-benzin/?ny
По 50 копеек на Крым: впереди внеплановое повышение цен на топливо
Убытки от акцизов производители топлива поделят пополам с автомобилистами?
Правительство России одобрило внеплановое повышение акцизов на топливо. Цены изменятся в два этапа: с 1 января 2018 года на 50 копеек и на столько же с 1 июля 2018 года. Повышение принесет дополнительные доходы в бюджет в размере 40 млрд рублей.
Собранные средства планируется направить на строительство новых дорог и автомобильной инфраструктуры, в первую очередь в Крыму, Калининграде и на Дальнем Востоке.
Эксперты расходятся во мнениях: одни считают, что пострадают конечные потребители, другие — что на них решение правительства отразится незначительно, а производители топлива на росте акцизов смогут даже заработать. Подробности в материале «Реального времени».
На бюджетном совещании в правительстве принято решение поднять цены на топливные акцизы. О том, что чиновники собираются строить дороги в Крыму, на Дальнем Востоке и в Калининграде за счет автолюбителей всей России, говорили давно, и почти никто не сомневался, что схему утвердят.
Речь идет о внеплановом повышении акцизов на 50 копеек за литр топлива в январе 2018 года и на столько же — в июле.
Из-за повышения акциза на 50 копеек 1 литр топлива в рознице может подорожать на 1,5% или на 60 копеек.
Это существенно большее повышение акцизов, чем предусмотрено индексацией на инфляцию в 4%, то есть примерно на 30 копеек за 1 литр бензина и 23 копейки за 1 литр дизтоплива, сообщают «Ведомости».
Индексируя акцизы на инфляцию, бюджет планировали пополнить на 25 млрд рублей. По данным министра финансов Антона Силуанова, внеплановое повышение акцизов принесет в бюджет дополнительно 40 млрд рублей, передает «Интерфакс». Таким образом, цены на топливо могут перевалить психологическую отметку в 40 рублей за литр.
По данным министра финансов Антона Силуанова, внеплановое повышение акцизов принесет в бюджет дополнительно 40 млрд рублей. Фото Максима Платонова
«Короче говоря, в районе 4%, максимум 6% составит рост»
Впрочем, эксперты считают, что производители не будут полностью перекладывать дополнительные расходы на плечи потребителя.
Аналитик нефтяного рынка, генеральный директор компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков уверен, что, как и в прошлые годы, разницу разделят 50/50, так как ФАС не позволит перепрыгнуть 4-процентный порог инфляции.
«В 2016 году где-то на 4 рубля подскочили акцизы, 2 рубля на себя взяли нефтяные компании и 2 рубля переложили на розничные цены. Так и сейчас будет».
— Автовладельцев значительно это не коснется, поскольку розничный рынок регулируют не биржи уже и не налоговые ужесточения, а исключительно ФАС.
Если ФАС сказал, что рост стоимости будет в пределах годовой инфляции, и Эльвира Набиуллина сказала: «Да, мы будем держать инфляцию в 4 процента», — то конечным владельцам автомобилей можно не то что позавидовать, но сказать: «Ребята, не волнуйтесь, 4 процента вам обеспечено к концу года, выше вряд ли и ниже вряд ли». Короче говоря, в районе 4 процентов, максимум 6 процентов составит рост, — считает Костюков.
Впрочем, эксперт тут же оговаривается, что раз повышение внеплановое, то и размер утвержденной инфляции могут переиграть: «Четвертый квартал на носу, и правительство вдруг внеочередное повышение акцизов задумало. Никто же не знал».— Что касается биржевых цен, то они подскочат. Я посчитал, что если акциз повысят на рубль с литра — такой расчет был у Минфина, то получается, с учетом НДС, 1,4 рубля на дизельное топливо и 1,5 рубля на бензин, — говорит Костюков.
С одной стороны акцизы — убытки для нефтяных компаний, с другой — в убытке они благодаря им же не останутся. Фото st.volga.news
«Где взять денег? Надо пошкурить с нефтегазовых королей. И шкурят их, но частично это достается и конечным потребителям»
С одной стороны акцизы — убытки для нефтяных компаний, с другой — в убытке они благодаря им же не останутся.
— По крайней мере, под таким лозунгом — на строительство дорог — вводятся акцизы. А это значит, что производителям легче будет реализовать на внутреннем рынке дизтопливо для строительной техники и другие нефтепродукты — битум, гудрон. То есть будет дополнительный сбыт, — говорит Виктор Костюков.
О том, что производители заработают на росте акцизов, говорить не приходится, полагает собеседник «Реального времени».
— Вся разница ушла в бюджет, производители не выиграли ничего. Может быть, даже потеряли, потому что очень выросла внутренняя цена на нефть. Покупая нефть и перерабатывая ее на НПЗ, они получают нулевую рентабельность — за что купили, за то и продали. Об этом талдычат нам и Алекперов, и другие.
Нефтяные компании — они давно не выигрывают, они только проигрывают из-за того, что в целом мировые цены на нефть падают. И что налоговое бремя на них растет с каждым годом в геометрической прогрессии, потому что наш бюджет на 50 процентов обеспечивается нефтегазовым комплексом.
Бюджет — величина постоянная, 15—16 трлн рублей. И чем ниже мировые цены, тем выше налоги. Если нефть упала в два раза, то и уменьшились поступления в бюджет в два раза. А как содержать армию врачей, учителей? Где взять денег? Надо пошкурить с нефтегазовых королей.
И шкурят их, но частично это достается и конечным потребителям, — говорит Костюков.
Сулейманов считает, что покрывать затраты от роста акцизов из своего кармана производители не будут, и это коснется конечного потребителя. Фото 24segodnya.ru
«Бензин — это социальный продукт и он потянет за собой повышение цен на другие продукты»
По словам Ирека Сулейманова, президента Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ, нефтяная отрасль давно перестала быть «очень рентабельной».
— Я говорю о самостоятельных заправках, рыночных. Не о вертикально интегрированных, у которых свои скважины и переработка. Мы покупаем топливо и даже не в Татарстане, к сожалению, бензина в Татарстане недостаточно производится.
95 процентов топлива вынуждены закупать на стороне — башкирский НПЗ, самарский. Бензин — это социальный продукт и он потянет за собой повышение цен на другие продукты.
Если затраты на любой заправке составляют энную сумму, то зарабатывать меньше — уже не выгодно, — говорит Сулейманов.
В этом году цены на бензин выросли на 4% в рознице, а в оптовом сегменте — еще больше. Сдерживали их на заправках в том числе с помощью административного ресурса. Сулейманов считает, что покрывать затраты от роста акцизов из своего кармана производители не будут, и это коснется конечного потребителя.— В какой промежуток времени это произойдет — тяжело сказать. Когда вводят акцизы, не сразу повышается цена на топливо, рынок раскачивается — очень много факторов. Будем, конечно, надеяться, что заводы и нефтяные компании чуть поумерят свои аппетиты.
Для меня, как для потребителя, повышение акцизов — это плохая новость, ведь всегда шел разговор об инфляции на 4 процента, и непонятно внеплановое повышение.
Но, наверное, нашлись у правительства России причины, чтобы одобрить повышение акцизов, — говорит Сулейманов.
По мнению Виктора Костюкова, отметки в 40 рублей за литр 92-й бензин до 2019 года не достигнет. Фото .com
Дорогая Самара и бюджетные Челны: сколько стоит бензин в ПФО
В этом году топливо дорожало и без изменения акцизов. Значительное повышение цен было в ПФО в марте — в среднем на 40—50 копеек, затем цены массово подняли в мае — в среднем на 30 копеек за литр, с 35,84 до 36,14 рубля. АИ-95 прибавил в цене все те же 30 копеек — с 38,86 до 39,16 рубля за литр.
95-й бензин психологически важную отметку в 40 рублей, по данным аналитической службы «Реального времени», перешагнул только в Самаре, его стоимость там составляет 40,14. В других городах ПФО средняя цена — 39,65. За лето литр 95-го в среднем подорожал на 1 копейку.
Цена АИ-92 после майского повышения резких скачков не показывала — в среднем он стоит 36,63 рубля за литр. На 10 копеек подорожало дизтопливо (средняя стоимость сейчас 37,26) и на 80 копеек — АИ-98 (средняя стоимость 43,30).
По данным на 18 сентября самый популярный 92-й бензин в Казани, Нижнекамске, Альметьевске стоит 36,40 рубля, в Набережных Челнах — 36,33, в Йошкар-Оле – 36,86, в 36,72, в Ульяновске 36,80, в Уфе – 36,65. Самый дорогой бензин в Самаре — 37,14 рубля.
Эксперты прогнозируют дальнейший рост стоимости АИ-95, это связано с обновлением автомобильного парка россиян. Темпы производства этого вида топлива растут на 12—15% ежегодно, а темпы роста АИ-92 — нулевые. По мнению Виктора Костюкова, отметки в 40 рублей за литр 92-й бензин до 2019 года не достигнет.
БизнесРозничная торговля
Источник: https://realnoevremya.ru/articles/76892-pravitelstvo-rossii-podnyalo-akcizy-na-toplivo
Бензин и дизтопливо в уникальной ценовой ситуации. Будут ли падать цены на заправках? 18:51, 21 апреля 2020 Версия для печати
Падение оптовой цены бензина в России на 11% дает определенные надежды, что и розничная стоимость топлива для россиян пойдет вниз. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев.
Цена Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже за неделю с 13 по 19 апреля упала на 11% — до 35,77 тысячи рублей за тонну (в европейской части России).
При этом издержки компаний, которые включают акциз, выплаты в бюджет по демпферу (механизм стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке), НДС и НДПИ, составляют 38,07 тысячи рублей за тонну.
Из этой статистики выходит, что компании торгуют себе в убыток на 2,3 тысячи рублей на тонну бензина АИ-92.
Указывается, что
топливо подешевело из-за резкого падения спроса — объем реализации на АЗС упал уже примерно на 50% из-за карантинных мероприятий.
Резко снизился автомобильный трафик, в том числе грузовой, так что спад продаж горючего очевиден. В таких рыночных условиях производители топлива готовы идти на понижение оптовых цен и соглашаются на дополнительные дисконты на бирже.
«Падение на оптовом рынке нефтепродуктов России не редкость – в отличие от розничного, он крайне волатилен, — отмечает аналитик. – В оптовых продажах возможны снижения и в больших значениях, чем фиксируются сейчас.
Тем не менее, резкое падение сегодня отмечается, так как снижаются экспортные цены на нефтепродукты – бензин, дизтопливо и мазут.
Сырьевые рынки по всему миру серьезно просели, что оказывает влияние и на российских производителей.И, как мы знаем, с 2018 года в России действует система демпфера – новая фискальная политика в нефтяной отрасли.
Она означает, что если российским компаниям выгоднее продавать топливо за границу, то бюджет доплачивает им разницу, чтобы они поставляли нефтепродукты без ущерба для себя на российский рынок.
Но сейчас сложилась обратная ситуация – уже компании вынуждены платить бюджету, так как российский рынок премиальный. Отчисления по дизелю – 10 тысяч рублей за тонну, по бензину – 17 тысяч».
Цена топлива может измениться
В январе 2020 года, согласно соглашению о демпфере, компании платили в российскую казну 100 рублей за тонну бензина, теперь – свыше 17 тысяч.
В 2020 году бюджет впервые заработал на демпфере, за год нефтяники могут перечислить государству 600–700 млрд рублей, оценивали аналитики и Минфин.
Это сгладит удар от обнуления экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и резкого падения налога на добычу полезных ископаемых при низких ценах нефти Urals, которая сейчас меньше $15 за баррель.
Механизм демпфера работает в обе стороны. Если экспортный топливный рынок становится премиальным по сравнению с внутренним, государство доплачивает нефтяникам, чтобы те не поднимали цены на заправках в России.
Если цены на экспортном рынке падают, уже нефтяники обязаны перечислять деньги в бюджет и по этой причине не снижают стоимость топлива в стране. Сейчас продавать топливо за рубеж на треть менее выгодно, чем в России.
А демпфер вынуждает эту разницу возвращать бюджету.
«Закон о новых налоговых правилах принимался с учетом мнения нефтяников, и все тогда понимали: вероятность, что наступит ситуация, подобная сегодняшней, существует.
Тогда как два года нефтяники получали субсидии из бюджета и чувствовали себя защищенными в финансовом плане.
Судя по всему, государству в сложный период выгодна сложившаяся ситуация, так как Минэнерго не заявляет о пересмотре существующих правил игры.
Но компании указывают, что спрос на топливо в период карантина серьезно сократился – особенно в крупных городах. Тем не менее, маржинальность на заправках сейчас достаточно велика, и продавцы работают с прибылью. А свои опасения высказывают на перспективу – если продажи продолжат сокращаться, то выручка с каждого литра бензина не обеспечит запланированные доходы.
Хотя на сегодняшний день, на мой взгляд, даже необходимость выплачивать отчисления по демпферу и снижение спроса все же позволяют снизить розничные цены. Маржинальность доходов с каждого проданного литра дает такие возможности. Другой вопрос, пойдут ли на добровольный отказ от части доходов сами продавцы», — подчеркивает эксперт.
Правительство просят пересмотреть демпфер
По мнению трейдеров, механизм демпфера нуждается в доработке – слишком высокой может оказаться плата в бюджет со стороны игроков рынка.
В марте нефтяные компании уже поднимали вопрос о выплатах по демпферу в 2020 году из-за низких цен на нефть и предлагали поменять формулу расчета.
Им объяснили, что формулу, конечно, поменять можно, но в этом случае правительство просто на ту же сумму поднимет НДПИ: в кризисные времена бюджету надо помогать.
Низкие цены на оптовом рынке привели к росту прибыльности бизнеса на автозаправках, где цены стабильны и не снижаются. По данным Refinitiv,маржинальный доход АЗС с начала года вырос на 3,8% — до 17,3%. Но с учетом падения реализации удвоились и издержки на литр для владельцев заправок.
Возможно, с учетом всех факторов правительство не спешит пересматривать условия для нефтяных компаний.
«В данной ситуации нужно понимать, что заправки получали доходы не только от продажи топлива, но и сопутствующих товаров – стеклоомывателей, шоколада, жевательной резинки, автоаксессуаров и прочих мелочей.
Реализация этих товаров сократилась значительно, розница просела достаточно сильно на одном только кофе.
С другой стороны, часть НПЗ России уже уходят на плановый ремонт, так что избыток нефтепродуктов сократится, и продажи горючего станут выгоднее.
Сейчас многое зависит от того, как долго продлится режим карантина в России – экономика нуждается в повышении спроса на нефтепродукты, тогда воспрянут и продающие компании.
Тем не менее, даже если они и не снизят стоимость бензина для розничных потребителей, то уж повышать ее точно не решатся.
При существующей маржинальности на подобные попытки тут же обратит внимание антимонопольная служба – предпосылок для повышения цен на топливо для россиян сейчас нет», — заключает Андрей Гордеев.
Источник: https://news.ati.su/article/2020/04/21/benzin-i-diztoplivo-v-unikalnoy-cenovoy-situacii-budut-li-padat-ceny-na-zapravkah-185126/
Выгоден ли сегодня собственный бизнес на АЗС: прибыль и расходы от продажи «горючки»
Читая эту статью, посетитель, скорее всего, нашел её целенаправленно. Так как задумался об открытии собственной АЗС и считает, как это сделать. Ищет полезную информацию.
И ему не нужно, что-то огромное. Достаточно одной, маленькой, но своей автозаправочной станции. Почему бы и нет? Спрос стабильный, автомобилей меньше не становится.
А значит, кажется, что прибыль гарантируется, хотя бы числом транспортных средств.
В России ежегодно продают более 200 тысяч новых машин. И им всем нужно топливо — бензин или дизель. А общее число личных автомобилей в Российской Федерации стремится к соотношению 1 к 5. То есть, одно авто на каждые 5 человек. В 500-тысячном городе, следовательно, будет 100 тысяч транспортных средств, а в «миллионике» — уже минимум 200 тысяч.
Москва или Питер могут похвастать числом от 3-4 миллионов личных автомобилей. Даже 1% от такого количества — регулярные покупатели на АЗС — дадут в маленьком городе минимум тысячу заправленных автомобилей за неделю (средняя частота заправки одного автомобиля). По сути мизерная посещаемость — 140 автомобилей в сутки или 5 машин за час.
И пусть каждый из них приобретет лишь 10 литров, за неделю выйдет уже 10 000 литров. Да по 45 рублей — 450 тысяч рублей как с куста. В месяц — почти два миллиона рублей без копеек. Для небольшого города это отличный показатель ежемесячной прибыли. В крупном городе она пропорционально увеличивается минимум в 20 раз.
И это, воскликнет читатель, с одной маленькой АЗС! Буду открывать, буду-буду!
Но так ли все радужно в этой нише, как масляные разводы на поверхности воды? Исходя из поверхностного расчета, приведенного выше, топливный бизнес должен быть довольно интересен предпринимателям, ведь прибыль в нём гарантируется безальтернативным спросом на все виды топлива. По сути, бензин с дизелем по сросу можно сравнить с продуктами питания. Беря соотношение 1 к 5, легко сделать вывод, общее количество АЗС в городе должно быть в пять раз меньше среднего количества городских продуктовых магазинов.Однако, почему-то, тут и там, как грибы после дождя, не возникают АЗС на улицах города и загородных трассах. И в целом, общее число «заправок» не увеличивается в геометрической прогрессии. В большинстве городов вообще остались в работе лишь крупные сетевые заправочные операторы, а частный бизнес в виде альтернативных брендов, кажется, что и вовсе ушел из ниши.
Не в пример продуктовым магазинам, число которых только растет, независимо от размеров города. Да так плотно, что магазины одной сети можно встретить в соседних домах. А рядом еще 2-3 частника держат свои маленькие лавки и уходить не собираются. Почему так? Продукты — открывают и открывают, а АЗС — нет. Спрос-то в качественном выражении, одинаково стабилен.
Что, бизнесу не нужна прибыль?
Нужна. Тем более, цена на хлеб, например, стабильна не первый год, а литр бензина, за это же время, «прибавил» к стоимости около 10 рублей. Так в чем неоднозначность?
Считая доходы, начинай с расходов
Эпоха мини-АЗС, где всего оборудования был бензовоз, стоящий на обочине, да оператор, давно канула в лету. Теперь современная автозаправочная станция — в городе или на трассе — целый объект со сложными архитектурными формами.
Несколько заправочных электронных колонок, каждая по полмиллиона рублей, освещение, асфальтированная большая территория, красивый навес, касса в отдельном помещении, возможно небольшой магазинчик или кафе. И это ещё не видно инженерных коммуникаций — топливных хранилищ, насосов, трубопроводов и прочих коммуникаций.
Сколько это стоит? Минимум 2-4 миллиона рублей. А персонал? Посчитаем: охрана, инженер, операторы (минимум 4 человека, работающие сутки, через трое), товаровед, старший смены, технические работники и уборщики. При среднем окладе в 20-40 тысяч рублей, ежемесячный зарплатный фонд будет не меньше полумиллиона рублей.
А аренда или стоимость земли под АЗС? А само строительство, согласование и другая бюрократия? Даже считать не стоит, так как в каждом регионе свои цены.
При этом, само топливо не такой уж высокомаржинальный продукт, как может показаться на первый взгляд. На оптовом рынке ГСМ всё очень тесно переплетено между собой. Существуют крупные производители — нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Есть крупные сетевые операторы — оптовые покупатели и продавцы топлива.
Есть розница, состоящая из частников и брендов, принадлежащих сетевым операторам. Между ними, кроме этого, обитает множество посредников и вспомогательных фирм. Кроме этого, не стоит забывать и про государство, чьи интересы также должен учитывать рынок ГСМ.
То есть, каждое звено цепочки хочет получить свою прибыль.
Таким образом оптовая цена довольно плотно регулируется и фиксируется со всех сторон. Так, крупный сетевой оператор, перепродавая топливо с НПЗ, реализует его же в розницу на своих АЗС. По цене с максимальной маржой. Он, получается, и устанавливает потолок розничной цены в регионе, где работает.
Остальные «соседи-частники», оптом купившие «горючку» у него, не могут продавать бензин дороже — брать не будут (сетевому бренду доверяют же больше). А дешевле не получится — снизу поджимает оптовая цена сетевого оператора. А она, как уже понятно, едва отличается от розничной цены на фирменных АЗС.Конечно, опять скажет дотошный читатель, надо брать топливо напрямую у НПЗ — у производителя. Хорошо, посчитаем. НПЗ находится не в каждом регионе.
И чтобы транспортировать топливо с завода на свою АЗС, придется заплатить за долгую логистику. А это не так уж и мало. И завод, чтобы с ним работать, требует больших объемов закупок.
Желательно железнодорожными составами. Где хранить весь этот объем?
Вот и получается, что частник должен обращаться на промежуточные нефтебазы, принадлежащие тому-самому оператору, работающему в регионе. И тут не обходится без затрат.
Предположим, что частник ежемесячно реализует 10 тысяч литров «горючки». Оптовая цена на нефтебазе — 35 рублей за литр. Итого, стоимость партии — 350 000 рублей. При 40-рублевой розничной реализации (хотя, в реальности, наценка в 5 рублей — слишком большая, в настоящее время наценка не превышает 2-3 рублей), этот объем принесет — 400 000 рублей. Маржа составит 50 тысяч рублей.
Тут стоит сделать отступление. Топливо, реализуемое оптом, продается килограммами и тоннами. Затем, с учетом плотности, переводится в объем. Но, для простоты и понятности расчетов, hobiz.ru будет сразу считать в литрах.
Чтобы транспортировать этот объем ГСМ до своей АЗС необходимы тягачи-автоцистерны. Они, передвигаясь по дорогам РФ, оплачивают «Платон». То есть, логистика ощутимо бъёт по карману. Поэтому транспортировка 10 тысяч литров выльется в копеечку.
Средняя цена доставки составляет порядка 5% от стоимости объема на расстоянии до 500 км от нефтебазы. Или — 17,5 тысяч рублей. Что там остается от маржи? 32,5 тысяч рублей? И это, ещё не посчитали расходы на содержание самой АЗС и персонала.
Выход — продавать горюче-смазочного материала в больших объемах. Тогда можно отойти от работы с нефтебазами и выйти напрямую на производителей или, так называемую, топливную биржу — где оптовые цены более либеральные, но и покупать объемы придется железнодорожными составами. Следом, транспортировать и где-то хранить купленное, до реализации на собственной АЗС.Точнее сети АЗС, даже один крупный объект не сможет справиться с продажей всего объема. А сеть из нескольких «заправок» пропорционально увеличивают капиталовложения на открытие такого бизнеса. Тут, кстати, надо понимать, что производитель топлива продает свой товар в розлив, а значит железнодорожный состав придется покупать свой, либо арендовать.
Что, в очередной раз, следует записать в статьи расходов.
Вот и выходит, что частники, работающие с малыми объемами стали уходить с рынка. Так как — беря меньше, платишь больше. Оптовики-разливайки, обзаведясь своими АЗС, используют свое положение. Маржа на маленьких объемах стремится к нулю. А дороже сетевых брендов продавать не получится. Нет доверия и, вообще, в целом, конкурировать с сетями очень сложно.
Но, опять встрянет читатель hobiz.ru, топливо-то стоит дороже 40 рублей за литр в розницу. И если опт по 30… Вопрос, как говорится, своевременный.
Из чего складывается стоимость топлива
Не секрет, что нефтедобыча в России поставлена на поток. Точнее нефтепровод. Все расходы на добычу и транспортировку литра «черного золота» до НПЗ не превышает 10-12% цены литра любого вида топлива. Откуда, тогда, остальные 90% в ценниках на АЗС?
Производство, хранение, транспортировка, прибыль НПЗ и посредников, а также другие расходы — лежат на плечах конечного потребителя. Оплачивая литр топлива, автовладелец платит за все. Но и это, едва достигает 50% цены литра бензина. Где прочее?
Остальное лежит в налогах на топливо — акциз, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), НДС. Этот «груз» заложен в литр любого топлива. И сегодня его доля — минимум 50% от розничной цены.
По сути, конечный покупатель обеспечивает государство регулярными поступлениями в бюджет, каждый раз, когда заливает топливо в бак своего автомобиля.
Следовательно, даже НПЗ из оптовой цены отдает на налоги минимум половину.
И именно эта ситуация приводит к тому, что крупные нефтедобывающие компании, со своей стороны, заявляют от невыгодности топливной розницы, прося государство повысить розничные цены на топливо (как на социально важный продукт).
То есть, сами производители не могут обеспечить приемлемую оптовую цену для своих же сетевых АЗС, чтобы была прибыль. О чем тогда говорить владельцам-частникам? Конечно, «налоговые маневры», призванные облегчить участь НПЗ, сдерживают цены.
Но надолго ли?
И в этих маневрах нет места маленькому (и даже среднему) бизнесу. Поэтому, продуктовые магазины — открываются чаще, чем АЗС. А все больше и больше независимых АЗС переходят в «сеть».
Следовательно, планируя бизнес по открытию собственной АЗС сразу стоит задуматься, может лучше купить франшизу топливного бренда и стать «сетевиком»? Так гарантируется минимальная оптовая цена от НПЗ-владельца. Либо, брать на вооружение новые способы заправки. Например, доставка топлива к автомобилю потребителя. В такой форме прибыль будет получаться с самой доставки, а не с цены ГСМ.В любом случае, частная АЗС в России — это прошлое бизнеса, когда половина цены бензина считалась прибылью.
Обязательно прочтите еще бизнес-идеи:
Специально для hobiz.ru
Источник: https://hobiz.ru/ideas/auto/vygoden-li-segodnya-sobstvennyj-biznes-na-azs/